Пояснительная записка к презентации
Тема |
«Инерция». |
||||
Тип урока: |
Комбинированный |
||||
Цель |
Расширить представление о механическом движении посредством введения понятия «инерция». |
||||
Задачи |
Образовательные: 1.работая с материалом учебника, решая задачи, объясняя эксперименты добиться осознанного усвоения учащимися понятия «инерция»; 2. развивать умение объяснять явления и процессы из повседневной жизни с точки зрения физики. Развивающие:
1. в ходе решения занимательных и экспериментальных задач пробудить любознательность и инициативу, развивать устойчивый интерес обучающихся к предмету; 2.высказывая свое мнение, решая проблему совершенствовать речевые умения; 3. развивать внимание и логику при решении задач; Воспитательные: 1.в ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира; 2.работая в парах постоянного состава, решая задачи и обсуждая вопросы, воспитывать коммуникативную культуру школьников. |
||||
Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о механическом движении; 2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент; 3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Предметные результаты. 1.уметь использовать полученные теоретические знания для объяснения процессов и явлений, происходящих в жизни. |
УУД Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Умение определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи; планировать и корректировать. Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. |
||||
Основные понятия темы |
Скорость, инерция, равномерное движение, взаимодействие тел, механическое движение. |
||||
Организация пространства |
|||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся. |
Основные технологии. |
Основные методы. |
Формы работы. |
Ресурсы. Оборудование. |
|
1.Слушание объяснения учителя. 2.Наблюдение и объяснение демонстрационного эксперимента. 4.Работа с презентацией. 5.Решение задач. |
Технология проблемного обучения. |
1.словесные; 2.наглядные; 3.практические. |
Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава. |
Физическое оборудование: банка, бумажное кольцо, монетка, линейка, стакан с водой, лист бумаги, бруски, нить, грузы штатив. Ресурсы: проектор, презентация. |
Структура и ход урока.
№ |
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Время |
Вводно-мотивационный этап. |
||||||
1. |
Организационный этап |
Психологическая подготовка к общению |
Обеспечивает благоприятный настрой. |
Настраиваются на работу. |
Личностные |
1 мин. |
2. |
Этап актуализации и мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности). |
Обеспечить деятельность по определению целей урока. |
Фронтальная беседа по вопросам. Предлагает обсудить эксперимент и отрывок из художественной литературы, назвать тему урока, определить цель. |
Пытаются ответить. Определяют тему урока и цель. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
10 мин. |
Операционно-содержательный этап |
||||||
3. |
Изучение нового материала. 1) Первичное усвоение новых знаний. 2) Первичная проверка понимания 3) Первичное закрепление |
Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала. |
Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям. 1)Предлагает обсудить ДЭ. 2)Предлагает решить задачи. 3)Предлагает ответить на вопросы. |
Изучение нового материала 1)Смотрят. Отвечают. 2) Отвечают на вопросы и решают задачи. 3)Отвечают на вопросы. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
30 мин. |
Рефлексивно – оценочный этап. |
||||||
4. |
Рефлексия. (Подведение итогов). |
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. |
Предлагает выбрать предложение. |
Отвечают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
3 мин. |
5. |
Подача домашнего задания. |
Закрепление изученного материала. |
Запись на доске. |
Записывают в дневник. |
Личностные |
1 мин. |
Приложение.
1. Актуализация знаний.
Вспомним!
1.Что такое механическое движение?
2.Что такое траектория?
3.Дайте определение скорости.
4. Какие виды движения вы знаете?
5. Какое движение называют равномерным?
2.Мотивация.
Все вы хорошо знаете сказку В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница». Я прочитаю вам небольшой отрывок, а вы подумайте, почему так произошло.
«Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю, но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни». (В.М. Гаршин)
Почему лягушка упала в пруд, а не раньше, на дорогу?
А вот еще одна задача для вас. Проведем эксперимент!
Почему монета упала в банку? Отвечают.
Я вижу, что у вас возникли вопросы. Сегодня мы вместе попытаемся найти ответы на них. Вы узнаете особенности одного удивительного явления и сможете сами объяснить наш эксперимент, а так же многие ситуации и процессы, которые происходят в нашей повседневной жизни.
3.Изучение нового материала.
