12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ещенко Юлия Владимировна1146 Россия, Новосибирская обл., Новосибирск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Урок биологии для 7 класса «Класс Пресмыкающиеся»
Конспект урока биологии с мультимедийной поддержкой
ОО: МБОУ ООШ № 84 г. Новосибирска
ФИО учителя: Ещенко Юлия Владимировна
Предмет: биология
Класс: 7
Тема: Царство Животные. Позвоночные.
Номер урока в теме: 6
Тема урока: Класс Рептилии (Пресмыкающиеся).
Тип урока: урок «открытия» и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: Организация работы обучающихся по формированию представлений о пресмыкающихся как о первых настоящих как о первых настоящих наземных позвоночных животных.
Планируемые результаты:
Предметные. Ученики научатся называть и описывать общие признаки класса Пресмыкающиеся, определять и классифицировать пресмыкающихся по рисункам, фотографиям, сравнивать пресмыкающихся и земноводных, делать выводы о причинах их сходства и различия, устанавливать черты более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными, приводить примеры представителей разных отрядов пресмыкающихся.
Метапредметные. Ученики научатся: перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию; преобразовывать информацию из одного вида в другой; осуществлять сравнение по предложенным критериям, строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей (условие – приспособление); выбирать из предложенных средства достижения цели; организовывать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками. Ученики получат возможность научиться: осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; отстаивать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные. Ученики научатся понимать многообразие живого мира и осознавать его познаваемость на основе достижений науки. У учеников могут быть сформированы понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности к самообразованию; признание прав каждого на собственное мнение; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.
Основные понятия: Характерные признаки класса Пресмыкающиеся. Особенности размножения и развития. Происхождение пресмыкающихся, разнообразие, классификация. Роль пресмыкающихся в экосистемах и жизни человека. Охраняемые виды.
Технология: Технология развития критического мышления (ТРКМ), технология активных методов обучения (АМО).
Ресурсы: Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, наглядные пособия: презентация, раздаточный материал для работы (рабочие листы, задание «Найди ошибку»), лист самооценки, учебник: Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс. /Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Колесникова И. Я.. - М.: Просвещение.
Вид мультимедиа компонента: презентация (размер 298 402 Кб). Для создания презентации к уроку были взяты видеофильм («Движение пресмыкающихся»), созданный в Pinnacle Studio 12, анимированные презентации «5 фактов о распространении рептилий», «Найди ошибку», созданные в сервисе Powtoon (режим доступа:
План урока
Этапы | Задача | Длительность | Форма организации познавательной деятельности обучающихся |
Организационный этап | Психологически подготовить учащихся к общению и взаимодействию в процессе приобретения новых и использования имеющихся знаний и умений. | 1 мин | |
Стадия (этап) вызова (по ТРКМ) | |||
Актуализация и обнаружение имеющихся у учеников знаний по теме, пробуждение интереса и мотивация. Создание проблемной ситуации, вызывание у учащихся эмоциональной реакции затруднения. | Организовать процесс воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом. Создать условия для самостоятельного определения учащимися направлений в изучении темы, тех её аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить. | 10 мин | Фронтальная |
Стадия (этап) осмысления (по ТРКМ) | |||
Получение новых знаний | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание новых знаний об особенностях строения и образа жизни пресмыкающихся. | 18 мин | Групповая (в парах), фронтальная |
Первичное осмысление и применение знаний | Выявить уровень осознанности полученных знаний, пробелы. с целью их дальнейшей корректировки. | 8 мин | Фронтальная, индивидуальная |
Стадия (этап) рефлексии (по ТРКМ) | |||
Рефлексия и подведение итогов | Развивать умение обобщать и анализировать полученную информацию, способствовать выработке собственного отношения к изученному материалу. | 6 мин | Фронтальная, индивидуальная |
Информация о домашнем задании | 2 мин |
Время урока: 45 минут
Ход урока
Этап урока | Что делают | Использование мультимедиа | |
Учитель | Ученики | ||
