Урок биологии по теме «Общая характеристика грибов»
Урок по теме: «Общая характеристика грибов»
Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ране изученного. Целеполагание на изучение темы в целом.
Технологии: технология развивающего обучения
Предметные результаты:
формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные результаты:
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Приемы: игра «интеллектуальное казино», таблица для перекрестной дискуссии, чтение с пометками в тексте, вводный вопрос (черный ящик),беседа по вопросам
тест, интервью участника событий, «постановка в ситуацию затруднения»
Формы работы: парная, групповая
Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, учебник «Биология» 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС).
- Добрый день, ребята.(слайд 1 улыбка солнца)
Давайте, посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Поднимите руки, кто сегодня будем помогать работе на уроке. Поднимите две руки, кто особо желает сегодня отличиться в работе. В этом я даже не сомневаюсь.(1 мин.)
Предлагаю вспомнить темы прошлых уроков.
Игра «интеллектуальное казино»( слайд 2) вопросы к игре вывести на экран.
Ребята, предлагаю для игры выбрать от каждого ряда по одному представителю. Условия игры вам известны. На экране появиться вопрос, в котором 1 верный вариант ответа. Всего будет 3 вопроса. Количество жетонов 10, но на каждый вопрос сегодня, будет выходить другой представитель от каждого ряда. Итоги подведем после завершения игры.
Вопрос 1. Представители делают ставки (слайд 3)
Бактерии, относят к отдельному царству, т.к. они
А. Плохо изучены учеными
Б. Клетки не имеют ядра
В. Это очень вредные организмы
Вопрос 2. Представители делают ставки
Самая малочисленная группа бактерий по способу питания (слайд 5)
А. паразиты
Б. Сапрофиты
В. Цианобактерии
Вопрос 3. Представители делают ставки (слайд 6)
Клубеньковые (азотофиксирующие бактерии) находятся во взаимовыгодных отношениях с растениями семейства бобовых. Такой тип отношений называется:
А. Симбиоз
Б.Сотрудничество
В. Квартиранство
Почему данные вопросы прошлых тем я вынесла на повторение?
Поблагодарим друг друга за игру. Поаплодируем команде победителей. Поддержим команду, которая позволила выиграть другим командам. Вспомним русскую пословицу, которую вам всегда говорила ваша учительница начальных классов Флора Камиловна. (Кто не ошибается, тот не работает.) Возьмем это русское высказывание за девиз на нашем уроке (6 минут)
Музыка из передачи: ЧТО? ГДЕ? КОГДА? (слайд 7)
О чем передача? Какую роль она играет для людей? (1 минута)
Внести черный ящик
Я задаю вопросы, попытайтесь догадаться, что может лежать в этом ящике.
1. Является крупнейшим живым организмом на планете.
2.Выработка витамина D, которая, аналогично организму человека, активизируется под воздействием солнечных лучей.
3. Самый старый организм был найден в 1859 году, в окаменелости, возраст которой около 420 миллионов лет.
4.Некоторые виды организмов вырабатывают антибиотики, которые уничтожают микроорганизмы.
5.Многие организмы, как и растения, растут в сторону света, ориентируясь за солнцем. Вот только ученые пока все еще не понимают, как именно и для чего, эти организмы используют солнечный свет.
6. Некоторые представители, растут на стволах деревьев, могут жить до 80 лет.
Мы поговорим сегодня о грибах (3 минуты)
Тема урока: Царство Грибов (запись в тетради).
Цель урока: Познакомиться с царством грибов
Задачи урока:
1. Строение грибов
2. Значение грибов
3. Питание грибов
4. Размножение грибов
5. Почему определены в отдельное царство (3 минуты)
Начнем наш разговор с вопроса: Почему грибы выделены в отдельное царство.
Ребята, долгое время, ученые спорили друг с другом. Одни считали, что грибы заслужено должны быть отнесены к царству растений. Другие отстаивали версию, что грибы по многим признакам грибы относятся к царству Животных. Но определенная группа ученых доказала, что грибы имеют такие признаки, которые характерны только для них. Я вам распечатала материал, в котором приводятся аргументы и доказательства ученых.
Внимание задание. Работа с пометками в статье
1 ряд, находит в статье доказательства, того, что грибы имеют признаки растений.
2 ряд, находят в статье доказательства того, что грибы могли бы вполне разделить место под солнцем вместе с животными.
3 ряд, это те самые ученые, которые доказали, что грибы должны относиться в отдельное царство.
Работаем 3 минуты
Содержание текста, по которому работают учащиеся
Почему грибы были выделены в самостоятельное царство живых организмов?
