Урок чтения с применением педагогических мастерских на тему «В. Бианки "Музыкант"» (2 класс)

1
0
Материал опубликован 21 June 2019

И.В. Чичикина

учитель начальных классов

МОАУ «СОШ №87» г. Оренбурга

 

МАСТЕР-КЛАСС

УРОК ЧТЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ ВО 2 КЛАССЕ


 

Тема урока: В. Бианки «Музыкант»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Педагогические цели:

Организовать работу по осознанному осмыслению художественного текста.

Создать условия для прогнозирования содержания обсуждаемого вопроса с помощью ключевых слов, вопросов.

Активизировать детей на творческую работу (создание настроя, поиск и от­крытие но­вых знаний, создание своего текста).

Организовать работу в группах (работа с информацией), в парах (создание текста).

Формировать умение принять позицию другого как ценность для себя.

Дать возможность оценить свою деятельность на уроке в устной и письмен­ной форме (заполнение таблиц, дописать незаконченную фразу).

Планируемые результаты:

Регулятивные УУД:

обучающиеся формулируют тему и цели урока;

принимают и удерживают учебную задачу;

оценивают свою работу, деятельность;

осуществляют навык контроля и самоконтроля при чтении;

умеют работать с информацией, умеют обобщать.

Познавательные УУД:

ориентируются в учебнике, в книгах, в тексте; анализируют предлагаемую ли­тературу;

используют логические приёмы мышления; анализируют текст для выявле­ния мотива­ции, причинно-следственных связей;

прогнозируют дальнейший ход событий, выдвигает гипотезы;

проводят сравнение.

Коммуникативные УУД:

слушают, вступают в диалог, отвечают на вопросы, рассуждают; выражают свою точку зрения, аргументируют своё мнение;

формируют навыки учебного сотрудничества, умеют работать в группе, в па­рах;

слышат и слушают суждения других, принимают позицию другого.

Личностные результаты:

осознают условия для формирования положительной мотивации к обучению в школе, к урокам литературного чтения и к чтению книг;

воспитывают любовь и бережное отношение к животным;

проявляет творческую деятельность, включая чувства;

умеют выразить своё личное отношение к предмету.

 

Оборудование и организация:

- у учителя: презентация, книга В. Бианки «Музыкант», портрет писателя, учебник, иллю­страции, изображающие медведя;

- у обучающихся: учебник, картинки с изображением медведя; карточки с записями: тол­кование слова «музыкант» из словаря И. Ожегова, опорные слова, словосоче­тания, вопросы, таблицы, тексты о жизни медведя

Применяемые методы:

-объяснительно-иллюстративный,

- практические,

- исследовательский.


 

Этап урока

Действия учителя

Действия

обучающихся

I. «Индукция».

Создание эмоцио­нального настроя, мотивирующего творческую дея­тельность каждого.

 

 

 

На слайде ребус: МУЗЫКАНТ

- Разгадайте слово, зашифрованное на слайде

- Назовите родственные слова

- Скажите значение слова «музыкант»

(выслушиваются ответы детей)

- У вас на столе листочки, где записано толкование слова «музыкант»

Прочитайте и сравните со своим ответом.

Музыкант - артист, играющий на музыкальном ин­струменте, вообще, человек, занимающийся му­зыкой.

Разгадывают ребус и объ­яс­няют значе­ние слова

 

 

 

Сравнивают с ответом на за­крытых листоч­ках

II. «Самоконструк-ция».

Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Создание первич­ного образа.

- Посмотрите на слайд. Кого вы увидели?

- Что вы знаете о жизни медведей?

(Выслушиваются ответы детей)

 

Рассказы­вают о жизни мед­ведя

III. «Социокон­струкция» - работа обучающихся в па­рах по построению этих элементов.

- На столах у вас лежат листочки, где напечатана информа­ция о медведе. Прочитайте и обсудите с соседом.

 

Внешний вид: Это самые крупные из назем­ных хищных животных. У всех медведей ко­ренастое, мощное тело, у многих с высокой холкой. Имеют короткий хвост, длин­ную и густую шерсть. Лапы сильные, пятипалые, с боль­шими когтями. Походка шаркающая, сто­походящая. Когти помо­гают медведям взби­раться на деревья, а также рыть землю и раз­рывать добычу.

- Обсудите полученную информацию друг с другом

Питание: Бурый медведь всеяден, но рацион у него в ос­новном растительный: ягоды, жё­луди, орехи, корни, клубни и стебли трав. В его рацион также входят насеко­мые (му­равьи), черви, ящерицы, лягушки, грызуны (мыши, сурки, суслики, бурундуки). Добывают и ко­пыт­ных — косуль, оленей, кабанов и лосей. Бурый медведь любит мёд. По­едает падаль и порой отнимает добычу у тигров, волков. Обычным объектом питания служит также рыба во время нереста. В бедные кормами годы медведи порой нападают на домашний скот.

Работают в па­рах по заданию учителя. При социоконструк­ции дети допол­няют друг друга.

IV. «Социализа­ция» - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, кор­рекция) Создание своего проекта ре­шения проблемы.

- Ребята, давайте разделимся на группы. У вас на столе таблицы, заполните их.

 

Кто?

 

Как выглядит?

