Урок географии в 9 классе "Большая территория России - добро или зло?"

0
0
Материал опубликован 24 October 2024 в группе

Презентация к уроку "Большая территория России - добро или зPPTX / 13.42 Мб

/data/files/u1729733536.pptx (Презентация к уроку "Большая территория России - добро или з)Урок географии в 9 классе по теме

«Большая территория России – благо или зло?»


Учитель: Прокопьева М.Р., учитель географии

Цель: Сформировать представление о государственной территории. Сравнить и оценить географическое положение России. Объяснить разницу между понятиями «территория» и «пространство» страны. Научить участию в дискуссии, а также критически мыслить, уметь сотрудничать.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодня мне бы хотелось начать урок с притчи. Однажды учитель спросил своих учеников: «Почему, когда люди ссорятся, они кричат?». «Потому что они теряют спокойствие» - ответил ученик. А зачем кричать, когда вы находитесь близко совсем. Неужели нельзя разговаривать тихо?

Ученики приводили различные ответы, но ни один из них не устроил учителя. Тогда он объяснил: когда люди ссорятся – их сердца отдаляются друг от друга, и чтобы покрыть это расстояние, они начинают кричать. Чем сильнее сердятся, тем сильнее кричат. Потому что сердца их отдаляются.

А что происходит, когда люди влюбляются? Они начинают разговаривать тихо. Потому что их сердца находятся близко. А когда они влюбляются еще сильнее, они переходят на шепот. И наступает момент, когда и слов уже и не надо. Они смотрят друг на друга и все понимают без слов.

А когда это возможно? Когда их сердца совсем рядом. Я хочу пожелать вам, когда вы ссоритесь (а без этого в жизни не бывает), чтобы ваши сердца не отдалялись, чтобы вы не говорили друг другу слов, которые увеличивают это расстояние, потому что может настать день, когда это расстояние станет так велико, что вы не найдете обратного пути.

Большие расстояния между людьми, большие расстояния между городами и территориями – как это актуально для нашей огромной страны! Согласны?



Давайте обратимся к карте нашей страны.

Какова площадь России? (17,1 млн кв. км, 11,3% мировой суши)

Самый западный регион России? (Калининградская обл.)

Самый восточный регион России? (Чукотский АО, Приморский край)

Расстояние от З до Ю -

Самый северный регион России? (Мурманская область, п-ов Таймыр в Красноярском крае, север Якутии)

Самый южный регион России? (Кавказ, республика Дагестан, Краснодарский край). Расстояние от С до Ю –

А какое государство в мире самое маленькое? (Ватикан. Ее площадь. Попробуйте подсчитать сколько Ватиканов бы поместилось на территории нашей страны. ().

Слайд Прочитайте высказывания

Русские уже благодаря размерам своей страны космополиты или, по крайней мере, на одну шестую космополиты, поскольку Россия занимает почти шестую часть всего населенного мира.

Генрих Гейне

«Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке». 

М.В. Ломоносов

Но как свидетельствует притча, с которой мы начали урок, понятие расстояние, размеры весьма относительны. Кто-то говорит, что большие расстояния высасывают соки с нашей страны, а другие – что это потенциальное богатство нашей страны. И сегодня мы попробуем ответить на эти вопросы.

Попробуйте определить тему нашего урока. О чем мы будем сегодня говорить?

Тема урока: Большая территория России – благо или зло?»

Для начала давайте разберемся что такое территория и пространство страны. Какая разница между этими двумя понятиями?

Ученики высказывают свои ответы.

Слайд Территория страны и пространство страны

Государственная территория включает в себя: воздушное пространство, территориальные воды, недра под поверхностью суши, недра под акваторией.

Пространство страны включает:1) воздушное пространство; 2) космическое пространство; 3) морские пространства; 4) России принадлежат внутренние воды; 5) 200-мильная (370 км) экономическая зона за пределами территориальных вод. Здесь Россия может вести добычу полезных ископаемых, рыбы и морепродуктов; 6) шельф в Северном Ледовитом океане.

Вывод: понятие пространство гораздо шире, чем территория.

Учитель: Историк, В.О. Ключевский оценивая положение России на северо-востоке Евразии писал: «Некогда какой-то враг вытеснил славян, именно наших предков с Дуная, прогнав их на девственный Северо-восток, из лучшей страны - в худшую. Так история-мачеха заставила их населить страну, где природа является мачехой для людей».


Как вы понимаете это высказывание?


Ребята, посмотрите на слайд. Рядом с картой России вы видите числа. Подумайте, что они могут означать? Все они имеют отношение к территории нашей страны.


85 +4, 13, 22, 46, 9, 2/3, 1/3, 14 (16)

( 85 – субъекты РФ +4 новых территорий; 13 – моря, 22 – республики, 46 – области, 9 – края; 2/3 – азиатская часть, 1/3 – европейская часть; 14/16 – сухопутные соседи).


Ребята, а всегда территория России была такой же? (ученики отвечают).


Перед вами исторические даты, которые связаны с изменениями территории нашей страны. Попробуйте определить что это за даты.


