Урок биологии в 5 классе по теме "Научные методы познания живой природы"

2
0
Материал опубликован 4 November в группе

Конспект урока биологии в 5 классе по теме «Научные методы познания живой природы»


1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ

ФИО разработчика

Попова Мария Валерьевна

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Катайская средняя общеобразовательная школа № 1

(МБОУ КСОШ № 1)

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс

5 класс

Место урока (по тематическому планированию)

2. Методы изучения живой природы

Тема урока

Научные методы изучения живой природы

Уровень изучения

базовый

Тип урока

урок освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты:

Личностные Ценности научного познания:

формирование познавательного интереса к биологии как к науке, основанной на доказательствах;
воспитание уважения к научному знанию и труду учёных;

развитие критического мышления и понимания, что любое утверждение должно быть доказано;

создание условий для саморазвития и самообразования на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Метапредметные

Регулятивные УУД: 

учиться ставить учебную задачу совместно с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

оценивать правильность выполнения своих действий.


Коммуникативные УУД: 

формировать умение работать в группе: договариваться, распределять роли, слушать мнение товарищей;

развивать умение грамотно формулировать свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД: 

развивать умение выдвигать гипотезы и предлагать способы их проверки;
формировать навыки анализа информации, полученной в ходе наблюдений;
устанавливать причинно-следственные связи.
преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему).

Личностные УУД: 

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу всего класса (пары), уметь обмениваться информацией с одноклассниками; сознавать единство и целостность окружающего мира; знать правила отношения к живой природе.

Предметные

знать основные научные методы: наблюдение, описание, эксперимент, сравнение, измерение;
знать простейшую схему научного исследования: вопрос → гипотеза → эксперимент → вывод;
уметь различать основные методы исследования на примерах;
уметь провести простое исследование, используя изученные методы (например, наблюдение и описание объекта).

Ключевые слова

Метод, наблюдение, гипотеза, эксперимент, вывод, сравнение, описание, измерение

Краткое описание

Эпиграф к уроку: «Наблюдательность, наблюдательность и наблюдательность!»

(И.П.Павлов)

Цель урока: Сформировать у учащихся первоначальное представление об основных научных методах исследования в биологии и осознание их важности для получения новых знаний.

Задачи:

1. Предметные задачи:

Знать:
— основные научные методы: наблюдение, описание, эксперимент, сравнение, измерение;
— этапы научного исследования: 
вопрос → гипотеза → эксперимент → вывод.

Уметь:
— различать научные методы на примерах из учебника и жизни;
— проводить простое исследование объекта, используя методы 
наблюдения и описания;
— формулировать гипотезу и делать вывод на основе полученных данных.

2. Метапредметные задачи:

Регулятивные УУД:

учиться ставить учебную задачу совместно с учителем.

планировать свои действия для решения учебной задачи (например, при работе в группе с текстом учебника).

оценивать правильность выполнения своих действий (во время самопроверки и рефлексии).

Познавательные УУД:

развивать умение выдвигать гипотезы и предлагать способы их проверки.

формировать навыки анализа информации, полученной в ходе наблюдений.

Устанавливать причинно-следственные связи (между этапами исследования, между методом и результатом).

преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему «Этапы научного исследования»).

Коммуникативные УУД:

формировать умение работать в группе: договариваться, распределять роли, слушать мнение товарищей.

развивать умение грамотно формулировать свои мысли в устной форме (при обсуждении гипотез, ответах у доски, защите группового задания).

3. Личностные задачи:

формировать познавательный интерес к биологии как к науке, основанной на доказательствах, а не на мнениях.

воспитывать уважение к научному знанию и труду ученых.

развивать критическое мышление и понимание того, что любое утверждение должно быть доказано.

формировать научное мировоззрение: представление о том, что мир познаваем с помощью научных методов.


Оборудование:

1. Учебник: Биология. 5-6 классы. Пасечник В.В.
2. Компьютер, проектор, презентация "Научные методы изучения живой природы", "Чёрный ящик" с объектом (луковица), стеклянный стакан с чайной заваркой, стеклянная трубочка, набор на 6 групп: лупа, лист бумаги, карандаш, мука или крахмал (в блюдце), влажная салфетка.
3. Дидактический материал: карточки с заданиями для работы индивидуально «Определи метод научного познания», карточки для рефлексии «Мой научный дневник»


Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая (в парах).
Методы: проблемный, частично-поисковый, игровой, наглядный.



