12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мартюшева Светлана Константиновна47
Россия, Коми респ., Сыктывкар
6

План-конспект урока по предмету «Биология» по теме «Значение бактерий в природе и в жизни человека», 7 класс

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара

План-конспект урока по предмету «Биология»

по теме «Значение бактерий в природе и в жизни человека»

7 класс

Цель: познакомить обучающихся со значением бактерий в природе и в жизни человека.

Задачи

Образовательные: формировать представление о классификации и значении бактерий; способах защиты своего организма от болезней, вызванных бактериями.

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию мышления посредством анализа и синтеза, содействовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи, корректировать память, развивать устную связную речь, обогащать словарный запас.

Воспитательные: формировать умение работать в парах, способствовать воспитанию ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, таблица «Бактерии», ватман и карточки с правилами и картинками для создания «Дерева здоровья», мультимедийная презентация, мультимедийное оборудование.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Теперь посмотрите на меня. Успокойтесь, сделайте глубокий вдох-выдох. Настройтесь на урок, покажите гостям, как вы умеете работать. Садитесь.

2. Введение в тему.

Вспомните, какую тему изучали на прошлом уроке. (Бактерии, их разнообразие и размножение).

Сегодня мы продолжим изучение бактерий. Тема урока «Значение бактерий в природе и в жизни человека». (Обучающиеся записывают тему урока в тетрадь).

На уроке мы узнаем, где обитают бактерии; выясним, какое они имеют значение и как можно уберечь свой организм от болезней, вызванных бактериями.

План урока (на доске):

Где обитают бактерии?

Какое значение имеют бактерии?

Как уберечь свой организм от болезней, вызванных бактериями?

Вывод. Как называется тема урока?

           Какой план урока у нас на сегодня?

3. Актуализация опорных знаний

Вспомним, что изучали на прошлом уроке.

Фронтальный опрос (для обучающихся первой группы по степени обучаемости)

Почему бактерий называют одноклеточными организмами?

На какие группы ученые делят бактерий?

Какое другое название есть у бактерий?

С помощью какого прибора можно разглядеть бактерию?

Почему микробы превращаются в споры?

Как размножаются бактерии?

Какие болезни вызывают бактерии?  

Индивидуальные задания

Первое задание для обучающихся второй группы (используют карточки с фразами).

Из отдельных фраз составь определение слова «спора». Прочитай, что получилось.

Фразы: это плотная оболочка, спора, окружает себя бактерия, в неблагоприятных условиях, которой.

Определение. Спора – это плотная оболочка, которой окружает себя бактерия в неблагоприятных условиях.

Второе и третье задание для обучающихся третьей группы (выполняют на карточках, результат проверяет весь класс по слайдам 1, 2)

Слайд 1

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

Вывод. Что повторили?

4. Изучение нового материала

Где обитают бактерии?

Как вы думаете, где обитают бактерии? (Воздух, почва, вода и т.д.)

Проверим, правильно ли вы назвали местообитания микробов? Сыграем в игру. Я буду загадывать загадку, ответ на нее – местообитание бактерий.

На слайде появляются отгадки в виде изображений (слайд 3).

Слайд 3

 

 

 

 

Загадки.

Через нос проходит в грудь,

         И обратный держит путь.

         Он невидимый, и все же,

         Без него мы жить не можем. (Воздух)

Я и туча, и туман, и ручей, и океан,

         Я летаю, я бегу,

         И стеклянной быть могу. (Вода)

Это верхний плодородный слой земли. (Почва)

Дышит, растет,

         А ходить не может (Растение)

Насекомые, рыбы, звери, а одним словом - это …….. . (Животные)

Он может стать шахтером,

         Ученым и актером,

         Учителем он может стать —

         Детишек в школе обучать.

         Ему помогают и руки, и ум,

         И множество мыслей,

         И множество дум. (Человек)

Каким одним словом можно ответить на вопрос «Где обитают бактерии?», чтобы все не перечислять? (Везде, всюду)

Посмотрите на слайд (слайд 4).

Слайд 4

 

 

 

 

Изображены два рисунка: сосновый бор и помещение. Подумайте, какой вопрос я хочу вам задать. (Где больше бактерий: в лесу или в помещении?) Почему? Объясните свой ответ.

Вывод. Какую часть плана мы обсудили?

Какое значение имеют бактерии?

