12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кучумова Ирина Викторовна1324
Учитель русского языка и литературы МБОУ "Вильвенская СОШ", имею двоих детей, люблю путешествовать и открывать что-то новое
Россия, Пермский край, Добрянский район посёлок Вильва

Инклюзивное образование. Конспект урока чтения в 6 классе коррекционной программы VIII  вида (разработан на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М: «Просвещение», 2010 год. Учебник : И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. Чтение. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2021г. ).

Урок чтения и развития речи по теме:

«П.П.Бажов –уральский мастер сказа. Сказ «Огонёк».


Цели урока:

Обучающие:

- Продолжить знакомство учащихся с личностью П.Л.Бажова, пробудить интерес к его творчеству.

- Продолжить работу по обучению анализу текста.

- Совершенствовать навыки работы учащихся с текстом литературного произведения.

Коррекционно-развивающие:

- корригировать внимание путем нестандартного начала урока;

- коррекция и развитие связной устной речи через выполнение задания по карточкам;

- коррекция и развитие памяти путём пересказа небольшого текста;

- коррекция и развитие зрительных восприятий через экскурсию в школьном музее;

- развитие слухового восприятия;

- коррекция и развитие тактильного восприятия;

- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук ;

- коррекция и развитие мыслительной деятельности ;

- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к родному краю и его богатствам, к чтению;

- воспитывать любовь к художественному слову;

- воспитывать самостоятельность;

- воспитывать нравственные качества (любовь к родному краю, уважительное отношение к труду).


Оборудование для учителя: выставка минералов Пермского края, изделия из уральских камней, мультимедийное сопровождение урока.

Оборудование для ученика: карточки с текстом для работы, пазлы «Рисунок на вазе из драгоценного камня».

Методы: наглядные, практические, словесные.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, коллективная .


ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Слово учителя

Ребята, у каждого человека дома должна быть золотая полка. Писатель Ю. Олеша говорил: «Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги». Хочется, чтобы особое место на вашей золотой полке заняли сказы Павла Петровича Бажова. Как вы думаете, если они лежат на «золотой полке», то о чём они? (ответы учащихся).

II. Организационный момент : к нам пришли гости.

Первая часть занятия проходит в форме  экскурсии в школьный краеведческий музей, где представлена экспозиция «Природные богатства Урала. Драгоценные камни». Экскурсию проводит почётный гость школы - народный мастер Семерикова Елена Степановна. Она изготовляет изделия из камня: сувениры, украшения.

Учащиеся знакомятся с образцами минералов Уральского края, поделками и изделиями местных мастериц из природного камня.

Рассказ о минералах и драгоценных камнях Пермского края начинается с игры «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешке лежат различные изделия из природных камней бусы, броши, небольшие сувениры и т.д. Ученикам предлагается по очереди достать с закрытыми глазами из мешочка какое-либо изделие и предположить, из какого камня оно изготовлено (список камней имеется на экране проектора). Мастер отвечает, правильно ли даны ответы.

Народный мастер:

- Хороша и богата природа Урала: леса стоят – изумруд да малахит, озёра и реки горным хрусталём переливаются, рябинушка по осени рубином горит. Одним словом, красота, да и только!

- С чем я сравнивала природу Урала? (с драгоценными камнями).

- Почему природу нашего края можно сравнить с драгоценными камнями?

Рассказ о природных камнях (сопровождается видео-презентацией).

Малахит.

Благодаря сказам Бажова малахит является главным символом Урала. Свое название камень получил от греческого «мальва», поскольку его цвет напоминает цвет листьев этого растения. Окраска малахита объясняется присутствием иона меди. Яркий, играющий многими оттенками зеленого тона, поражающий причудливостью рисунков малахит считается в мире исконно русским поделочным и ювелирным камнем.

Хризолит.

Хризолит происходит от греческих слов золотой и камень. Драгоценный прозрачный камень. Имеет высокую твердость, стеклянный блеск, прозрачный. Цвет хризолоита – золотисто-зеленый, оливково-зеленый, коричневато-зеленый. Применяется как ювелирный камень, его гранят для вставок в кольца, серьги, броши, диадемы. Хризолит, камень замечательный во всех отношениях. У хризолита есть один недостаток, помешавший занять место среди наиболее драгоценных самоцветов. Он не очень тверд.

Турмалин, хрусталь.

Один из наиболее ценных драгоценных камней, принадлежащих к группе кварца. Турмалин имеет высокую твердость. Стеклянный блеск, прозрачен до просвечивающего. Из драгоценных камней выделяется разнообразием цветов: вишнево-красный, розовый, темно-сине-зеленый. Зелено-розовый, бурый, черный. На Урале именно турмалин начали называть словом «самоцвет». Кроме ювелирной промышленность турмалин применяется в технических целях. До сих пор минералоги во всех странах не смогли установить его формулу: его состав и строение зависит от того места, где его добыли.

