12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фоминова Елена Владимировна6068
В детстве я хотела быть учителем. Поступила в КубГУ г. Краснодара на математический факультет по специальности «Математик. Преподаватель», но не была уверенна, что после его окончания пойду работать в школу. Но вернулась в родную школу в хуторе Братском.
Россия, Краснодарский край, Усть-Лабинск
Материал размещён в группе «Учителя физики»
12

Урок физики №3 в 9 классе по теме "Определение координаты движущегося тела".

Цели урока: определение координаты движущегося тела, координатного способа описания механического движения.

Задачи урока:

образовательная: научить определять координаты движущегося тела, длину пройденного пути и модуля вектора перемещения, проекции вектора перемещения на координатные оси, вырабатывать навыки решения задач.

развивающая: развивать логическое мышление, правильную физическую речь, использовать соответствующую терминологию.

воспитательная: достигать высокой активности класса, внимания, сосредоточенности учащихся.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о скорости тела при прямолинейном равномерном движении.

Личностные: сформировать познавательный интерес творческую инициативу, самостоятельность в приобретении новых знаний о характеристиках механического движения.

Общие предметные: проводить наблюдения, объяснять полученные результаты и делать выводы, применять теоретические знания на практике, решать графические задачи на скорость.

Частные предметные: наблюдать и описывать прямолинейное равномерное движение, записывать формулы для нахождения скорости, перемещения тела.

Презентация к уроку

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Выполнение самостоятельной работы №1 "Перемещение" из сборника Громцевой О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс –М.: Издательство «Экзамен», 2010

​​​​​​​3. Изучение нового теоретического материала.

В процессе движения материальная точка занимает различные положения в пространстве относительно выбранной системы отсчета. При этом движущаяся точка “описывает” в пространстве какую-то линию. Необходимо вычислить положение тела, то есть определить его координаты.


s1656833796.JPG

Вычисления производят не с векторами, а с проекциями векторов на координатные оси.

Задача. На рисунке изображены одинаковые по модулю векторы перемещений. Перенесите рисунок в тетрадь и изобразите проекции этих векторов на ось Х.

Как должен быть расположен вектор по отношению к оси, чтобы модуль его проекции на эту ось был: а) равен нулю, б) равен модулю этого вектора; в) меньше модуля этого вектора?

Задание. Определите координаты каждого катера относительно пристани и расстояние между катерами через промежуток времени t после их встречи.


v1656833870.JPG

С какими величинами производят вычисления – с векторными или скалярными?

При каком условии проекция вектора на ось будет положительной, а при каком – отрицательной? Запишите уравнение, с помощью которого можно определить координату тела, зная координату его начального положения и вектор перемещения.

Проекция вектора на ось. Важным понятием является понятие проекции вектора.

Проекцию считают положительной (ах > 0), если от проекции начала вектора к проекции его конца нужно идти по направлению оси.

Другими словами, проекция вектора положительна, если угол между направлением вектора и осью ОХ острый.

В противном случае проекция вектора отрицательна (а< 0).

Если вектор перпендикулярен оси, то при любом направлении вектора его проекция на ось равна нулю (ах = 0).


g1656833926.JPG

5. Упражнения и вопросы для повторения (10 мин).

Задача: Автомобиль переместился из точки с координатой Х0=200м в точку с координатой Х=-200м. Определите проекцию перемещения автомобиля.


j1656833949.JPG

Сборник задач В.И. Лукашик № 98, 102, 104, 106, 108


6. Итог урока.

Повторение понятий урока: перемещение, траектория, путь.


7. Домашнее задание.

§ 3 вопросы после параграфа, упражнение 3


Список литературы

1. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 9 класс.-М.:ВАКО, 2012

2. Гутник Е.М. Физика. 9 кл. Методическое пособие/Е.М. Гутник, О.А. Черникова. – М.: Дрофа, 2016

3. Иванова В.В., Минькова Р.Д. Рабочая тетрадь по физике. 9 класс-М.: Издательство «Экзамен», 2012

4. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.


Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (4)

Горбачёва Марина Юрьевна, 03.07.22 в 10:43 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественную помощь коллегам,Елена Владимировна!
Фоминова Елена Владимировна, 08.09.22 в 01:42 1Ответить Пожаловаться
Марина Юрьевна, спасибо большое за отзыв.
Ирина Огурцова, 05.09.22 в 21:38 1Ответить Пожаловаться
Замечательный материал! Огромная благодарность за помощь коллегам, причем помощь очень качественная и действенная!
Фоминова Елена Владимировна, 08.09.22 в 01:43 1Ответить Пожаловаться
Ирина, большое Вам спасибо за теплые слова. Рада, что работа Вам понравилась.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.