Урок физики в 7 классе «Сила трения» с аспектным анализом

3
0
Материал опубликован 23 November 2019

Учебный предмет: физика

Класс: 7

Тема урока: Сила трения.

Цель урока: развитие УУД выполнения контрольно-оценочных действий учащихся при изучении нового материала по физике.

Задачи урока:

образовательные

целенаправленное и постепенное формирование у школьников умения самостоятельно выдвигать гипотезу;

используя исследовательский метод, формировать умениесамостоятельно _роводить эксперимент;

анализируя факты эксперимента научить выделять главное и делать выводы;

на основе выводов, формировать понятие сила трения, показав физический смысл данной величины, единицы её измерения;

формировать умение решать качественные задачи на силу трения;

▪ продолжить формировать исследовательские навыки при выполнении домашнего задания.

развивающие

способствовать развитию исследовательских умений;

развитие логического мышления;

развитие познавательной активности учащихся;

развитие умений самостоятельно работать с дополнительной литературой.

воспитательные:

развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приемы, сообщая интересные сведения;

развивать умение работать в паре, развивать сотрудничество.

Тип урока: Урок  практикум. Самостоятельная исследовательская работа.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуально-групповая, самостоятельная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Оборудование: презентация урока, составленная учителем; карточки на столах для учащихся; приборы на столах учащихся: 

                            пластмассовые линейки, трибометры, бруски на каждый ряд разного веса, грузы (3 шт.), динамометры, полоски  наждачной бумаги (2 шт.), стеклянные пластины (2 шт.), круглые стержни (2 шт.).


№ п/п

Этап урока

Методы, реализуемые на уроке

Действия учителя

Действия учащихся

УУД (с указанием  вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

1

Оргмомент урока

Метод стимулирования установки на обеспечение порядка на рабочем месте

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

УУД оценивания ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

 (Коммуникативный вид УУД)

2

Актуализация знаний

Компьютерное тестирование (проверка домашнего задания)

Демонстрирует тесты на интерактивной доске

Выполняют тесты.

Ученик отвечает на вопрос «Устройство, принцип действия и применение динамометра».

Контроль и самоконтроль (Регулятивные УУД)

3

Мотивация учебной деятельности

Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в учебную деятельность

Обращается к учащимся со словами: успехи в любой сфере деятельности определяются умением пользоваться различными приемами и способами организации своего труда. К числу таких приемов относятся приёмы выполнения контрольно-оценочных действий.

Принимает версии учащихся, отмечает, что они не называют еще один прием, распространенный не только среди учащихся, но и в сфере самых революционных исследований в физике, в частности такой прием, как сверка с результатами товарищей по работе.

Вызывает интерес у учащихся к этому приему. Помогает сделать предположения, открывающие им путь к самостоятельному обнаружению этого приема.

Поддерживает намерение учащихся, предлагает:

- разгадать кроссворд

- сформулировать тему урока.

Высказывают различные точки зрения на роль способностей.










Принимают уточнение учителя, вспоминают, что полученные в таких исследованиях результаты, как правило, передаются в другие исследовательские центры и сверяются с их результатами.






Выражают желание провести какое-нибудь доступное им «революционное исследование», в котором применение этого приема станет очевидным.

УУД ценностного отношения к осваиваемому на уроке приему учебной деятельности.

(личностные)


4.

Целеполагание

Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися.

Читает вопросы

Отвечают на вопросы

Определяют тему урока «Силы трения».

Соглашаются с необходимостью разделить данную формулировку на тему и цель ее изучения.

УУД постановки новой цели урока.

 (Регулятивный вид УУД)




Помогает сделать необходимые уточнения формулировки темы и цели УД.

Тема: Силы трения.

Цель: использование приёма выполнения контрольно-оценочных действий: сверка с результатами товарищей по работе.

А теперь давайте назовем тему нашего урока. По вертикали в кроссворде. Откройте тетради и запишите тему урока «Силы трения».

Формулируют тему урока: «Силы трения».

Определяют, что предстоит сделать на уроке (цели УД):

- «определить основные действия, составляющие новый прием выполнения контрольно-оценочной деятельности учащихся;

-научиться его использовать при выполнении опытов;

- уметь объяснять опыты и делать выводы

УУД постановки новой цели урока.

 (Регулятивный вид УУД)

5.

Повторение опорных знаний

(Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала)

Беседа с учащимися

Переключает работу учащихся на способы достижения намеченных результатов, оценивает полезность предложений.

Мы с вами разгадали только имя тайны. Трение.  А хотите разгадать всю тайну? На уроке мы будем с вами исследователями и узнаем, как люди познавали и познают мир. В физике используется научный метод познания мира - метод исследования, который проводится по плану.

Предлагают использовать:

1. Общий план исследования явления включающего:                                      1. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

 2. НАБЛЮДЕНИЯ

 3. ГИПОТЕЗА

 4. ЭКСПЕРИМЕНТ

 5. ВЫВОД

 6. ТЕОРИЯ

7. ПРАКТИКА

Записывают в тетрадь


УУД самооценки и контроля.

Освоенный навык сравнения требуемых и достигнутых результатов.

(Регулятивный вид УУД)

6.

Формирование новых знаний (изучение нового)

Исследовательский метод

Предлагает уточнить, значения каждого слова;

1. Объект нашего исследования – ТРЕНИЕ.

2. Наблюдения.

Вопросы:

Вам знакомо слово трение?

Что вы знаете о трении?

3. Гипотеза. 

Гипотеза – это предположение. Для того чтобы предположить, что такое трение и от чего оно зависит, обратимся к опыту.

Отвечают на вопросы


Указывают на целесообразность использования  эксперимента.

Исследуя явление трения, мы сможем дать правильное научное объяснение этого объекта изучения.

Опыты проделывают фронтально все учащиеся класса.

УУД принятия и координации решений при совместной работе в паре (знакомая учащимся модель работы).

(Коммуникативный вид УУД).




Ставит задачи:

- провести экспериментальное исследование

- сравнить результаты опытов и оценить их сопоставимость;

- сделать выводы.

Предлагает: выполнить эксперимент.

Работают в парахОпыты проделывают фронтально, выясняя причины возникновения трения. Опыт с 2 стеклянными пластинами, с кусочками наждачной бумаги.           Делают выводы.










































Логические методы


4. Экспериментальное подтверждение.

Из схемы научного познания мира вы должны подтвердить вашу гипотезу.

  • выполнить предложенное
    задание по карточке.

Ограничивает время обсуждения пятью минутами.

5. Вывод.

Координирует работу

учащихся.

Делает при необходимости

подсказки.

Обращает внимание

учащихся на необходимость

конструктивной (обоснованной) оценки полученных результатов. Вызывает учащихся для отчёта и защиты полученных результатов.













6. Теория.

Координирует работу учащихся: чтобы сделать окончательный вывод, необходимо ответить на предложенные вам вопросы.

F = μ N

μ =

N =



Выполняют эксперимент по плану. Делают выводы. Продумывают устный отчёт.









Сравнивают результаты своего экспериментального исследования с результатами товарищей.

Заполняют таблицы на карточках
(дома вклеивают их в тетрадь) и на интерактивной доске.



















Делают выводы о сопоставимости

результатов экспериментальной и

теоретической части исследования: сила трения находится в прямо пропорциональной зависимости от силы нормального давления, зависит от рода трущихся поверхностей и не зависит от площади соприкасающихся поверхностей.

Делают вывод:

- в качестве приёма выполнения контрольно-оценочных действий может выступать сравнение результатов выполнения задания, полученных разными способами;

новый приём может иметь применение как в сфере учебной, так и в сфере профессиональной деятельности.

УУД принятия и координации решений при совместной работе в паре (знакомая учащимся модель работы). (Коммуникативный вид УУД).



Познавательные УУД (информационные: дополнение таблиц новыми данными; фиксация информации с помощью ИКТ).

УУД

аргумнтирования свое точки зрения и отстаивания своей позиции

(правила сравнения содержания обсуждаемого высказывания с результатами исследования и правило выведения следствия из факта или понятия.. (Коммуникативный вид УУД)

УУД дедуктивного умозаключения.

Используют имеющийся у учащихся навык выведения следствия из факта и навык выполнения действия подведения выявленного факта (объекта) под известное понятие или способ действия. (Регулятивный вид)


Физкультурная минутка

7

Закрепление -

 (обеспечение

осознанности

формируемых

знаний и

умений).


