Урок чтения с применением педагогических мастерских на тему «В. Бианки "Музыкант"» (2 класс)
И.В. Чичикина
учитель начальных классов
МОАУ «СОШ №87» г. Оренбурга
МАСТЕР-КЛАСС
УРОК ЧТЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ ВО 2 КЛАССЕ
Тема урока: В. Бианки «Музыкант»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Педагогические цели:
Организовать работу по осознанному осмыслению художественного текста.
Создать условия для прогнозирования содержания обсуждаемого вопроса с помощью ключевых слов, вопросов.
Активизировать детей на творческую работу (создание настроя, поиск и открытие новых знаний, создание своего текста).
Организовать работу в группах (работа с информацией), в парах (создание текста).
Формировать умение принять позицию другого как ценность для себя.
Дать возможность оценить свою деятельность на уроке в устной и письменной форме (заполнение таблиц, дописать незаконченную фразу).
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД:
обучающиеся формулируют тему и цели урока;
принимают и удерживают учебную задачу;
оценивают свою работу, деятельность;
осуществляют навык контроля и самоконтроля при чтении;
умеют работать с информацией, умеют обобщать.
Познавательные УУД:
ориентируются в учебнике, в книгах, в тексте; анализируют предлагаемую литературу;
используют логические приёмы мышления; анализируют текст для выявления мотивации, причинно-следственных связей;
прогнозируют дальнейший ход событий, выдвигает гипотезы;
проводят сравнение.
Коммуникативные УУД:
слушают, вступают в диалог, отвечают на вопросы, рассуждают; выражают свою точку зрения, аргументируют своё мнение;
формируют навыки учебного сотрудничества, умеют работать в группе, в парах;
слышат и слушают суждения других, принимают позицию другого.
Личностные результаты:
осознают условия для формирования положительной мотивации к обучению в школе, к урокам литературного чтения и к чтению книг;
воспитывают любовь и бережное отношение к животным;
проявляет творческую деятельность, включая чувства;
умеют выразить своё личное отношение к предмету.
Оборудование и организация:
- у учителя: презентация, книга В. Бианки «Музыкант», портрет писателя, учебник, иллюстрации, изображающие медведя;
- у обучающихся: учебник, картинки с изображением медведя; карточки с записями: толкование слова «музыкант» из словаря И. Ожегова, опорные слова, словосочетания, вопросы, таблицы, тексты о жизни медведя
Применяемые методы:
-объяснительно-иллюстративный,
- практические,
- исследовательский.
Этап урока |
Действия учителя |
Действия обучающихся |
||||||||
I. «Индукция». Создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого.
|
На слайде ребус: МУЗЫКАНТ - Разгадайте слово, зашифрованное на слайде - Назовите родственные слова - Скажите значение слова «музыкант» (выслушиваются ответы детей) - У вас на столе листочки, где записано толкование слова «музыкант» Прочитайте и сравните со своим ответом. Музыкант - артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще, человек, занимающийся музыкой. |
Разгадывают ребус и объясняют значение слова
Сравнивают с ответом на закрытых листочках |
||||||||
II. «Самоконструк-ция». Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Создание первичного образа. |
- Посмотрите на слайд. Кого вы увидели? - Что вы знаете о жизни медведей? (Выслушиваются ответы детей)
|
Рассказывают о жизни медведя |
||||||||
III. «Социоконструкция» - работа обучающихся в парах по построению этих элементов. |
- На столах у вас лежат листочки, где напечатана информация о медведе. Прочитайте и обсудите с соседом.
Внешний вид: Это самые крупные из наземных хищных животных. У всех медведей коренастое, мощное тело, у многих с высокой холкой. Имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть. Лапы сильные, пятипалые, с большими когтями. Походка шаркающая, стопоходящая. Когти помогают медведям взбираться на деревья, а также рыть землю и разрывать добычу. - Обсудите полученную информацию друг с другом Питание: Бурый медведь всеяден, но рацион у него в основном растительный: ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав. В его рацион также входят насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки, грызуны (мыши, сурки, суслики, бурундуки). Добывают и копытных — косуль, оленей, кабанов и лосей. Бурый медведь любит мёд. Поедает падаль и порой отнимает добычу у тигров, волков. Обычным объектом питания служит также рыба во время нереста. В бедные кормами годы медведи порой нападают на домашний скот. |
Работают в парах по заданию учителя. При социоконструкции дети дополняют друг друга. |
||||||||
IV. «Социализация» - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция) Создание своего проекта решения проблемы. |
- Ребята, давайте разделимся на группы. У вас на столе таблицы, заполните их.