Начнем с эксперимента.
Демонстрационный эксперимент по учебнику. Оборудование: детская машина, наклонная плоскость, штатив, песок.
1. машина съезжает с наклонной плоскости и попадает в горку песка. Останавливается.
Почему машина остановилась? Правильно, мешает горка песка.
2. песок разглаживаем, убираем горку. Машина съезжает, откатывается на некоторое расстояние и останавливает.
Почему машина остановилась не сразу, как в первом случае? Верно, песок мешает меньше, потому что убрали горку.
3. убираем листок с песком. Машина проезжает намного дальше. Почему? Нет помех, нет песка?
4. Как будет двигаться тело, если устранить все препятствия? Учащиеся делают вывод.
Причина изменения скорости тела – воздействие на него других тел. Если на тело не действуют другие тела, то скорость тела не изменяется ни по модулю, ни по направлению. Явление сохранения скорости тела, если на него не действуют другие тела, называется инерция. Открытием истины мы обязаны великому итальянскому ученому Галилео Галилею (1564-1642). Галилей утверждал, что если тело движется равномерно и прямолинейно, и нет сопротивления этому движению, оно происходит бесконечно. Наш реальный мир накладывает жесткое ограничение на движение по инерции. Из-за сил трения и сопротивления среды скорость тела быстро уменьшается.
Физкультминутка.
Ситуативная игра: ученики – водители машины, изображают, как сидят за рулем и управляют транспортным средством. Необходимо изобразить ситуацию:
- автобус резко тронулся с места;
- автобус едет равномерно и прямолинейно;
- впереди неожиданное препятствие, автобус резко тормозит;
- на большой скорости поворачивает направо; налево;
- едет равномерно и прямолинейно;
- резкая остановка.
Молодцы! Вы поняли, что такое инерция. Но вернемся к началу нашего урока. Вспомним задачу про лягушку и эксперимент с монетой. Теперь вы сможете дать правильный и грамотный ответ, почему так произошло. Ученики отвечают.
4. Решение задач.
1.Куда падает споткнувшийся человек? Почему? Какая часть тела человека сохраняет свою скорость, а какая изменяет ее?
2.Куда падает поскользнувшийся человек? Почему? Какая часть тела человека сохраняет свою скорость, а какая изменяет ее?
3. Объясните с точки зрения физики ситуации, изображенные на рисунке.
4. У известного английского писателя Герберта Уэллса есть фантастический рассказ о том, как некий конторщик творил чудеса. Стоило ему высказать какое-нибудь пожелание, и оно немедленно исполнялось. Однажды, опасаясь явиться, домой на рассвете, он вздумал продлить ночь. Остановить Луну он не решился, так как она слишком далеко, поэтому он решил остановить Землю. «…Он встал в повелительную позу, простер руки над миром и торжественно произнес:
- Земля, остановись! Перестань вращаться!
Не успел он договорить эти слова, как приятели уже летели в пространство со скоростью нескольких дюжин миль в минуту (464 м/с). Вокруг них неслись камни, обломки зданий, металлические предметы разного рода; летела и какая-то несчастная корова, разбившаяся при ударе о землю. Ветер дул со страшной силой. Конторщик не мог даже приподнять голову, чтобы оглядеться вокруг. Все кругом представляло собой одну картину разрушения…» Объяснить с точки зрения физики случившееся.
5. Объясни эксперимент.
а) Резко выдергиваю лист бумаги из под стакана с водой.
б) Движение бруска по столу: медленно и быстро. Что произойдет со вторым брусочком, расположенным на поверхности первого.
5. Проверь себя!
1. Привести примеры, когда скорость тела меняется под действием на него других тел;
2.Как двигалось бы тело, если бы на него не действовали другие тела?
3. Что называется инерцией?
4. Какое движение называют движением по инерции? Привести примеры.
6. Итог урока. Рефлексия.
Вы очень хорошо работали на уроке. Я хотела бы отметить следующих учеников… (объявить оценки за урок).
А как вы оцениваете свою работу на уроке: 1. «Тяп-ляп», 2. «В поте лица», 3. «Через пень колоду», 4. «Засучив рукава».
7. Запишите в дневник домашнее задание. Прочитать параграф №...