Урок в формате круглого стола по теме «Причастие» (7 класс)
Конспект урока русского языка
УЧИТЕЛЬ: Муравкина Анастасия Алексеевна
ПРЕДМЕТ: русский язык
КЛАСС: 7
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 21.11.19.
ТЕМА: «Теория причастия».
ЦЕЛЬ: обобщить знания по теме «Причастие».
ЗАДАЧИ:
Образовательные: научится применять теорию на практике по теме «Причастие».
Развивающие: развить языковую компетенцию (формирование прочных пунктуационных и орфографических умений и навыков), интеллектуальные качества личности, логическое мышление, умение делать выводы.
Воспитывающие: воспитать любовь к родному языку, воспитание ответственности и трудолюбия.
ТИП УРОКА: урок обобщения.
ВИД УРОКА: урок круглый стол.
ТЕХНОЛОГИЯ: информационно-репродуктивная, проблемная, развивающая.
МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ РАБОТЫ: репродуктивный метод, организация круглого стола, устный групповой опрос, проблемный вопрос, слово учителя, выполнение устного упражнения, работа с текстом, выделение орфограмм и пунктограмм, аналитическая беседа.
ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: индивидуальная, групповая, фронтальная.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: причастие, склонение причастий, причастный оборот, синтаксическая роль причастия, действительные и страдательные причастия, краткая форма причастий, суффиксы причастий, Н-НН в суффиксах причастий, НЕ с причастиями, Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Предметные результаты: умение находить с тексте орфограммы и пунктограммы, связанные с причастием.
Метапредметные результаты:
- Регулятивные УУД: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную, уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им, адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.
- Коммуникативные УУД: участвовать в дискуссии и аргументации своей позиции, владение монологической и диалогической формами речи; учитывать разные мнения; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее; уметь задавать вопросы; вступать в диалог.
- Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, обобщение, сравнение, классификация.
Личностные результаты: уважительное отношение к русскому языку; стремление к речевому самосовершенствованию.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: -
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: Русский язык. 7 класс: Ладыженская.
ОБОРУДОВАНИЕ: обычная доска, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.
ХОД УРОКА.
Этап урока, время | Методы и приемы | Рассматриваемые вопросы |
Ⅰ. МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП (5 мин). Организационный момент; сообщение целей и задач урока; актуализация опорных ЗУН. | Репродуктивный метод. Организация круглого стола. | Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Учащиеся предварительно поделились на группы (3-4 чел.) и подготовились к устному опросу: 1 группа: теория – определение причастия, особенности причастия как части речи (прил.+глагол), классификация причастий (действительные, страдательные, полные, краткие); 2 группа: синтаксис и пунктуация – определение причастного оборота, знаки препинания при причастном обороте, синтаксическая роль причастия (примеры); 3 группа: орфография – действительные причастия (правописание суффиксов -ащ-/-ящ-, -ущ-/-ющ-, -вш-); 4 группа: орфография – страдательные причастия (правописание суффиксов -ем-, -им-); 5 группа: орфография – правописание Н-НН в суффиксах причастий (привести примеры на каждый пункт правила); 6 группа: орфография – НЕ с причастиями (привести примеры на каждый пункт правила). Учащиеся садятся за круглый стол рядом со своей группой, на вопросы отвечают без тетрадей. |
ⅠⅠ. ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Теоретическая часть урока (повторение, обобщение и систематизация знаний) – 20 мин. Практическая часть урока (контроль и самоконтроль знаний) – 15 мин. | Устный групповой опрос. Проблемный вопрос. Слово учителя. Выполнение устного упражнения. Работа с текстом. Выделение орфограмм и пунктограмм. Аналитическая беседа. | Учитель опрашивает учащихся по группам (в разном порядке). Если группа затрудняется с ответом, другие группы отвечают на вопрос. Учащиеся задают друг другу вопросы, что также учитывается при выставлении оценок. 1 группа: Что такое причастие? На какие группы делятся причастия? Объясните определение В.