Урок чтения «Поэма К.М. Симонова "Сын артиллериста" и рассказ В.П. Катаева "Флаг"» ( 7 класс коррекционной школы)
Руппель Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
муниципальное казённое образовательное учреждение
«Берёзовская основная общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки» Кемеровского муниципального района
Описание материала: конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Урок по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. Данный материал будет полезен учителям русского языка и чтения коррекционных и общеобразовательных школ. Учащиеся на уроке учатся выразительному чтению, анализируют, сравнивают, высказывают свое мнение. Каждый учащийся на уроке получает возможность проявить активность, применить имеющиеся у него знания по теме.
Урок чтения по теме : «Урок мужества по поэме К.М.Симонова «Сын артиллериста» и рассказу В.П.Катаева «Флаг» в 7 классе специальной (коррекционной) школы YIII вида.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
А.Ахматова
Цель урока: показать внутреннюю красоту характера русского человека, его душевную щедрость, скромность, с поразительную стойкость и самоотверженность.
Задачи: 1. Формировать у учащихся нравственную, эстетическую оценку
поступков главного героя произведения, учить
самостоятельно давать такую оценку человеческим поступкам,
разбираться в характерах людей.
2.Рассмотреть тему и главную мысль поэмы и рассказа, изучить эпизод из истории страны и жизни целого народа;
3. Развивать умение производить классификацию фактов, делать обобщённые выводы; развивать умения обобщения и конкретизации, развивать речь обучающихся .
4. Воспитывать чувство гордости за свою страну и народ.
Формировать чувства долга и готовности к защите Родины.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, урок мужества.
Методы: беседа, инсценированное текста поэмы, проблемный вопрос.
Оборудование: презентация, выставка книг, текст произведений, иллюстрации, эпиграф (слова А.Ахматовой).
портреты К.М.Симонова и В.П.Катаева, запись песни А. Александрова на слова Лебедева - Кумача «Священная война»; запись отрывка из поэмы «Сын артиллериста» в исполнении К. Симонова;
Учащиеся класса распределяются на несколько творческих групп и заранее готовятся к уроку.
1.Организационный момент.
1.1. Звучит песня А. Александрова на слова Лебедева - Кумача «Священная война»
1.2. Поэтическая минутка. Чтение стихотворения А.Твардовского
«В лютые дни февраля» (читает учащийся).
В лютые дни февраля
Армия билась не зря,
Под Нарвой врагов сокрушила,
Победу в боях заслужила!
Тогда этот праздник родился,
Мы славим героев сейчас!
Чтоб силой своею гордился
Российский бесстрашный солдат!
Он защищал тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя
Российской армии простой солдат.
1.3. Введение в тему. Как вы считаете, ребята, почему мы проводим урок мужества по поэме К.М.Симонова «Сын артиллериста» и рассказу В.П.Катаева «Флаг»
- Действие в поэме К.М.Симонова «Сын артиллериста», как и в рассказе В.П.Катаева «Флаг» происходит в годы Великой Отечественной войны.
- И К.М.Симонов и В.П.Катаева были военными корреспондентами.
2. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проводим Урок мужества – это обобщающий урок по изученным на предыдущих занятиях художественным произведениям, действия в которых происходит в годы Великой Отечественной войны. Речь идёт о поэме К.М.Симонова «Сын артиллериста» и рассказе В.П.Катаева «Флаг».
Мы должны будем ответить на вопрос, что же помогло нам, русским, победить в Великой Отечественной войне? Выжить в тылу и остаться самой сильной и мужественной страной?
3. Поэма «Сын артиллериста».
Комментарий учителя. Вопросы для учащихся:
1.Что вы узнали о К.М.Симонове?
Ответ. Пересказ.
С первых дней войны Симонов на фронте. Он военный корреспондент. Неоднократно сам бывал на передовой линии, поднимал бойцов в атаку. Ходил в разведку, был в тылу врага. О трудной жизни на фронте и тылу он писал в своих статьях, рассказах, повестях и стихотворениях.
Поэма «Сын артиллериста» основана на реальных событиях. Это случилось недалеко от Мурманска. Там шли тяжёлые бои. Лейтенант Лоскутов с радиопередатчиком проник в тыл врага и оттуда трое суток направлял огонь своих батарей. Нередко лейтенанту приходилось указывать место обстрела недалеко от укрытия, где он находился, а иногда наводить огонь прямо на себя. Подвиг лейтенанта прославил К.М.Симонов в поэме «Сын артиллериста».
4. Выразительное чтение 1-й главы поэмы.
5. Инсценировка отрывка.
— По вашему приказанью
Явился, товарищ майор.
— Ну что ж, хорошо, что явился.
Оставь документы мне.
Пойдешь один, без радиста,
Рация на спине.
