Урок физики в 9 классе по теме «Определение координаты движущегося тела»
Цели урока: определение координаты движущегося тела, координатного способа описания механического движения.
Задачи урока:
образовательная: научить определять координаты движущегося тела, длину пройденного пути и модуля вектора перемещения, проекции вектора перемещения на координатные оси, вырабатывать навыки решения задач.
развивающая: развивать логическое мышление, правильную физическую речь, использовать соответствующую терминологию.
воспитательная: достигать высокой активности класса, внимания, сосредоточенности учащихся.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о скорости тела при прямолинейном равномерном движении.
Личностные: сформировать познавательный интерес творческую инициативу, самостоятельность в приобретении новых знаний о характеристиках механического движения.
Общие предметные: проводить наблюдения, объяснять полученные результаты и делать выводы, применять теоретические знания на практике, решать графические задачи на скорость.
Частные предметные: наблюдать и описывать прямолинейное равномерное движение, записывать формулы для нахождения скорости, перемещения тела.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Выполнение самостоятельной работы №1 "Перемещение" из сборника Громцевой О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс –М.: Издательство «Экзамен», 2010.
3. Изучение нового теоретического материала.
В процессе движения материальная точка занимает различные положения в пространстве относительно выбранной системы отсчета. При этом движущаяся точка “описывает” в пространстве какую-то линию. Необходимо вычислить положение тела, то есть определить его координаты.
Вычисления производят не с векторами, а с проекциями векторов на координатные оси.
Задача. На рисунке изображены одинаковые по модулю векторы перемещений. Перенесите рисунок в тетрадь и изобразите проекции этих векторов на ось Х.
Как должен быть расположен вектор по отношению к оси, чтобы модуль его проекции на эту ось был: а) равен нулю, б) равен модулю этого вектора; в) меньше модуля этого вектора?
Задание. Определите координаты каждого катера относительно пристани и расстояние между катерами через промежуток времени t после их встречи.
С какими величинами производят вычисления – с векторными или скалярными?
При каком условии проекция вектора на ось будет положительной, а при каком – отрицательной? Запишите уравнение, с помощью которого можно определить координату тела, зная координату его начального положения и вектор перемещения.
Проекция вектора на ось. Важным понятием является понятие проекции вектора.
Проекцию считают положительной (ах > 0), если от проекции начала вектора к проекции его конца нужно идти по направлению оси.
Другими словами, проекция вектора положительна, если угол между направлением вектора и осью ОХ острый.
В противном случае проекция вектора отрицательна (аx < 0).
Если вектор перпендикулярен оси, то при любом направлении вектора его проекция на ось равна нулю (ах = 0).
5. Упражнения и вопросы для повторения (10 мин).
Задача: Автомобиль переместился из точки с координатой Х0=200м в точку с координатой Х=-200м. Определите проекцию перемещения автомобиля.
Сборник задач В.И. Лукашик № 98, 102, 104, 106, 108
6. Итог урока.
Повторение понятий урока: перемещение, траектория, путь.
7. Домашнее задание.
§ 3 вопросы после параграфа, упражнение 3
Список литературы
1. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 9 класс.-М.:ВАКО, 2012
2. Гутник Е.М. Физика. 9 кл. Методическое пособие/Е.М. Гутник, О.А. Черникова. – М.: Дрофа, 2016
3. Иванова В.В., Минькова Р.Д. Рабочая тетрадь по физике. 9 класс-М.: Издательство «Экзамен», 2012
4. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.
Горбачёва Марина Юрьевна
Фоминова Елена Владимировна
Ирина Огурцова
Фоминова Елена Владимировна