1) Первичное закрепление во внешней речи (Фронтальный

опрос в виде качественных задач)






2) Самостоятельная тестовая работа


- Зачем зимой на задние колеса автомобилей надевают цепи?

- Зачем спортсмены – лыжники наносят на лыжи особую смазку?

- «Готовь сани летом, а телегу зимой» - так говорит пословица. А почему зимой удобней на санях, а летом - на телеге?

Раздаёт тесты

Отвечают на вопросы











Выполняют тесты, взаимопроверка по эталону


Регулятивные УУД: использование установленные правила в контроле способа решения.

8

Домашнее задание

§ 32, 33.

Напиши свое мини-сочинение на тему «Исчезнувшее трение» или

«Мир без трения»



















Аспектный анализ урока физики «Сила трения»

Аспект « Формирование общеучебных умений и навыков школьников

Цель анализа:  проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся

Ф.И.О. учителя: Бугунова  Л.В.

Класс: 7

Дата посещения: 16.04.2019 г.

Тип урока: комбинированный  с использованием разноуровневого обучения, применением ИКТ.

Форма проведения: урок – практикум, самостоятельная исследовательская работа.

Дидактическая цель урока сформировать у учащихся  понятие о  силе трения (причины, закономерности)

Введение в анализ урока

  1. Урок дан в соответствии с тематическим планированием
  2. Тема предполагает повторение пройденного материала
  3. Использование компьютерной презентации оправданно

Роль компьютера на уроке

  1. Работает для учителя и учащихся на нескольких этапах урока
  2. Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации
  3. Учителю компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, + иллюстратор + аниматор => повышение уровня усвоения материала учащимися
  4. Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.

Программа наблюдения:

1. Организационный момент.


+ использование презентации организовало учащихся, дало положительный настрой на урок

2. Введение в тему

+ с помощью представленных на экране заданий учителю удалось добиться того, чтобы учащиеся сформулировали тему урока

3.повторение пройденного

материала                           


+закрепляют полученные знания

+активизирует внимание

+ наличие индивидуальной и групповой работ

Формирование новых знаний

+ расширение и углубление знаний по предмету                                                       +реализация межпредметных                                                  связей

Закрепление


+развитие оперативной памяти                                                    + самостоятельная работа

Творческое дом. задание                      

+быстрота выполнения                                                                задания                                                             + глубина знаний и  умений

+учащиеся приходят к                                                            выводу, как важно иметь                                                             прочные знания


Рефлексия урока

Доволен ли ты как прошёл урок?

Да - 100 % учащихся

-было ли тебе интересно?

Да - 95%

-сумел ли ты закрепить свои знания?

Да - 100%

- сумел ли ты показать свои знания?

 Да - 90%


Вывод: урок показал, что были выбраны оптимальные тип и структура.

Соблюдение требований к содержанию уроков. Урок соответствует учебной программе. Реализуются все дидактические требования к изложению материала. Выбраны необходимые средства обучения. В ходе проведения урока  царила атмосфера сотрудничества.

Учебный предмет: физика

Класс: 7

Тема урока: Сила трения.

Цель урока: развитие УУД выполнения контрольно-оценочных действий учащихся при изучении нового материала по физике.

Задачи урока:

образовательные

целенаправленное и постепенное формирование у школьников умения самостоятельно выдвигать гипотезу;

используя исследовательский метод, формировать умениесамостоятельно _роводить эксперимент;

анализируя факты эксперимента научить выделять главное и делать выводы;

на основе выводов, формировать понятие сила трения, показав физический смысл данной величины, единицы её измерения;

формировать умение решать качественные задачи на силу трения;

▪ продолжить формировать исследовательские навыки при выполнении домашнего задания.

развивающие

способствовать развитию исследовательских умений;

развитие логического мышления;

развитие познавательной активности учащихся;

развитие умений самостоятельно работать с дополнительной литературой.

воспитательные:

развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приемы, сообщая интересные сведения;

развивать умение работать в паре, развивать сотрудничество.

Тип урока: Урок  практикум. Самостоятельная исследовательская работа.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуально-групповая, самостоятельная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Оборудование: презентация урока, составленная учителем; карточки на столах для учащихся; приборы на столах учащихся: 

                            пластмассовые линейки, трибометры, бруски на каждый ряд разного веса, грузы (3 шт.), динамометры, полоски  наждачной бумаги (2 шт.), стеклянные пластины (2 шт.), круглые стержни (2 шт.).


№ п/п

Этап урока

Методы, реализуемые на уроке

Действия учителя

Действия учащихся

УУД (с указанием  вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

1

Оргмомент урока

Метод стимулирования установки на обеспечение порядка на рабочем месте

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

УУД оценивания ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

 (Коммуникативный вид УУД)

2

Актуализация знаний

Компьютерное тестирование (проверка домашнего задания)

Демонстрирует тесты на интерактивной доске

Выполняют тесты.

Ученик отвечает на вопрос «Устройство, принцип действия и применение динамометра».

Контроль и самоконтроль (Регулятивные УУД)

3

Мотивация учебной деятельности

Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в учебную деятельность

Обращается к учащимся со словами: успехи в любой сфере деятельности определяются умением пользоваться различными приемами и способами организации своего труда. К числу таких приемов относятся приёмы выполнения контрольно-оценочных действий.

Принимает версии учащихся, отмечает, что они не называют еще один прием, распространенный не только среди учащихся, но и в сфере самых революционных исследований в физике, в частности такой прием, как сверка с результатами товарищей по работе.

Вызывает интерес у учащихся к этому приему. Помогает сделать предположения, открывающие им путь к самостоятельному обнаружению этого приема.

Поддерживает намерение учащихся, предлагает:

- разгадать кроссворд

- сформулировать тему урока.

Высказывают различные точки зрения на роль способностей.










Принимают уточнение учителя, вспоминают, что полученные в таких исследованиях результаты, как правило, передаются в другие исследовательские центры и сверяются с их результатами.






Выражают желание провести какое-нибудь доступное им «революционное исследование», в котором применение этого приема станет очевидным.

УУД ценностного отношения к осваиваемому на уроке приему учебной деятельности.

(личностные)


4.

Целеполагание

Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися.

Читает вопросы

Отвечают на вопросы

Определяют тему урока «Силы трения».

Соглашаются с необходимостью разделить данную формулировку на тему и цель ее изучения.

УУД постановки новой цели урока.

 (Регулятивный вид УУД)




Помогает сделать необходимые уточнения формулировки темы и цели УД.

Тема: Силы трения.

Цель: использование приёма выполнения контрольно-оценочных действий: сверка с результатами товарищей по работе.

А теперь давайте назовем тему нашего урока. По вертикали в кроссворде. Откройте тетради и запишите тему урока «Силы трения».

Формулируют тему урока: «Силы трения».

Определяют, что предстоит сделать на уроке (цели УД):

- «определить основные действия, составляющие новый прием выполнения контрольно-оценочной деятельности учащихся;

-научиться его использовать при выполнении опытов;

- уметь объяснять опыты и делать выводы

УУД постановки новой цели урока.

 (Регулятивный вид УУД)

5.

Повторение опорных знаний

(Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала)

Беседа с учащимися

Переключает работу учащихся на способы достижения намеченных результатов, оценивает полезность предложений.

Мы с вами разгадали только имя тайны. Трение.  А хотите разгадать всю тайну? На уроке мы будем с вами исследователями и узнаем, как люди познавали и познают мир. В физике используется научный метод познания мира - метод исследования, который проводится по плану.

Предлагают использовать:

1. Общий план исследования явления включающего:                                      1. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

 2. НАБЛЮДЕНИЯ

 3. ГИПОТЕЗА

 4. ЭКСПЕРИМЕНТ

 5. ВЫВОД

 6. ТЕОРИЯ

7. ПРАКТИКА

Записывают в тетрадь


УУД самооценки и контроля.

Освоенный навык сравнения требуемых и достигнутых результатов.

(Регулятивный вид УУД)

6.

Формирование новых знаний (изучение нового)

Исследовательский метод

Предлагает уточнить, значения каждого слова;

1. Объект нашего исследования – ТРЕНИЕ.

2. Наблюдения.

Вопросы:

Вам знакомо слово трение?

Что вы знаете о трении?

3. Гипотеза. 

Гипотеза – это предположение. Для того чтобы предположить, что такое трение и от чего оно зависит, обратимся к опыту.

Отвечают на вопросы


Указывают на целесообразность использования  эксперимента.

Исследуя явление трения, мы сможем дать правильное научное объяснение этого объекта изучения.

