Урок биологии в 5 классе на тему «Значение животных в природе и жизни человека»
Тема: Значение животных в природе и жизни человека.
Цель: установить взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности животных и их ролью в природе и практической деятельности человека, меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Развивать умения и навык работы с источниками информации; умения сравнивать, анализировать. Воспитывать представления о единстве живой природы; формирование информационной культуры, внимательности, усидчивости.
Личностные: Саморазвитие и самообразование на основе мотивации к обучению и самопознанию. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Осознание взаимосвязанности, взаимозависимости всех компонентов природы.
Метапредметные: Умение анализировать, сравнивать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Умение находить информацию, необходимую для решения задач. Умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии.
Предметные: Знать о значении разных групп животных в природе и жизни человека.
Материалы и оборудование: учебник, тетрадь, презентация по теме, ноутбук, проектор.
Этап | Содержание | Оборудо-вание |
I. Орг. момент. | Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке нам потребуется ваша активность и ваши способности. И у нас с вами все получится. | Учебник, Рабочая тетрадь. |
II. Проверка знаний (проверка выполнения домашнего задания) | Учитель Проверяет домашнее задание, выявляет пробелы и корректирует их. Ученики отвечают на вопросы. Вопросы после § 21. Р.т. (несколько учащихся) | Учебник, Рабочая тетрадь. |
II. Актуализа-ция, мотивация (на формули-ровку темы и задачи урока) | Растительный покров Земли образован дикорастущими растениями. ? Фотосинтез? Какова его роль для жителей Земли? ? Роль растений в жизни животных? ? Животные имеют значение в жизни человека? Кто озвучит тему урока? Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске. Выберем название, которое звучит более научно. Запишем тему урока. Что бы вы хотели узнать на уроке? На какие вопросы получить ответы? Как вы думаете: какова цель сегодняшнего урока? (Ответы.) | Учебник, Рабочая тетрадь. |
III. Новый мате-риал (совмест-ное открытие знаний) | Учитель организует учебную деятельность, объясняет новый материал. Ученики просматривают презентацию, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы. Делают выводы по изученному материалу. животные участвуют в круговороте веществ; геологическая (почво-, породообразующие) деятельность животных; использование ископаемых животных для определения относительного возраста слоев горных пород; участвуют в опылении растений (в Европе 80% покрытосеменных растений опыляется насекомыми); создают условия жизни для внешних и внутренних паразитов; участвуют в распространении растений, грибов, бактерий и вирусов; источник пищи, сырья, медикаментов; некоторые являются возбудителями заболеваний; используются как биологические враги, уничтожают вредителей; имеют научное значение как объекты исследований; используются для транспортных, сторожевых, спортивно-оздоровительных и многих других целей; имеют эстетическое и эмоциональное значение. Презентация
Подведение итогов изучения темы. | Учебник, Рабочая тетрадь. ТСО |
IV. Этап пер-вичного закреп-ления новых знаний | Вопросы 1–4 | |
V. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание | Обмен мнениями по заданиям. – Сделайте вывод по уроку (главная мысль урока). Домашнее задание. §22 | |
Через регуляцию природных сообществ животные косвенно оказывают влияние на человека, создавая для него приемлемую среду обитания. Например, некоторые птицы уничтожают насекомых-вредителей дикорастущих и культурных растений.
Первобытный человек охотился на диких животных, они служили ему пищей. До сих пор существенную часть рыбы человек получает путем вылова ее в морях и океанах, а не выращивания на специальных рыбных фермах. Встречаются также случаи промысловой охоты на зверей и птиц.
Однако наибольшее значение для человека имеют домашние животные. Они дают человеку не только пищевые продукты (молоко, мясо, яйца, мед), но и служат ему помощниками в различных видах деятельности.
Первым животным, которого одомашнил древний человек, была собака. Предком собаки является волк. Собаки помогали человеку в охоте, охране жилья, стад домашних копытных животных. Для каждой задачи человек выводил свою породу собак. Сейчас кроме служебных и охотничьих существует множество декоративных и иных пород. Отсюда вытекает еще одно значение животных в жизни человека — эстетическое и психологическое. Сегодня в качестве домашних питомцев разводятся не только собаки и кошки, но и аквариумные рыбки, попугаи, хомяки и др.
Важным этапом в развитии человеческого общества было одомашнивание крупного рогатого скота и лошадей. Они давали людям не только продукты питания, шерсть и кожу, но и использовались при возделывании полей в качестве тягловой силы, а также как транспортное средство.
Постепенно сформировалось животноводство как отрасль сельского хозяйства. Люди научились эффективно разводить скот, лошадей, птиц и других животных. На сегодня человечество в основном обеспечивает себя продуктами за счет животноводства и растениеводства, а не охоты и собирательства.
С развитием науки и техники, медицины важное значение в человеческой жизни стали играть животные как объект для научных и медицинских исследований. Чаще всего в качестве лабораторных животных используются мухи дрозофилы, мыши и крысы.