Урок истории «Образование и грамотность на Руси», 7 класс коррекционной школы
Конспект урока
История Отечества
7 класс
Тема: «Образование и грамотность на Руси»
Учитель: Мирошниченко С.Л.
Дата:18.11.2016
Класс: 7
Тема: « Образование и грамотность на Руси»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Формировать представление о распространении грамотности и образования на Руси.
Задачи:
Образовательные:
- показать, что изобретение славянской азбуки, было необходимым условием распространения грамотности на Руси;
-уточнить , что было сделано Ярославом Мудрым для распространения грамотности;
Коррекционно-развивающие:
- развивать устную речь, через ответы на вопросы;
- осуществлять коррекцию развития мыслительных операций ,через установление отношений между понятиями;
-осуществлять коррекцию развития преднамеренного восприятия, через выполнение упражнений на осмысленность и обобщенность зрительного восприятия;
- развивать навыки работы с учебником, выделяя существенное из прочитанного.
Воспитательная:
- воспитывать у учащихся интерес к родному языку и культуре.
Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: урока: презентация к уроку; видеофильм «Школа древней Руси»; береста; индивидуальные карточки с заданием у учащихся; бумажная стрела; мешочек с землей; след, вырезанный из бумаги ; демонстрационные карточки со словами: «пергамен», «переписчик», «устав», «Библия», «библиотека»; интерактивная доска; ноутбук у учителя.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы:
Коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникативные технологии, технология разноуровнего обучения. Наглядные методы (презентация , видеофильм, береста), словесные методы и приемы (беседа, рассказ, создание познавательной ситуации, игра, работа с учебником). Практические методы (упражнение на установление отношений между понятиями).
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Предполагаемая деятельность учащихся. |
|||||||||
Организационный момент: II. Актуализация изученного. III.Изучение нового материала IV. Закрепление V.Подведение итогов урока. |
1. Приветствие детей. Психологический настрой на урок. - Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на работу. На уроке я пожелаю всем вам хорошего настроения. Фронтальный опрос. -Скажите, как в древности называли человека, который мог дать ответы на все вопросы? Если учащиеся затрудняются, учитель помогает. - В восточных сказках упоминается такой мудрец, звали его Хаджа Насреддин.
- А как звали русского князя, прозвище которого было Мудрый? - Что вы знаете о Ярославе Мудром? Вопросы на экране интерактивной доски. -Выберите правильный ответ. (Слайд ). -Ярослав Мудрый был: - Сыном князя Святослава. - Сыном князя Игоря. - Сыном князя Владимира. - В каком веке княжил Ярослав Мудрый? 2. (Слайд ) 9(IX). 10(X). 11(XI).
-Ребята, а почему князя Ярослава прозвали мудрым? -Как назывались законы Ярослава?
- Правильно, ребята , но прозвище Мудрый князь Ярослав получил не только за то, что строил города и издал законы. - Одна из задач нашего урока подробнее узнать о добрых и славных делах Ярослава Мудрого. 1.Введение в тему. ( создание познавательной ситуации). -Послушайте одну старую историю. Рассказать мне ее поможет мой помощник. ( Заходит ученик, одетый в древнерусский костюм. У него стрела, мешочек и вырезанный след.). - В древние времена, когда не было письменности на Руси, люди передавали послания предметным письмом. - Однажды молодой князь получил от своего отца предметное письмо: стрелу, мешочек с землей и след, вырезанный из кожи. Сын понял послание отца так: Ученик: - Вскоре надо ждать отца в гости, так как след его уже простыл на родной земле, и он стрелой мчится ко мне. Учитель: - Долго ждал сын отца, а отец, тем временем, ждал сына. Ведь своим посланием старый князь просил о помощи: "Выручай, враги топчут нашу родную землю, а их стрел так много, что они затмили собою солнце". -Как вы считаете, удобным ли, совершенным ли, было предметное письмо? -Почему? Объясните свой ответ. 2. Сообщение темы и задач урока. - Кто догадался, как называется тема нашего урока. -Тема нашего урока «Образование и грамотность на Руси». (Слайд ) (Тема урока на слайде и на доске). - Сегодня на уроке мы узнаем, как распространялась грамотность и образования в Киевской Руси, узнаем, что было сделано Ярославом Мудрым для просвещения русского народа. -Запишите число и тему урока в тетрадь. 3. Вступительная беседа. -При каком князе началось крещение Руси? -В каком году приняли христианство на Руси? - Славянская письменность зародилась ещё до принятия христианства на Руси. -Кто научил славян грамоте? (Слайд ) - Два брата из византийского города Салоники - Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку. (Слайд ). 4. Работа в тетрадях. -Для чего нужна письменность? - Как вы думаете, можно ли считать важным событием создание славянской азбуки в истории Руси? - Докажите. - Запишите в тетрадях, кто создал славянскую письменность. (Кирилл и Мефодий- создатели славянской письменности). (Слайд). 5. Просмотр видеофильма «Школа древней Руси» - До принятия христианства, умеющих писать и читать на Руси было мало, грамотными были духовенство, выучились писать князья. Ярослав Мудрый хотел , чтобы на Руси было больше грамотных людей, он повелел создать школы при храмах и монастырях. В школах священники учили детей и взрослых. - Давайте заглянем в древнерусскую щколу. Просмотр видеофильма.