12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ещенко Юлия Владимировна1146
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Конспект урока биологии с мультимедийной поддержкой

ОО: МБОУ ООШ № 84 г. Новосибирска

ФИО учителя: Ещенко Юлия Владимировна

Предмет: биология

Класс: 7

Тема: Царство Животные. Позвоночные.

Номер урока в теме: 6

Тема урока: Класс Рептилии (Пресмыкающиеся).

Тип урока: урок «открытия» и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: Организация работы обучающихся по формированию представлений о пресмыкающихся как о первых настоящих как о первых настоящих наземных позвоночных животных.

Планируемые результаты:

Предметные. Ученики научатся называть и описывать общие признаки класса Пресмыкающиеся, определять и классифицировать пресмыкающихся по рисункам, фотографиям, сравнивать пресмыкающихся и земноводных, делать выводы о причинах их сходства и различия, устанавливать черты более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными, приводить примеры представителей разных отрядов пресмыкающихся.

Метапредметные. Ученики научатся: перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию; преобразовывать информацию из одного вида в другой; осуществлять сравнение по предложенным критериям, строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей (условие – приспособление); выбирать из предложенных средства достижения цели; организовывать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками. Ученики получат возможность научиться: осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; отстаивать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные. Ученики научатся понимать многообразие живого мира и осознавать его познаваемость на основе достижений науки. У учеников могут быть сформированы понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности к самообразованию; признание прав каждого на собственное мнение; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.

Основные понятия: Характерные признаки класса Пресмыкающиеся. Особенности размножения и развития. Происхождение пресмыкающихся, разнообразие, классификация. Роль пресмыкающихся в экосистемах и жизни человека. Охраняемые виды.

Технология: Технология развития критического мышления (ТРКМ), технология активных методов обучения (АМО).

Ресурсы: Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, наглядные пособия: презентация, раздаточный материал для работы (рабочие листы, задание «Найди ошибку»), лист самооценки, учебник: Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс. /Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Колесникова И. Я.. - М.: Просвещение.

Вид мультимедиа компонента: презентация (размер 298 402 Кб). Для создания презентации к уроку были взяты видеофильм («Движение пресмыкающихся»), созданный в Pinnacle Studio 12, анимированные презентации «5 фактов о распространении рептилий», «Найди ошибку», созданные в сервисе Powtoon (режим доступа: https://youtu.be/dg5aB_ycwtw ; https://youtu.be/WiQnGRwtGK8; интерактивное задание «Чей это признак», созданное в приложении LearningApps.org (режим доступа: https://learningapps.org/5293424) и объекты с Интернет-ресурсов.

План урока

Этапы

Задача

Длительность

Форма организации познавательной деятельности обучающихся

Организационный этап

Психологически подготовить учащихся к общению и взаимодействию в процессе приобретения новых и использования имеющихся знаний и умений.

1 мин

 

Стадия (этап) вызова (по ТРКМ)

Актуализация и обнаружение имеющихся у учеников знаний по теме, пробуждение интереса и мотивация.

Создание проблемной ситуации, вызывание у учащихся эмоциональной реакции затруднения.

Организовать процесс воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом. Создать условия для самостоятельного определения учащимися направлений в изучении темы, тех её аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить.

10 мин

Фронтальная

Стадия (этап) осмысления (по ТРКМ)

Получение новых знаний

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание новых знаний об особенностях строения и образа жизни пресмыкающихся.

18 мин

Групповая (в парах), фронтальная

Первичное осмысление и применение знаний

Выявить уровень осознанности полученных знаний, пробелы. с целью их дальнейшей корректировки.

8 мин

Фронтальная, индивидуальная

Стадия (этап) рефлексии (по ТРКМ)

Рефлексия и подведение итогов

Развивать умение обобщать и анализировать полученную информацию, способствовать выработке собственного отношения к изученному материалу.

6 мин

Фронтальная, индивидуальная

Информация о домашнем задании

 

2 мин

 

Время урока: 45 минут


 

Ход урока

 

Этап урока

Что делают

Использование мультимедиа

Учитель

Ученики

Организационный этап

− Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас сегодня совершить виртуальную экспедицию.

– А что же такое экспедиция? Во время экспедиции путешественники узнают много нового, делают путевые заметки. Мы с вами тоже будем делать записи в специальных рабочих листах, которые находятся у вас на партах. Старайтесь ничего не пропустить, успевайте выполнить задания, будьте внимательны!

