12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Куклева Ольга Александровна88
Россия, Владимирская обл., Вязники

Куклева Ольга Александровна учитель географии, биологии и химии

МБОУ «Нововязниковская оош»

Конструирование блочного погружения

Предмет: химия

Тема «Соединения химических элементов».

Класс 8

Количество часов: 14

Событие: «Путешествие в страну Химландию».

23 урок: «Кристаллические решетки»

Цели:

Предметная: обеспечить усвоение теоретических знаний о зависимости физических свойств веществ от их строения через овладение представлениями о типах кристаллических решеток.

Надпредметные:

а) создание условий для развития дивергентного мышления при изучении кристаллических решеток.

б) создание условий для развития эмпатии через совместную деятельность и оценку действий и высказываний других людей

п/п

Основные разделы

Описание содержания

Дивергентное мышление (отметить фрагменты деятельности, направленной на формирование дивергентного мышления буквами ДМ и примерный процент вовлеченных в его выполнение)

1.

Мотивационное начало

«Включение интереса» к деятельности на учебных занятиях у разных групп обучающихся

В начале нашего урока я предлагаю вам посмотреть короткий видеосюжет. О чем в нем идет речь? Вы скажите мне сами после просмотра, и обязательно прокомментируете условия его существования в природе. Готовы?

Просмотр видеосюжета «Вода в природе. Три состояния воды».

Учитель: Замечательный сюжет. Итак, о чем этот видеосюжет?

Учащиеся: Видеосюжет о воде, о трех состояниях, в которых может находиться вода: твердое, жидкое, газообразное.

Учитель: Каковы условия перехода воды из одного состояния в другое?

Учащиеся: При обычных условиях вода находится в жидком состоянии, при понижении температуры ниже 00С вода переходит в твердое состояние-лед, а при повышении температуры до 1000С мы получим водяной пар (газообразное состояние).

Учитель: Действительно, вода, без которой жизнь на Земле была бы невозможной, каждый из нас в жизни наблюдал и в виде газа, и как жидкость, и в виде твердого тела.

Учитель: Любое вещество можно получить в твердом, жидком и газообразном виде. Железный пар и твердый воздух -не правда ли - странное сочетание слов? Однако это вовсе не чепуха: и железный пар, и твердый воздух существуют в природе, но только не при обычных условиях. Наша жизнь протекает в относительно мало меняющихся условиях. Вполне естественно, что мы привыкли к этим обычным условиям и поэтому, говоря простые истины вроде: «железо – твердое тело, воздух – газ», мы забываем добавить: «при нормальных условиях».

При каких условиях это происходит? Металлы при нормальных условиях находятся в твердом состоянии, при нагревании начинают размягчаться, и при определенной температуре переходят в жидкое состояние - плавятся. При нагревании до температуры кипения металлы начинают испаряться, т.е. переходить в газообразное состояние. Оказывается, и любой газ можно перевести в жидкое и твердое состояние, понижая температуру. Например, кислород, который при температуре –1940С превращается в жидкость голубого цвета, при температуре –218,80С затвердевает в снегообразную массу, состоящую из кристаллов синего цвета.

Значит, и твердые вещества тоже могут быть разными. Возникает вопрос: как объяснить существование веществ в различных состояниях со столь различными свойствами? Секрет кроется в строении кристаллической решетки вещества. Чтобы разобраться в этих явлениях и найти ответы на все вопросы, вам предстоит заняться исследовательской деятельностью в четырех лабораториях.

1 – Ионная кристаллическая решетка

2 – Атомная кристаллическая решетка

3–Молекулярная кристаллическая решетка

4–Металлическая кристаллическая решетка.


2.

Продуктивная деятельность

Максимальное вовлечение детей в продуктивную деятельность (интеграция двух видов деятельности: групповой и индивидуальной)

Просмотр фрагмента из видеоурока «Кристаллические решетки» https://yandex.ru/video/preview/?text=урок%20по%20химии%208%20класс%20по%20теме%20кристаллические%20решетки&path=wizard&parent-reqid=1642089928653038-2652694738700483564-sas3-0978-dd4-sas-l7-balancer-8080-BAL-9780&wiz_type=vital&filmId=10255281710532127925

Итак, твёрдые вещества можно классифицировать, в зависимости от расположения частиц твердого вещества в пространстве, их можно разделить на две группы. Какие? Давайте вместе найдем ответ.

Назовите твердые вещества, находящиеся у вас в лабораторном лотке (образцы жевательной резинки, пластмасс, воска, пластилина, металлов, льда, графита и кристаллов поваренной соли).Подумайте, какие вещества из названных можно исключить и почему? У аморфных веществ нет определенной температуры плавления и расположение частиц в них строго не упорядочено.

Кристаллические вещества имеют строго определенную температуру плавления и, главное, характеризуются правильным расположением частиц, из которых они построены: атомов, молекул и ионов.

В кристаллических телах частицы расположены регулярно в определённых точках пространства. Если соединить эти точки прямыми линиями образуется пространственный каркас, называемый кристаллической решёткой.

Используя текст учебника и дополнительный материал, группы заполняют таблицу:

Тип кристаллической решетки

Частицы в узлах решетки

Тип химической связи

Физические свойства

Примеры веществ






Работают все учащиеся группы.

Используя пластилин и зубочистки, изготовьте модели кристаллических решёток.


ДМ 80%




Прием «мозговой штурм»







Э 50%















Аналитическое завершение:

А)Конструирование групповой итоговой обобщающей схемы блока

Вот и подходит к завершению наша работа, и теперь каждая группа представляет кристаллическую решетку с демонстрацией веществ. Все слушают, заполняют таблицу.




ДМ 90%

б)Рефлексия ребенком собственной деятельност


Наш урок подходит к завершению. Надеюсь, что наша работа оказалась продуктивной и интересной.

А теперь предлагаю вам оценить свою работу за урок:

1) «Оцени собственное участие, активность в данном погружении по 10-балльной шкале____»

2) Рефлексивное эссе.

Фиксация внимания ребенка на «трудностях» во время погружения. Формирование мышления роста.

Опиши, с какими трудностями ты встретился во время Погружения.

Выдели, какие из них тебе удалось преодолеть. Как ты их преодолевал?

Какие трудности тебе не удалось преодолеть? Как ты думаешь, почему? Что можно было бы сделать, чтобы решить эти трудности?

Каждый учащийся заполняет лист самооценки, проставляя балл (от 0 до 3), по следующим пунктам:

1.Вклад в работу группы

2.Взаимодействие с группой

3.Работа с информацией

4.Выдвижение идей в ходе обсуждения вопросов

5. Участие в защите






Э 90%

в) обратная связь от ребенка (его мнение о тематическом блоке)

Минимально - на сколько интересно было на уроке. Максимально – соотношение собственной оценки учителем урока с оценкой ребенком. Работа над разрывом в соотношении оценок.

На листе самооценки ответить на вопросы:

На что влияет тип кристаллической решетки?

Что нового вы узнали ?

Достигли ли мы цели урока?

«Оцени, насколько тебе понравилось данное погружение по 10-балльной шкале ____»




ДМ 90%





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.