Горный хрусталь происходит от греческого слова кристаллос – лед. Хрусталь имеет высокую твердость, блеск, достаточно хрупок. На Урале камень распространяется широко. Из хрусталя вырезались сосуды, чаши и кубки. Отшлифованные прозрачные камни применяются в различных ювелирных изделиях. Наиболее интересным произведением искусства из хрусталя является шар из кристаллов горного хрусталя.

Медный изумруд –камень со средней твердостью, стеклянным блеском, прозрачный, хрупкий. Цвет изумрудно-зеленый. В природе встречается в виде мелких призматических кристаллов. Медный изумруд используется как драгоценный камень.

Всеми этими богатствами славится и наш Урал.

2) Батюшка-Урал. Много существует легенд о том, как появилось название Урал, и что оно обозначает. Существует такая легенда:

Жил на свете юноша, звали его Ур. На языке племени это имя означало «Земля». Девушка, которую он любил, была одета в золотые одежды, и у нее были золотые волосы. Золото в племени называли «ал». Они стремились друг к другу, и соединились их имена. С тех пор, говорится в легенде, и зовутся наши горы Уралом…


3) Краеведческий материал: медеплавильные заводы на Урале, в Добрянском крае.

- Очень давно на уральской земле еще при Петре Великом возникли первые заводы и рудники. В городе Добрянка тоже был открыт медеплавильный завод, которым руководили Строгановы.

Строительство Добрянского завода началось весной, 6 марта 1752 г., на противоположном берегу от деревни Добрянки. На речке Добрянке была насыпана земляная плотина. Плотина образовала пруд протяженностью в 3 версты. Вода являлась главной движущей силой для всех механизмов завода.


t1678021325aa.jpg


Почему именно на Урале построили заводы? Много горных сокровищ скрывает Урал. Да и люди жили здесь трудолюбивые, народные умельцы. Мастера Добрянки славились на весь мир своим искусством не хуже других знаменитых мастеров. Память об этом хранится в Добрянском краеведческом музее. Представленные здесь чугунные львы XIX века поражают точностью литья.


t1678021325ab.jpg

III. Беседа в классе. Настрой на восприятие.

- Только что вы побывали в школьном музее и узнали много интересного о природных богатствах нашего края.

- Как называется территория России, на которой мы живём? (Урал).

- Чем известен наш край?

- Урал - это ещё и место, где родился и вырос один знаменитый писатель.

IV.Обращение к портрету писателя.

- Посмотрите на портрет этого человека. Чем он привлекает наше внимание?

t1678021325ac.jpg

Ответы детей.

Учитель обращает внимание на глаза, поскольку «глаза – зеркало души». ( Добрые и внимательные глаза. У него большая седая борода, он похож на настоящего сказочника. Глаза пожившего, много повидавшего, мудрого человека. Видны благородство его души, ясный и редкий ум).

V. Жизнь и творчество П.П. Бажова.

- Как вы думаете, какая профессия у этого человека? (Версии детей).

- Почему вы так решили? (Ответы детей).

- В те времена, когда на Урале появились первые медеплавильные заводы, о которых шла речь в музее, и появился на свет в семье мастера одного из заводов 27 января 1879 года знаменитый писатель Павел Петрович Бажов. Это его портрет вы сейчас внимательно рассматривали. В 2023 году отмечается 144 года со дня его рождения.

- П. П. Бажов создал за всю свою жизнь 56 сказов.

- Скажите, как вы понимаете слово «сказ»? (Ответы детей)

Учитель: - Слово «сказ» происходит от слов «сказывать», «говорить», «рассказывать». Сказ отличается от сказки тем, что имеет жизненную, не придуманную основу. Этой основой стало всё то, о чём вы узнали в школьном музее.

- Вы уже читали сказы П.Бажова. Какие сказы П.П.Бажова вы уже знаете? (Ответы учащихся).

Учитель предлагает рассмотреть карточки - открытки с изображением различных сказов П.П.Бажова. Давайте вспомним, что это за сказы

Материал для карточек.

t1678021325ad.jpg«Медной горы хозяйка». Молодой рабочий по имени Степан однажды увидел в лесу девушку - красивую, с длинной косой и в одежде из малахита. Понял он, что это сама Медной горы Хозяйка. Показала Хозяйка ему своё приданое. А потом спрашивать стала – согласен ли он в жёны её взять. Подумал Степан, да и сказал, что есть у него уже невеста. Похвалила его Хозяйка за то, что не позарился на богатства её. Подарила она Степану шкатулку с драгоценностями для невесты его. А потом сказала, что станет он богато жить, только её забыть должен.

t1678021325ae.jpg«Малахитовая шкатулка». Этот сказ является продолжением рассказа о Хозяйке Медной горы. Степан умер, а шкатулка малахитовая у его вдовы Настасьи осталась. Украшения в ней хранились, Хозяйкой подаренные. Младшая дочь, Татьяна, очень любила эти украшения. Танюша выросла и такая мастерица была, что большие деньги стала зарабатывать. Вскоре увидел девушку барин и так был поражён её красою, что предложил ей стать его женой. Она согласилась, но поставила условие, что выйдет за него, если он покажет ей малахитовую палату её отца. Барин пообещал исполнить её желание. Оказавшись в малахитовой палате, девушка прислонилась к стене и растаяла. С тех пор никто ничего о ней не слыхал, только стали замечать, что Медной горы Хозяйка двоиться стала.

