Урок-викторина по биологии по теме «Вода»
МКОУ «Сухогаевская СОШ» Верхнехавского района Воронежской области
учитель биологии Гладышева Марина Алексеевна
Урок – викторина по теме: Вода
Цели и задачи:
углубление знаний об экологической роли воды, рациональном использовании и охране водных ресурсов.
воспитание любви к природе, привитие навыков экономного расходования воды в домашних условиях.
формирование элементов экологической культуры, гражданской ответственности за экологическое состояние окружающей среды у подрастающего поколения
развитие творческих способностей обучающихся;
Место проведения: урок
Участники: ученики: 5 – 8 классов
Оборудование:
Большая карта путешествия, с нанесенными на ней объектами
Круг карусель с секторами (красный, желтый, зеленый, синий) помещенный в центр карты и свободно вертящейся на ней.
Карточки 4 цветов (по 10 -12 штук)
Условия проведения:
Играют 4 команды по (количеству секторов) красные, желтые, зеленые, синие. Команда выполняет по задание, на сектор которого выпадает ее цвет. Ходят по очереди. За правильные ответы команды набирают очки – карточки своего цвета. Если в выпавшем секторе вопросов больше нет, то команда отвечает на вопросы следующего сектора. Игра становиться интереснее, если использовать разнообразные наглядные пособия: карточки, карты, картинки и т.д.
Схема карты – путешествия:
Сектор № 1 «Черный ящик»
Ведущий выносит черный ящик, в котором лежит приз, связанный с водой. Члены команды задают ведущему вопрос о содержимом ящика. Ведущий может отвечать только «да» или «нет». Команда побеждает, если ей удается забрать приз (например, минеральная вода)
Сектор № 2 «Вода и человек»
Назовите народные обряды, связанные с водой (День Нептуна, крещение)
Назовите методы лечения водой?
Сектор № 3 «Сыскное агентство»
О каких типах загрязнения идет речь в тексте:
Электростанции, промышленные предприятия часто сбрасывают подогретую воду в водоем. Это приводит к повышению в нем температуры воды. С повышением температуры в водоеме уменьшается количество кислорода, увеличивается токсичность загрязняющих воду примесей, нарушается биологическое равновесие. В загрязненной воде с повышением температуры начинают бурно размножаться болезнетворные микроорганизмы и вирусы. Попав в питьевую воду, они могут вызвать вспышки различных заболеваний.
Человек использует для хозяйственно-бытовых и производственных нужд (включая сельское хозяйство) ту ничтожную часть запасов пресной воды (0,3%), которая сосредоточена в реках, озерах и подземных месторождениях вод. Традиционно большее применение находили доступные поверхностные и грунтовые воды. Меньшая часть населения использовала подземные водоисточники. Однако к середине ХХ века экологически благополучные водоемы и водотоки стали редкостью.
Сектор № 4 «Моря – реки»
Сколько на нашей планете океанов? (4)
Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан).
Белое, Красное, Чёрное, Жёлтое – что это? (Названия морей)
Какое море является самым солёным на нашей планете? (Мёртвое море)
Как называются начало и конец реки? (Исток, устье)
У какого водоёма бывают рукава? (Река)
Какая река является самой длинной на Земле? (Нил)
В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? И самое глубокое? (Байкал)
По руслу какой реки протекает1/5 всей речной воды мира? (Амазонка)
Сколько процентов земной поверхности покрыто водой? (Примерно 70%)
Сколько процентов от общего количества водной массы Земли составляет пресная вода? (3%)
Сектор № 5 «Логическая цепочка»
Каждой команде ведущий задает по одному тематическому вопросу. Начиная с первого, игроки отвечают, и ведущий строит свой следующий вопрос исходя из ответа предыдущего игрока. Например:
Ведущий: - Почему надо экономить питьевую воду?
1 игрок: - Потому что запасов питьевой воды на Земле мало.
Ведущий: - Почему запасов питьевой воды на Земле мало?
2 игрок: - Потому что, в основном вода соленая. И так далее. После ответа последнего игрока, ведущий вновь задает первоначальны вопрос, и зачитывают ответ последнего участника. Команда зарабатывает карточку своего цвета, если ответ был интересный и содержательный.
Сектор № 6 «Почему?»
1. Почему грязная посуда, белье становятся чистыми, если их моют и стирают в воде? (Вода – растворитель.)
2. Почему моря не переполняются от впадающих рек и не заливают сушу? (Круговорот воды, испарение с поверхности.)
3. Почему в крышке чайника делают отверстие? (Для выхода пара.)
4. Почему во время ледохода лед не тонет, а плывет по поверхности реки? (Лед легче воды.)
Сектор № 7 «Блиц – вопросы»
Кто загрязняет водоемы и что может загрязнять воду? (нефть, отходы, смывы с полей, транспорт, фабрики, люди)
Какие меры нужно принимать, чтобы вода не ушла от нас и была чистой? (не бросать мусор, экономить воду, водоочистители)
Что может загрязнять воздух? (выброс с заводов и фабрик, пожар, дым сигарет, выхлопные газы, аэрозоли)
Как сохранить воду на земле ?
Для чего нужна вода?
Сектор № 8 «Вода в сказках»
Кто из водяных жителей утащил Дюймовочку? (Жаба)
Кто спасался в полынье от лисы? ( Серая шейка)
Где нашёл свой ключик Буратино? (в пруду)
О какой рыбе написал сказку П. Ершов? (Мудрый пескарь).
Куда тянула воз Щука? (в воду)
В какой сказке речка была молочной? ( Гуси-лебеди)
Где нашли сестрицу Алёнушку? (в реке)