Грибы занимают особое положение в классификации органического мира, так как сочетают в себе некоторые признаки, как растений, так и животных.
Как и растения, грибы неподвижны, постоянно растут верхушечной частью, имеют прочные клеточные стенки, дышат кислородом, часто осуществляют размножение с помощью частей своего тела, или размножаются спорами как мхи, папоротники. Способны образовывать витамины.
С другой стороны, грибы, как и животные, не имеют хлорофилла, поэтому питаются готовыми органическими веществами . В их клеточных стенках содержится хитин, из которого состоит оболочка покровов у насекомых. ракообразных.
В результате грибы были выделены в самостоятельное царство.
Уникальность этой группы организмов подчеркивается строением грибов.
Основа тела гриба – грибница, или мицелий. Мицелий состоит из гиф. Клетки грибов чаще многоядерные или двуядерные. Бывают одноклеточные и многоклеточные
Размножаются грибы бесполым или половым путём. Бесполое размножение происходит при помощи специализированных клеток — спор или вегетативно. Вегетативное размножение осуществляется частями грибницы. Неограниченный рост, неподвижность, способ питания – всасывание питательных веществ из почвы Лишены хлорофилла. Тип питания – гетеротрофный. Клеточная стенка состоит из хитина.
Сделаем записи в тетради в виде опорных слов (слайд 7)
1.Грибница или мицелий
2. Гифы
3. многоядерные или двуядерные
4. одноклеточные или многоклеточные
5. споры или часть грибницы
6. хитин
7. гетеротрофы
- С помощью статьи, ребята какие задачи мы с вами выполнили на уроке? (8 минут)
Физкультминутка (хорошее настроение) (1 минута)
Вернемся к нашим задачам на уроке. Что еще нам предстоит разобрать на уроке?
Мы с вами не поговорили о значении грибов.
Откроем учебники на стр 68. Рис. 39. Используя люстрацию рисунка, давайте обсудим значение грибов. Работать будем в команде. С помощью карандаша пронумеруем картинки. Результаты внесем в таблицу. Вносить ваши результаты будет учитель, образец вы видите на экране (слайд 8)
№ команды | 1.Значение, которое легко объяснить | 2.Значение, которое вызывает некоторые трудности. | 3.Значение, о котором никто не знает, кроме учителя |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |
Давайте обсудим нашу работу (7 минут)
Вернемся к нашим задачам на уроке. Все, поставленные задачи на уроке, имели
совместное решение.
Давайте сейчас, проверим и закрепим наши знания. На столе лежат тесты. Работаем в паре. Ответы записываем в тетради. К доске будут выходить представители от каждой пары.
Тест по биологии для 5 класса на тему «Общая характеристика грибов»
1.Как называется часть шляпочного гриба, находящаяся в почве?
а. пенёк
б. корни
в. мицелий
2.Как размножаются шляпочные грибы?
а. семенами
б.почкованием
в. спорами и мицелием
Начало формы
3. К какой группе по типу питания можно отнести грибы?
а.продуценты
б.консументы
в.сапрофиты или паразиты
4. Какое вещество содержит оболочка клетки гриба?
а.Хитин
б.Глюкозу
в.Целюлозу
5. Из чего состоит грибница?
а. мицелий
б. тело гриба
в. шляпка
6. Какую важную роль играют грибы?
а. вырабатывают кислород
б. поглощают углекислый газ
в. образование плодородного слоя почвы
Почему у некоторых ребят эта работа вызвала затруднения?
Что необходимо предпринять, чтобы избежать в дальнейшем ошибок? (5 минут)
Конец формы
Домашнее задание. (слайд 8 на доске), записываем в дневниках
Всем:
Параграф 13, вопросы на стр. 69, в раб.тетради зад.48, 49 на стр.31
На выбор:
Написать сочинение на тему «Грибы – это удивительное царство»
Составить кроссворд (не менее 10 понятий) на тему «Царство Грибы»
Ответить на вопрос: Каковы преимущества гриба по сравнению с бактерией? (1 минута)
Давайте подведем итоги нашей с вами работы.
1. Какой материал на уроке вам был знаком уже очень давно.
2. Какой материал для вас оказался новым.
3. Какие моменты изучения темы вас заинтересовали больше всего.
4. В какие моменты на уроке возникали трудности?
Поднимите, руку, кто на ваш взгляд, действительно достойно трудился на уроке? Поднимете две руки, кто особо старался работать, чем раньше и очень доволен собой.
Давайте сейчас посмотрим, друг на друга и назовем фамилии ребят, которые действительно заслужено, заработали оценку.(5 минут)
Ребята подходят с дневниками.
Спасибо за урок.
Спицына Любовь Ивановна