Опыты проделывают фронтально все учащиеся класса.

УУД принятия и координации решений при совместной работе в паре (знакомая учащимся модель работы).

(Коммуникативный вид УУД).




Ставит задачи:

- провести экспериментальное исследование

- сравнить результаты опытов и оценить их сопоставимость;

- сделать выводы.

Предлагает: выполнить эксперимент.

Работают в парахОпыты проделывают фронтально, выясняя причины возникновения трения. Опыт с 2 стеклянными пластинами, с кусочками наждачной бумаги.           Делают выводы.










































Логические методы


4. Экспериментальное подтверждение.

Из схемы научного познания мира вы должны подтвердить вашу гипотезу.

  • выполнить предложенное
    задание по карточке.

Ограничивает время обсуждения пятью минутами.

5. Вывод.

Координирует работу

учащихся.

Делает при необходимости

подсказки.

Обращает внимание

учащихся на необходимость

конструктивной (обоснованной) оценки полученных результатов. Вызывает учащихся для отчёта и защиты полученных результатов.













6. Теория.

Координирует работу учащихся: чтобы сделать окончательный вывод, необходимо ответить на предложенные вам вопросы.

F = μ N

μ =

N =



Выполняют эксперимент по плану. Делают выводы. Продумывают устный отчёт.









Сравнивают результаты своего экспериментального исследования с результатами товарищей.

Заполняют таблицы на карточках
(дома вклеивают их в тетрадь) и на интерактивной доске.



















Делают выводы о сопоставимости

результатов экспериментальной и

теоретической части исследования: сила трения находится в прямо пропорциональной зависимости от силы нормального давления, зависит от рода трущихся поверхностей и не зависит от площади соприкасающихся поверхностей.

Делают вывод:

- в качестве приёма выполнения контрольно-оценочных действий может выступать сравнение результатов выполнения задания, полученных разными способами;

новый приём может иметь применение как в сфере учебной, так и в сфере профессиональной деятельности.

УУД принятия и координации решений при совместной работе в паре (знакомая учащимся модель работы). (Коммуникативный вид УУД).



Познавательные УУД (информационные: дополнение таблиц новыми данными; фиксация информации с помощью ИКТ).

УУД

аргумнтирования свое точки зрения и отстаивания своей позиции

(правила сравнения содержания обсуждаемого высказывания с результатами исследования и правило выведения следствия из факта или понятия.. (Коммуникативный вид УУД)

УУД дедуктивного умозаключения.

Используют имеющийся у учащихся навык выведения следствия из факта и навык выполнения действия подведения выявленного факта (объекта) под известное понятие или способ действия. (Регулятивный вид)


Физкультурная минутка

7

Закрепление -

 (обеспечение

осознанности

формируемых

знаний и

умений).


1) Первичное закрепление во внешней речи (Фронтальный

опрос в виде качественных задач)






2) Самостоятельная тестовая работа


- Зачем зимой на задние колеса автомобилей надевают цепи?

- Зачем спортсмены – лыжники наносят на лыжи особую смазку?

- «Готовь сани летом, а телегу зимой» - так говорит пословица. А почему зимой удобней на санях, а летом - на телеге?

Раздаёт тесты

Отвечают на вопросы











Выполняют тесты, взаимопроверка по эталону


Регулятивные УУД: использование установленные правила в контроле способа решения.

8

Домашнее задание

§ 32, 33.

Напиши свое мини-сочинение на тему «Исчезнувшее трение» или

«Мир без трения»



















Аспектный анализ урока физики «Сила трения»

Аспект « Формирование общеучебных умений и навыков школьников

Цель анализа:  проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся

Ф.И.О. учителя: Бугунова  Л.В.

Класс: 7

Дата посещения: 16.04.2019 г.

Тип урока: комбинированный  с использованием разноуровневого обучения, применением ИКТ.

Форма проведения: урок – практикум, самостоятельная исследовательская работа.

Дидактическая цель урока сформировать у учащихся  понятие о  силе трения (причины, закономерности)

Введение в анализ урока

  1. Урок дан в соответствии с тематическим планированием
  2. Тема предполагает повторение пройденного материала
  3. Использование компьютерной презентации оправданно

Роль компьютера на уроке

  1. Работает для учителя и учащихся на нескольких этапах урока
  2. Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации
  3. Учителю компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, + иллюстратор + аниматор => повышение уровня усвоения материала учащимися
  4. Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.

Программа наблюдения:

1. Организационный момент.


+ использование презентации организовало учащихся, дало положительный настрой на урок

2. Введение в тему

+ с помощью представленных на экране заданий учителю удалось добиться того, чтобы учащиеся сформулировали тему урока

3.повторение пройденного

материала                           


+закрепляют полученные знания

+активизирует внимание

+ наличие индивидуальной и групповой работ

Формирование новых знаний

+ расширение и углубление знаний по предмету                                                       +реализация межпредметных                                                  связей

Закрепление


+развитие оперативной памяти                                                    + самостоятельная работа

Творческое дом. задание                      

+быстрота выполнения                                                                задания                                                             + глубина знаний и  умений

+учащиеся приходят к                                                            выводу, как важно иметь                                                             прочные знания


Рефлексия урока

Доволен ли ты как прошёл урок?

Да - 100 % учащихся

-было ли тебе интересно?

Да - 95%

-сумел ли ты закрепить свои знания?

Да - 100%

- сумел ли ты показать свои знания?

 Да - 90%


Вывод: урок показал, что были выбраны оптимальные тип и структура.

Соблюдение требований к содержанию уроков. Урок соответствует учебной программе. Реализуются все дидактические требования к изложению материала. Выбраны необходимые средства обучения. В ходе проведения урока  царила атмосфера сотрудничества.

Учебный предмет: физика

Класс: 7

Тема урока: Сила трения.

Цель урока: развитие УУД выполнения контрольно-оценочных действий учащихся при изучении нового материала по физике.

Задачи урока:

образовательные

целенаправленное и постепенное формирование у школьников умения самостоятельно выдвигать гипотезу;

используя исследовательский метод, формировать умениесамостоятельно _роводить эксперимент;

анализируя факты эксперимента научить выделять главное и делать выводы;

на основе выводов, формировать понятие сила трения, показав физический смысл данной величины, единицы её измерения;

формировать умение решать качественные задачи на силу трения;

▪ продолжить формировать исследовательские навыки при выполнении домашнего задания.

развивающие

способствовать развитию исследовательских умений;

развитие логического мышления;

развитие познавательной активности учащихся;

развитие умений самостоятельно работать с дополнительной литературой.

воспитательные:

развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приемы, сообщая интересные сведения;

развивать умение работать в паре, развивать сотрудничество.

Тип урока: Урок  практикум. Самостоятельная исследовательская работа.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуально-групповая, самостоятельная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Оборудование: презентация урока, составленная учителем; карточки на столах для учащихся; приборы на столах учащихся: 

                            пластмассовые линейки, трибометры, бруски на каждый ряд разного веса, грузы (3 шт.), динамометры, полоски  наждачной бумаги (2 шт.), стеклянные пластины (2 шт.), круглые стержни (2 шт.).


№ п/п

Этап урока

Методы, реализуемые на уроке

Действия учителя

Действия учащихся

УУД (с указанием  вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

1

Оргмомент урока

Метод стимулирования установки на обеспечение порядка на рабочем месте

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

УУД оценивания ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

 (Коммуникативный вид УУД)

2

Актуализация знаний

Компьютерное тестирование (проверка домашнего задания)

Демонстрирует тесты на интерактивной доске

Выполняют тесты.

Ученик отвечает на вопрос «Устройство, принцип действия и применение динамометра».

Контроль и самоконтроль (Регулятивные УУД)

3

Мотивация учебной деятельности

Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в учебную деятельность

Обращается к учащимся со словами: успехи в любой сфере деятельности определяются умением пользоваться различными приемами и способами организации своего труда. К числу таких приемов относятся приёмы выполнения контрольно-оценочных действий.

Принимает версии учащихся, отмечает, что они не называют еще один прием, распространенный не только среди учащихся, но и в сфере самых революционных исследований в физике, в частности такой прием, как сверка с результатами товарищей по работе.

Вызывает интерес у учащихся к этому приему. Помогает сделать предположения, открывающие им путь к самостоятельному обнаружению этого приема.

Поддерживает намерение учащихся, предлагает:

- разгадать кроссворд

- сформулировать тему урока.

