Урок в формате круглого стола по теме «Причастие» (7 класс)

2
0
Материал опубликован 14 May 2020

Конспект урока русского языка

УЧИТЕЛЬ: Муравкина Анастасия Алексеевна

ПРЕДМЕТ: русский язык

КЛАСС: 7

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 21.11.19.

ТЕМА: «Теория причастия».

ЦЕЛЬ: обобщить знания по теме «Причастие».

ЗАДАЧИ:

Образовательные: научится применять теорию на практике по теме «Причастие».

Развивающие: развить языковую компетенцию (формирование прочных пунктуационных и орфографических умений и навыков), интеллектуальные качества личности, логическое мышление, умение делать выводы.

Воспитывающие: воспитать любовь к родному языку, воспитание ответственности и трудолюбия.

ТИП УРОКА: урок обобщения.

ВИД УРОКА: урок круглый стол.

ТЕХНОЛОГИЯ: информационно-репродуктивная, проблемная, развивающая.

МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ РАБОТЫ: репродуктивный метод, организация круглого стола, устный групповой опрос, проблемный вопрос, слово учителя, выполнение устного упражнения, работа с текстом, выделение орфограмм и пунктограмм, аналитическая беседа.

ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: индивидуальная, групповая, фронтальная.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: причастие, склонение причастий, причастный оборот, синтаксическая роль причастия, действительные и страдательные причастия, краткая форма причастий, суффиксы причастий, Н-НН в суффиксах причастий, НЕ с причастиями, Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Предметные результаты: умение находить с тексте орфограммы и пунктограммы, связанные с причастием.

Метапредметные результаты:

- Регулятивные УУД: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную, уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им, адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

- Коммуникативные УУД: участвовать в дискуссии и аргументации своей позиции, владение монологической и диалогической формами речи; учитывать разные мнения; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее; уметь задавать вопросы; вступать в диалог.

- Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, обобщение, сравнение, классификация.

Личностные результаты: уважительное отношение к русскому языку; стремление к речевому самосовершенствованию.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: -

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: Русский язык. 7 класс: Ладыженская. 

ОБОРУДОВАНИЕ: обычная доска, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.




ХОД УРОКА.

Этап урока, время

Методы и приемы

Рассматриваемые вопросы

.

МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП (5 мин).

Организационный момент;

сообщение целей и задач урока;

актуализация опорных ЗУН.

Репродуктивный метод.

Организация круглого стола.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Учащиеся предварительно поделились на группы (3-4 чел.) и подготовились к устному опросу:

1 группа: теория – определение причастия, особенности причастия как части речи (прил.+глагол), классификация причастий (действительные, страдательные, полные, краткие);

2 группа: синтаксис и пунктуация – определение причастного оборота, знаки препинания при причастном обороте, синтаксическая роль причастия (примеры);

3 группа: орфография – действительные причастия (правописание суффиксов -ащ-/-ящ-, -ущ-/-ющ-, -вш-);

4 группа: орфография – страдательные причастия (правописание суффиксов -ем-, -им-);

5 группа: орфография – правописание Н-НН в суффиксах причастий (привести примеры на каждый пункт правила);

6 группа: орфография – НЕ с причастиями (привести примеры на каждый пункт правила).

Учащиеся садятся за круглый стол рядом со своей группой, на вопросы отвечают без тетрадей.

ⅠⅠ.

ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Теоретическая часть урока (повторение, обобщение и систематизация знаний) – 20 мин.
















































































Практическая часть урока (контроль и самоконтроль знаний) – 15 мин.


Устный групповой опрос.

Проблемный вопрос. Слово учителя. Выполнение устного упражнения.

















































































Работа с текстом. Выделение орфограмм и пунктограмм. Аналитическая беседа.

Учитель опрашивает учащихся по группам (в разном порядке). Если группа затрудняется с ответом, другие группы отвечают на вопрос. Учащиеся задают друг другу вопросы, что также учитывается при выставлении оценок.

1 группа: Что такое причастие? На какие группы делятся причастия?

Объясните определение В.И. Даля: Причастие - это «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». Что причастие взяло от глагола, а что от прилагательного?

Как склоняются причастия? (как прилагательные)

Найдите причастия в следующих предложениях: Это неожиданное предательство потрясло меня до глубины души. Непрошеные гости удалились только через полчаса. Скрипели плохо смазанные колеса.

Какие это причастия, действительные или страдательные?

Есть ли вопросы к первой группе?

2 группа: Что такое причастный оборот? Расскажите правило расстановки запятых при причастном обороте.