(3 мин). Комментарии учителя: - На миниатюре изображена славянская школа. На ней мальчик Варфоломей учится грамоте. Вот Варфоломей с учителем. Рядом несколько учеников с открытыми книгами. Судя по всему, учение дается нелегко. Вот учитель наказывает мальчика. Вот родители бранят ученика . Здесь Варфоломей молится об освоении грамоты. Когда родители умерли, Варфоломей стал монахом под именем Сергий. Через несколько лет он стал известным на Руси святым Сергием Радонежский. Давайте заглянем в церковную школу. Вот дети учат азбуку со своим старым учителем-дьяконом. Учились писать на бересте - коре березы . Буквы процарапывали писалом-острой костяной или металлической палочкой. Это писало X-XI. Вот берестяная грамота. А это дошедшие до наших дней берестяные грамоты мальчика Онфима. Вот он нарисовал себя в образе всадника. Вот отрывок из церковной книги. А это полная азбука. На этой грамоте написано:привет Даниле от Онфима. Это первый учебник грамматика. А это страница из азбуки. Вывод - Какое впечатление на вас произвела школа Древней Руси? Учитель: - Открытие таких школ было очень важным этапом развития грамотности на Руси. 6. Демонстрация бересты. -Посмотрите у меня береста. (Учитель демонстрирует бересту). В древности на Руси самым дешёвым и распространенным материалом для письма была береста. Её варили в солёной воде и клали под пресс. На влажной внутренней стороне коры писали текст. - Большинство книг написано на пергамене, который делали из телячьей кожи. (Слайд). - Пергамен был очень дорогим материалом. На пергамене писали пером. Учитель крепит на доске карточку со словом «пергамен». - На чем писали в Древней Руси. - Чем писали. 7.Работа по карточкам. Выполните задание 1 на карточке. Допишите предложение о письменных принадлежностях в Древней Руси. «На Руси писали на … (бересте) и … (пергамене) , используя для этого …(писало) и (перья) …». У учащихся, испытывающих трудности, облегченное задание-подчеркнуть правильный ответ. Учитель помогает затрудняющимся ученикам. Физминутка. - Давайте проверим как вы справились с заданием. Если ответ «да» вы садитесь, если нет продолжаете стоять. - Встаньте. На Руси писали на бересте и пергамене ? Учащиеся садятся. - Если ваш ответ «да», вы встаете, «нет», продолжаете сидеть. - Для письма использовали писало и перья? 8.Рассказ с демонстрацией слайдов. (Учитель поощряет учащихся). -Молодцы, справились с заданием, садитесь. - При Ярославе Мудром многие жители страны стали грамотными. Научившись писать, люди стали записывать договора и важные документы, писать друг другу письма, записки, вести деловые бумаги. (Слайд ).(Слайд ) До наших дней сохранились изделия гончаров, на которых они ставили свою подпись. (Слайд ) Часто на стенах храмов горожане оставляли надписи, которые также сохранились до наших дней. - При Ярославе Мудром книги стали переводить с греческого языка на славянский. 9.Работа с учебником. - Кто переводил и переписывал книги , вы прочитаете в учебнике стр.162 - 4 и 5 абзацы. Учебники открыты на указанной странице. - Читает Коля. 10.Беседа по содержанию текста с демонстрацией слайдов. ( Учитель демонстрирует слайды: монах- переписчик, письмо уставом.) - Кто переписывал книги? - Кем были переписчики? Учитель крепит на доске карточку со словом «переписчик». - Как называлась новая славянская азбука? - Как назывался тип письма кириллицей? Учитель крепит на доске карточку со словом «устав». - Как вы думаете, какую книгу переписывали чаще всего? - Почему? - Потому ,что Библия – главная книга христиан. (Слайд). Учитель крепит на доске карточку со словом «Библия». -Библия, слово греческого происхождения «библио» означает –книга. - Ребята, а где хранится собрание книг? - Кто знает, что означает слово библиотека? - Библиотека, слово греческого происхождения от слова «библио» -книга и тека «хранилище». Хранилище для книг. Учитель крепит на доске карточку со словом «Библиотека». 11.Работа с учебником. - Давайте прочитаем, как появились первые библиотеки. Стр.163 абзац 2. - Читает Рима. - Кто был создателем первой библиотеки? - При каком храме была создана первая библиотека? - Кто мог пользоваться книгами в библиотеке? -А в настоящее время, все могут посещать библиотеки? -А вы посещаете библиотеки? 12.Рассказ о роли Ярослава Мудрого в просвещении Руси. -Для укрепления христианской веры и распространения грамотности и образования на Руси Ярослав Мудрый стал строить новые храмы и монастыри, при монастырях открывали школы. При нем построили храм Святой Софии в Киеве. Вокруг себя Ярослав Мудрый собрал много образованных людей, которые стали писать новые книги.(Слайд). -Князь Ярослав приглашал художников и строителей из Византии. Они обучали русских мастеров.(Слайд). - Что вы можете сказать о правлении Ярослава Мудрого? Учитель обобщает ответы детей. - При Ярославе Мудром распространилась грамотность и просвещение на Руси. Киев стал культурным центром Древней Руси. Давайте поиграем , назовите лишнее слово и ответьте почему. 1.Игра "Третий лишний". (Слайд ) • Кирилл - Мефодий - Владимир. • Переписчик - писец - художник. • Береста - бумага - пергамент. 2. Работа по карточкам. Установление отношений между понятиями. -Давайте повторим новые слова , которые вы сегодня услышали. Найдите задание № 2 на карточке. Соедините слово с определением линиями.