Высказывают различные точки зрения на роль способностей.










Принимают уточнение учителя, вспоминают, что полученные в таких исследованиях результаты, как правило, передаются в другие исследовательские центры и сверяются с их результатами.






Выражают желание провести какое-нибудь доступное им «революционное исследование», в котором применение этого приема станет очевидным.

УУД ценностного отношения к осваиваемому на уроке приему учебной деятельности.

(личностные)


4.

Целеполагание

Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися.

Читает вопросы

Отвечают на вопросы

Определяют тему урока «Силы трения».

Соглашаются с необходимостью разделить данную формулировку на тему и цель ее изучения.

УУД постановки новой цели урока.

 (Регулятивный вид УУД)




Помогает сделать необходимые уточнения формулировки темы и цели УД.

Тема: Силы трения.

Цель: использование приёма выполнения контрольно-оценочных действий: сверка с результатами товарищей по работе.

А теперь давайте назовем тему нашего урока. По вертикали в кроссворде. Откройте тетради и запишите тему урока «Силы трения».

Формулируют тему урока: «Силы трения».

Определяют, что предстоит сделать на уроке (цели УД):

- «определить основные действия, составляющие новый прием выполнения контрольно-оценочной деятельности учащихся;

-научиться его использовать при выполнении опытов;

- уметь объяснять опыты и делать выводы

УУД постановки новой цели урока.

 (Регулятивный вид УУД)

5.

Повторение опорных знаний

(Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала)

Беседа с учащимися

Переключает работу учащихся на способы достижения намеченных результатов, оценивает полезность предложений.

Мы с вами разгадали только имя тайны. Трение.  А хотите разгадать всю тайну? На уроке мы будем с вами исследователями и узнаем, как люди познавали и познают мир. В физике используется научный метод познания мира - метод исследования, который проводится по плану.

Предлагают использовать:

1. Общий план исследования явления включающего:                                      1. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

 2. НАБЛЮДЕНИЯ

 3. ГИПОТЕЗА

 4. ЭКСПЕРИМЕНТ

 5. ВЫВОД

 6. ТЕОРИЯ

7. ПРАКТИКА

Записывают в тетрадь


УУД самооценки и контроля.

Освоенный навык сравнения требуемых и достигнутых результатов.

(Регулятивный вид УУД)

6.

Формирование новых знаний (изучение нового)

Исследовательский метод

Предлагает уточнить, значения каждого слова;

1. Объект нашего исследования – ТРЕНИЕ.

2. Наблюдения.

Вопросы:

Вам знакомо слово трение?

Что вы знаете о трении?

3. Гипотеза. 

Гипотеза – это предположение. Для того чтобы предположить, что такое трение и от чего оно зависит, обратимся к опыту.

Отвечают на вопросы


Указывают на целесообразность использования  эксперимента.

Исследуя явление трения, мы сможем дать правильное научное объяснение этого объекта изучения.

Опыты проделывают фронтально все учащиеся класса.

УУД принятия и координации решений при совместной работе в паре (знакомая учащимся модель работы).

(Коммуникативный вид УУД).




Ставит задачи:

- провести экспериментальное исследование

- сравнить результаты опытов и оценить их сопоставимость;

- сделать выводы.

Предлагает: выполнить эксперимент.

Работают в парахОпыты проделывают фронтально, выясняя причины возникновения трения. Опыт с 2 стеклянными пластинами, с кусочками наждачной бумаги.           Делают выводы.










































Логические методы


4. Экспериментальное подтверждение.

Из схемы научного познания мира вы должны подтвердить вашу гипотезу.

  • выполнить предложенное
    задание по карточке.

Ограничивает время обсуждения пятью минутами.

5. Вывод.

Координирует работу

учащихся.

Делает при необходимости

подсказки.

Обращает внимание

учащихся на необходимость

конструктивной (обоснованной) оценки полученных результатов. Вызывает учащихся для отчёта и защиты полученных результатов.













6. Теория.

Координирует работу учащихся: чтобы сделать окончательный вывод, необходимо ответить на предложенные вам вопросы.

F = μ N

μ =

N =



Выполняют эксперимент по плану. Делают выводы. Продумывают устный отчёт.









Сравнивают результаты своего экспериментального исследования с результатами товарищей.

Заполняют таблицы на карточках
(дома вклеивают их в тетрадь) и на интерактивной доске.



















Делают выводы о сопоставимости

результатов экспериментальной и

теоретической части исследования: сила трения находится в прямо пропорциональной зависимости от силы нормального давления, зависит от рода трущихся поверхностей и не зависит от площади соприкасающихся поверхностей.

Делают вывод:

- в качестве приёма выполнения контрольно-оценочных действий может выступать сравнение результатов выполнения задания, полученных разными способами;

новый приём может иметь применение как в сфере учебной, так и в сфере профессиональной деятельности.

УУД принятия и координации решений при совместной работе в паре (знакомая учащимся модель работы). (Коммуникативный вид УУД).



Познавательные УУД (информационные: дополнение таблиц новыми данными; фиксация информации с помощью ИКТ).

УУД

аргумнтирования свое точки зрения и отстаивания своей позиции

(правила сравнения содержания обсуждаемого высказывания с результатами исследования и правило выведения следствия из факта или понятия.. (Коммуникативный вид УУД)

УУД дедуктивного умозаключения.

Используют имеющийся у учащихся навык выведения следствия из факта и навык выполнения действия подведения выявленного факта (объекта) под известное понятие или способ действия. (Регулятивный вид)


Физкультурная минутка

7

Закрепление -

 (обеспечение

осознанности

формируемых

знаний и

умений).


1) Первичное закрепление во внешней речи (Фронтальный

опрос в виде качественных задач)






2) Самостоятельная тестовая работа


- Зачем зимой на задние колеса автомобилей надевают цепи?

- Зачем спортсмены – лыжники наносят на лыжи особую смазку?

- «Готовь сани летом, а телегу зимой» - так говорит пословица. А почему зимой удобней на санях, а летом - на телеге?

Раздаёт тесты

Отвечают на вопросы











Выполняют тесты, взаимопроверка по эталону


Регулятивные УУД: использование установленные правила в контроле способа решения.

8

Домашнее задание

§ 32, 33.

Напиши свое мини-сочинение на тему «Исчезнувшее трение» или

«Мир без трения»



















Аспектный анализ урока физики «Сила трения»

Аспект « Формирование общеучебных умений и навыков школьников

Цель анализа:  проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся

Ф.И.О. учителя: Бугунова  Л.В.

Класс: 7

Дата посещения: 16.04.2019 г.

Тип урока: комбинированный  с использованием разноуровневого обучения, применением ИКТ.

Форма проведения: урок – практикум, самостоятельная исследовательская работа.

Дидактическая цель урока сформировать у учащихся  понятие о  силе трения (причины, закономерности)

Введение в анализ урока

  1. Урок дан в соответствии с тематическим планированием
  2. Тема предполагает повторение пройденного материала
  3. Использование компьютерной презентации оправданно

Роль компьютера на уроке

  1. Работает для учителя и учащихся на нескольких этапах урока
  2. Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации
  3. Учителю компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, + иллюстратор + аниматор => повышение уровня усвоения материала учащимися
  4. Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.

Программа наблюдения:

1. Организационный момент.


+ использование презентации организовало учащихся, дало положительный настрой на урок

2. Введение в тему

+ с помощью представленных на экране заданий учителю удалось добиться того, чтобы учащиеся сформулировали тему урока

3.повторение пройденного

материала                           


+закрепляют полученные знания

+активизирует внимание

+ наличие индивидуальной и групповой работ

Формирование новых знаний

+ расширение и углубление знаний по предмету                                                       +реализация межпредметных                                                  связей

Закрепление


+развитие оперативной памяти                                                    + самостоятельная работа

Творческое дом. задание                      

+быстрота выполнения                                                                задания                                                             + глубина знаний и  умений

+учащиеся приходят к                                                            выводу, как важно иметь                                                             прочные знания


Рефлексия урока

Доволен ли ты как прошёл урок?

Да - 100 % учащихся

-было ли тебе интересно?

Да - 95%

-сумел ли ты закрепить свои знания?

Да - 100%

- сумел ли ты показать свои знания?

 Да - 90%


Вывод: урок показал, что были выбраны оптимальные тип и структура.

Соблюдение требований к содержанию уроков. Урок соответствует учебной программе. Реализуются все дидактические требования к изложению материала. Выбраны необходимые средства обучения. В ходе проведения урока  царила атмосфера сотрудничества.

