Конспект урока биологии по теме «Плод» (6 класс)
Конспект урока биологии в 6 классе по теме «Плод»
Пояснительная записка
Автор |
Сарпова Ирина Владимировна, учитель биологии МКОУ Маслянинской ООШ № 2 |
Название публикации |
Конспект урока биологии по теме «Плод» |
Предмет |
Биология |
Класс |
6 |
УМК |
В. В. Пасечник и другие |
Цель |
Создание условий для овладения обучающимися знаниями о строении плода, его роли в жизни растений |
Задачи |
Образовательная: сформировать у учащихся представления о плоде как главном генеративном органе покрытосеменных растений, об их строении и многообразии. продолжить формирование умений выделять главные признаки в характеристике органов растений; подвести учащихся к выводу о родстве цветковых, расширить кругозор обучающихся. Развивающая: развивать учебные умения – исследовательские, способствовать развитию логических умений и навыков по применению биологических знаний на практике; стимулировать развитию навыков познавательного интереса, выявлению связей «строение – функция», синтеза, анализа, делать выводы. Воспитывающая: воспитание аккуратности и самостоятельности в работе, экологическое воспитание. Продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений, умений работать в коллективе.
|
Тип урока |
Комбинированный |
Формы учебной деятельности |
Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Методы обучения |
частично-поисковый, словесный, наглядно-образный. |
Основные понятия |
Околоплодник; плоды простые и сложные, сухие и сочные, однолетник и многолетник, виды плодов: ягода костянка, зерновые, семянка, боб, стручок, коробочка. |
Планируемые результаты |
Предметные: -сформировать понятие «плод»; -рассмотреть особенности строения плодов; -классификация плодов. Личностные: - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - формирование осознанного, уважительного отношения к предмету; - формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; -формирование активной жизненной позиции, целеустремлённости. Метапредметные: - владение основами самоконтроля, самооценки и взаимной оценки результатов учебной деятельности; - развитие функциональной грамотности; - развитие навыка активного чтения; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. |
Использованные источники |
Биология. 6 класс: базовый уровень: учебник/ В. В. Пасечник, С. В. Суматохина, Г. Г. Швецов, под ред. В. В. Пасечник.– Москва: Просвещение, 2023. |
Оборудование |
Таблица «Классификация плодов», наборы муляжей плодов, коллекции семян |
Технологическая карта урока биологии по теме «Плод»
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые умения |
1.Организационный этап |
Приветствует детей
Просит проверить организацию своего рабочего места |
Приветствуют учителя Обучающиеся проверяют наличие и правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.
|
Метапредметные (УУД): регулятивные: -осуществлять самоконтроль коммуникативные: - слушать и понимать речь других
|
2.Актуализация знаний.
|
Даёт задание и организует его выполнение Показ видеосюжета (распускание цветов). 1. Вспомните строение цветка. Найдите у себя в рабочих листах задание №1. Подпишите части цветка (слайд 2-3). 2.Какое значение имеют цветы в жизни растений? 3.Ради чего человек выращивает большинство сельскохозяйственных растений?
|
Смотрят видеосюжет. Поднимает настроение. Выполняют задание самостоятельно на рабочих листах, которые находятся у каждого на столах. Взаимоконтроль (обмен листами). Проверить правильность выполнения задания по слайду.
|
Предметные: - правильно называть части и функцию цветка
Метапредметные (УУД): регулятивные: - осуществлять взаимоконтроль коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
3.Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. |
Попробуйте сами определить тему урока. - Я буду доставать всё то, что лежит у меня в корзине. Ваша задача, перечислить всё то, что я вам показала и назвать все эти предметы одним словом. Достает из корзины томат, яблоко, банан, огурец. Запишите себе в рабочий лист тему урока. Плод (слайд 4). - Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?
|
Учащиеся самостоятельно формулируют, определяют тему, цель и задачи урока.
Что такое плод? Какие бывают плоды? Зачем нужны плоды?
|
Предметные: -называть функцию цветка
Метапредметные (УУД): познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: -высказывать свое предположение коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли |
4.Изучение нового материала
Физкультминутка |
1.Рассмотрите и сравните плоды, находящиеся у вас на столах и ответьте на вопрос: что собой представляет плод? Ваши выводы. 2.Из каких частей состоит плод? 3.Заполнить схему (околоплодник и семена ). 4.Какое значение имеет околоплодник? (слайд 6-7). 5.Разделите плоды (томата, фасоли, подсолнечника, сливы) на группы и назовите признак, по которому вы выполнили это деление (слайд 8-10). -Ребята представьте, что вы в яблоневом саду, давайте дружно встанем и попробуем сорвать угоститься яблочком с дерева. Вот так яблоко (встали) Оно (руки в сторону) Соку сладкого полно (руки на пояс) Руку протяните (протянули руки вперед) Яблоко сорвите (руки вверх) Стал ветер веточку качать (качаем вверху руками) Трудно яблоко достать (подтянулись) Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули) И быстро яблоко сорву (хлопок в ладоши над головой) Вот так яблоко (встали) Оно (руки в сторону)
Соку сладкого полно (руки на пояс) - Не всегда название растения совпадает с названием плода 6.Самостоятельно заполнить таблицу «Классификация плодов» в рабочем листе, используя §16(слайд 11).
Учитель дополняет рассказы обучающихся по классификации плодов, используя таблицу «Классификация плодов»
|
Записывают определения в рабочем листе.
Заполняют схему № 1 «Строение плода» в рабочем листе.
