Урок биологии в 5 классе по теме "Научные методы познания живой природы"
Конспект урока биологии в 5 классе по теме «Научные методы познания живой природы»
ФИО разработчика | Попова Мария Валерьевна |
Место работы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Катайская средняя общеобразовательная школа № 1 (МБОУ КСОШ № 1) |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА (40 мин)
Этап урока (время, мин) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые метапредметные результаты | Примечание | ||||
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала (6 мин) Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность (1 мин) | Приветствует класс. Создает эмоциональный настрой. Объявляет о начале работы «Лаборатории юных биологов». | Воспринимают игровую ситуацию и ролевую установку Эмоционально откликаются на предложенный формат урока Настраиваются на работу в позиции "исследователей" Внутренне принимают учебную задачу в нестандартной форме Демонстрируют готовность к сотрудничеству | умение слушать и понимать речь других, готовность к учебному сотрудничеству. | /data/files/c1762252287.pptx (Приложение 1. Презентация к уроку), слайд 1 | ||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний (2 мин) | Деятельность учителя: Создает проблемную ситуацию. Ставит на стол «Черный ящик». | Предлагают способы изучения неизвестного объекта. | умение выдвигать предположения, опираясь на жизненный опыт | Приложение 1, слайд 2 | ||||
Этап 1.3. Целеполагание (3 мин) | Подводит итог обсуждению: «Вы абсолютно правы! Все способы, которые вы назвали, — это и есть методы исследования. Значит, метод — это... (способ исследования)». Формулирует тему урока: «Научные методы изучения живой природы». | Участвуют в формулировке темы и целей урока, записывают тему, дату и термин «научный метод» и его определение в тетрадь | умение принимать и сохранять учебную задачу. | Приложение 1,слайд 3,4 | ||||
БЛОК 2. Освоение нового материала (15 мин) Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала (12 мин): 1. Демонстрационный эксперимент "Невидимый газ" (5 мин) 2. "Тайна черного ящика" (практикум, 4 мин) | Организует работу по изучению нового материала через демонстрационный эксперимент, практическую деятельность. - Проблемный вопрос: «Ребята, мы с вами выдыхаем углекислый газ. Мы его не видим. А можно ли его "увидеть" с помощью эксперимента?» Ход эксперимента: В прозрачный стакан наливается вода с добавлением индикатора (крепкая чайная заварка). - Наблюдение: Вода постепенно меняет цвет (становится розоватой или более светлой). - Обсуждение: «Что произошло? Мы не видели газ, но увидели результат его действия — изменение цвета воды. Это и есть эксперимент — метод, который позволяет проверить гипотезу на практике». - А мы с вами возвращаемся к нашему тайному черному ящику. В нем находится биологический объект. Нужно, используя органы чувств – осязание (потрогать объект), определить и назвать остальным учащимся его признаки. На основе этих признаков все остальные должны предположить, что это за объект. Учитель фиксирует признаки на доске. После этого объект учитель показывает (луковица). Делает вывод: «Вы использовали методы наблюдения и описания, выдвинули гипотезу». Объект для исследования: Луковица Инструкция: Обсуждение результатов. Вывод учителя: "Отлично! Вы доказали, что к любому биологическому объекту можно применить разные научные методы. Именно так учёные и получают новую информацию о живых организмах" | Ученик отвечают Ученик через трубочку выдыхает воздух в воду. Отвечают на вопрос Ученики слушают и воспринимают задачу. Ученики по одному с каждого ряда подходят, исследуют объект через отверстия и называют его характеристики. На основе данных остальные ученики выдвигают гипотезы. Учащиеся работают в парах, обсуждают, называют. (примерные ответы учащихся: Метод СРАВНЕНИЯ: | учащиеся принимают учебную задачу, планируют этапы исследования, контролируют точность наблюдений и корректируют гипотезы на основе полученных данных | Приложение 1, слайд 5 Приложение 1, слайд 6 | ||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения (3 мин) | Деятельность учителя: Задает вопросы на закрепление: "Какой метод является первым шагом в любом исследовании и почему?" "Представьте, вы изучаете двух улиток. Что будет сравнением, а что - измерением?" Сравнение: "У одной раковина темнее, чем у другой" *Измерение: "Длина раковины первой улитки - 3 см"* "Можно ли поменять местами этапы «гипотеза» и «эксперимент»? Объясните свой ответ" "Какой метод использовал ученый, чтобы определить, в какой воде быстрее растворяется соль — в теплой или холодной?" | Дают развернутые ответы с примерами Приводят собственные примеры использования методов Аргументируют свою точку зрения | Учащиеся воспроизводят определения, применяют их в новых ситуациях; Формируется понимание практического применения каждого метода исследования Закрепляется логическая последовательность научного исследования | Приложение 1, слайд 7 | ||||
БЛОК 3. Применение изученного материала (8 мин) Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях (3 мин) Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни (5 мин) | 1. Физкультминутка «Мы – ученые-наблюдатели!» Деятельность учителя: Проводит физкультминутку, где каждое движение соответствует этапу исследования: Мини-эксперимент в группах "Следы детектива". организует проведение мини-эксперимента Оборудование для каждой группы: лупа, лист бумаги, карандаш, мука или крахмал (в блюдце), влажная салфетка. Вопросы для обсуждения: Связь с биологией: «Ученые-биологи используют похожие методы, когда изучают, например, отпечатки крыльев бабочек или следы животных в природе!» | Выполняют движения, повторяя этапы исследования. Учащиеся проводят эксперимент, обсуждают, отвечают на вопросы учителя | Снятие мышечного напряжения, кинестетическое закрепление этапов исследования Способность к выполнению эксперимента по алгоритму в малой группе | Приложение 1, слайд 8 Приложение 1, слайд 9 | ||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика (5 мин) |
| Выполняют задание, проводят самопроверку |
| /data/files/r1762252326.docx (Приложение 2) (карточка) | ||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание (6 мин) Этап 5.1. Рефлексия (4 мин) Этап 5.2. Домашнее задание (1 мин) | Возвращает класс к целям урока. Раздать, дать 3 минуты на заполнение, собрать для анализа или предложить желающим озвучить 1 открытие Объясняет домашнее задание. - Спасибо за урок! До свидания! | Учащиеся заполняют «Мой научный дневник», желающие называют по одному открытию Слушают, задают вопросы, если непонятно | Осознание результатов своей деятельности на уроке. |
10