Учебный предмет: физика

Класс: 7

Тема урока: Сила трения.

Цель урока: развитие УУД выполнения контрольно-оценочных действий учащихся при изучении нового материала по физике.

Задачи урока:

образовательные

целенаправленное и постепенное формирование у школьников умения самостоятельно выдвигать гипотезу;

используя исследовательский метод, формировать умениесамостоятельно _роводить эксперимент;

анализируя факты эксперимента научить выделять главное и делать выводы;

на основе выводов, формировать понятие сила трения, показав физический смысл данной величины, единицы её измерения;

формировать умение решать качественные задачи на силу трения;

▪ продолжить формировать исследовательские навыки при выполнении домашнего задания.

развивающие

способствовать развитию исследовательских умений;

развитие логического мышления;

развитие познавательной активности учащихся;

развитие умений самостоятельно работать с дополнительной литературой.

воспитательные:

развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приемы, сообщая интересные сведения;

развивать умение работать в паре, развивать сотрудничество.

Тип урока: Урок  практикум. Самостоятельная исследовательская работа.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуально-групповая, самостоятельная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Оборудование: презентация урока, составленная учителем; карточки на столах для учащихся; приборы на столах учащихся: 

                            пластмассовые линейки, трибометры, бруски на каждый ряд разного веса, грузы (3 шт.), динамометры, полоски  наждачной бумаги (2 шт.), стеклянные пластины (2 шт.), круглые стержни (2 шт.).


№ п/п

Этап урока

Методы, реализуемые на уроке

Действия учителя

Действия учащихся

УУД (с указанием  вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

1

Оргмомент урока

Метод стимулирования установки на обеспечение порядка на рабочем месте

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

УУД оценивания ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

 (Коммуникативный вид УУД)

2

Актуализация знаний

Компьютерное тестирование (проверка домашнего задания)

Демонстрирует тесты на интерактивной доске

Выполняют тесты.

Ученик отвечает на вопрос «Устройство, принцип действия и применение динамометра».

Контроль и самоконтроль (Регулятивные УУД)

3

Мотивация учебной деятельности

Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в учебную деятельность

Обращается к учащимся со словами: успехи в любой сфере деятельности определяются умением пользоваться различными приемами и способами организации своего труда. К числу таких приемов относятся приёмы выполнения контрольно-оценочных действий.

Принимает версии учащихся, отмечает, что они не называют еще один прием, распространенный не только среди учащихся, но и в сфере самых революционных исследований в физике, в частности такой прием, как сверка с результатами товарищей по работе.

Вызывает интерес у учащихся к этому приему. Помогает сделать предположения, открывающие им путь к самостоятельному обнаружению этого приема.

Поддерживает намерение учащихся, предлагает:

- разгадать кроссворд

- сформулировать тему урока.

Высказывают различные точки зрения на роль способностей.










Принимают уточнение учителя, вспоминают, что полученные в таких исследованиях результаты, как правило, передаются в другие исследовательские центры и сверяются с их результатами.






Выражают желание провести какое-нибудь доступное им «революционное исследование», в котором применение этого приема станет очевидным.

УУД ценностного отношения к осваиваемому на уроке приему учебной деятельности.

(личностные)


4.

Целеполагание

Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися.

Читает вопросы

Отвечают на вопросы

Определяют тему урока «Силы трения».

Соглашаются с необходимостью разделить данную формулировку на тему и цель ее изучения.

УУД постановки новой цели урока.

 (Регулятивный вид УУД)




Помогает сделать необходимые уточнения формулировки темы и цели УД.

Тема: Силы трения.

Цель: использование приёма выполнения контрольно-оценочных действий: сверка с результатами товарищей по работе.

А теперь давайте назовем тему нашего урока. По вертикали в кроссворде. Откройте тетради и запишите тему урока «Силы трения».

Формулируют тему урока: «Силы трения».

Определяют, что предстоит сделать на уроке (цели УД):

- «определить основные действия, составляющие новый прием выполнения контрольно-оценочной деятельности учащихся;

-научиться его использовать при выполнении опытов;

- уметь объяснять опыты и делать выводы

УУД постановки новой цели урока.

 (Регулятивный вид УУД)

5.

Повторение опорных знаний

(Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала)

Беседа с учащимися

Переключает работу учащихся на способы достижения намеченных результатов, оценивает полезность предложений.

Мы с вами разгадали только имя тайны. Трение.  А хотите разгадать всю тайну? На уроке мы будем с вами исследователями и узнаем, как люди познавали и познают мир. В физике используется научный метод познания мира - метод исследования, который проводится по плану.

Предлагают использовать:

1. Общий план исследования явления включающего:                                      1. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

 2. НАБЛЮДЕНИЯ

 3. ГИПОТЕЗА

 4. ЭКСПЕРИМЕНТ

 5. ВЫВОД

 6. ТЕОРИЯ

7. ПРАКТИКА

Записывают в тетрадь


УУД самооценки и контроля.

Освоенный навык сравнения требуемых и достигнутых результатов.

(Регулятивный вид УУД)

6.

Формирование новых знаний (изучение нового)

Исследовательский метод

Предлагает уточнить, значения каждого слова;

1. Объект нашего исследования – ТРЕНИЕ.

2. Наблюдения.

Вопросы:

Вам знакомо слово трение?

Что вы знаете о трении?

3. Гипотеза. 

Гипотеза – это предположение. Для того чтобы предположить, что такое трение и от чего оно зависит, обратимся к опыту.

Отвечают на вопросы


Указывают на целесообразность использования  эксперимента.

Исследуя явление трения, мы сможем дать правильное научное объяснение этого объекта изучения.

Опыты проделывают фронтально все учащиеся класса.

УУД принятия и координации решений при совместной работе в паре (знакомая учащимся модель работы).

(Коммуникативный вид УУД).




Ставит задачи:

- провести экспериментальное исследование

- сравнить результаты опытов и оценить их сопоставимость;

- сделать выводы.

Предлагает: выполнить эксперимент.

Работают в парахОпыты проделывают фронтально, выясняя причины возникновения трения. Опыт с 2 стеклянными пластинами, с кусочками наждачной бумаги.           Делают выводы.










































Логические методы


4. Экспериментальное подтверждение.

Из схемы научного познания мира вы должны подтвердить вашу гипотезу.

  • выполнить предложенное
    задание по карточке.

Ограничивает время обсуждения пятью минутами.

5. Вывод.

Координирует работу

учащихся.

Делает при необходимости

подсказки.

Обращает внимание

учащихся на необходимость

конструктивной (обоснованной) оценки полученных результатов. Вызывает учащихся для отчёта и защиты полученных результатов.













6. Теория.

Координирует работу учащихся: чтобы сделать окончательный вывод, необходимо ответить на предложенные вам вопросы.

F = μ N

μ =

N =



Выполняют эксперимент по плану. Делают выводы. Продумывают устный отчёт.









Сравнивают результаты своего экспериментального исследования с результатами товарищей.

Заполняют таблицы на карточках
(дома вклеивают их в тетрадь) и на интерактивной доске.



















Делают выводы о сопоставимости

результатов экспериментальной и

теоретической части исследования: сила трения находится в прямо пропорциональной зависимости от силы нормального давления, зависит от рода трущихся поверхностей и не зависит от площади соприкасающихся поверхностей.

Делают вывод:

- в качестве приёма выполнения контрольно-оценочных действий может выступать сравнение результатов выполнения задания, полученных разными способами;

новый приём может иметь применение как в сфере учебной, так и в сфере профессиональной деятельности.

УУД принятия и координации решений при совместной работе в паре (знакомая учащимся модель работы). (Коммуникативный вид УУД).



Познавательные УУД (информационные: дополнение таблиц новыми данными; фиксация информации с помощью ИКТ).

УУД

аргумнтирования свое точки зрения и отстаивания своей позиции

(правила сравнения содержания обсуждаемого высказывания с результатами исследования и правило выведения следствия из факта или понятия.. (Коммуникативный вид УУД)

УУД дедуктивного умозаключения.

Используют имеющийся у учащихся навык выведения следствия из факта и навык выполнения действия подведения выявленного факта (объекта) под известное понятие или способ действия. (Регулятивный вид)


Физкультурная минутка

7

Закрепление -

 (обеспечение

осознанности

формируемых

знаний и

умений).


1) Первичное закрепление во внешней речи (Фронтальный

опрос в виде качественных задач)






2) Самостоятельная тестовая работа


- Зачем зимой на задние колеса автомобилей надевают цепи?