|
Работают Дети заполняют таблицы, лежащие у них на столах, высказываются по заполненной таблице) |
||||||||
VI. «Афиширование». Представление работ учеников в классе и ознакомление Вывешивание произведений - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе. |
Организует обсуждение полученных результатов. – Представитель каждой группы зачитывает свою таблицу(выслушиваются рассказы детей). - Одинаковые ли получились ответы? |
Представляют свои результаты. Задают вопросы. |
||||||||
Физминутка |
Физминутка «Мишка» Топай мишка. (топаем ногами) |
|
||||||||
V.«Самоконструкция». Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Создание первичного образа. |
- Ребята, как вы думаете, может медведь стать главным героем рассказа В.Бианки «Музыкант»?
|
Дети высказывают свои предположения. |
||||||||
VI. «Социализация» - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция) Создание своего проекта решения проблемы. |
- У вас на столе листочки, где записаны предложения. Используя их, составьте свои рассказы. Старик взял ружьё и пошёл в лес. В лесу он долго искал медведя. Устал старик и присел на пенёк отдохнуть. Вдруг он услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела. Старик подкрался и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат щепки. Под деревом сидит медведь. Схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» Медведь наклонил голову и слушает. Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка! |
Обучающиеся Дети составляют текст, обсуждают порядок предложений, словосочетаний |
||||||||
VI. «Афиширование». Представление работ учеников в классе и ознакомление |
Организует обсуждение полученных результатов. – Представитель из каждой команды зачитывает свой рассказ (выслушиваются рассказы детей) – Одинаковые ли получились рассказы? |
Представляют свои результаты. Задают вопросы |
||||||||
VII. «Разрыв» - внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. (Кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, информация). |
Работа с текстом - А хотите узнать, о чём написал в книжке В. Бианки? (Чтение текста со смысловыми остановками, прогнозирование) МУЗЫКАНТ (В. Бианки) Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику: - Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу. 1 остановка Вопрос: Пойдёт ли старик на охоту? (Выслушиваются ответы детей) Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес. В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его. Устал старик и присел на пенёк отдохнуть. Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела. Немного погодя опять: «Дзенн!..» Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?» А из лесу опять: «Дзенн!..» - да так звонко, ласково. - Чьи ответы совпали с авторским? 2 остановка Вопрос: Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук? (Выслушиваются ответы детей) Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки. Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» - как струна пропела. Медведь наклонил голову и слушает. Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка! Замолк звук - медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил. - Оправдались ли ваши прогнозы? 3 остановка Вопрос: Как поступит старик с медведем? (Дети высказывают предположения) Вечером знакомый колхозник ещё раз проходит мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзенн!» Колхозник спросил старика: - Ну что, убил медведя? - Нет, - ответил старик. - Что ж так? - Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я? И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве. - Сбылись ли ваши предположения? - Можно ли утверждать, что эта история имеет добрый, благополучный конец? - Какой смысл заключил в своё произведение автор? Чему учит этот рассказ? ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ! Самое главное в этом рассказе – это любовь охотника к природе, к животным. Страсть к охоте оказалась слабее, чем любовь к музыке, уважение к «братьям нашим меньшим». Охотник не смог убить медведя, который, как и он сам, любил музыку. Эта любовь к прекрасному – музыке, спасла жизнь дикому зверю- медведю. Человек, любящий и понимающий музыку, не способен совершить плохой поступок. |
Осознают возникшие познавательные противоречия. Закрепляют и применяют полученные знания
Отвечают на вопросы |
||||||||
VIII. Рефлексия. Отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в мастерской. |
|
Осуществляют рефлексию, заполняют таблицу |
||||||||
Домашнее задание. |
Чтение и пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант» |
|