И через фронт, по скалам,
Ночью в немецкий тыл
Пройдешь по такой тропинке,
Где никто не ходил.
Будешь оттуда по радио
Вести огонь батарей.
Ясно?— Так точно, ясно.
— Ну, так иди скорей.
Нет, погоди немножко.—
Майор на секунду встал,
Как в детстве, двумя руками
Леньку к себе прижал:—
Идешь на такое дело,
Что трудно прийти назад.
Как командир, тебя я
Туда посылать не рад.
Но как отец... Ответь мне:
Отец я тебе иль нет?
— Отец,— сказал ему Ленька
И обнял его в ответ.
— Так вот, как отец, раз вышло
На жизнь и смерть воевать,
Отцовский мой долг и право
Сыном своим рисковать,
Раньше других я должен
Сына вперед посылать.
Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!—
Такая уж поговорка
У майора была.
— Понял меня?— Все понял.
Разрешите идти?— Иди!—
6. Комментарий учителя.
Вопросы для учащихся:
1. Объясните, почему Лёнька вызвал огонь на себя? Чем ему это грозило? Найдите и прочитайте команды, которые подавал Лёнька по рации.
2. Какие черты характера лейтенанта проявились в этом бою?
- Мужество, геройство, смелость, бесстрашие.
- Он готов был отдать свою жизнь ради победы над немцами в этом бою.
7. Выразительное чтение стихотворения «Что должны уметь солдаты?»
Что должны уметь солдаты?
Собираться на парады,
Подшивать воротники,
Чистить щёткой сапоги.
На парадах выступать,
В карауле ночь стоять,
А ещё хотя б немножко
Чистить ножиком картошку.
8. Физминутка.
9. Комментарий учителя. Рассказ В.П.Катаева «Флаг».
Вопросы для учащихся:
.1. Что вы узнали о В.П.Катаеве?
- Валентин Петрович Катаев – известный русский писатель. Он, так же как К.М. Симонов, был участником Великой Отечественной войны и работал военным корреспондентом. Его репортажи с фронта печатались во многих газетах. Он вместе с солдатами участвовал в тяжёлых сражениях, летал на штурмовиках, ходил в разведку.
2. В каком году был опубликован рассказ «Флаг"? О чем и о ком этот рассказ?
- В 1942 году публикует рассказ «Флаг» о мужественных защитниках маленького гранитного островка, осаждённого врагами со всех сторон.
3. Какое историческое событие легло в основу
рассказа В.П.Катаева?
4. Почему фашистам не удалось захватить
форт?
5. Какой ультиматум(условие)предложили
фашисты защитникам форта?
6. Как ответили на ультиматум защитники крепости?
7. Почему защитники крепости сшили красный флаг?
8. Подумайте, о чём хотел сказать автор своим рассказом?
3. Чтение отрывка из рассказа (с. 225).
Вопрос учителя. Что предложили немцы защитникам осаждённого форта?
Ответ учащихся.
3. Как поступили защитники форта?
Пересказ.
4. Чтение заключительного абзаца рассказа.
6. Работа по тексту.
- опишите форт, который охраняли русские моряки; (устно)
-прочитать, сколько месяцев горсточка храбрецов защищали форт;
-что происходило с боеприпасами и продуктами? ( устно)
-прочтите действия командира;
-что происходило дальше? (пересказ);
-Прочтите, что было написано на листке;
-что хотели немцы? (пересказ)
-чем занимался всю ночь гарнизон форта?
-какими иглами его шили?
-как вели себя моряки на рассвете?
-что в это время делал Фон Эвершарх? (чтение по ролям - 3 ученика)
-опишите действия Эвершарха по иллюстрации в учебнике;
-что он видел в бинокль? (прочитать)
-что сделал Фон Эвершарх?
-как фашисты добрались до форта?
-что произошла дальше? (читать)
-что случилось с солдатами? (они погибли)
-можно ли назвать их героями?
10. Итоги урока. Комментарий учителя.
1. Скажите, что объединяет поэму К.М.Симонова «Сын артиллериста» и рассказ В.П.Катаева «Флаг»? Какие черты характера главных героев вы могли бы назвать? (Ребята передают флаг из рук в руки и называют черты характера героев).
Мужество, героизм, смелость, бесстрашие, любовь к Родине, храбрость, решительность, готовность отдать свою жизнь за освобождение Родины.
2. Заполнение анкеты.
1.На уроке я работал |
активно / пассивно |
2.Своей работой на уроке я |
доволен / не доволен |
3.Урок для меня показался |
коротким / длинным |
4.За урок я |
не устал / устал |
5.Мое настроение |
стало лучше / стало хуже |
6.Материал урока мне был |
понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
Ильина Оксана Геннадьевна