 

 

Поведение в природе

 

 

Питание

 

 

 

Работают
в группах

Дети запол­няют таб­лицы, ле­жа­щие у них на сто­лах, вы­ска­зыва­ются по за­полнен­ной таб­лице)

VI. «Афиширова­ние». Представле­ние работ учеников в классе и ознаком­ление
с ними.

Вывешивание про­изведений - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе.

Организует обсуждение полученных результатов.

Представитель каждой группы зачитывает свою таблицу(выслушиваются рассказы детей).

- Одинаковые ли получились ответы?

Представляют свои результаты. Задают вопросы.

Физминутка

Физминутка «Мишка»

Топай мишка. (топаем ногами)
Хлопай мишка. (хлопаем в ладоши)
Приседай со мной братишка. (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз. (движения руками)
Улыбайся и садись.

 

V.«Самокон­струкция». Инди­видуальное созда­ние гипотезы, ре­шения, текста, ри­сунка, проекта. Со­здание первич­ного образа.

- Ребята, как вы думаете, может медведь стать

главным героем рассказа В.Бианки «Музыкант»?

 

Дети выска­зы­вают свои пред­положе­ния.

VI. «Социализа­ция» - выступле­ние ученика в группе (сопостав­ление, сверка, оценка, кор­рек­ция) Создание своего проекта ре­шения проблемы.

- У вас на столе листочки, где записаны предложения. Используя их, со­ставьте свои рассказы.

Старик взял ружьё и пошёл в лес.

В лесу он долго искал медведя.

Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.

Вдруг он услыхал: «Дзенн!..»

Красивый такой звук, как струна про­пела.

Старик подкрался и видит:

на опушке раз­битое грозой дерево, из него торчат щепки.

Под деревом сидит медведь.

Схватил одну щепку лапой.

Медведь потянул к себе щепку и от­пустил её.

Щепка вы­прямилась, задрожала, и в воз­духе раздалось: «Дзенн!..»

Медведь наклонил голову и слушает.

Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка!

Обучающиеся
работают
в группах

Дети со­став­ляют текст, об­суж­дают поря­док пред­ложе­ний, сло­во­со­четаний

VI. «Афиширова­ние». Представле­ние работ учеников в классе и ознаком­ление
с ними.

Организует обсуждение полученных результатов.

Представитель из каждой команды зачитывает свой рассказ (выслушиваются рассказы детей)

Одинаковые ли получились рассказы?

Представляют свои результаты. Задают вопросы

VII. «Разрыв» - внутренне осозна­ние участником Мастерской непол­ноты или несоот­ветствия своего прежнего знания новому.

(Кульминация творческого про­цесса: озарение, но­вое видение пред­мета, информация).

Работа с текстом

- А хотите узнать, о чём написал в книжке В. Бианки?

(Чтение текста со смысловыми остановками, про­гнози­рование)

МУЗЫКАНТ (В. Бианки)

Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но ста­рик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо прохо­дил знакомый колхозник и говорит старику:

- Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ру­жьё. Из ру­жья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.

1 остановка

Вопрос: Пойдёт ли старик на охоту?

(Выслушиваются ответы детей)

Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес. В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.

Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.

Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна про­пела.

Немного погодя опять: «Дзенн!..»

Старик удивился:

«Кто же это в лесу на струне играет?»

А из лесу опять: «Дзенн!..» - да так звонко, лас­ково.

- Чьи ответы совпали с авторским?

2 остановка

Вопрос: Кто в лесу мог издавать звонкий, ласко­вый звук?

(Выслушиваются ответы детей)

Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, от­куда слышался звук. Звук слышался с опушки.

Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке раз­битое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и от­пустил её. Щепка вы­прямилась, задрожала, и в воз­духе раздалось: «Дзенн!..» - как струна пропела.

Медведь наклонил голову и слушает.

Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка!

Замолк звук - медведь опять за своё: оттянул щепку и пу­стил.

- Оправдались ли ваши прогнозы?

3 остановка

Вопрос: Как поступит старик с медведем?

(Дети высказывают предположения)

Вечером знакомый колхозник ещё раз проходит мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна ти­хонечко пела: «Дзенн!» Кол­хозник спросил старика:

- Ну что, убил медведя?

- Нет, - ответил старик.

- Что ж так?

- Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?

И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.

- Сбылись ли ваши предположения?

- Можно ли утверждать, что эта история имеет добрый, благополучный конец?

- Какой смысл заключил в своё произведение ав­тор?

Чему учит этот рассказ?

ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ!

Самое главное в этом рассказе – это любовь охотника к природе, к животным. Страсть к охоте оказалась слабее, чем любовь к музыке, уважение к «братьям нашим меньшим». Охотник не смог убить медведя, который, как и он сам, любил музыку. Эта любовь к прекрасному – музыке, спасла жизнь дикому зверю- медведю. Человек, любящий и понимающий музыку, не способен совершить плохой поступок.

Осознают воз­никшие позна­вательные про­тиворечия. За­крепляют и применяют по­лученные зна­ния

 

 

Отвечают на во­просы

VIII. Рефлексия. Отражение, самоан­ализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в ма­стерской.

Что я знал

Новое

Думал иначе

Есть во­просы

 

 

 


 

 

 

Осуществляют рефлексию, за­полняют таб­лицу

Домашнее

задание.

Чтение и пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.