Урок географии в 7 классе: "Религии мира: многообразие и влияние на жизнь общества"
Урок географии в 7 классе: "Религии мира" (по ФГОС)
Тема урока: Религии мира: многообразие и влияние на жизнь общества.
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о многообразии религий мира, их основных признаках, географическом распространении и влиянии на культуру, традиции и повседневную жизнь людей.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с основными мировыми религиями (христианство, ислам, буддизм) и их отличительными чертами.
Раскрыть понятие "религия" и ее роль в жизни человека и общества.
Показать географию распространения основных религий на карте мира.
Ознакомить с понятием "религиозная карта мира".
Сформировать представление о влиянии религий на культуру, искусство, традиции и обычаи народов.
Развивающие:
Развивать умение анализировать информацию, сравнивать и обобщать.
Формировать навыки работы с различными источниками информации (текст учебника, карты, презентация).
Развивать критическое мышление и умение аргументировать свою точку зрения.
Способствовать развитию познавательного интереса к изучению мира и его многообразия.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к различным религиям и культурам.
Формировать толерантное отношение к людям разных вероисповеданий.
Способствовать развитию гражданской позиции и пониманию важности межкультурного диалога.
Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала, закрепление знаний).
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
Учебник географии для 7 класса.
Атлас мира.
Политическая карта мира.
Мультимедийный проектор, экран.
Презентация по теме урока.
Раздаточный материал (карточки с заданиями, таблицы).
Возможно: видеофрагменты, аудиозаписи, иллюстрации.
Планируемые результаты освоения урока (в соответствии с ФГОС):
Предметные:
Учащиеся смогут называть основные мировые религии и их географическое распространение.
Учащиеся смогут объяснять значение понятия "религия" и ее роль в жизни общества.
Учащиеся смогут приводить примеры влияния религий на культуру и традиции народов.
Учащиеся смогут работать с религиозной картой мира.
Метапредметные:
Регулятивные: Умение ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Познавательные: Умение извлекать информацию из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные: Умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение, работать в группе, сотрудничать.
Личностные:
Формирование уважительного отношения к культурному и религиозному многообразию мира.
Развитие толерантности и неприятия любых форм дискриминации по религиозному признаку.
Формирование осознанного отношения к своей роли в обществе.
Ход урока:
I. Организационный момент (2-3 мин)
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку (наличие учебников, тетрадей, атласов).
Создание позитивного настроя на работу.
II. Актуализация знаний (5-7 мин)
Беседа:
Ребята, мы с вами изучаем географию, а это наука о Земле, о народах, которые ее населяют, об их культуре и образе жизни.
Как вы думаете, что еще, кроме языка, традиций, кухни, влияет на жизнь людей, на их мировоззрение? (Возможные ответы: история, политика, искусство, вера).
Сегодня мы поговорим об одной из важнейших составляющих жизни общества – о вере, о религиях.
Проблемный вопрос: Почему в разных странах и у разных народов существуют разные верования?
**III. Изучение нового материала (20-25 мин)**
Введение понятия "религия":
Учитель: Что же такое религия? Давайте попробуем дать определение. (Учащиеся предлагают свои варианты).
Учитель: Религия – это особая форма общественного сознания, система верований, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и организаций. Религия отвечает на фундаментальные вопросы бытия: о смысле жизни, о происхождении мира, о смерти и загробной жизни. Она дает человеку систему ценностей и ориентиров.
Запись определения в тетрадь.
Мировые религии:
Учитель: В мире существует огромное количество религий, но некоторые из них имеют наибольшее число последователей и оказывают значительное влияние на жизнь многих народов. Такие религии называют мировыми. Сегодня мы познакомимся с тремя основными мировыми религиями: христианством, исламом и буддизмом.
Работа с презентацией и атласом:
Христианство:
Учитель: Первая мировая религия, о которой мы поговорим, – христианство. Оно возникло на Ближнем Востоке, в Римской империи, около 2000 лет назад. Основатель – Иисус Христос. Главная книга – Библия. Основные направления: католицизм, православие, протестантизм.
Демонстрация на карте: Учитель показывает на карте основные регионы распространения христианства (Европа, Северная и Южная Америка, Австралия, часть Африки).
Краткое обсуждение: Какие страны являются христианскими? Какие традиции, связанные с христианством, вы знаете? (Рождество, Пасха, крещение).