И. Даля: Причастие - это «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». Что причастие взяло от глагола, а что от прилагательного? Как склоняются причастия? (как прилагательные) Найдите причастия в следующих предложениях: Это неожиданное предательство потрясло меня до глубины души. Непрошеные гости удалились только через полчаса. Скрипели плохо смазанные колеса. Какие это причастия, действительные или страдательные? Есть ли вопросы к первой группе? 2 группа: Что такое причастный оборот? Расскажите правило расстановки запятых при причастном обороте. Где должна стоять запятая в следующем предложении: Экскурсия, неудавшаяся из-за непогоды, была перенесена на вторник. Назовите определяемое слово (экскурсия) и причастный оборот (неудавшаяся из-за непогоды). Нужна ли запятая в следующем предложении: Бегающие во дворе дети гоняли голубей. Какова синтаксическая роль причастия? Приведите примеры. Может ли быть причастие в роли подлежащего? (субстантивация) Есть ли вопросы ко второй группе? 3 группа: При каких условиях в причастиях пишется суффикс -ащ-/-ящ- или -ущ-/-ющ-? Образуйте от глаголов действительные причастия: думать – думающий, думавший; строить – строящий, строивший; отдохнуть – отдохнувший; сдать – сдающий, сдававший; писать – пишущий; писавший. Приведите примеры действительных причастий Пр.вр./Н.вр. Как образуются причастия прошедшего времени? (от основы инфинитива) Есть ли вопросы к третей группе? 4 группа: Что такое страдательные причастия? Назовите суффиксы страдательных причастий. Расскажите правило правописания суффиксов -ем-, -ом- и -им-. Образуйте от данных глаголов страдательные причастия Н.вр.: видеть – видимый (ⅠⅠ); слышать – слышимый (ⅠⅠ); оберегать – оберегаемый (Ⅰ); добывать – добываемый (Ⅰ). Образуйте от данных глаголов страдательные причастия Пр.вр.: распаковать – распакованный; распилить – распиленный; просеять – просеянный. Есть ли вопросы к четвертой группе? 5 группа: Расскажите правило – Н-НН в суффиксах причастий. На каждый пункт правила приведите собственный пример. Какой звук должен быть в суффиксе причастия: приглуш..нный (причастие написано на доске)? Обоснуйте ответ. Сколько Н пишется в данных примерах: плетеная корзинка, переплетенные книги; плетенный из конского волоса; сплетены из шелковых нитей; сплетенный из травы. Есть ли вопросы к пятой группе? 6 группа: Расскажите правило – НЕ с причастиями. На каждый пункт правила приведите собственный пример. Слитно или раздельно пишется НЕ с причастиями в данных случаях: невыученные уроки; дома не построены; никем не исследованные края; очень неразговорчивый. Есть ли вопросы к шестой группе? Работа со всем классом. На слайде и раздаточном материале даны предложения с причастиями. 1. Вставить верное по смыслу причастие, указать его залог и время. (руководящий, руководимый): Школьный драматический кружок,… артистом городского театра, готовит новую постановку. Артист,… школьным драматическим кружков, тщательно разъясняет роль каждому участнику спектакля. (изобретший, изобретённый): Новый прибор,… инженером, имеет большую ценность. Инженер,… новый прибор, получил премию. (гонящий, гонимый): Ветер,... облака, не утихал ни на минуту. Облака,… ветром, быстро неслись по небу. 2. Необходимо найти причастия, назвать орфограммы, объяснить расстановку запятых, указать синтаксическую роль причастия. Примеры предложений: Был там и покрытый легким пушком крыжовник, розовая вперемешку с черной смородина, свежесплетенная из тончайших прутьев белоснежная корзиночка. Это, наконец, кусочек пчелиных сотов, из которых не выкачан мёд и который дожидался нашего прихода (М. Алексеев). Передняя комната оштукатурена и расписана каким-то самоучкой в кувшинки и лилии. Снаружи дом, крыльцо, лесенка выкрашены в глянцевитую охру… Земляной пол пол утрамбован и чисто подметен. Ни мусоринки, ни соломинки! (В. Солоухин). Давно опавшие жёлтые листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце, испуская из себя лучи, как червонцы (А.П. Чехов). |
ⅠⅠⅠ. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП (7 мин) Подведение итогов урока; Рефлексия; информирование о домашнем задании. | Репродуктивный. | Какие темы по разделу показались вам наиболее сложными? Помогла ли работа в коллективе осветить проблемные вопросы? Домашнее задание: каждая группа составляет по своей теме распечатку с правилом (в виде схемы, таблицы, определения), чтобы оформить стенгазету от класса по теме «Причастие». |