3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА (40 мин)


Этап урока (время, мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые метапредметные результаты

Примечание

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала (6 мин)

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность (1 мин)

Приветствует класс. Создает эмоциональный настрой. Объявляет о начале работы «Лаборатории юных биологов».
Приветствие: «Здравствуйте, юные исследователи! Сегодня мы с вами не просто ученики, а стажеры в научной лаборатории. Наша задача — познакомиться с главными инструментами, которые помогают ученым-биологам разгадывать тайны живой природы».

Воспринимают игровую ситуацию и ролевую установку

Эмоционально откликаются на предложенный формат урока

Настраиваются на работу в позиции "исследователей"

Внутренне принимают учебную задачу в нестандартной форме

Демонстрируют готовность к сотрудничеству


умение слушать и понимать речь других, готовность к учебному сотрудничеству.

/data/files/c1762252287.pptx (Приложение 1. Презентация к уроку), слайд 1

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний (2 мин)

Деятельность учителя: Создает проблемную ситуацию. Ставит на стол «Черный ящик».
Вопрос классу: «В этой коробке находится объект живой природы. Ваша задача — догадаться, что это, не открывая коробку. Как мы можем это сделать? Какие наши первые шаги?» Выслушивает версии учащихся (потрогать, потрясти, понюхать).

Предлагают способы изучения неизвестного объекта.

умение выдвигать предположения, опираясь на жизненный опыт

Приложение 1, слайд 2

Этап 1.3. Целеполагание (3 мин)

Подводит итог обсуждению: «Вы абсолютно правы! Все способы, которые вы назвали, — это и есть методы исследования. Значит, метод — это... (способ исследования)». Формулирует тему урока: «Научные методы изучения живой природы».
Вопрос: «Как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке?» Помогает сформулировать цели.
Цели урока (конкретизирует):
1. Узнать, какие бывают научные методы.
2. Понять, как строится научное исследование.
3. Научиться применять некоторые методы на практике.

Участвуют в формулировке темы и целей урока, записывают тему, дату и термин «научный метод» и его определение в тетрадь

умение принимать и сохранять учебную задачу.

Приложение 1,слайд 3,4

БЛОК 2. Освоение нового материала (15 мин)

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала (12 мин):







1. Демонстрационный эксперимент "Невидимый газ" (5 мин)











2. "Тайна черного ящика" (практикум, 4 мин)















3. "Метод в действии" (изучение методов «сравнение» и «измерение») (3 минуты)



Организует работу по изучению нового материала через демонстрационный эксперимент, практическую деятельность.
Проблемный вопрос: «Ребята, мы с вами выдыхаем углекислый газ. Мы его не видим. А можно ли его "увидеть" с помощью эксперимента?»




 Ход эксперимента: В прозрачный стакан наливается вода с добавлением индикатора (крепкая чайная заварка). - Наблюдение: Вода постепенно меняет цвет (становится розоватой или более светлой).
Обсуждение: «Что произошло? Мы не видели газ, но увидели результат его действия — изменение цвета воды. Это и есть эксперимент — метод, который позволяет проверить гипотезу на практике».

- А мы с вами возвращаемся к нашему тайному черному ящику. В нем находится биологический объект. Нужно, используя органы чувств – осязание (потрогать объект), определить и назвать остальным учащимся его признаки. На основе этих признаков все остальные должны предположить, что это за объект. Учитель фиксирует признаки на доске. После этого объект учитель показывает (луковица).
Делает вывод: «Вы использовали методы наблюдения и описания, выдвинули гипотезу».


Объект для исследования: Луковица

Инструкция:
"Перед вами луковица. За 2 минуты придумайте, как можно изучить её с помощью методов СРАВНЕНИЯ и ИЗМЕРЕНИЯ



Обсуждение результатов.

Вывод учителя: "Отлично! Вы доказали, что к любому биологическому объекту можно применить разные научные методы. Именно так учёные и получают новую информацию о живых организмах"


Ученик отвечают












Ученик через трубочку выдыхает воздух в воду.




Отвечают на вопрос







Ученики слушают и воспринимают задачу.

Ученики по одному с каждого ряда подходят, исследуют объект через отверстия и называют его характеристики.

На основе данных остальные ученики выдвигают гипотезы.







Учащиеся работают в парах, обсуждают, называют. (примерные ответы учащихся:

Метод СРАВНЕНИЯ:
• Сравнить эту луковицу с другой по размеру, цвету, форме
• Сравнить луковицу с клубнем картофеля

Метод ИЗМЕРЕНИЯ:
• Измерить линейкой диаметр луковицы
• Измерить длину корешков
• Взвесить луковицу на весах)


учащиеся принимают учебную задачу, планируют этапы исследования, контролируют точность наблюдений и корректируют гипотезы на основе полученных данных

Приложение 1, слайд 5
























Приложение 1, слайд 6

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения (3 мин)

Деятельность учителя: Задает вопросы на закрепление:

"Какой метод является первым шагом в любом исследовании и почему?"
(Наблюдение - позволяет собрать исходные данные)

"Представьте, вы изучаете двух улиток. Что будет сравнением, а что - измерением?"