У учащихся ,испытывающих трудности облегчённый вариант задания – два понятия соотнести с определением. 3. - Упражнение на осмысленность и обобщенность зрительного восприятия. - Перед вами таинственная грамота. В этой таинственной грамоте в словах рассыпались и перепутались все буквы. (Слайд). ГАНКИ, КУБВА, БУАКЗА, (Книга, буква, азбука.) - Ваша задача расшифровать слово. Подчеркнутая буква начало слова. Первый ряд отгадывает первое слово, второй -второе слово, третий ряд -третье слово. -Какое слово получилось у первого ряда, второго, третьего ряда. 1. Обобщающая беседа. - С чем важным, мы познакомились на уроке? - Какие события способствовали распространению грамотности? - Как звали первоучителей славян? - Что сделал Ярослав Мудрый для распространения образования и просвещения людей? 2.Рефлексия. - Ребята, наш урок подошел к концу. Что нового вы узнали? - Что вам понравилось? - Кому было трудно? - Кому понравились свои ответы? - Кому не очень понравились свои ответы? -Почему? - Ребята , вы все молодцы. 3. Выставление оценок. Учитель выставляет оценки за урок, комментирует оценки. 4. Домашнее задание - Ребята, наш урок закончен. Домашнее задание - прочитать стр.161-163 .Дать ответы на вопросы. |
Дети здороваются. Ответы детей – -Мудрец. -Ярослав Мудрый. - Князя Владимира. Ответы детей - XI век. -Строил города. -Издал законы. -«Русская правда». . Ответы детей - Нет -Предметное письмо можно "прочитать" по-разному. Предполагаемые ответы детей -Письменность на Руси. Учащиеся записывают число и тему урока в тетрадь. Ответы детей - При князе Владимире Святом. -В 988 году. -Кирилл и Мефодий. Ответы учащихся -Для записи устной речи. -Создание славянской азбуки являлось важным событием в истории Руси. - Люди смогли писать письма, сообщения. Учащиеся записывают в тетрадь : Кирилл и Мефодий- создатели славянской письменности. -Просмотр видеофильма. Ответы учащихся - В школе было тяжело учиться. - Учителя наказывали детей. Ответы учеников -На бересте, пергамене. - Писалом, перьями. Ученики выполняют задание по карточке. Выполняют движения согласно заданию. Учащиеся читают в учебнике указанные абзацы Стр.162 - 4 и 5 абзацы. Один ученик читает текст вслух . Ответы учащихся -Переписчики. - Монахами. - Кириллица. - Устав. - Библию. - Это главная книга христиан. -В библиотеке. -Место ,где собраны книги. Один ученик читает заданный абзац вслух. - Ярослав Мудрый. -При Софийском соборе. - Все желающие. - Да -Да - При Ярославе Мудром строились храмы и монастыри. - Открывались школы. Была создана библиотека. Ответы детей - -Владимир лишнее слово, потому что Владимир князь, а Кирилл и Мефодий – монахи ,создатели славянской азбуки. -Художник лишнее слово, переписчик и писец связаны с письмом. -Бумага лишнее слово потому , что появилась позднее чем пергамен и береста. Выполняют задание индивидуально по карточкам. Ответы учащихся -Книга, буква, азбука. Предполагаемые ответы учащихся. - Как распространялась грамотность на Руси. - Создание славянской азбуки. -Кирилл и Мефодий. -Стоил храмы и монастыри , при них открывали школы. Была создана первая библиотека. Ответы учащихся. Записывают задание в дневник. |
Презентация урока истории Образование и грамотность на Руси.
PPT / 6.98 Мб