Эмоционально настраиваются на учебную деятельность, отвечают на вопрос учителя (путешествие со специальной научной целью).

 

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

− Я собралась в экспедицию, и буду изучать этих животных, которые чем-то похожи друг на друга. Угадайте, по какому признаку я собираюсь изучать их. Для этого предлагайте мне животных, чем-то похожих на моё, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой крокодила и удава. А что у вас?

− Совершенно верно, объектами изучения во время нашей виртуальной экспедиции будут пресмыкающиеся.

− Итак, тема нашего урока-экспедиции «Класс Пресмыкающиеся или Рептилии».

Пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака.

Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество – эти живые организмы относятся к пресмыкающимся.

В ходе игры формулируют тему урока.

Презентация (2 слайд)

По щелчку мыши в поле слайда открывается тема урока

− Почему класс Пресмыкающиеся получил такое название? Где мы можем найти подтверждения своим догадкам?

Короткие конечности, расположенные по бокам туловища, не поднимают тело высоко над землей, и оно волочится по земле.

Высказывают свои мнения. Предлагают заглянуть в словарь.

Презентация (2 слайд).

При нажатии на картинку словаря открывается гиперссылка на толкование слова, при нажатии на картинку фотокамеры – открывается видеофайл «Движение рептилий»

Этап актуализации знаний и пробного действия. Создание проблемной ситуации, вызывание у учащихся эмоциональной реакции затруднения.

− Куда же отправиться нашей экспедиции на их поиски? Где обитают пресмыкающиеся?

Демонстрирует видеоролик.

− Как вы считаете, какой фактор ограничивает распространение рептилий и почему?

Обобщая высказывания учащихся, акцентирует внимание на том, что расселение видов пресмыкающихся теперь не зависит от водоемов (за исключением некоторых), то есть это истинно наземные животные. Просит учащихся прокомментировать этот факт.

Учащиеся высказывают предположения:

− В пустыню, или места с жарким климатом.

− Температура среды, а именно низкие значения, ограничивают расселение рептилий.

− Рептилии приспособлены для жизни в теплых условиях, могут сказать, что рептилии – холоднокровные животные.

- В отличие от земноводных появились приспособления, которые сделали их независимыми от наличия воды в окружающей среде (могут перечислить некоторые из них).

Презентация (2 слайд).

При щелчке мыши в поле слайда появляется значок планеты, при нажатии на который открывается видеофайл «5 фактов о распространении рептилий».

При щелчке мыши в поле слайда появляется выноска о месте экспедиции.

 

− Любая экспедиция совершается с научной целью, а какую цель мы перед собой поставим.

Учитель суммирует высказывания учащихся в виде обобщенной цели – выявить, какие особенности позволили пресмыкающимся стать настоящими наземными животными.

Учащиеся высказывают свои мнения и формулируют цели урока, например: узнать, чем отличаются пресмыкающиеся от других животных, или почему пресмыкающиеся могут жить в очень жарких условиях и фактически обходиться без воды, или какие бывают пресмыкающиеся и научиться отличать их друг от друга и др.

Презентация (2 слайд).

При щелчке мыши в поле слайда появляется выноска о цели экспедиции.

 

− Место, цель экспедиции мы уже определили, а вот по какому маршруту мы с вами будем двигаться, с чего начнем?

Примерный план:

- Рассмотрим внешнее строение;

- Изучим внутреннее строение;

- Понаблюдаем за образом жизни;

- Узнаем тайну их происхождения;

- Познакомимся с разными представителями;

- Определим их значение.

Совместно с учителем составляют план работы.

Презентация (5 слайд).

Получение открытия новых знаний

− Итак, мы переместились с вами на берег самой длинной реки в мире – Нила и на нашем пути мы встретили нильского варана, африканского трионикса, египетскую кобру и, конечно же, нильского крокодила.

− Пора начинать вести наши путевые заметки. Отметьте в рабочих листах, название увиденных животных (работа в парах).

Рассматривают изображения животных на слайде презентации и в путевых листах, дают названия животным (изображение трионикса как правило определяется путем исключения известных.

Презентация (слайд 6)

При щелчке мыши в поле слайда появляются фотографии животных, при повторном клике – названия.

 

− Учитель предлагает учащимся самостоятельно продолжить виртуальную экспедицию по составленному плану, используя в качестве путеводителя учебник биологии (§43, с. 112-115) и дополнительную информацию.