Сравнение: "У одной раковина темнее, чем у другой"

*Измерение: "Длина раковины первой улитки - 3 см"*

"Можно ли поменять местами этапы «гипотеза» и «эксперимент»? Объясните свой ответ"
(Нет, эксперимент проводится для проверки гипотезы)

"Какой метод использовал ученый, чтобы определить, в какой воде быстрее растворяется соль — в теплой или холодной?"
(Измерение — с помощью термометра и секундомера)


Дают развернутые ответы с примерами

Приводят собственные примеры использования методов

Аргументируют свою точку зрения


Учащиеся воспроизводят определения, применяют их в новых ситуациях;

Формируется понимание практического применения каждого метода исследования

Закрепляется логическая последовательность научного исследования


Приложение 1, слайд 7

БЛОК 3. Применение изученного материала (8 мин)

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях (3 мин)









Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни (5 мин)

1. Физкультминутка «Мы – ученые-наблюдатели!»

Деятельность учителя: Проводит физкультминутку, где каждое движение соответствует этапу исследования:
1. 
Наблюдение: «Включаем бинокль» (кулачки к глазам).
2. 
Гипотеза: «Думаем» (постучать пальчиком по виску).
3. 
Эксперимент: «Проводим опыты» (имитация наливания, размешивания).
4. 
Вывод: «Ура, открытие!» (подпрыгнуть с поднятыми руками).
Повторяет последовательность этапов.


Мини-эксперимент в группах "Следы детектива".

организует проведение мини-эксперимента

Оборудование для каждой группы: лупа, лист бумаги, карандаш, мука или крахмал (в блюдце), влажная салфетка.
Задание:
1. Сделать "след" — оставить отпечаток пальца на листе бумаги.
2. Посыпать след тонким слоем муки/крахмала.
3. Аккуратно стряхнуть излишки.
4. Рассмотреть получившийся отпечаток через лупу

Вопросы для обсуждения:
- Какой метод исследования вы использовали? (наблюдение)
- Что помогло лучше рассмотреть след? ( с помощью лупы — увеличение)
- Можно ли сравнить разные отпечатки? (сравнение)
- Какой вывод можно сделать? (Каждый след уникален — вывод).

Связь с биологией: «Ученые-биологи используют похожие методы, когда изучают, например, отпечатки крыльев бабочек или следы животных в природе!»

Выполняют движения, повторяя этапы исследования.













Учащиеся проводят эксперимент, обсуждают, отвечают на вопросы учителя

Снятие мышечного напряжения, кинестетическое закрепление этапов исследования










Способность к выполнению эксперимента по алгоритму в малой группе












Приложение 1, слайд 8














Приложение 1, слайд 9

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика (5 мин)

Проводит закрепление

Задание: Определи метод исследования.

Проверка



Выполняют задание, проводят самопроверку

Проверка уровня усвоения материала;

контроль, коррекция, оценка своей деятельности.


/data/files/r1762252326.docx (Приложение 2) (карточка)

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание (6 мин)

Этап 5.1. Рефлексия (4 мин)









Этап 5.2. Домашнее задание (1 мин)

Возвращает класс к целям урока.
Вопросы:
- Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?
- Что нового вы узнали?
Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке с помощью личного дневника ученого «Мой научный дневник»

Раздать, дать 3 минуты на заполнение, собрать для анализа или предложить желающим озвучить 1 открытие

Объясняет домашнее задание.
Обязательное: Прочитать §2 учебника
Творческое (на выбор):
1. Проведите наблюдение за домашним питомцем (или комнатным растением) в течение 10 минут. Опишите его поведение, используя методы наблюдения и описания. Сформулируйте один проблемный вопрос и одну гипотезу, которая у вас возникла.
2. Нарисуйте комикс на тему «Как ученый-биолог раскрыл одну из тайн природы», используя в сюжете изученные методы.

- Спасибо за урок! До свидания!

Учащиеся заполняют «Мой научный дневник», желающие называют по одному открытию








Слушают, задают вопросы, если непонятно

Осознание результатов своей деятельности на уроке.





Приложение 3DOCX / 424.93 Кб


10


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.