Урок с мультимедийной поддержкой по обществознанию на тему «Налоги»
Конспект урока по обществознанию и основам финансовой грамотности
Тема урока: «Налоги. Как работает налоговая система в России?»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
Познавательная – познакомить с историей появления налогов в период истории Древнего мира, с их изменениями и современным состоянием.
Развивающая – развитие навыков для последующей информационной, исследовательской и научной деятельности.
Воспитательная - воспитывать интерес к явлениям, имеющим место быть на территории РФ.
Методы обучения: сопоставительный, исследовательский методы.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Учебно-методический комплект: В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности» (учебное и методическое пособия и рабочая тетрадь), Л.Н. Боголюбов «Обществознание».
Оборудование:
Заготовки, необходимые для работы по расчету НДФЛ для обычных видов дохода;
Презентация к уроку;
Рабочая тетрадь.
Домашнее задание, которое ученики должны были подготовить к этому уроку: обсудить правила пенсионных накоплений (учебное пособие по основам финансовой грамотности, стр. 215 - 217), подготовить ответ на вопрос о том, почему важно начинать копить на пенсию как можно раньше.
Индивидуальное домашнее задание: подготовить сообщению о появлении налогов в эпоху Древнего мира
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Номер слайда в презентации |
Оргмомент |
Взаимное приветствие с обучающимися, проверка готовности у последних к уроку. |
Полная готовность класса, приготовление рабочего места к уроку. |
Слайд №1 |
Целеполагание и мотивация |
Работа по теме прошлого урока. Проверка знания таких терминов, как, например «пенсия». Понимания направления работы НПФ РФ, ответ на вопросы и выполнение творческого задания. Формулирование темы урока. |
Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют полученные знания, определяют тему урока. |
Слайд №2 |
Актуализация знаний |
Что такое налоги? Все граждане РФ обязаны платить налоги или есть какие-то исключения? Что государство финансирует за счет собранных налогов? Какая ответственность наступает для человека, который не платит налоги? |
Отвечают на поставленные вопросы. |
Слайд №2 |
Приобретение новых знаний и их закрепление |
1) Ознакомление с выступлением учащегося с сообщением по теме: «Налоговая система в Древнем Египте». При необходимости внесение исправлений и дополнений. |
1) Выступление с индивидуальным сообщением по данной теме |
Слайд №3 |
2) Подведение итогов выустпления учащегося, велючающее в себя озвучивание информации, что налоговая система требует наличия четких правил, контроля и учета. |
2) Учащиеся делают в тетрадях записи и задают (при необходимости) вопросы по данной теме |
Слайд №4 |
|
3) Задает вопрос: «Что можно облагать налогов в современном мире?», рассказывает про современные налоги с физических лиц (подоходные и имущественные). Объясняет отличие прямых налогов от косвенных. Рассказывает про косвенные налоги, которые взимаются с компаний. Озвучивание информации, что налоги (так или иначе) уплачивает потребитель |
3) Учащиеся слушают информацию, принимают активное участие в обсуждении, записывают новые термины и делают заметки в своих рабочих тетрадях (при необходимости) |
Слайд №5 |
|
4)Напоминает обучающимся о таких абсурдных налогах, как, например, налог на бороду. Подчеркивает, что люди всегда хотят избежать выплату налогов. Особенно тогда, когда налоги завышены. |
4) Учащиеся вспоминают о наличие в разное время в государстве подобных абсурдных налогов. Обсуждают то, зачем эти налоги вводились и какие последствия они имели? |
Слайд № 5-6 |
|
5) Рассказывает про то, что такое НДФЛ, про прогрессивную шкалу НДФЛ, ее преимущества (перераспределение дохода) и недостатки (сложность расчета налогов и уклонение) |
5) Учащиеся записывают новые термины и делают заметки в своих рабочих тетрадях (при необходимости). Пытаются дать ответ на вопрос о том, почему прогрессивная шкала налогов не работает в России. |
Слайд №8 |
|
6) Рассказ про правила расчета НДФЛ для обычных видов дохода, про расчет НДФЛ для нерезидентов и т.д. |
6) Учащиеся записывают формулы в тетрадь, работают по заданиям (приложение №1) |
Слайд № 9-10 |
|
Рефлексия |
Сравнение знаний по теме, которые уже имелись у учащихся в начале урока, сравнение их с новыми полученными знаниями. Что для учащихся показалось самым интересным и неожиданным? |
Ученики отвечают на вопросы, сравнивают и демонстрируют полученные знания с имеющимися ранее знаниями. |
|
Домашнее задание |
Подготовить сообщение про плоскую шкалу НДФЛ, принятую в России в 2001 г. |
Учащиеся записывают домашнее задание |
Слайд №11 |
Приложение №1
1. Работник организации, инвалид из числа военнослужащих III группы вследствие ранения, полученного при защите Российской Федерации, ежемесячно получает заработную плату в сумме 6000 руб. Определить доход работника и сумму удержанного налога за период с января по июнь.
2. Налогоплательщик, имеющий троих детей, в течение налогового периода получал доходы от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера 7000 руб. ежемесячно в течение года. Стандартные вычеты налогоплательщику в течение года не предоставлялись. По окончании отчетного года физическим лицом подана налоговая декларация в налоговый орган по месту жительства и заявлены стандартные вычеты на налогоплательщика и каждого его ребенка. На основании декларации и документов, подтверждающих право на стандартные налоговые вычеты, налоговый орган производит перерасчет налоговой базы и налоговых обязательств налогоплательщика. Определите излишне уплаченную и возвращенную налогоплательщику сумму налога.
3. Рассчитать сумму удерживаемого в течение года налога с доходов физического лица, имеющего двоих детей в возрасте до 18 лет и одного ребенка – студента вуза дневной формы обучения, по каждому месту работы и сумму доплаты при подаче физическим лицом налоговой декларации по окончании года.
Месяцы |
Место основной работы |
Место работы А |
Место работы Б |
Январь |
2000 |
1800 |
5000 |
Февраль |
2000 |
1500 |
1200 |
Март |
3000 |
1800 |
2000 |
Апрель |
3000 |
1400 |
|
Май |
3156 |
900 |
|
Июнь |
4000 |
|
|
Июль |
4200 |
1000 |
|
Август |
5000 |
|
|
Сентябрь |
6000 |
|
|
Октябрь |
6144 |
1800 |
|
Ноябрь |
7000 |
1000 |
5000 |
Декабрь |
7000 |
2700 |
|
PDF / 6.41 Мб
Шарандина Валентина Владимировна
Тикунов Данила Геннадьевич
Шарандина Валентина Владимировна
Тикунов Данила Геннадьевич