Урок физики в 7 классе «Средняя скорость. Ускорение»

6
2
Материал опубликован 18 January 2021

7 класс

Тема урока: Средняя скорость. Ускорение.

Цели урока:

- образовательные: формировать представления о неравномерном и равнопеременном движениях, понятия «средняя скорость неравномерного движения», «ускорение равнопеременного движения»; усиливать прикладную направленность предмета;

- развивающие: способствовать развитию у учащихся внимания, умения анализировать, делать выводы, применять новые знания, укреплять внутрипредметные связи;

- воспитательные: формирование интереса к изучению физики, положительной мотивации учебной деятельности.

Планируемые результаты:

после урока учащиеся будут знать:

- понятия «средняя скорость неравномерного движения», «ускорение», единицы их измерения и формулы для расчёта;

- виды движения – равномерное, неравномерное, равнопеременное;

уметь:

- различать равномерное, неравномерное, равнопеременное движения;

- решать задачи на расчёт средней скорости неравномерного движения, ускорения равнопеременного движения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

I. Организация учебной деятельности:

- оргмомент, включающий проверку наличия выполненного экспериментального задания (за неделю до проведения данного урока, в начале изучения темы «Движение. Взаимодействие. Масса», учитель выдаёт задание: измерить расстояние от школы до дома S шк и время t, затраченное на преодоление этого расстояния, используя часы и фитнес-браслет. Если такого гаджета у ребёнка нет, то учитель может предложить ему сначала подсчитать количество шагов, а затем, зная среднюю ширину шага, рассчитать расстояние S шк. В том случае, если в классе расстояние будет измерено двумя способами, имеет смысл обсудить с учащимися, какой из них более точный );

- актуализация опорных знаний (можно провести в форме фронтального опроса):

1. Дайте определение механического движения.

2. Приведите примеры механического движения.

3. Какое движение называется равномерным? Приведите примеры.

4. Какие величины характеризуют равномерное движение?

5. Дайте определение скорости равномерного движения.

6. В каких единицах измеряют скорость в СИ? в жизни?

7. Представьте скорость в единицах СИ: 60 t1610991073aa.gif ; 6 t1610991073ab.gif ; 36 t1610991073ac.gif .

- мотивация изучения новой темы. Учитель должен сказать, что в жизни мы редко имеем дело с равномерным движением, пояснить на примере (движение общественного транспорта между остановками и др.), подвести учащихся к мысли, что, кроме равномерного, существует ещё и неравномерное движение. После этого нужно спросить, какие физические величины являются характеристиками неравномерного движения. Опыт показывает, что большинство учащихся сразу называют скорость. Учитель подводит к мысли о том, что в случае неравномерного движения речь идёт о средней скорости;

- сообщение и запись темы урока «Средняя скорость. Ускорение»

II. Основная часть урока

1. Подача нового материала:

1.1. Формирование понятия «средняя скорость неравномерного движения»:

- предложить учащимся, используя данные экспериментального задания, рассчитать скорость своего движения по дороге из школы домой или в обратном направлении. При этом появляется возможность закрепить умение переводить единицы времени в единицы СИ (зачастую учащиеся измеряют время в минутах, на уроке переведём минуты в секунды), чтобы рассчитать среднюю скорость в м/с;

- обязательно рассмотреть вопрос о том, идёт ли речь о равномерном прямолинейном движении или о неравномерном, с тем, чтобы обучающиеся самостоятельно сделали правильный вывод;

- перейти к получению формулы для расчёта средней скорости неравномерного движения. Можно рассмотреть задачу о нахождении скорости движения туриста, когда его путь состоит из отдельных участков длиной S1, S2, S3, … и продолжительностью t1, t2, t3, … соответственно. Сделав пояснительный рисунок, предложить учащимся получить формулу для расчёта vср, используя формулу для нахождения скорости равномерного прямолинейного движения. Учащиеся сами приходят к выводу, что

t1610991073ad.jpg

- рекомендую сразу провести работу по первоначальному осмыслению понятия «средняя скорость» и решить задачу, подобрав значения величин S1, S2, S3, t1, t2, t3. В зависимости от уровня подготовки класса, можно уменьшить или увеличить число отдельных участков пути, при этом обратив внимание на то, что в каждой задаче рассматривается своя, конкретная, ситуация. Кроме того, составляя условие, подбираю значения пути и времени, выраженные не в единицах СИ. Это даёт нам возможность лишний раз потренироваться в переводе единиц измерения в системные, понять, для чего это делается, проработать правила оформления задачи, совершенствовать вычислительные навыки.

1.2. Формирование понятия «ускорение»:

- первоначально необходимо сформировать представление о равнопеременном прямолинейном движении, используя в качестве примеров торможение транспортного средства (например, автомобиля) и старт ракеты (поезда и др.):

t1610991073ae.jpgt1610991073af.jpg

- теперь можно сформулировать определение равнопеременного движения;

- советую не пренебрегать возможностью формирования понятий «равнозамедленное движение» и «равноускоренное движение», выяснить, опираясь на жизненный опыт воспитанников, как можно отличить одно движение от другого;

- ввести новую физическую величину, которая является основной характеристикой равнопеременного движения – ускорение. Прежде, чем дать определение и записать формулу, предлагаю учащимся выяснить, что происходит при равнопеременном движении: за время t тело изменило свою скорость от v0 до v – это факт. Анализируем, как именно изменилась скорость – уменьшилась или увеличилась, тогда обдумываем, с каким движением имеем дело – равнозамедленным или равноускоренным. Только после этого формулирую определение ускорения, ввожу обозначение и единицу измерения в СИ (обязательно предлагаю запомнить) и вместе получаем формулу:

a = (v - v0)/t 

- в любом классе, независимо от уровня подготовленности, ввожу обозначение Δv = v – v0 , показываю, как видоизменяется формула. Считаю целесообразным уже в 7 классе говорить о том, что равномерное движение является частным случаем равнопеременного – с ускорением а = 0. Анализ характера изменения скорости (точнее, её неизменности) приводит учащихся к такому выводу;

- для осмысления нового материала решаем задачу с использованием формулы для расчёта ускорения равнопеременного движения. На следующем уроке перехожу к задачам, решение которых требует от учащихся умения проводить несложные математические преобразования.

III. Подведение итогов урока

1. Чтобы ориентироваться, на каком уровне прошло освоение нового материала, чем заниматься на следующем уроке, обязательно провести рефлексию. Круг вопросов не ограничиваю вопросами типа «Что нового вы узнали на уроке сегодня?». Подводя итог, я говорю учащимся, что движение можно классифицировать по видам траектории и характеру изменения скорости. А затем спрашиваю:

- Какие виды движения вы теперь знаете?

- Какие из названных вами движений встречаются в реальной жизни?

- Какие движения можно считать моделями?

- Приведите примеры.

- Какие характеристики движения вам известны?

- Является ли ускорение характеристикой равномерного движения?

2. Домашнее задание: читать § 15, разобрать примеры решения задач №3, № 4 на стр. 48-49. При этом поясняю, что задача № 3 решена не в единицах СИ, предлагаю оформить решение этой задачи в тетради с учётом требований.

3. Выставление оценок.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Марина Владимировна, поделитесь, как для работы УМК "Сферы"7

19 January 2021

Добрый день, Любовь Ивановна. Скажу так: за неимением выбора уже с 2015 года в 7-9 классах работаю по учебникам "Сфер". Комплексом это не назовёшь: в наличии только учебники, тетради-практикумы я приобрела только для себя, всё остальное из УМК - в интернете.

19 January 2021