1991, 1917, 2014, 1922, 2022, 1945

(1991г. – год распада СССР и создания РФ, 1917г. – распад империи, 1922 – создание СССР, 2014г. – присоединение Крыма, 2022г. – присоединение 4 новых территорий (ДНР, ЛНР, Запорожье, Херсонская обл., 1945г. – присоединение Калининградской области).


-Учитель: Географическое положение России менялось в течение веков. В последний раз изменения географического положения наступили в связи с распадом СССР. Оценим современное положение России:

1.Россия отдалилась от стран Европы.

2.Россия сместилась к северу, так как ее южная граница оказалась значительно севернее южной границы СССР.

3. Территория России вытянута и с севера на юг, и, особенно, с запада на восток.

4.Экономически эффективная территория России сократилась. 70% площади России - тундра, тайга с болотами и вечной мерзлотой. Под пашню пригодно лишь 20% территории страны. Площадь экономически эффективной территории России меньше таковой в США, Китае, Бразилии, Австралии.

5. Моря, омывающие Россию, замерзают.

6. Наша страна большей частью лежит в зоне Севера

Учитель: Россия располагает огромными природными ресурсами - минеральными, водными, гидроэнергетическими, биологическими. Обилие и разнообразие ресурсов во многом обеспечило индустриализацию страны в ХХ в., в отдельные периоды ее истории экспорт минерального сырья и топлива, леса, пушнины играл важнейшую роль в экономике. Могут ли эти природные богатства обеспечить процветание России в будущем? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

Слайд

Учитель: изучите таблицу и оцените обеспеченность России минеральными ресурсами.

Многие страны мира испытывают трудности с водоснабжением. В России же объем речного стока около 4,3 тыс. км3 в год - почти по 30 тыс. м3 на каждого жителя. Правда, большая часть стока приходится на малонаселенные районы Азиатской России. Большое значение имеют запасы подземных пресных и минеральных вод, которые есть во всех районах. Велик энергетический потенциал рек России.

Россия - одна из самых лесных стран мира. Около 45% всей площади ее территории покрыто лесом. 3/4 всех запасов приходится на ценную древесину хвойных пород.

А теперь давайте обратимся к карте…. Какой вывод мы можем сделать? Большая часть России находится в зоне Севера.

На какие моменты жизни населения влияет столь северное расположение страны? Что изменилось бы в экономике страны, в жизни людей, если бы Россия находилась на территории более южной, например, в широтах США или Бразилии?

- Ученик: Мы вынуждены тратить больше средств на строительство, отопление, на энергию, на питание, одежду, транспортные пути и т.д.

- Учитель: Назовите другие страны, территория которых находится в зоне Севера.

- Ученик: Канада, Исландия, Финляндия, Норвегия.

- Учитель: В чем различие положения России от географического положения этих стран?

-Ученики: высказывают свои ответы.

- Учитель: 1. В зоне Севера России проживает 11,3 млн. человек, а основное население Канады, например, проживает на широте Северного Кавказа;

2.Зона Севера России имеет более суровые условия, нежели в других странах. В России находится полюс холода северного полушария Оймякон, Верхоянск, где температура достигает до - 68 градусов и даже - 71 градус.



Еще одним богатством нашей страны являются люди. Россия – самая многонациональная страна в мире.

Разнообразие природы: тундра, тайга, широколиственный лес, степь, пустыня, субтропики.

Существуют многочисленные, часто прямо противоположные мнения ученых о том, какое влияние оказывают размеры территории на развитие России. Я предлагаю вам поразмышлять.

Итак, существует два взгляда на необъятные пространства России:

1) зло, проклятие, тормозящее развитие страны, подрывающее ее жизненные силы;

2) важнейшее потенциальное богатство России, основа ее безопасности и перспективного развития, т.е.благо.


Используя информацию, которую вы получили сегодня на уроке, попробуйте дать свою оценку этим двум противоположным позициям.

(1 группа – Добро, 2 группа – Зло).


Организуется работа в группах и выступление каждой группы со своей оценкой.

Учитель: Главное богатство в будущем мире - не производство стали, зерна, машин, нефти и газа, а чистый воздух, чистая пресная вода, нетронутая природа, т. е. особое качество природной среды, которым обладают гигантские пространства, не измененные человеческой деятельностью.

Сила России — внутри нас самих, она внутри нашего народа, в наших людях, в наших традициях и нашей культуре, в нашей экономике, в огромной нашей территории и природных богатствах, в обороноспособности, конечно. Но самое главное — наша сила, безусловно, в единстве нашего народа.

Владимир Путин

Домашнее задание: написать эссе «Огромная территория России – благо или зло?»

Рефлексия. Метод «Острова» и «оценка своих ответов».

У каждого ученика карта настроения.

«Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости».

Прием «Оценка своих ответов»

«+»

«-»

«П»

«Н»

«О»






«+»- ответил по своей инициативе, ответ правильный

«-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный

«П»- ответил по просьбе учителя , ответ правильный

«Н»- ответил по просьбе учителя , но ответ неправильный

«О»- не ответил



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.