Организационный этап | − Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас сегодня совершить виртуальную экспедицию. – А что же такое экспедиция? Во время экспедиции путешественники узнают много нового, делают путевые заметки. Мы с вами тоже будем делать записи в специальных рабочих листах, которые находятся у вас на партах. Старайтесь ничего не пропустить, успевайте выполнить задания, будьте внимательны! | Эмоционально настраиваются на учебную деятельность, отвечают на вопрос учителя (путешествие со специальной научной целью). | |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | − Я собралась в экспедицию, и буду изучать этих животных, которые чем-то похожи друг на друга. Угадайте, по какому признаку я собираюсь изучать их. Для этого предлагайте мне животных, чем-то похожих на моё, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой крокодила и удава. А что у вас? − Совершенно верно, объектами изучения во время нашей виртуальной экспедиции будут пресмыкающиеся. − Итак, тема нашего урока-экспедиции «Класс Пресмыкающиеся или Рептилии». | Пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество – эти живые организмы относятся к пресмыкающимся. В ходе игры формулируют тему урока. | Презентация (2 слайд) По щелчку мыши в поле слайда открывается тема урока |
− Почему класс Пресмыкающиеся получил такое название? Где мы можем найти подтверждения своим догадкам? Короткие конечности, расположенные по бокам туловища, не поднимают тело высоко над землей, и оно волочится по земле. | Высказывают свои мнения. Предлагают заглянуть в словарь. | Презентация (2 слайд). При нажатии на картинку словаря открывается гиперссылка на толкование слова, при нажатии на картинку фотокамеры – открывается видеофайл «Движение рептилий» | |
Этап актуализации знаний и пробного действия. Создание проблемной ситуации, вызывание у учащихся эмоциональной реакции затруднения. | − Куда же отправиться нашей экспедиции на их поиски? Где обитают пресмыкающиеся? Демонстрирует видеоролик. − Как вы считаете, какой фактор ограничивает распространение рептилий и почему? Обобщая высказывания учащихся, акцентирует внимание на том, что расселение видов пресмыкающихся теперь не зависит от водоемов (за исключением некоторых), то есть это истинно наземные животные. Просит учащихся прокомментировать этот факт. | Учащиеся высказывают предположения: − В пустыню, или места с жарким климатом. − Температура среды, а именно низкие значения, ограничивают расселение рептилий. − Рептилии приспособлены для жизни в теплых условиях, могут сказать, что рептилии – холоднокровные животные. - В отличие от земноводных появились приспособления, которые сделали их независимыми от наличия воды в окружающей среде (могут перечислить некоторые из них). | Презентация (2 слайд). При щелчке мыши в поле слайда появляется значок планеты, при нажатии на который открывается видеофайл «5 фактов о распространении рептилий». При щелчке мыши в поле слайда появляется выноска о месте экспедиции. |
− Любая экспедиция совершается с научной целью, а какую цель мы перед собой поставим. Учитель суммирует высказывания учащихся в виде обобщенной цели – выявить, какие особенности позволили пресмыкающимся стать настоящими наземными животными. | Учащиеся высказывают свои мнения и формулируют цели урока, например: узнать, чем отличаются пресмыкающиеся от других животных, или почему пресмыкающиеся могут жить в очень жарких условиях и фактически обходиться без воды, или какие бывают пресмыкающиеся и научиться отличать их друг от друга и др. | Презентация (2 слайд). При щелчке мыши в поле слайда появляется выноска о цели экспедиции. | |
− Место, цель экспедиции мы уже определили, а вот по какому маршруту мы с вами будем двигаться, с чего начнем? Примерный план: - Рассмотрим внешнее строение; - Изучим внутреннее строение; - Понаблюдаем за образом жизни; - Узнаем тайну их происхождения; - Познакомимся с разными представителями; - Определим их значение. | Совместно с учителем составляют план работы. | Презентация (5 слайд). | |
Получение открытия новых знаний | − Итак, мы переместились с вами на берег самой длинной реки в мире – Нила и на нашем пути мы встретили нильского варана, африканского трионикса, египетскую кобру и, конечно же, нильского крокодила. − Пора начинать вести наши путевые заметки. Отметьте в рабочих листах, название увиденных животных (работа в парах). | Рассматривают изображения животных на слайде презентации и в путевых листах, дают названия животным (изображение трионикса как правило определяется путем исключения известных. | Презентация (слайд 6) При щелчке мыши в поле слайда появляются фотографии животных, при повторном клике – названия. |
− Учитель предлагает учащимся самостоятельно продолжить виртуальную экспедицию по составленному плану, используя в качестве путеводителя учебник биологии (§43, с. 112-115) и дополнительную информацию. Напоминает учащимся о лимите выделенного времени (не более 18 минут). | Работают с текстом учебника. Выполняют задания в путевых листах. | ||
Первичное осмысление и применение знаний. Физкультминутка. | − Наша экспедиция проделала огромную работу. Мы с вами хорошо потрудились и заслужили отдых. Закройте глаза. Представьте, что мы под финиковой пальмой на берегу Нила. Расслабьтесь. Почувствуйте дуновение ветра. А теперь открываем глаза и прослеживаем взглядом траекторию движения указки от одного круга к другому. Выполняется гимнастика. − А вот и наша река! Пробегитесь взглядом по верхушкам деревьев, посмотрите на горные вершины, на водную гладь. | Выполняют упражнения для глаз. | Презентация (слайд 7). Звук на слайде воспроизводится автоматически. |
