Урок с мультимедийной поддержкой «Птицы» (1–2 класс)
«Прилетели птицы»
Задачи:
образовательные: познакомить детей с перелетными птицами: грач, ласточка, скворец, с особенностями их внешнего вида;
корр. развивающие: корригировать произвольное внимание на основе анализа, синтеза, сравнения внешнего вида перелетных птиц;
воспитательные: воспитывать интерес к перелетным птицам, весенним изменениям в природе.
Оборудование: презентационная программа «Птицы весной», аудиозапись «Голоса птиц».
1.Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок – начинается урок. Все готовы? Все в порядке? Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
2. Мозговая гимнастика «Колечко».
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Это упражнение выполняется сразу двумя руками. Под счет 1-2-3-4-5- начали!
3.Сообщение темы урока.
- Сегодня наш урок посвящен птицам. Я прочитаю стихотворение, а вы внимательно смотрите на экран и запоминайте названия и внешний вид увиденных птиц.
Слайд №2. Видеофильм по стихотворению.
Ой, как много в мире птиц:
Пеликанов и синиц,
Зимородков и клестов,
Попугаев и дроздов.
Есть фламинго, воробьи,
Есть колибри, соловьи.
Голуби, кукушки,
Пеночки-простушки.
Дятел, сокол и сова
(днем в дупле сидит она)
В поле перепел кричит,
Дятел по стволу стучит.
Знаешь, их так много есть,
Что их всех не перечесть.
Нас сражают пением
И буйным оперением!
- Каких птиц вы запомнили? (ответы детей)
Слайд №3.
- Посмотрите на экран и назовите особенности внешнего вида птицы: чем покрыты голова, тело и крылья птицы? (перьями).
- у птицы голова какая? (небольшая);
- на голове у птицы что есть? (глаза и клюв);
- длинная подвижная шея соединяет голову и плотное туловище, что есть на туловище? (крылья, ноги);
Слайд №4.
- С помощью крыльев птицы что делают? (летают).
4.Гимнастика для глаз «Птички»
Летели птички, |
Прослеживание глазами за предметом по кругу |
Собой невелички. |
|
Как они летели, |
Движения глазами вправо – влево |
Все люди глядели. |
|
Как они садились, |
Движения глазами вверх – вниз |
Люди все дивились. |
5. Работа над темой.
Слайд №5.
- Назовите одним словом, кто изображен на экране? (животные) Среди животных есть птица? Даня, выйди к доске и покажи картинку с изображением птицы (при правильном ответе, изображение птицы увеличивается) Даня, докажи, что это птица (голова, тело и крылья птицы покрыты перьями; на голове у птицы есть глаза и клюв; длинная подвижная шея соединяет голову и плотное туловище, на туловище есть крылья и ноги.
- Молодец, Даня! Правильно назвал особенности внешнего вида птицы.
- С началом весны возвращаются на родину птицы, которые улетали в тёплые края. Как называются птицы, которые весной прилетают к нам из теплых стран? (перелетные) Конечно, это перелетные птицы. Почему они возвращаются? (весной стало тепло, появился корм: проснулись и выползли из земли насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и плоды, которыми питаются эти птицы)
- Какая птица прилетает раньше всех?
(Грач)
Слайд №6.
- Повторим все: грач.
- Грач - это крупная птица. Какого цвета перья у грача? (черные) Какой клюв? (большой) Какие ноги? (крепкие) Правильно! У грача перья окрашены в черный цвет, клюв большой, ноги крепкие. Грачи ходят по земле и собирают семена, плоды, оттаявшие из-под снега, первых червяков. Грачей называют «Вестниками весны».
Как называют эту птицу? (вестник весны)
- Дима, какого цвета перья у грача? Какой клюв? Чем питается грач? Послушайте стихотворение о граче:
Трубочистов всех черней
Этот санитар полей
По весенней пашне бродит,
Червячков себе находит.
Грач, давай-ка не зевай.
Урожай нам сберегай!
- Отгадайте загадку о птице:
На шесте дворец
Во дворце певец
Звать его…. (скворец)
Слайд №7.
- Скворец - это небольшая птица. Какого цвета перья у скворца? (черные с крапинками) Какой клюв? (длинный, прямой, желтый) Правильно! У скворца перья окрашены в черный цвет с белыми крапинами, клюв прямой, длинный (желтый у самца, черный у самочки).
- Послушайте стихотворение о скворце.
Замечательный певец
Путешественник Скворец!
Песню звонкую Скворца
Слушать можно без конца:
Говорит он нам с тобой:
«Поздравляю вас с Весной!»
- Как называется эта птица? (скворец)
- Позже всех прилетают ласточки.
Слайды №8.
- Какого цвета спинка у ласточки? (черная) Какого цвета брюшко? (белое или желтое) Какой у ласточки хвостик? (длинный) Правильно! У ласточки спинка покрыта черными перышками, а брюшко покрыто белыми перышками. Хвост у ласточки раздвоен и похож на вилочку. Ласточка кормится в воздухе, ловя на лету насекомых.
- Послушайте стихотворение о ласточке.
Ласточка всегда в полете,
На земле вы не найдете
Этой птички быстрокрылой.
Скорость — ласточкина сила!
На лету и ест, и пьет,
Под карнизом гнезда вьет.
- Как называется эта птица? (ласточка)
- Основное занятие весной у птиц - это постройка гнезда. Гнездо птицам необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их. Пернатый народ строит свои гнёзда в самых разнообразных местах.
Слайд №9.
- Ласточка использует для гнезда постройки человека.
Слайд №10.
- Грач, строит гнездо на высоком дереве из сухих веточек, мха, перьев.
Слайд №11.
- А где живет скворец? (в скворечнике)
Слайд №12.
- Кто делает скворечники? (люди)
6. Физкультминутка «Птички»
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)
- Сейчас мы поиграем в игру «Кто где живет?»
Слайд №13.
- На экране изображения грача, ласточки, скворца и их гнезд. Женя, подойди к доске, покажи и назови птиц (грач, ласточка, скворец) Покажи, в каком гнезде живет грач? (при правильном ответе картинка с изображением грача «подлетает» к выбранному гнезду) Из чего строит грач свое гнездо? (из сухих веточек, мха, перьев) Молодец, Женя!
- Дима, подойди к доске, покажи и назови птиц (грач, ласточка, скворец) Покажи, в каком гнезде живет ласточка? (при правильном ответе картинка с изображением ласточки «подлетает» к выбранному гнезду) Где ласточка строит свое гнездо? (под крышей постройки человека.) Молодец, Дима!
- Рауль, как называется эта птица? (скворец) Покажи, где живет скворец? (при правильном ответе картинка с изображением скворца «подлетает» к выбранному гнезду) Кто строит скворечники? (люди) Молодец, Рауль!
- Лес даёт птицам приют, пищу. А что дают птицы лесу? Птицы помогают жизни лесных растений. Они переносят семена деревьев, кустарников, трав. А ещё - защищают лес от вредных насекомых. Чем радуют людей птицы? (пением) Закройте глаза и послушайте весенние песни птиц. Аудиозапись с голосами птиц.
7. Итог.
- О ком сегодня мы говорили на уроке? Какие птицы прилетают к нам весной? Молодцы, ребята, вы все внимательно слушали на уроке и поэтому все запомнили и правильно ответили на вопросы.
Видеофильм птицы
WMV / 42.95 Мб
Аудиозапись с голосами птиц
MP3 / 1.28 Мб