Ислам:
Учитель: Вторая мировая религия – ислам. Возник на Аравийском полуострове в VII веке нашей эры. Основатель – пророк Мухаммед. Главная книга – Коран. Последователи ислама называются мусульманами.
Демонстрация на карте: Учитель показывает на карте основные регионы распространения ислама (Ближний Восток, Северная Африка, Центральная Азия, Юго-Восточная Азия, Индонезия).
Краткое обсуждение: Какие страны являются мусульманскими? Какие традиции, связанные с исламом, вы знаете? (Пятикратная молитва, Рамадан, Мекка).
Буддизм:
Учитель: Третья мировая религия – буддизм. Возник в Индии в VI веке до нашей эры. Основатель – Сиддхартха Гаутама (Будда). Основные принципы – достижение просветления, освобождение от страданий.
Демонстрация на карте: Учитель показывает на карте основные регионы распространения буддизма (Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Тибет).
Краткое обсуждение: Какие страны являются буддийскими? Какие традиции, связанные с буддизмом, вы знаете? (Медитация, монахи, храмы).
Религиозная карта мира:
Учитель: Посмотрите на карту мира в атласе. Мы видим, что разные религии распространены в разных частях света. Совокупность всех религий и их распространение на территории Земли называется религиозной картой мира.
Работа с атласом: Учащиеся находят на карте мира религиозные зоны и отмечают их в своих тетрадях (можно схематично).
Влияние религий на жизнь общества:
Учитель: Религии не только определяют духовный мир человека, но и оказывают огромное влияние на многие аспекты жизни общества:
Культура и искусство: Архитектура храмов, мечетей, монастырей; живопись (иконы, фрески); музыка; литература.
Традиции и обычаи: Праздники, обряды, правила поведения, нормы морали.
Образ жизни: Питание (посты, запреты на определенные продукты), одежда, семейные отношения.
Политика: В некоторых странах религия играет важную роль в политической жизни, определяя законы и правила.
IV. Закрепление изученного материала (10-12 мин)
Работа в группах:
Учитель делит класс на группы (по 3-4 человека).
Каждой группе выдается карточка с заданием:
Группа 1: Составьте таблицу "Сравнение мировых религий" (название религии, основатель, священная книга, основные принципы, регион распространения).
Группа 2: Приведите примеры влияния христианства на культуру и традиции (архитектура, искусство, праздники).
Группа 3: Приведите примеры влияния ислама на культуру и традиции (архитектура, искусство, праздники).
Группа 4: Приведите примеры влияния буддизма на культуру и традиции (архитектура, искусство, праздники).
Учащиеся работают в группах, обсуждают и выполняют задание.
Представители каждой группы представляют результаты своей работы.
Индивидуальная работа:
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
Что такое религия?
Какие религии называются мировыми?
Назовите основные мировые религии и их географическое распространение.
Приведите примеры влияния религий на культуру и традиции.
Работа с контурной картой:
Учащиеся отмечают на контурной карте основные регионы распространения мировых религий.
V. Подведение итогов урока (3-5 мин)
Учитель подводит итоги урока, обобщает полученные знания.
Возвращение к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: Почему в разных странах и у разных народов существуют разные верования? (Обсуждение ответов учащихся).
Учитель подчеркивает важность уважительного отношения к различным религиям и культурам.
Оценивание работы учащихся на уроке.
VI. Домашнее задание (2-3 мин)
Прочитать соответствующий параграф в учебнике.
Ответить на вопросы в конце параграфа.
Подготовить сообщение об одной из мировых религий (по выбору).
(Дополнительно) Найти примеры влияния религий на архитектуру, искусство, музыку в своем регионе.
VII. Рефлексия (2 мин)
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
Что нового вы узнали на уроке?
Что было самым интересным?
Что вызвало затруднения?
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Пример карточки с заданием для индивидуальной работы:
Задание:
Дайте определение понятию "религия".
Перечислите основные мировые религии.
Укажите регионы распространения каждой из этих религий.
Приведите примеры влияния одной из мировых религий (по выбору) на культуру и традиции.
Пример таблицы для работы в группах (Группа 1):
Название религии | Основатель | Священная книга | Основные принципы | Регион распространения |
Христианство | | | | |
Ислам | | | | |
Буддизм | | | | |
При оценивании работы учащихся следует учитывать не только правильность ответов, но и активность, участие в обсуждении и умение работать в группе.