12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Тикунов Данила Геннадьевич3882 Узбекистан, Навоийская область, Янгирабад Материал размещён в группе «Основы финансовой грамотности в школе» |
Урок с мультимедийной поддержкой по теме «Налоги»
Конспект урока по обществознанию и основам финансовой грамотности
Тема урока: «Налоги. Как работает налоговая система в России?»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
Познавательная – познакомить с историей появления налогов в период истории Древнего мира, с их изменениями и современным состоянием.
Развивающая – развитие навыков для последующей информационной, исследовательской и научной деятельности.
Воспитательная - воспитывать интерес к явлениям, имеющим место быть на территории РФ.
Методы обучения: сопоставительный, исследовательский методы.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Учебно-методический комплект: В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности» (учебное и методическое пособия и рабочая тетрадь), Л.Н. Боголюбов «Обществознание».
Оборудование:
Заготовки, необходимые для работы по расчету НДФЛ для обычных видов дохода;
Презентация к уроку;
Рабочая тетрадь.
Домашнее задание, которое ученики должны были подготовить к этому уроку: обсудить правила пенсионных накоплений (учебное пособие по основам финансовой грамотности, стр. 215 - 217), подготовить ответ на вопрос о том, почему важно начинать копить на пенсию как можно раньше.
Индивидуальное домашнее задание: подготовить сообщению о появлении налогов в эпоху Древнего мира
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Номер слайда в презентации |
Оргмомент | Взаимное приветствие с обучающимися, проверка готовности у последних к уроку. | Полная готовность класса, приготовление рабочего места к уроку. | Слайд №1 |
Целеполагание и мотивация | Работа по теме прошлого урока. Проверка знания таких терминов, как, например «пенсия». Понимания направления работы НПФ РФ, ответ на вопросы и выполнение творческого задания. Формулирование темы урока. | Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют полученные знания, определяют тему урока. | Слайд №2 |
Актуализация знаний | Что такое налоги? Все граждане РФ обязаны платить налоги или есть какие-то исключения? Что государство финансирует за счет собранных налогов? Какая ответственность наступает для человека, который не платит налоги? | Отвечают на поставленные вопросы. | Слайд №2 |
Приобретение новых знаний и их закрепление | 1) Ознакомление с выступлением учащегося с сообщением по теме: «Налоговая система в Древнем Египте». При необходимости внесение исправлений и дополнений. | 1) Выступление с индивидуальным сообщением по данной теме | Слайд №3 |
2) Подведение итогов выустпления учащегося, велючающее в себя озвучивание информации, что налоговая система требует наличия четких правил, контроля и учета. | 2) Учащиеся делают в тетрадях записи и задают (при необходимости) вопросы по данной теме | Слайд №4 | |
3) Задает вопрос: «Что можно облагать налогов в современном мире?», рассказывает про современные налоги с физических лиц (подоходные и имущественные). Объясняет отличие прямых налогов от косвенных. Рассказывает про косвенные налоги, которые взимаются с компаний. Озвучивание информации, что налоги (так или иначе) уплачивает потребитель | 3) Учащиеся слушают информацию, принимают активное участие в обсуждении, записывают новые термины и делают заметки в своих рабочих тетрадях (при необходимости) | Слайд №5 | |
4)Напоминает обучающимся о таких абсурдных налогах, как, например, налог на бороду. Подчеркивает, что люди всегда хотят избежать выплату налогов. Особенно тогда, когда налоги завышены. | 4) Учащиеся вспоминают о наличие в разное время в государстве подобных абсурдных налогов. Обсуждают то, зачем эти налоги вводились и какие последствия они имели? | Слайд № 5-6 | |
5) Рассказывает про то, что такое НДФЛ, про прогрессивную шкалу НДФЛ, ее преимущества (перераспределение дохода) и недостатки (сложность расчета налогов и уклонение) | 5) Учащиеся записывают новые термины и делают заметки в своих рабочих тетрадях (при необходимости). Пытаются дать ответ на вопрос о том, почему прогрессивная шкала налогов не работает в России. | Слайд №8 | |
6) Рассказ про правила расчета НДФЛ для обычных видов дохода, про расчет НДФЛ для нерезидентов и т.д. | 6) Учащиеся записывают формулы в тетрадь, работают по заданиям (приложение №1) | Слайд № 9-10 | |
Рефлексия | Сравнение знаний по теме, которые уже имелись у учащихся в начале урока, сравнение их с новыми полученными знаниями. Что для учащихся показалось самым интересным и неожиданным? | Ученики отвечают на вопросы, сравнивают и демонстрируют полученные знания с имеющимися ранее знаниями. | |
Домашнее задание | Подготовить сообщение про плоскую шкалу НДФЛ, принятую в России в 2001 г. | Учащиеся записывают домашнее задание | Слайд №11 |
Приложение №1
1. Работник организации, инвалид из числа военнослужащих III группы вследствие ранения, полученного при защите Российской Федерации, ежемесячно получает заработную плату в сумме 6000 руб. Определить доход работника и сумму удержанного налога за период с января по июнь.
2. Налогоплательщик, имеющий троих детей, в течение налогового периода получал доходы от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера 7000 руб. ежемесячно в течение года. Стандартные вычеты налогоплательщику в течение года не предоставлялись. По окончании отчетного года физическим лицом подана налоговая декларация в налоговый орган по месту жительства и заявлены стандартные вычеты на налогоплательщика и каждого его ребенка. На основании декларации и документов, подтверждающих право на стандартные налоговые вычеты, налоговый орган производит перерасчет налоговой базы и налоговых обязательств налогоплательщика. Определите излишне уплаченную и возвращенную налогоплательщику сумму налога.
3. Рассчитать сумму удерживаемого в течение года налога с доходов физического лица, имеющего двоих детей в возрасте до 18 лет и одного ребенка – студента вуза дневной формы обучения, по каждому месту работы и сумму доплаты при подаче физическим лицом налоговой декларации по окончании года.
Месяцы | Место основной работы | Место работы А | Место работы Б |
Январь | 2000 | 1800 | 5000 |
Февраль | 2000 | 1500 | 1200 |
Март | 3000 | 1800 | 2000 |
Апрель | 3000 | 1400 |
|
Май | 3156 | 900 |
|
Июнь | 4000 |
|
|
Июль | 4200 | 1000 |
|
Август | 5000 |
|
|
Сентябрь | 6000 |
|
|
Октябрь | 6144 | 1800 |
|
Ноябрь | 7000 | 1000 | 5000 |
Декабрь | 7000 | 2700 |
|
PDF / 6.41 Мб
Комментарии (4)
Только появилось несколько вопросов, которые хотелось прояснить:
1) Каков возраст учеников (предполагаю, что старшая школа)?
2) Насколько необходимо сообщение "Налоговая система Древнего Египта" (так ли принципиально, что именно этого государства)?
3) Почему Вы не используете простые задания ЕГЭ (например, сайта ФИПИ) в 3 этапе урока при приобретении новых знаний (виды налогов, объекты налогооблажения) (мне кажется, что это эффективнее, чем репродуктивное восприятие)?
4) Как дети определяют различия между системами налогооблажения (прогрессивная, регрессивная, пропорциональная) - есть очень хорошие задачи (с несложными расчетами) повышенного уровня из КИМов ЕГЭ (например, на сайте Решу ЕГЭ)?
5) Задачи на правила расчета НДФЛ замечательные!!! Дают хороший практический навык.