- Зачем спортсмены – лыжники наносят на лыжи особую смазку?

- «Готовь сани летом, а телегу зимой» - так говорит пословица. А почему зимой удобней на санях, а летом - на телеге?

Раздаёт тесты

Отвечают на вопросы











Выполняют тесты, взаимопроверка по эталону


Регулятивные УУД: использование установленные правила в контроле способа решения.

8

Домашнее задание

§ 32, 33.

Напиши свое мини-сочинение на тему «Исчезнувшее трение» или

«Мир без трения»



















Аспектный анализ урока физики «Сила трения»

Аспект « Формирование общеучебных умений и навыков школьников

Цель анализа:  проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся

Ф.И.О. учителя: Бугунова  Л.В.

Класс: 7

Дата посещения: 16.04.2019 г.

Тип урока: комбинированный  с использованием разноуровневого обучения, применением ИКТ.

Форма проведения: урок – практикум, самостоятельная исследовательская работа.

Дидактическая цель урока сформировать у учащихся  понятие о  силе трения (причины, закономерности)

Введение в анализ урока

  1. Урок дан в соответствии с тематическим планированием
  2. Тема предполагает повторение пройденного материала
  3. Использование компьютерной презентации оправданно

Роль компьютера на уроке

  1. Работает для учителя и учащихся на нескольких этапах урока
  2. Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации
  3. Учителю компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, + иллюстратор + аниматор => повышение уровня усвоения материала учащимися
  4. Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.

Программа наблюдения:

1. Организационный момент.


+ использование презентации организовало учащихся, дало положительный настрой на урок

2. Введение в тему

+ с помощью представленных на экране заданий учителю удалось добиться того, чтобы учащиеся сформулировали тему урока

3.повторение пройденного

материала                           


+закрепляют полученные знания

+активизирует внимание

+ наличие индивидуальной и групповой работ

Формирование новых знаний

+ расширение и углубление знаний по предмету                                                       +реализация межпредметных                                                  связей

Закрепление


+развитие оперативной памяти                                                    + самостоятельная работа

Творческое дом. задание                      

+быстрота выполнения                                                                задания                                                             + глубина знаний и  умений

+учащиеся приходят к                                                            выводу, как важно иметь                                                             прочные знания


Рефлексия урока

Доволен ли ты как прошёл урок?

Да - 100 % учащихся

-было ли тебе интересно?

Да - 95%

-сумел ли ты закрепить свои знания?

Да - 100%

- сумел ли ты показать свои знания?

 Да - 90%


Вывод: урок показал, что были выбраны оптимальные тип и структура.

Соблюдение требований к содержанию уроков. Урок соответствует учебной программе. Реализуются все дидактические требования к изложению материала. Выбраны необходимые средства обучения. В ходе проведения урока  царила атмосфера сотрудничества.

Учебный предмет: физика

Класс: 7

Тема урока: Сила трения.

Цель урока: развитие УУД выполнения контрольно-оценочных действий учащихся при изучении нового материала по физике.

Задачи урока:

образовательные

целенаправленное и постепенное формирование у школьников умения самостоятельно выдвигать гипотезу;

используя исследовательский метод, формировать умениесамостоятельно _роводить эксперимент;

анализируя факты эксперимента научить выделять главное и делать выводы;

на основе выводов, формировать понятие сила трения, показав физический смысл данной величины, единицы её измерения;

формировать умение решать качественные задачи на силу трения;

▪ продолжить формировать исследовательские навыки при выполнении домашнего задания.

развивающие

способствовать развитию исследовательских умений;

развитие логического мышления;

развитие познавательной активности учащихся;

развитие умений самостоятельно работать с дополнительной литературой.

воспитательные:

развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приемы, сообщая интересные сведения;

развивать умение работать в паре, развивать сотрудничество.

Тип урока: Урок  практикум. Самостоятельная исследовательская работа.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуально-групповая, самостоятельная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Оборудование: презентация урока, составленная учителем; карточки на столах для учащихся; приборы на столах учащихся: 

                            пластмассовые линейки, трибометры, бруски на каждый ряд разного веса, грузы (3 шт.), динамометры, полоски  наждачной бумаги (2 шт.), стеклянные пластины (2 шт.), круглые стержни (2 шт.).


№ п/п

Этап урока

Методы, реализуемые на уроке

Действия учителя

Действия учащихся

УУД (с указанием  вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

1

Оргмомент урока

Метод стимулирования установки на обеспечение порядка на рабочем месте

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

УУД оценивания ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

 (Коммуникативный вид УУД)

2

Актуализация знаний

Компьютерное тестирование (проверка домашнего задания)

Демонстрирует тесты на интерактивной доске

Выполняют тесты.

Ученик отвечает на вопрос «Устройство, принцип действия и применение динамометра».

Контроль и самоконтроль (Регулятивные УУД)

3

Мотивация учебной деятельности

Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в учебную деятельность

Обращается к учащимся со словами: успехи в любой сфере деятельности определяются умением пользоваться различными приемами и способами организации своего труда. К числу таких приемов относятся приёмы выполнения контрольно-оценочных действий.

Принимает версии учащихся, отмечает, что они не называют еще один прием, распространенный не только среди учащихся, но и в сфере самых революционных исследований в физике, в частности такой прием, как сверка с результатами товарищей по работе.

Вызывает интерес у учащихся к этому приему. Помогает сделать предположения, открывающие им путь к самостоятельному обнаружению этого приема.

Поддерживает намерение учащихся, предлагает:

- разгадать кроссворд

- сформулировать тему урока.

Высказывают различные точки зрения на роль способностей.










Принимают уточнение учителя, вспоминают, что полученные в таких исследованиях результаты, как правило, передаются в другие исследовательские центры и сверяются с их результатами.






Выражают желание провести какое-нибудь доступное им «революционное исследование», в котором применение этого приема станет очевидным.

УУД ценностного отношения к осваиваемому на уроке приему учебной деятельности.

(личностные)


4.

Целеполагание

Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися.

Читает вопросы

Отвечают на вопросы

Определяют тему урока «Силы трения».

Соглашаются с необходимостью разделить данную формулировку на тему и цель ее изучения.

УУД постановки новой цели урока.

 (Регулятивный вид УУД)




Помогает сделать необходимые уточнения формулировки темы и цели УД.

Тема: Силы трения.

Цель: использование приёма выполнения контрольно-оценочных действий: сверка с результатами товарищей по работе.

А теперь давайте назовем тему нашего урока. По вертикали в кроссворде. Откройте тетради и запишите тему урока «Силы трения».

Формулируют тему урока: «Силы трения».

Определяют, что предстоит сделать на уроке (цели УД):

- «определить основные действия, составляющие новый прием выполнения контрольно-оценочной деятельности учащихся;

-научиться его использовать при выполнении опытов;

- уметь объяснять опыты и делать выводы

УУД постановки новой цели урока.

 (Регулятивный вид УУД)

5.

Повторение опорных знаний

(Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала)

Беседа с учащимися

Переключает работу учащихся на способы достижения намеченных результатов, оценивает полезность предложений.

Мы с вами разгадали только имя тайны. Трение.  А хотите разгадать всю тайну? На уроке мы будем с вами исследователями и узнаем, как люди познавали и познают мир. В физике используется научный метод познания мира - метод исследования, который проводится по плану.

Предлагают использовать:

1. Общий план исследования явления включающего:                                      1. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

 2. НАБЛЮДЕНИЯ

 3. ГИПОТЕЗА

 4. ЭКСПЕРИМЕНТ

 5. ВЫВОД

 6. ТЕОРИЯ

7. ПРАКТИКА

Записывают в тетрадь


УУД самооценки и контроля.

Освоенный навык сравнения требуемых и достигнутых результатов.

(Регулятивный вид УУД)

6.

Формирование новых знаний (изучение нового)

Исследовательский метод

Предлагает уточнить, значения каждого слова;

1. Объект нашего исследования – ТРЕНИЕ.

2. Наблюдения.

Вопросы:

Вам знакомо слово трение?

Что вы знаете о трении?

3. Гипотеза. 

Гипотеза – это предположение. Для того чтобы предположить, что такое трение и от чего оно зависит, обратимся к опыту.

Отвечают на вопросы


Указывают на целесообразность использования  эксперимента.

Исследуя явление трения, мы сможем дать правильное научное объяснение этого объекта изучения.

Опыты проделывают фронтально все учащиеся класса.

