Урок географии в 7 классе: "Религии мира: многообразие и влияние на жизнь общества"

1
0
Материал опубликован 17 July

Урок географии в 7 классе: "Религии мира" (по ФГОС)

Тема урока: Религии мира: многообразие и влияние на жизнь общества.

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о многообразии религий мира, их основных признаках, географическом распространении и влиянии на культуру, традиции и повседневную жизнь людей.

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить учащихся с основными мировыми религиями (христианство, ислам, буддизм) и их отличительными чертами.

Раскрыть понятие "религия" и ее роль в жизни человека и общества.

Показать географию распространения основных религий на карте мира.

Ознакомить с понятием "религиозная карта мира".

Сформировать представление о влиянии религий на культуру, искусство, традиции и обычаи народов.

Развивающие:

Развивать умение анализировать информацию, сравнивать и обобщать.

Формировать навыки работы с различными источниками информации (текст учебника, карты, презентация).

Развивать критическое мышление и умение аргументировать свою точку зрения.

Способствовать развитию познавательного интереса к изучению мира и его многообразия.

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к различным религиям и культурам.

Формировать толерантное отношение к людям разных вероисповеданий.

Способствовать развитию гражданской позиции и пониманию важности межкультурного диалога.

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала, закрепление знаний).

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

Учебник географии для 7 класса.

Атлас мира.

Политическая карта мира.

Мультимедийный проектор, экран.

Презентация по теме урока.

Раздаточный материал (карточки с заданиями, таблицы).

Возможно: видеофрагменты, аудиозаписи, иллюстрации.

Планируемые результаты освоения урока (в соответствии с ФГОС):

Предметные:

Учащиеся смогут называть основные мировые религии и их географическое распространение.

Учащиеся смогут объяснять значение понятия "религия" и ее роль в жизни общества.

Учащиеся смогут приводить примеры влияния религий на культуру и традиции народов.

Учащиеся смогут работать с религиозной картой мира.

Метапредметные:

Регулятивные: Умение ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Познавательные: Умение извлекать информацию из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные: Умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение, работать в группе, сотрудничать.

Личностные:

Формирование уважительного отношения к культурному и религиозному многообразию мира.

Развитие толерантности и неприятия любых форм дискриминации по религиозному признаку.

Формирование осознанного отношения к своей роли в обществе.

Ход урока:

I. Организационный момент (2-3 мин)

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку (наличие учебников, тетрадей, атласов).

Создание позитивного настроя на работу.

II. Актуализация знаний (5-7 мин)

Беседа:

Ребята, мы с вами изучаем географию, а это наука о Земле, о народах, которые ее населяют, об их культуре и образе жизни.

Как вы думаете, что еще, кроме языка, традиций, кухни, влияет на жизнь людей, на их мировоззрение? (Возможные ответы: история, политика, искусство, вера).

Сегодня мы поговорим об одной из важнейших составляющих жизни общества – о вере, о религиях.

Проблемный вопрос: Почему в разных странах и у разных народов существуют разные верования?

**III. Изучение нового материала (20-25 мин)**

Введение понятия "религия":

Учитель: Что же такое религия? Давайте попробуем дать определение. (Учащиеся предлагают свои варианты).

Учитель: Религия – это особая форма общественного сознания, система верований, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и организаций. Религия отвечает на фундаментальные вопросы бытия: о смысле жизни, о происхождении мира, о смерти и загробной жизни. Она дает человеку систему ценностей и ориентиров.

Запись определения в тетрадь.

Мировые религии:

Учитель: В мире существует огромное количество религий, но некоторые из них имеют наибольшее число последователей и оказывают значительное влияние на жизнь многих народов. Такие религии называют мировыми. Сегодня мы познакомимся с тремя основными мировыми религиями: христианством, исламом и буддизмом.

Работа с презентацией и атласом:

Христианство:

Учитель: Первая мировая религия, о которой мы поговорим, – христианство. Оно возникло на Ближнем Востоке, в Римской империи, около 2000 лет назад. Основатель – Иисус Христос. Главная книга – Библия. Основные направления: католицизм, православие, протестантизм.

Демонстрация на карте: Учитель показывает на карте основные регионы распространения христианства (Европа, Северная и Южная Америка, Австралия, часть Африки).

Краткое обсуждение: Какие страны являются христианскими? Какие традиции, связанные с христианством, вы знаете? (Рождество, Пасха, крещение).