Напоминает учащимся о лимите выделенного времени (не более 18 минут).

Работают с текстом учебника. Выполняют задания в путевых листах.

 

Первичное осмысление и применение знаний.

Физкультминутка.

− Наша экспедиция проделала огромную работу. Мы с вами хорошо потрудились и заслужили отдых. Закройте глаза. Представьте, что мы под финиковой пальмой на берегу Нила. Расслабьтесь. Почувствуйте дуновение ветра. А теперь открываем глаза и прослеживаем взглядом траекторию движения указки от одного круга к другому. Выполняется гимнастика.

− А вот и наша река! Пробегитесь взглядом по верхушкам деревьев, посмотрите на горные вершины, на водную гладь.

Выполняют упражнения для глаз.

Презентация (слайд 7).

Звук на слайде воспроизводится автоматически.

 

− А сейчас, дорогие путешественники, пришло время составить отчёт о проделанной работе и применить добытые вами знания для выполнения заданий.

В качестве отчёта предлагает учащимся проанализировать и завершить частично заполненный кластер (без указания нескольких терминов кластера). Затем происходит коллективное обсуждение, в ходе которого происходит структурирование и систематизация изученного материала.

Восстанавливают неполный кластер. Участвуют в обсуждении.

Презентация (слайд 8,9)

 

− Настало время проверить ваши знания.

1 задание: Чей это признак?

Для выполнения второго задания понаблюдаем за одним учеником, который выполняет домашнее задание – готовит сообщение о распространении рептилий, но при этом допускает ошибки. Найдите их и исправьте. Правильно выполненное задание оценивается в 10 баллов (1 найденная ошибка – 1 балл, 1 исправление – 1 балл).

- Теперь проверка на самого внимательного слушателя (взаимопроверка, взаимооценка, обмен выполненными заданиями):

10-12 баллов – оценка «5»;

7-9 баллов - оценка «4»;

5-6 баллов - оценка «3»;

Менее 5 баллов - оценка «2».

Только положительная оценка (4 и 5) выставляется в дневник и журнал, оценка 3 – по желанию ученика.

Фронтальная работа с ЭОР.

Просматривают видеоролик, а затем в предложенном тексте находят и исправляют ошибки (индивидуальная работа). Осуществляют взаимопроверку и взаимооценку по эталону (слайд 7 презентации). По желанию выставляют оценки в дневник.

Презентация (слайд 10)

По щелчку мыши на названии 1 задания открывается гиперссылка на интерактивное задание (паззл).

По щелчку мыши на названии 2 задания открывается видеофайл «Ученик».

По щелчку мыши на иконке «Проверь себя» открывается эталон ответа.

Рефлексия и подведение итогов

− Итак, наша экспедиция успешно завершилась, настало время подвести её итоги.

Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока?

Можем ли мы теперь определить какие особенности позволили пресмыкающимся стать настоящими наземными животными?

Используется педагогический приём «Опрос-итог» (рефлексия содержания):

− Что освободило рептилий от необходимости возвращаться в водоём в период размножения?

− Что сделало пресмыкающихся независимыми от влажности окружающей среды, позволив им заселить области с низкой влажностью?

− Что способствует лучшей ориентации рептилий во внешней среде?

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Предполагаемые ответы:

− Внутреннее оплодотворение. Яйцо, покрытое плотной оболочкой.

− Ороговевшая кожа и лёгочное дыхание.

− Увеличение подвижности головы (за счёт удлинения шеи), несущей органы чувств.

Презентация (слайд 13).

При последовательных кликах в поле слайда появляются основные особенности рептилий, в связи с наземным образом жизни.

 

− Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок, с одной ошибкой, с двумя, больше двух.

Все, кто выполнил задание правильно – молодцы, а те, кто допустил ошибки, могут дома еще раз поработать с путеводителем (учебником) и найти правильные ответы.

− А теперь давайте ещё раз мысленно перенесёмся на берег Нила, вспомним, как работали и оценим себя.

Предлагает учащимся заполнить «Лист самооценки» (рефлексия деятельности).

Оценивают свою деятельность.

Презентация (слайд 14).

Информация о домашнем задании

Раздаёт учащимся распечатанные опорные схемы (кластер) и объявляет домашнее задание для всех обучающихся (повторить изученный материал - § 43, должны уметь рассказывать о рептилиях, перечислять существенные признаки).