УУД принятия и координации решений при совместной работе в паре (знакомая учащимся модель работы).

(Коммуникативный вид УУД).




Ставит задачи:

- провести экспериментальное исследование

- сравнить результаты опытов и оценить их сопоставимость;

- сделать выводы.

Предлагает: выполнить эксперимент.

Работают в парахОпыты проделывают фронтально, выясняя причины возникновения трения. Опыт с 2 стеклянными пластинами, с кусочками наждачной бумаги.           Делают выводы.










































Логические методы


4. Экспериментальное подтверждение.

Из схемы научного познания мира вы должны подтвердить вашу гипотезу.

  • выполнить предложенное
    задание по карточке.

Ограничивает время обсуждения пятью минутами.

5. Вывод.

Координирует работу

учащихся.

Делает при необходимости

подсказки.

Обращает внимание

учащихся на необходимость

конструктивной (обоснованной) оценки полученных результатов. Вызывает учащихся для отчёта и защиты полученных результатов.













6. Теория.

Координирует работу учащихся: чтобы сделать окончательный вывод, необходимо ответить на предложенные вам вопросы.

F = μ N

μ =

N =



Выполняют эксперимент по плану. Делают выводы. Продумывают устный отчёт.









Сравнивают результаты своего экспериментального исследования с результатами товарищей.

Заполняют таблицы на карточках
(дома вклеивают их в тетрадь) и на интерактивной доске.



















Делают выводы о сопоставимости

результатов экспериментальной и

теоретической части исследования: сила трения находится в прямо пропорциональной зависимости от силы нормального давления, зависит от рода трущихся поверхностей и не зависит от площади соприкасающихся поверхностей.

Делают вывод:

- в качестве приёма выполнения контрольно-оценочных действий может выступать сравнение результатов выполнения задания, полученных разными способами;

новый приём может иметь применение как в сфере учебной, так и в сфере профессиональной деятельности.

УУД принятия и координации решений при совместной работе в паре (знакомая учащимся модель работы). (Коммуникативный вид УУД).



Познавательные УУД (информационные: дополнение таблиц новыми данными; фиксация информации с помощью ИКТ).

УУД

аргумнтирования свое точки зрения и отстаивания своей позиции

(правила сравнения содержания обсуждаемого высказывания с результатами исследования и правило выведения следствия из факта или понятия.. (Коммуникативный вид УУД)

УУД дедуктивного умозаключения.

Используют имеющийся у учащихся навык выведения следствия из факта и навык выполнения действия подведения выявленного факта (объекта) под известное понятие или способ действия. (Регулятивный вид)


Физкультурная минутка

7

Закрепление -

 (обеспечение

осознанности

формируемых

знаний и

умений).


1) Первичное закрепление во внешней речи (Фронтальный

опрос в виде качественных задач)






2) Самостоятельная тестовая работа


- Зачем зимой на задние колеса автомобилей надевают цепи?

- Зачем спортсмены – лыжники наносят на лыжи особую смазку?

- «Готовь сани летом, а телегу зимой» - так говорит пословица. А почему зимой удобней на санях, а летом - на телеге?

Раздаёт тесты

Отвечают на вопросы











Выполняют тесты, взаимопроверка по эталону


Регулятивные УУД: использование установленные правила в контроле способа решения.

8

Домашнее задание

§ 32, 33.

Напиши свое мини-сочинение на тему «Исчезнувшее трение» или

«Мир без трения»



















Аспектный анализ урока физики «Сила трения»

Аспект « Формирование общеучебных умений и навыков школьников

Цель анализа:  проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся

Ф.И.О. учителя: Бугунова  Л.В.

Класс: 7

Дата посещения: 16.04.2019 г.

Тип урока: комбинированный  с использованием разноуровневого обучения, применением ИКТ.

Форма проведения: урок – практикум, самостоятельная исследовательская работа.

Дидактическая цель урока сформировать у учащихся  понятие о  силе трения (причины, закономерности)

Введение в анализ урока

  1. Урок дан в соответствии с тематическим планированием
  2. Тема предполагает повторение пройденного материала
  3. Использование компьютерной презентации оправданно

Роль компьютера на уроке

  1. Работает для учителя и учащихся на нескольких этапах урока
  2. Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации
  3. Учителю компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, + иллюстратор + аниматор => повышение уровня усвоения материала учащимися
  4. Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.

Программа наблюдения:

1. Организационный момент.


+ использование презентации организовало учащихся, дало положительный настрой на урок

2. Введение в тему

+ с помощью представленных на экране заданий учителю удалось добиться того, чтобы учащиеся сформулировали тему урока

3.повторение пройденного

материала                           


+закрепляют полученные знания

+активизирует внимание

+ наличие индивидуальной и групповой работ

Формирование новых знаний

+ расширение и углубление знаний по предмету                                                       +реализация межпредметных                                                  связей

Закрепление


+развитие оперативной памяти                                                    + самостоятельная работа

Творческое дом. задание                      

+быстрота выполнения                                                                задания                                                             + глубина знаний и  умений

+учащиеся приходят к                                                            выводу, как важно иметь                                                             прочные знания


Рефлексия урока

Доволен ли ты как прошёл урок?

Да - 100 % учащихся

-было ли тебе интересно?

Да - 95%

-сумел ли ты закрепить свои знания?

Да - 100%

- сумел ли ты показать свои знания?

 Да - 90%


Вывод: урок показал, что были выбраны оптимальные тип и структура.

Соблюдение требований к содержанию уроков. Урок соответствует учебной программе. Реализуются все дидактические требования к изложению материала. Выбраны необходимые средства обучения. В ходе проведения урока  царила атмосфера сотрудничества.

Учебный предмет: физика

Класс: 7

Тема урока: Сила трения.

Цель урока: развитие УУД выполнения контрольно-оценочных действий учащихся при изучении нового материала по физике.

Задачи урока:

образовательные

целенаправленное и постепенное формирование у школьников умения самостоятельно выдвигать гипотезу;

используя исследовательский метод, формировать умениесамостоятельно _роводить эксперимент;

анализируя факты эксперимента научить выделять главное и делать выводы;

на основе выводов, формировать понятие сила трения, показав физический смысл данной величины, единицы её измерения;

формировать умение решать качественные задачи на силу трения;

▪ продолжить формировать исследовательские навыки при выполнении домашнего задания.

развивающие

способствовать развитию исследовательских умений;

развитие логического мышления;

развитие познавательной активности учащихся;

развитие умений самостоятельно работать с дополнительной литературой.

воспитательные:

развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приемы, сообщая интересные сведения;

развивать умение работать в паре, развивать сотрудничество.

Тип урока: Урок  практикум. Самостоятельная исследовательская работа.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуально-групповая, самостоятельная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Оборудование: презентация урока, составленная учителем; карточки на столах для учащихся; приборы на столах учащихся: 

                            пластмассовые линейки, трибометры, бруски на каждый ряд разного веса, грузы (3 шт.), динамометры, полоски  наждачной бумаги (2 шт.), стеклянные пластины (2 шт.), круглые стержни (2 шт.).


№ п/п

Этап урока

Методы, реализуемые на уроке

Действия учителя

Действия учащихся

УУД (с указанием  вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

1

Оргмомент урока

Метод стимулирования установки на обеспечение порядка на рабочем месте

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

УУД оценивания ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

 (Коммуникативный вид УУД)

2

Актуализация знаний

Компьютерное тестирование (проверка домашнего задания)

Демонстрирует тесты на интерактивной доске

Выполняют тесты.

Ученик отвечает на вопрос «Устройство, принцип действия и применение динамометра».

Контроль и самоконтроль (Регулятивные УУД)

3

Мотивация учебной деятельности

Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в учебную деятельность

Обращается к учащимся со словами: успехи в любой сфере деятельности определяются умением пользоваться различными приемами и способами организации своего труда. К числу таких приемов относятся приёмы выполнения контрольно-оценочных действий.

Принимает версии учащихся, отмечает, что они не называют еще один прием, распространенный не только среди учащихся, но и в сфере самых революционных исследований в физике, в частности такой прием, как сверка с результатами товарищей по работе.

Вызывает интерес у учащихся к этому приему. Помогает сделать предположения, открывающие им путь к самостоятельному обнаружению этого приема.

Поддерживает намерение учащихся, предлагает:

- разгадать кроссворд

- сформулировать тему урока.

Высказывают различные точки зрения на роль способностей.










