12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Уголькова Наталия Юрьевна17
1

Урок географии в 11 классе по теме «Африка: общая характеристика и субрегионы. Защита и публичное представление отчета по результатам исследования»

Тульская область, Каменский район

МКОУ «Новопетровская СШ»

Урок географии в 11 классе

Тема: Африка: общая характеристика и субрегионы. Защита и публичное представление отчета по результатам исследования.

Цель: создание условий для положительной мотивации изучения географии через демонстрацию результатов самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи: 1. Организовать работу групп учащихся по демонстрации результатов самостоятельной деятельности.

2. Обеспечить толерантное отношение и уважение к выступающим и их оппонентам.

3. Создать ситуацию успеха для каждого ученика.

4. Способствовать развитию умения публичного выступления.

Оборудование: мультимедийная установка, слайд-альбом, иллюстрирующий этапы урока, настенная карта Африки, оценочные листы.

Содержание урока

На экране демонстрируется слайд-альбом с уникальными природными объектами Африки.

Учитель: В седьмом классе, изучая Африку, мы очень часто использовали эпитеты «самый», «самое». Предлагаю всем вместе обновить этот список. Я начинаю – вы продолжаете.

Самое жаркое место на Земле…..(г. Триполи)

Самая длинная река…….(Нил)

Самая большая область пустынь………..(Сахара)

Самая большая область высокотравных равнин…..(саванны)

Самые крупные в мире животные…….(слоны, носороги, бегемоты и т.д.)

Самые высокие люди…..(нилоты, тутси, хими)

Самые маленькие люди…..(пигмеи)

Самая крупная на суше система тектонических разломов…..(Восточно-африканская)

Самое крупное месторождение в мире….(алмазов)

Самое тучное дерево, не имеющее годичных колец……….(баобаб)

- Я вижу вы большие знатоки, и поможете мне разобраться в некоторых вопросах.

Изучая политическую карту Африки, я обратила внимание на некоторые ее особенности. Всего в пределах материка находиться 54 суверенных государства, 40% их границ не маркированы, 44% - проведены как будто механически по параллелям и меридианам, 30% - по разным кривым линиям и только 26% - по естественным рубежам, лишь отчасти совпадающим с этническими. Теперь мне кажется неудивительным, что жизнь президентов в африканских странах столь недолговечна. С 1970 по 1990 годы в Африке произошло 78 государственных переворотов, которые стоили жизни не одному президенту. Что скажет об этом знаток в области политической географии, который представит нам работу «Африка – территория споров и пограничных конфликтов»?

Напоминаю, что у тебя имеется 5 минут, для того чтобы осветить суть всей проблемы, и еще 2 минуты, чтобы ответить на наши вопросы. Всех остальных я прошу справедливо подойти к оценке выступления (оценочные листы на ваших столах) и приготовить политологу вопросы по заданной теме.

Первый ученик представляет результаты своей работы. Остальные задают вопросы, заполняют оценочные листы.

На экране показ слайдов, иллюстрирующих разнообразие и богатство природных ресурсов Африки.

Учитель: готовясь к уроку, я обратила внимание, что Африка – богатейший регион в мире по обеспеченности многими природными ресурсами. Вот некоторые факты.

Африка занимает 3 место в мире (после Азии и Латинской Америки) по экономическому гидропотенциалу. По общей площади лесов уступает только Латинской Америке и России. Демократическая Республика Конго и Габон по степени лесистости не уступают ни одной стране в мире. По общей площади саванн с плодородными пастбищами и землями нет равных Африке. В десятку ведущих стран мира входят Ливия – по запасам нефти, Алжир и Нигерия – по запасам природного газа, ЮАР – по запасам угля, урановых руд, добыче золота и алмазов. Можно ли утверждать, что все страны Африки одинаково наделены природными богатствами и сокровищами? Не торопитесь с ответом. Давайте лучше познакомимся с результатами работы «Блеск алмазов среди умирающих земель Африки»

Ученик представляет результаты своей работы. Остальные задают вопросы, заполняют оценочные листы.

На экране показ слайдов, иллюстрирующих многообразие этносов и культур народов Африки.

Учитель: Многие ученые считают Африку прародиной современного человека. В 1994 году в Эфиопии ученые нашли останки древнейшего человека и установили его возраст – около 4 млн. лет. Предполагают: он был небольшого роста, имел сильные зубы и питался растительной пищей. Всего 4 миллиона лет эволюции, и на карте более 500 этносов, которые относятся к основным расам и находятся на разных уровнях социального развития от родоплеменного строя до крупных наций. Будучи такими разными, они не всегда находят понимание друг у друга. Африка – регион этнических конфликтов, которые с наибольшой остротой время от времени вспыхивают в Судане, Кении, Демократической Республикой Конго, Нигерии, Чаде, Анголе, Руанде, Либерии, Сомали. Н а вопрос: «Будут ли этнические беженцы символом Африки в третьем тысячелетии?» - ответит этнограф…..Встречаем, не забываем задавать вопросы и выставлять оценки. Ученик представляет результаты своей работы. Остальные задают вопросы, заполняют оценочные листы.

На экране показ слайдов иллюстрирующих особенности хозяйственной деятельности в регионе, главные экономические объекты, экспортную продукцию и гербы государств.

Учитель:(комментирует показ слайдов с изображением гербов стран)На гербах многих государств Африки изображены культурные растения. Например, кофейное дерево украшает герб Кении, дерево какао – герб Ганы, масличная пальма – герб Конго, хлопок – герб Анголы, сахарный тростник – герб Мозамбика, рис – герб Мадагаскара, сорго – герб Ботсваны.. Напрашивается вывод об узкой аграрной специализации большинства стран Африки. Правильный ли я сделала вывод, изучая экономику Африки по её геральдике, узнаем прямо сейчас. «Однобокая экономика Африки – наследие колониального прошлого или объективное настоящее?» - так назвала свою работу…… Ученик представляет результаты своей работы. Остальные задают вопросы, заполняют оценочные листы.

Учитель: Говоря об Африке, хочется сказать, что это регион противоположностей. Самые высокие и самые маленькие люди на Земле. Обширные площади лесов и еще более обширные пространства пустынь. Пустыня Намиб, где осадки не выпадают годами, и побережье Гвинейского залива, где каждый день идут дожди, как по часам, после обеда. Здесь есть современные города и племена, ведущие традиционный образ жизни. Какие еще есть противоположности в Африке, нам поведает …… в своем сообщении «Три лица Африки, какие они?» Смотрим, готовим вопросы и не забываем об оценочных листах.

Ученик представляет результаты своей работы. Остальные задают вопросы, заполняют оценочные листы.

Учитель: Наш урок заканчивается. Наступает этап подведения итогов. Какие оценки получите вы, мы узнаем сейчас, посмотрев в оценочные листы.

На основе суммирования данных оценочных листов определяется рейтинг представленных работ. Конечную оценку выставляет учитель.

Подведение итогов и рефлексия:

- Вспомните цели и задачи которые были определены на этапе планирования работы. Удалось ли их выполнить?

- Какую роль лично вы сыграли в достижении этих задач?

- Как работа над исследованием способствовала вашему интеллектуальному росту? Какие знания и умения пригодятся вам в будущем?

- С какими трудностями столкнулись вы? Как смогли их преодолеть?

- Довольны ли вы результатом своей работы?

Домашнее задание (по выбору учащихся):

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.