Работа с учебником. Откройте учебники на странице 114. Просмотрите быстро текст, обратите внимание на выделенные слова. На какие группы делятся бактерии? (Бактерии гниения, почвенные бактерии, молочнокислые бактерии, кишечные бактерии, болезнетворные).

Схема «Бактерии» на слайде (слайд 5).

Слайд 5

 

 

 

Вспомните прошлый урок. По какому признаку мы делили бактерий на группы? (По форме).

Подумайте, по каким признакам разделены бактерии на группы в этой схеме? (По местообитанию, по значению).

Выясним значение этих групп. Для этого надо будет заполнить таблицу. Работать будете в парах. Распределите между собой группы бактерий. Найдите в учебнике на странице 114 значение бактерий, запишите в таблицу, обменяйтесь информацией с соседом по парте.

Таблица. Значение бактерий.

Группа бактерий

Значение бактерий

Бактерии гниения

 

Почвенные бактерии

 

Молочнокислые бактерии

 

Кишечные бактерии

 

Болезнетворные бактерии

 

Обсуждение заполненной таблицы.

Итак, какое значение имеют бактерии в природе? Какое значение в жизни человека? Вклейте таблицы в тетрадь.

Вывод. О чем сейчас говорили?

Музыкальная минутка релаксации. Морская сказка (в течение 1 минуты).

Как уберечь себя от болезней, вызванных бактериями?

Какие группы бактерий (слайд 5) приводят к возникновению болезней у человека? (Бактерии гниения, болезнетворные бактерии). Еще раз напомните, какие болезни могут вызвать бактерии?

Предлагаю вам создать памятку «Дерево здоровья». Как вы думаете, что должно быть изображено на нашем «Дереве здоровья». Какие правила нужно соблюдать, чтобы уберечь свой организм от бактериальных болезней. (Дети перечисляют правила).

Итак, на доске висят правила, о которых вы рассказали и картинки к этим правилам. Вам нужно прикрепить картинки на дерево, под картинкой разместить правило. Объяснить, почему выбрали именно это правило. Будьте внимательны, среди правил есть такие, которые могут вызвать серьезные заболевания. (Дети выходят к доске, прикрепляют правила и соответствующие картинки, объясняют свой выбор).

Соблюдайте личную гигиену.

Проводите влажную уборку в помещении.

Чаще проветривайте помещение.

Мойте фрукты и овощи перед едой.

Если вы заболели, носите защитные маски.

Помните: некоторые животные - разносчики опасных заболеваний.

Не употребляйте в пищу испорченные продукты.

Вывод. Что у нас получилось?

 Интересная информация (слайд 6)

Слайд 6

 

 

Оздоровительная пауза для снятия зрительного утомления.

Быстро поморгать, закрыть глаза, посидеть спокойно, считать до 5. Повторить 4-5 раз.

         5. Закрепление нового материала.

Составьте рассказ по плану.

План урока (на доске):

Где обитают бактерии?

Какое значение имеют бактерии?

Как уберечь свой организм от болезней, вызванных бактериями?

6. Рефлексия

Понравилось ли вам как вы работали?

Перед вами поляна из цветов, каждый цветок - этап урока (отгадывание загадок, заполнение таблицы, создание «дерева здоровья»). У вас на столах бабочки. Подумайте, что вам больше всего на уроке понравилось и прикрепите бабочку на цветок.

Какую оценку поставите себе за урок?

От себя хочу сказать:

Прекрасный день

Урока подошел конец

Пусть каждый скажет про себя:

Какой я молодец!

Оценивание учителем.

7. Домашнее задание

Читать стр. 114-116, ответить на вопросы, выполнить задание 164 в рабочей тетради на странице 64 (для обучающихся первой и второй группы обучаемости), задание 163 (для обучающихся третьей группы).

Список литературы и интернет-источников

Романов И.В. Биология. Растения. Грибы. Бактерии. 7 кл.: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / И.В. Романов, Т.А. Козлова.- 3-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2014.

Королева Н.В. Биология. Растения. Грибы. Бактерии. 7 кл.: учеб. Для спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида / Н.В. Королева, Е.В. Макаревич.-М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005.

http://vsefacty.com/fact/interesnye-fakty-o-bakteriyah-video

http://pedmir.ru/viewdoc.php ?id=17707

9

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.