Рабочий лист учащегося
DOCX / 78.87 Кб
/data/files/o1669896556.docx (Рабочий лист учащегося)Урок по теме: «Устройство увеличительных приборов» 5 класс
(в структуре ФГОС ООО)
Дидактические цели: сформировать знания об устройстве увеличительных приборов.
Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): открытие новых знаний
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: определение понятий: «объектив», «окуляр», «микропрепарат», «наблюдение», «микромир», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.
РегулятивныеУУД: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования биологических объектов) с тем, что еще не известно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик объекта в рабочих листах, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой.
Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.
Метапредметные результаты обучения: умение применять физические понятия: «оптика», «оптическая сила линзы», навыки работы с лабораторным оборудованием, формируются умения работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умения преобразовывать эту информацию.
Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме, основным понятиям.
Форма организации ПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технологическая карта урока «Устройство увеличительных приборов».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
1Орг момент. Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне. | Создание эмоционального настроя Ребята, как вы понимаете следующее высказывание? «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» Анатоль Франс (писатель) |
Нужно учиться с удовольствием, тогда будет всё понятно и легко | Постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование. | Включаются в урок во взаимодействии с учителем. | Сотрудничество с учителем | | Сопоставление |
2. Актуализация знаний и сообщение темы урока Цель: обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | Знакомит с хронологией открытия и усовершенствования микроскопа Приложение 1. Прочитайте текст Чему будет посвящена наша тема урока? -Какую цель поставим перед собой? | Прослушивают и анализируют исторический факт. Прослушивают и анализируют дополнительную текстовую информацию + Увеличительным приборам | Анализ дополнительной информации | Планируют учебное сотрудничество с учителем и обучающимися | Осуществление совместной познавательной деятельности в паре | Преобразуют информацию | Умение преобразовать информацию |
3. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цель: фиксирование затруднения в пробном действии по усвоению данной темы. | Подводит к определению затруднения - Сможете ли вы сразу рассказать об увеличительных приборах? | Определяют затруднение + нет | Формулирование затруднения | Учебное сотрудничество с учителем и обучающимися | Сотрудничество с учителем | Определяют затруднение | Сопоставление |
4.Выявление места и причин затруднения Цель: фиксирование причин затруднения в пробном действии по усвоению данной темы. | - _Почему вы не можете рассказать об увеличительных приборах? | + недостаточно информации Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем | Формулирование причин затруднения | Сотрудничество в паре | Осуществление совместной деятельности | самостоятельно формулируют причины затруднений | |
5.Построение проекта выхода из затруднения Цель: построение выхода из затруднения, определение способов | -Какими способами можем достичь поставленной цели? | + поработав с учебником, иллюстрациями, дополнительным материалом, ноутбуком | Формулирование выхода из затруднения | Учебное сотрудничество с учителем и обучающимися | Осуществление совместной деятельности в паре | Самостоятельно определяют средства для выхода из затруднений | |
6. Реализация построенного проекта Цель: концентрация внимания на объекте изучения, активные действия учащихся с объектом изучения максимальное использование самостоятельности в добывании знаний, анализ учащимися возникшей ситуации, построение учащимися нового способа действий. | Какой план мы для себя составим План: 1. Что называется увеличительными приборами 2. Устройство лупы 3. Устройство микроскопа Рассказывает об использовании увеличительных приборов для проведения наблюдений за живыми объектами; условиях активного воздействия на изучаемый объект при проведении эксперимента. Демонстрирует образцы лабораторного оборудования, увеличительных приборов | Работа учащихся в Выполняют Лабораторную работу «Устройство увеличительных приборов. Правила работы с ними» с опорой на информацию, Изучают правила работы с микроскопом используя учебник | Определение понятий: «микропрепарат, «окуляр», «объектив», «увеличение микроскопа», «правила работы с микроскопом». Синтез о значимости каждой из частей микроскопа. | Работа и консультации в парах (группах). | Осуществление совместной познавательной деятельности в паре (группе) и в сотрудничестве с учителем. | Проводят самооценку своим действиям. | Умение работать и выполнять разнообразные задания с выделением существенных характеристик объекта, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой
|
Физкультминутка | Закройте глаза, расслабьте тело, Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывете, Теперь в саду яблоки спелые рвете. Налево, направо, вокруг посмотрели, Открыли глаза, и снова за дело! | | | | | | |
| Проверка лабораторной работы. Направляет деятельность учащихся на выполнения заданий Учитель: Любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение дает микроскоп, с которым он работает. Учитель: Найдите в учебнике, как подсчитать увеличение микроскопа. № 3 «Правила работы с микроскопом» (выбрать верное утверждение) и Проводит фронтальную беседу по вопросам: что означает слово «микроскоп», какие части есть у микроскопа, что вы узнали о правилах работы с микроскопом на уроке, каким оборудованием вы будете пользоваться на лабораторной работе. | Работа учащихся Выполняют задания Выполнить проверочную работу «Увеличительные приборы» и «Устройство микроскопа» по электронному приложению. (учащиеся находят, отвечают :Увеличение окуляра x увеличение объектива) № 3 «Правила работы с микроскопом» (выбрать верное утверждение) Отвечают на вопросы учителя, еще раз проговаривают новые понятия: «объектив», «окуляр», «микропрепарат», «наблюдение», «микроскоп». «увеличение микроскопа», «правила работы с микроскопом». | Устанавливают связи между частным и общим, осуществляют синтез полученной информации. Воспроизведе ние и корректировка знаний, умение формулировать основные понятия. | Работа и консультация в парах. Индивидуальная работа в РЛ Диалог с учителем и обучающимися | Осуществление совместной познавательной деятельности Сотрудничество учителя и обучающихся; освоение разных способов коммуникаций. Умение полно и точно выражать свои мысли. | Проводят самооценку своим действиям. Проводят самооценку полученным знаниям и умениям. | Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям. Умение оценивать себя, свою работу с использованием разработанных критериев. Осознание уровня качества сформированных знаний |
7. Закрепление изученного материала Цель: повторение и закрепление изученного | Выполняют работу на ноутбуках электронном приложении «Контроль знаний» | Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное | Выполняют тестовые задания | | Осуществление совместной деятельности | Проводят самооценку полученным знаниям и умениям. | Умение оценивать себя, свою работу с использованием разработанных критериев. |
8. Включение в систему знаний и повторений Цель: определение возможностей применения полученных знаний | - Где вы можете применить полученные сегодня знания? | + При изучении клеток растений, животных, бактерий Учащиеся определяют, где они могут применить знания | | | | Умение применять знания в жизни | |
9.Рефлексия Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Подводит учащихся к выводам по итогам работы на уроке Все ли вам было понятно в течение урока? -Достигли ли вы поставленной цели? - Оцените свою деятельность | | | Диалог с учителем и обучающимися Умение выражать свои мысли | | | |
10. Домашнее задание | п.6, стр.24-25, выучить правила работы с микроскопом и его строение Решить кроссворд «Устройство увеличительного прибора» | Слушают пояснения учителя, комментируют и записывают д/з | | | | | |
Приложение 1.
Исторический факт (создание проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса)
В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги. К его удивлению, буквы стали огромными. Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Так был изобретен «прибор, открывающий невидимое». Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Ханс Янсен, — вернее сказать, — его сын (Захарий Янсен). Как вы думаете, почему я начала урок с этого рассказ? Как вы думаете, что было изобретено мальчиками? Чему будет посвящена наша тема урока?
0