Ислам:

Учитель: Вторая мировая религия – ислам. Возник на Аравийском полуострове в VII веке нашей эры. Основатель – пророк Мухаммед. Главная книга – Коран. Последователи ислама называются мусульманами.

Демонстрация на карте: Учитель показывает на карте основные регионы распространения ислама (Ближний Восток, Северная Африка, Центральная Азия, Юго-Восточная Азия, Индонезия).

Краткое обсуждение: Какие страны являются мусульманскими? Какие традиции, связанные с исламом, вы знаете? (Пятикратная молитва, Рамадан, Мекка).

Буддизм:

Учитель: Третья мировая религия – буддизм. Возник в Индии в VI веке до нашей эры. Основатель – Сиддхартха Гаутама (Будда). Основные принципы – достижение просветления, освобождение от страданий.

Демонстрация на карте: Учитель показывает на карте основные регионы распространения буддизма (Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Тибет).

Краткое обсуждение: Какие страны являются буддийскими? Какие традиции, связанные с буддизмом, вы знаете? (Медитация, монахи, храмы).

Религиозная карта мира:

Учитель: Посмотрите на карту мира в атласе. Мы видим, что разные религии распространены в разных частях света. Совокупность всех религий и их распространение на территории Земли называется религиозной картой мира.

Работа с атласом: Учащиеся находят на карте мира религиозные зоны и отмечают их в своих тетрадях (можно схематично).

Влияние религий на жизнь общества:

Учитель: Религии не только определяют духовный мир человека, но и оказывают огромное влияние на многие аспекты жизни общества:

Культура и искусство: Архитектура храмов, мечетей, монастырей; живопись (иконы, фрески); музыка; литература.

Традиции и обычаи: Праздники, обряды, правила поведения, нормы морали.

Образ жизни: Питание (посты, запреты на определенные продукты), одежда, семейные отношения.

Политика: В некоторых странах религия играет важную роль в политической жизни, определяя законы и правила.

IV. Закрепление изученного материала (10-12 мин)

Работа в группах:

Учитель делит класс на группы (по 3-4 человека).

Каждой группе выдается карточка с заданием:

Группа 1: Составьте таблицу "Сравнение мировых религий" (название религии, основатель, священная книга, основные принципы, регион распространения).

Группа 2: Приведите примеры влияния христианства на культуру и традиции (архитектура, искусство, праздники).

Группа 3: Приведите примеры влияния ислама на культуру и традиции (архитектура, искусство, праздники).

Группа 4: Приведите примеры влияния буддизма на культуру и традиции (архитектура, искусство, праздники).

Учащиеся работают в группах, обсуждают и выполняют задание.

Представители каждой группы представляют результаты своей работы.

Индивидуальная работа:

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

Что такое религия?

Какие религии называются мировыми?

Назовите основные мировые религии и их географическое распространение.

Приведите примеры влияния религий на культуру и традиции.

Работа с контурной картой:

Учащиеся отмечают на контурной карте основные регионы распространения мировых религий.

V. Подведение итогов урока (3-5 мин)

Учитель подводит итоги урока, обобщает полученные знания.

Возвращение к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: Почему в разных странах и у разных народов существуют разные верования? (Обсуждение ответов учащихся).

Учитель подчеркивает важность уважительного отношения к различным религиям и культурам.

Оценивание работы учащихся на уроке.

VI. Домашнее задание (2-3 мин)

Прочитать соответствующий параграф в учебнике.

Ответить на вопросы в конце параграфа.

Подготовить сообщение об одной из мировых религий (по выбору).

(Дополнительно) Найти примеры влияния религий на архитектуру, искусство, музыку в своем регионе.

VII. Рефлексия (2 мин)

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

Что нового вы узнали на уроке?

Что было самым интересным?

Что вызвало затруднения?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Пример карточки с заданием для индивидуальной работы:

Задание:

Дайте определение понятию "религия".

Перечислите основные мировые религии.

Укажите регионы распространения каждой из этих религий.

Приведите примеры влияния одной из мировых религий (по выбору) на культуру и традиции.

Пример таблицы для работы в группах (Группа 1):

Название религии

Основатель

Священная книга

Основные принципы

Регион распространения

Христианство





Ислам





Буддизм











При оценивании работы учащихся следует учитывать не только правильность ответов, но и активность, участие в обсуждении и умение работать в группе.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.