Принимают уточнение учителя, вспоминают, что полученные в таких исследованиях результаты, как правило, передаются в другие исследовательские центры и сверяются с их результатами.






Выражают желание провести какое-нибудь доступное им «революционное исследование», в котором применение этого приема станет очевидным.

УУД ценностного отношения к осваиваемому на уроке приему учебной деятельности.

(личностные)


4.

Целеполагание

Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися.

Читает вопросы

Отвечают на вопросы

Определяют тему урока «Силы трения».

Соглашаются с необходимостью разделить данную формулировку на тему и цель ее изучения.

УУД постановки новой цели урока.

 (Регулятивный вид УУД)




Помогает сделать необходимые уточнения формулировки темы и цели УД.

Тема: Силы трения.

Цель: использование приёма выполнения контрольно-оценочных действий: сверка с результатами товарищей по работе.

А теперь давайте назовем тему нашего урока. По вертикали в кроссворде. Откройте тетради и запишите тему урока «Силы трения».

Формулируют тему урока: «Силы трения».

Определяют, что предстоит сделать на уроке (цели УД):

- «определить основные действия, составляющие новый прием выполнения контрольно-оценочной деятельности учащихся;

-научиться его использовать при выполнении опытов;

- уметь объяснять опыты и делать выводы

УУД постановки новой цели урока.

 (Регулятивный вид УУД)

5.

Повторение опорных знаний

(Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала)

Беседа с учащимися

Переключает работу учащихся на способы достижения намеченных результатов, оценивает полезность предложений.

Мы с вами разгадали только имя тайны. Трение.  А хотите разгадать всю тайну? На уроке мы будем с вами исследователями и узнаем, как люди познавали и познают мир. В физике используется научный метод познания мира - метод исследования, который проводится по плану.

Предлагают использовать:

1. Общий план исследования явления включающего:                                      1. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

 2. НАБЛЮДЕНИЯ

 3. ГИПОТЕЗА

 4. ЭКСПЕРИМЕНТ

 5. ВЫВОД

 6. ТЕОРИЯ

7. ПРАКТИКА

Записывают в тетрадь


УУД самооценки и контроля.

Освоенный навык сравнения требуемых и достигнутых результатов.

(Регулятивный вид УУД)

6.

Формирование новых знаний (изучение нового)

Исследовательский метод

Предлагает уточнить, значения каждого слова;

1. Объект нашего исследования – ТРЕНИЕ.

2. Наблюдения.

Вопросы:

Вам знакомо слово трение?

Что вы знаете о трении?

3. Гипотеза. 

Гипотеза – это предположение. Для того чтобы предположить, что такое трение и от чего оно зависит, обратимся к опыту.

Отвечают на вопросы


Указывают на целесообразность использования  эксперимента.

Исследуя явление трения, мы сможем дать правильное научное объяснение этого объекта изучения.

Опыты проделывают фронтально все учащиеся класса.

УУД принятия и координации решений при совместной работе в паре (знакомая учащимся модель работы).

(Коммуникативный вид УУД).




Ставит задачи:

- провести экспериментальное исследование

- сравнить результаты опытов и оценить их сопоставимость;

- сделать выводы.

Предлагает: выполнить эксперимент.

Работают в парахОпыты проделывают фронтально, выясняя причины возникновения трения. Опыт с 2 стеклянными пластинами, с кусочками наждачной бумаги.           Делают выводы.










































Логические методы


4. Экспериментальное подтверждение.

Из схемы научного познания мира вы должны подтвердить вашу гипотезу.

  • выполнить предложенное
    задание по карточке.

Ограничивает время обсуждения пятью минутами.

5. Вывод.

Координирует работу

учащихся.

Делает при необходимости

подсказки.

Обращает внимание

учащихся на необходимость

конструктивной (обоснованной) оценки полученных результатов. Вызывает учащихся для отчёта и защиты полученных результатов.













6. Теория.

Координирует работу учащихся: чтобы сделать окончательный вывод, необходимо ответить на предложенные вам вопросы.

F = μ N

μ =

N =



Выполняют эксперимент по плану. Делают выводы. Продумывают устный отчёт.









Сравнивают результаты своего экспериментального исследования с результатами товарищей.

Заполняют таблицы на карточках
(дома вклеивают их в тетрадь) и на интерактивной доске.



















Делают выводы о сопоставимости

результатов экспериментальной и

теоретической части исследования: сила трения находится в прямо пропорциональной зависимости от силы нормального давления, зависит от рода трущихся поверхностей и не зависит от площади соприкасающихся поверхностей.

Делают вывод:

- в качестве приёма выполнения контрольно-оценочных действий может выступать сравнение результатов выполнения задания, полученных разными способами;

новый приём может иметь применение как в сфере учебной, так и в сфере профессиональной деятельности.

УУД принятия и координации решений при совместной работе в паре (знакомая учащимся модель работы). (Коммуникативный вид УУД).



Познавательные УУД (информационные: дополнение таблиц новыми данными; фиксация информации с помощью ИКТ).

УУД

аргумнтирования свое точки зрения и отстаивания своей позиции

(правила сравнения содержания обсуждаемого высказывания с результатами исследования и правило выведения следствия из факта или понятия.. (Коммуникативный вид УУД)

УУД дедуктивного умозаключения.

Используют имеющийся у учащихся навык выведения следствия из факта и навык выполнения действия подведения выявленного факта (объекта) под известное понятие или способ действия. (Регулятивный вид)


Физкультурная минутка

7

Закрепление -

 (обеспечение

осознанности

формируемых

знаний и

умений).


1) Первичное закрепление во внешней речи (Фронтальный

опрос в виде качественных задач)






2) Самостоятельная тестовая работа


- Зачем зимой на задние колеса автомобилей надевают цепи?

- Зачем спортсмены – лыжники наносят на лыжи особую смазку?

- «Готовь сани летом, а телегу зимой» - так говорит пословица. А почему зимой удобней на санях, а летом - на телеге?

Раздаёт тесты

Отвечают на вопросы











Выполняют тесты, взаимопроверка по эталону


Регулятивные УУД: использование установленные правила в контроле способа решения.

8

Домашнее задание

§ 32, 33.

Напиши свое мини-сочинение на тему «Исчезнувшее трение» или

«Мир без трения»



















Аспектный анализ урока физики «Сила трения»

Аспект « Формирование общеучебных умений и навыков школьников

Цель анализа:  проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся

Ф.И.О. учителя: Бугунова  Л.В.

Класс: 7

Дата посещения: 16.04.2019 г.

Тип урока: комбинированный  с использованием разноуровневого обучения, применением ИКТ.

Форма проведения: урок – практикум, самостоятельная исследовательская работа.

Дидактическая цель урока сформировать у учащихся  понятие о  силе трения (причины, закономерности)

Введение в анализ урока

  1. Урок дан в соответствии с тематическим планированием
  2. Тема предполагает повторение пройденного материала
  3. Использование компьютерной презентации оправданно

Роль компьютера на уроке

  1. Работает для учителя и учащихся на нескольких этапах урока
  2. Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации
  3. Учителю компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, + иллюстратор + аниматор => повышение уровня усвоения материала учащимися
  4. Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.

Программа наблюдения:

1. Организационный момент.


+ использование презентации организовало учащихся, дало положительный настрой на урок

2. Введение в тему

+ с помощью представленных на экране заданий учителю удалось добиться того, чтобы учащиеся сформулировали тему урока

3.повторение пройденного

материала                           


+закрепляют полученные знания

+активизирует внимание

+ наличие индивидуальной и групповой работ

Формирование новых знаний

+ расширение и углубление знаний по предмету                                                       +реализация межпредметных                                                  связей

Закрепление


+развитие оперативной памяти                                                    + самостоятельная работа

Творческое дом. задание                      

+быстрота выполнения                                                                задания                                                             + глубина знаний и  умений

+учащиеся приходят к                                                            выводу, как важно иметь                                                             прочные знания


Рефлексия урока

Доволен ли ты как прошёл урок?

Да - 100 % учащихся

-было ли тебе интересно?

Да - 95%

-сумел ли ты закрепить свои знания?

Да - 100%

- сумел ли ты показать свои знания?

 Да - 90%


Вывод: урок показал, что были выбраны оптимальные тип и структура.

Соблюдение требований к содержанию уроков. Урок соответствует учебной программе. Реализуются все дидактические требования к изложению материала. Выбраны необходимые средства обучения. В ходе проведения урока  царила атмосфера сотрудничества.

Комментарии
Комментариев пока нет.