Самостоятельно классифицирую плоды на сухие и сочные, односемянные, многосемянные.После совместного обсуждения , делаются выводы. Выполняют физминутку
Заполняют таблицу «Классификация плодов» в рабочем листе. Для решения этого вопроса класс делится на группы.
|
Предметные: знать функции и все части плода; уметь классифицировать плоды; объяснять взаимосвязь строения и функции плода Метапредметные (УУД) регулятивные: - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - овладевать умением поиска и выделения необходимой информации; - уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
|
5.Закрепление нового матери-ала
|
1.Организует выполнение лабораторной работы «Классификация плодов растений Новосибирской области»
2.Работа с текстом «Кокосовая пальма»
3. Назовите плоды растений, произрастающих на территории Маслянинского района (слайд 12-28). |
Выполняют лабораторную работу по инструктивной карточке, заполняют таблицу , делают вывод.
Работают с текстом, отвечают на вопросы |
Предметные: - уметь различать и называть плоды Личностные: - определять общие для всех правила поведения ; - определять правила выполнения лабораторной работы; - оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: -Проводить несложные наблюдения и практические работы, следовать инструкциям и правилам ТБ при проведении наблюдений и опытов, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; Личностные: - станавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
|
6. Рефлексия |
Приём "Свободный микрофон"(слайд 29). - на уроке мне больше всего запомнилось... - Меня удивило то, что... - После урока я расскажу свои друзьям о... - Ещё мне хотелось бы узнать... - Знания, полученные на уроке, я могу использовать в...
|
Ученики, по очереди, берут в руки микрофон и отвечают на любые вопросы, которые спроецированы на экране при показе презентации. Подводят итог того, что было изучено на уроке |
Метапредметные (УУД): регулятивные: - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; -коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
7. Домашнее задание |
1.На «5» и «4» - составить кроссворд по теме «Плоды» 2.На «3» прочитай материал в учебнике параграф 16, выучить понятия (слайд 30).
|
|
Коммуникативные: Самоконтроль и взаимоконтроль |
Рабочий лист
Тема урока______________________________________
1. Подпишите части цветка.
2. Заполнить схему № 1
3.Самостоятельно заполнить таблицу «Классификация плодов» в рабочем листе, используя §16.
|
Сочные плоды |
|||||
Многосемянные |
Односемянные
|
|||||
тыквина |
яблоко |
померанец |
ягода |
Многокостянка |
костянка |
|
|
|
|
|
|
|
Сухие плоды |
||||||||
Односемянные |
Многосемянные |
|||||||
Крылатка |
семянка |
орех |
Зерновка |
Желудь |
коробочка |
боб |
стручок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Лабораторная работа «Классификация плодов растений Новосибирской области»
Цель: изучить и классифицировать плоды.
Оборудование: лоток, коллекция плодов, раздаточный материал, учебник.
Задание:
1.Рассмотреть имеющиеся у вас плоды. С помощью учебника определите их названия.
2.Разделите их на сочные и сухие, односемянные и многосемянные.
3.Заполните таблицу: (в графе 1, 2, 3, 4 – просто поставьте знак « +»)
Название плода |
Тип плода |
Какие растения имеют такой плод |
|||
1. Сочный |
2. Сухой |
3. Односемянной |
4. Многосемянной |
||
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
ВЫВОД:
5. Кокосовая пальма
В числе самых распространенных в мире пальм кокосовая (Cocos nucifera). Название ей дали матросы экспедиции Васко да Гамы, которые усмотрели в ее волокнистых лохматых плодах сходство с обезьяньей мордочкой (в португальском языке слово «обезьяна» звучит как «коко»). Плоды кокосовой пальмы – волокнистые костянки длиной до 30 см и массой до 2 кг. Кокосовую пальму заслуженно называют деревом жизни, она входит в число 10 важнейших деревьев мира.
Плоды пальмы используют для получения масла, жмыха. Масло – пищевое и техническое – отжимают из зрелого ореха. В нем есть твердая белая «копра», содержащая до 35% кокосового масла, а остающийся жмых – прекрасный корм для скота. А если орех еще незрелый, вместо довольно твердой копры внутри окажется кокосовое «молоко», которое можно использовать как питье. Волокно из оболочки плодов – прочное, эластичное, устойчивое к соленой морской воде – служит материалом для изготовления веревок, канатов, циновок. Из твердой оболочки ореха делают посуду, гребни, браслеты, музыкальные инструменты и другие изделия.
Кокосовые орехи надежно защищены скорлупой, и это помогает кокосовой пальме расселяться, преодолевая пространства между океаническими островами. Несколько недель волны океана могут нести орех к новым островам, и за это время скорлупа ореха не пропускает опасную соленую воду внутрь. Выброшенный на пустынный берег острова орех прорастает и под палящим тропическим солнцем. У зародыша пальмы есть запас воды.
Ствол кокосовой пальмы достигает 20–25 м в высоту и до 0,5 м в диаметре, завершаясь веером перистых листьев. Отдельные листья могут достигать длины в 6,5 м и ширины до 1,5 м. Остатки оснований их черешков придают поверхности ствола характерный ступенчатый вид. После плодоношения пальмы отмирают, поэтому их стволы можно использовать сразу после сбора урожая.
Используя содержание текста «Кокосовая пальма» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Сколько семян содержится в плоде кокосовой пальмы?
2) Почему кокосовый орех может произрастать в засушливых условиях?
3) Почему сборщики кокоса легко забираются на пальмы?