− А сейчас, дорогие путешественники, пришло время составить отчёт о проделанной работе и применить добытые вами знания для выполнения заданий. В качестве отчёта предлагает учащимся проанализировать и завершить частично заполненный кластер (без указания нескольких терминов кластера). Затем происходит коллективное обсуждение, в ходе которого происходит структурирование и систематизация изученного материала. | Восстанавливают неполный кластер. Участвуют в обсуждении. | Презентация (слайд 8,9) | |
− Настало время проверить ваши знания. 1 задание: Чей это признак? Для выполнения второго задания понаблюдаем за одним учеником, который выполняет домашнее задание – готовит сообщение о распространении рептилий, но при этом допускает ошибки. Найдите их и исправьте. Правильно выполненное задание оценивается в 10 баллов (1 найденная ошибка – 1 балл, 1 исправление – 1 балл). - Теперь проверка на самого внимательного слушателя (взаимопроверка, взаимооценка, обмен выполненными заданиями): 10-12 баллов – оценка «5»; 7-9 баллов - оценка «4»; 5-6 баллов - оценка «3»; Менее 5 баллов - оценка «2». Только положительная оценка (4 и 5) выставляется в дневник и журнал, оценка 3 – по желанию ученика. | Фронтальная работа с ЭОР. Просматривают видеоролик, а затем в предложенном тексте находят и исправляют ошибки (индивидуальная работа). Осуществляют взаимопроверку и взаимооценку по эталону (слайд 7 презентации). По желанию выставляют оценки в дневник. | Презентация (слайд 10) По щелчку мыши на названии 1 задания открывается гиперссылка на интерактивное задание (паззл). По щелчку мыши на названии 2 задания открывается видеофайл «Ученик». По щелчку мыши на иконке «Проверь себя» открывается эталон ответа. | |
Рефлексия и подведение итогов | − Итак, наша экспедиция успешно завершилась, настало время подвести её итоги. Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? Можем ли мы теперь определить какие особенности позволили пресмыкающимся стать настоящими наземными животными? Используется педагогический приём «Опрос-итог» (рефлексия содержания): − Что освободило рептилий от необходимости возвращаться в водоём в период размножения? − Что сделало пресмыкающихся независимыми от влажности окружающей среды, позволив им заселить области с низкой влажностью? − Что способствует лучшей ориентации рептилий во внешней среде? | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Отвечают на вопросы учителя. Предполагаемые ответы: − Внутреннее оплодотворение. Яйцо, покрытое плотной оболочкой. − Ороговевшая кожа и лёгочное дыхание. − Увеличение подвижности головы (за счёт удлинения шеи), несущей органы чувств. | Презентация (слайд 13). При последовательных кликах в поле слайда появляются основные особенности рептилий, в связи с наземным образом жизни. |
− Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок, с одной ошибкой, с двумя, больше двух. Все, кто выполнил задание правильно – молодцы, а те, кто допустил ошибки, могут дома еще раз поработать с путеводителем (учебником) и найти правильные ответы. − А теперь давайте ещё раз мысленно перенесёмся на берег Нила, вспомним, как работали и оценим себя. Предлагает учащимся заполнить «Лист самооценки» (рефлексия деятельности). | Оценивают свою деятельность. | Презентация (слайд 14). | |
Информация о домашнем задании | Раздаёт учащимся распечатанные опорные схемы (кластер) и объявляет домашнее задание для всех обучающихся (повторить изученный материал - § 43, должны уметь рассказывать о рептилиях, перечислять существенные признаки). Предлагает индивидуально или в парах подготовить сообщения (мини-презентации не более 5 слайдов – «5 фактов о…», «А вы знали, что …», «Самые-самые», «Кто-кто в Сибири живёт…») о пресмыкающихся. | Записывают обязательное для всех домашнее задание. | Презентация (слайд 15). |
Ссылки на использованные Интернет-ресурсы:
Видео (для монтажа видеоролика про движение рептилий):
Слоновая черепаха. Режим доступа:
Уж обыкновенный. Режим доступа:
Комодский варан. Режим доступа:
Нильский крокодил. Режим доступа:
Изображения:
Игуана. Режим доступа:
Королевская кобра. Режим доступа:
Узорчатый полоз. Режим доступа:
Калифорнийский аллигатор. Режим доступа:
Пустынная черепаха. Режим доступа:
Нильский крокодил. Режим доступа:
Нильский варан. Режим доступа:
Африканский трионикс. Режим доступа:
Египетская кобра. Режим доступа:
Гаттерия. Режим доступа:
Хамелеон (клипарт). Режим доступа:
Крокодил (клипарт). Режим доступа:
Мальчик (клипарт). Режим доступа:
Эмблема. Режим доступа:
Пустыня Сахара. Режим доступа:
Берег Нила. Режим доступа:
Берег Нила. Режим доступа:
Глобус. Режим доступа:
Фотоаппарат. Режим доступа:
Цикл развития морской черепахи. Режим доступа:
Турист (клипарт). Режим доступа:
Рабочий лист
DOCX / 609.62 Кб
Задание для первичного закрепления
DOCX / 18.89 Кб
Лист самооценки
DOCX / 15.06 Кб