Предлагает индивидуально или в парах подготовить сообщения (мини-презентации не более 5 слайдов – «5 фактов о…», «А вы знали, что …», «Самые-самые», «Кто-кто в Сибири живёт…») о пресмыкающихся.

Записывают обязательное для всех домашнее задание.

Презентация (слайд 15).

Ссылки на использованные Интернет-ресурсы:

Видео (для монтажа видеоролика про движение рептилий):

Слоновая черепаха. Режим доступа: http://youtu.be/qqy25UHtCyo;

Уж обыкновенный. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=oQREj9B5ORM;

Комодский варан. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=8QofUodEy0k;

Нильский крокодил. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=42YCl6-Gxow.

Изображения:

Игуана. Режим доступа: http://pediaa.com/difference-between-mammals-and-reptiles/;

Королевская кобра. Режим доступа: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:12_-_The_Mystical_King_Cobra_and_Coffee_Forests.jpg;

Узорчатый полоз. Режим доступа: http://www.balatsky.ru/Photo_amphib/Ph_amph.files/image012.jpg;

Калифорнийский аллигатор. Режим доступа: https://www.startsmile.ru/news/171/59826/;

Пустынная черепаха. Режим доступа: https://animalreader.ru/wp-content/uploads/2015/05/zagadki-zhizni-v-pustyne-kalahari-animalreader.ru-002.jpg;

Нильский крокодил. Режим доступа: http://national-travel.ru/images/photos/medium/na-beregu-593ad8e7895cb.jpg;

Нильский варан. Режим доступа: https://img.megaobzor.com/old/charley/Reptilia/Varanus%20niloticus/6.jpg;

Африканский трионикс. Режим доступа: http://cherepahi.ru/care/vidy-cherepax/314-trionyx-triunguis-afrikanskij-trioniks.jpg;

Египетская кобра. Режим доступа: http://jgallego-photography.com/gallery/herpetography/1_Naja_haje-min.jpg;

Гаттерия. Режим доступа: https://animalreader.ru/wp-content/uploads/2014/04/gatteriya-e1398878720432.jpg;

Хамелеон (клипарт). Режим доступа: https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/875592/5eedd51e-b3b5-459a-89f1-156831f66af2/s1200?webp=false;

Крокодил (клипарт). Режим доступа: http://cliparts.co/cliparts/kcM/byr/kcMbyrdXi.jpg;

Мальчик (клипарт). Режим доступа: http://www.ladynerd.ru/upload/information_system_20/2/3/3/item_233/information_items_233.png;

Эмблема. Режим доступа:

https://kolobok-ivant-dou13.edumsko.ru/uploads/7000/24506/persona/articles/Proekt_Puteshestvie_po_ekologicheskoj_tropinke/i1.jpg;

Пустыня Сахара. Режим доступа: http://116chelny.ru/sites/116kzn.ru/files/styles/news-img-full/public/2017/01/Nazvana-prichina-prevrascheniya-po.jpg?itok=uP1RImoU;

Берег Нила. Режим доступа: http://p2.storage.canalblog.com/22/07/1105385/92883532_o.jpg;

Берег Нила. Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/05/Nile_R02.jpg;

Глобус. Режим доступа: https://allll.net/w/images/7/72/Globus-2.gif;

Фотоаппарат. Режим доступа: https://static-wix-blog.wix.com/blog/wp-content/uploads/2012/05/07130318/4.-Zoom-with-Your-Legs.jpg;

Цикл развития морской черепахи. Режим доступа: http://img1.etsystatic.com/013/0/7591506/il_fullxfull.446903561_fw9l.jpg;

 Турист (клипарт). Режим доступа: https://st.depositphotos.com/1695366/1391/v/950/depositphotos_13918177-stock-illustration-cartoon-woman-hiking.jpg.

Рабочий лист
DOCX / 609.62 Кб

Задание для первичного закрепления
DOCX / 18.89 Кб

Лист самооценки
DOCX / 15.06 Кб

Ссылка для скачивания презентации

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Шарандина Валентина Владимировна, 08.06.18 в 21:32 1Ответить Пожаловаться
Интересная разработка и методически грамотная технологическая карта. Спасибо!
Ещенко Юлия Владимировна, 14.07.18 в 03:09 1Ответить Пожаловаться
Ирина Михайловна и Татьяна Александровна, большое спасибо за поздравления!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.