t1678021325af.jpg«Каменный цветок» - история о сироте Данилке, который в 12 лет стал учеником мастера малахитовых дел. Мальчик был талантлив и понравился учителю. Когда Данила вырос, то стал прекрасным мастером. Была у него мечта. Хотел он создать малахитовую чашу, на цветок похожую. Даже камень подходящий нашёл. Но никак у него не получалось цветок вырезать красивый. Однажды встретил он саму Медной горы Хозяйку. Попросил он её, чтобы показала ему свой цветок каменный. Отговаривала его Хозяйка от этого, да он настоял. Увидел он цветок Хозяйки Медной горы и с тех пор совсем покой потерял. Больше его не видели, но слухи шли, что он у Хозяйки Медной горы служит.

t1678021325ag.jpg«Серебряное копытце». Одинокий старик Кокованя приютил у себя сиротку. Дедушка каждый день работал, а внучка в избе порядок наводила, готовила. По вечерам Кокованя рассказывал девочке сказки. А однажды рассказал ей о волшебном козле с серебряным копытцем, которым он стучит, и появляются на том месте камни драгоценные. Как-то раз ждала девочка деда с охоты и увидела в окно, что кошка её играет с тем самым козлом из сказки. Выбежала она на него посмотреть. А козёл запрыгнул на крышу, стал копытцем бить и камни драгоценные из-под его ног посыпались. Дедушка с внучкой их собрали и всю оставшуюся жизнь безбедно жили.

t1678021325ah.jpg«Синюшкин колодец» - история о добром молодце Илье. Рано остался он сиротой. В наследство получил только решето, полное перьев, от бабушки Лукерьи, которая внуку давала наказ не гоняться за богатствами. Однажды решил Илья на завод короткой дорогой отправиться. А путь этот через болото лежал. Захотелось Илье пить. Смотрит, а в болоте участок с чистой водой, как колодец. Решил он испить этой воды, лёг на землю, а из воды к нему Синюшка руки протянула. Она его дразнить стала, что не получится у него попить водицы из её колодца. Вернулся Илья, привязал ковш к жёрдочке и им воды из колодца зачерпнул. Поразилась Синюшка его смекалке и обещала богатства свои показать. Пришёл Илья снова к колодцу. А к нему девушки подходят с подносами, полными драгоценностей. Вспомнил он, что бабушка наказывала, и стал отказываться от всего. Подошла к нему восемнадцатилетняя красавица с решетом, в котором ягоды, да пёрышки. Понял Илья, что это и есть Синюшка. Взял он решето из её рук. Когда домой пришёл, ягоды в самоцветы превратились.

VI. Мотивация на выполнение задания.

В сказах П.Бажова все герои прекрасно справляются с испытаниями, которые перед ними предстают. Вам хотелось бы познакомиться с другими сказами П.П. Бажова? Один из них называется «Живой огонёк». Как вы думаете, почему? (вспомните те изделия из камня, которые вы видели в школьном музее).

VII. Прослушивание и чтение текста (часть текста звучит в аудиозаписи, другую часть учащиеся читают вслух).

Работа со словом.

-Кто главные герои сказа, о котором вы прочитали?

- Что интересного с ними происходит?

- Найдите в тексте профессию героя (мастер по дорогим камням).

- Старый мастер говорил о том, что не со всяким камнем работать легко. А с каким труднее? (самородком)

- Какой мастер считается хорошим по мнению Евграфа Васильича? (Который знает науку изготовления изделий из камня и при этом не ленится). Какие качества в человеке уважал старый мастер ? (трудолюбие и знание).

- Камень - самородок и мастер своего дела , по мнению Евграфа Васильича, должны быть в чёт-то главном похожи. В чём? (Живой огонек в них должен быть). А что это означает? (для камня – особая красота, притягательность, для человека – творческий подход к делу).

VIII. Практическая работа: коллективное творчество (2команды). Сейчас я предлагаю вам проявить творчество – именно такое, какое мы видим в сказах Бажова и работах наших мастеров по камню. Вам предстоит «смастерить» поделку из камня - собрать пазл (на магнитной доске) , изделие из драгоценного камня.

IX. Рефлексия.

- Что для вас было самым интересным на нашем занятии?

- Чему вас научил урок?

- Сегодня на уроке вы проявляли свои лучшие качества и были чем-то похожи на героев сказов П.Бажова . Какие качества вы проявили? (трудолюбие, выдумку, умели вести беседу и т.д.)

-Оцените свою работу на уроке, выбрав смайлик.

Ресурсы Интернета:

http://www.encyclopediacities.ru/gorod-v/rossii/dobrjanka.html (природные ресурсы Урала)

https://www.syl.ru/article/207331/new_bajov-p-uralskie-skazyi-kratkoe-soderjanie (краткий пересказ сказов).



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.