Где должна стоять запятая в следующем предложении:

Экскурсия, неудавшаяся из-за непогоды, была перенесена на вторник.

Назовите определяемое слово (экскурсия) и причастный оборот (неудавшаяся из-за непогоды).
Есть ли случаи, когда причастный оборот не обособляется? (1.
если стоит после определяемого слова, 2. если причастный оборот тесно связан по смыслу не только с определяемым словом - подлежащим, но и со сказуемым).

Нужна ли запятая в следующем предложении:

Бегающие во дворе дети гоняли голубей.

Какова синтаксическая роль причастия? Приведите примеры. Может ли быть причастие в роли подлежащего? (субстантивация)

Есть ли вопросы ко второй группе?

3 группа: При каких условиях в причастиях пишется суффикс -ащ-/-ящ- или -ущ-/-ющ-?

Образуйте от глаголов действительные причастия:

думать – думающий, думавший;

строить – строящий, строивший;

отдохнуть – отдохнувший;

сдать – сдающий, сдававший;

писать – пишущий; писавший.

Приведите примеры действительных причастий Пр.вр./Н.вр. Как образуются причастия прошедшего времени? (от основы инфинитива)

Есть ли вопросы к третей группе?

4 группа: Что такое страдательные причастия? Назовите суффиксы страдательных причастий. Расскажите правило правописания суффиксов -ем-, -ом- и -им-.

Образуйте от данных глаголов страдательные причастия Н.вр.:

видеть – видимый (ⅠⅠ);

слышать – слышимый (ⅠⅠ);

оберегать – оберегаемый (Ⅰ);

добывать – добываемый (Ⅰ).

Образуйте от данных глаголов страдательные причастия Пр.вр.:

распаковать – распакованный;

распилить – распиленный;

просеять – просеянный.

Есть ли вопросы к четвертой группе?

5 группа: Расскажите правило – Н-НН в суффиксах причастий. На каждый пункт правила приведите собственный пример.

Какой звук должен быть в суффиксе причастия: приглуш..нный (причастие написано на доске)? Обоснуйте ответ.

Сколько Н пишется в данных примерах:

плетеная корзинка,

переплетенные книги;

плетенный из конского волоса;

сплетены из шелковых нитей;

сплетенный из травы.

Есть ли вопросы к пятой группе?

6 группа: Расскажите правило – НЕ с причастиями. На каждый пункт правила приведите собственный пример.

Слитно или раздельно пишется НЕ с причастиями в данных случаях:

невыученные уроки;

дома не построены;

никем не исследованные края;

очень неразговорчивый.

Есть ли вопросы к шестой группе?


Работа со всем классом. На слайде и раздаточном материале даны предложения с причастиями.

1. Вставить верное по смыслу причастие, указать его залог и время.

(руководящийруководимый): Школьный драматический кружок,… артистом городского театра, готовит новую постановку.

Артист,… школьным дра­матическим кружков, тщательно разъясняет роль каждому участ­нику спектакля. 

(изобретший, изобретённый): Новый прибор,… инженером, имеет большую ценность.

Инженер,… новый прибор, получил премию.

(гонящий, гонимый): Ветер,... облака, не утихал ни на минуту.

Облака,… ветром, быстро неслись по небу.

2. Необходимо найти причастия, назвать орфограммы, объяснить расстановку запятых, указать синтаксическую роль причастия.

Примеры предложений:

Был там и покрытый легким пушком крыжовник, розовая вперемешку с черной смородина, свежесплетенная из тончайших прутьев белоснежная корзиночка. Это, наконец, кусочек пчелиных сотов, из которых не выкачан мёд и который дожидался нашего прихода (М. Алексеев).


Передняя комната оштукатурена и расписана каким-то самоучкой в кувшинки и лилии. Снаружи дом, крыльцо, лесенка выкрашены в глянцевитую охру… Земляной пол пол утрамбован и  чисто подметен. Ни мусоринки, ни соломинки! (В. Солоухин).


Давно опавшие жёлтые листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце, испуская из себя лучи, как червонцы (А.П. Чехов).

ⅠⅠⅠ.

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП (7 мин)

Подведение итогов урока;

Рефлексия;

информирование о домашнем задании.

Репродуктивный.

Какие темы по разделу показались вам наиболее сложными? Помогла ли работа в коллективе осветить проблемные вопросы?

Домашнее задание: каждая группа составляет по своей теме распечатку с правилом (в виде схемы, таблицы, определения), чтобы оформить стенгазету от класса по теме «Причастие».


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации