12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Владыкина Елена Николаевна1105
Россия, Пермский край, Пермь

Технологическая карта урока литературного чтения

Предмет: литературное чтение, 3 класс

Учебник (УМК): автор: Матвеева Е.В., система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Тема урока: «Характеристика героев в сказке А.М. Горького «Самовар»

Цель урока: Составление характеристики героев произведения А.М. Горького «Самовар» для дальнейшего ее использования при выразительном чтении и инсценировке сказки.

Задачи:

​ развивать умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;

​  развивать умение ставить перед собой цель, принимать решения;

​  развивать умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;

​ развивать умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться;

​ систематизировать знания учащихся

​ учить оценивать характер персонажей, настроение.

Планируемые результаты:

Личностные:

​ формирование навыков сотрудничества: готовность открыто выражать свою позицию на уроках;

​  формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат.

Предметные:

​ развитие устной речи;

​ образное и логическое мышление;

​ систематизация знаний учащихся;

​ умение оценивать героев по их поступкам, словам.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

​ формирование умения осуществлять действие по плану;

​ оценивание процесса и результата деятельности.

Познавательные УУД:

​ подведение под понятие на основе выделения существенных признаков;

​ осуществление смыслового выразительного чтения;

​ выполнение предложенных заданий с опорой на знания и умения;

​ работа с источником информации.

Коммуникативные УУД:

​ формирование умения слышать и слушать;

​ вести устный диалог; чтение по ролям;

​ сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;

​ адекватно оценивать себя, работу других учеников.

Тип урока: «открытие» нового знания (изучение нового материала).

Оборудование урока: компьютер, проектор, раздаточный материал.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Создает эмоциональный настрой.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем думать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Поприветствуем гостей, 
С ними нам вдвойне теплей! 
Пожелайте нам удачи, 
И успешности в придачу! 

- Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее.

Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

Шап­ка для размышлений

«Надеть шапку» - дети должны «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки 3 раза. Это помогает им слышать резонирующий звук своего голоса, когда они говорят или поют.

Кулак – ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.

Настраиваются на работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выражают степень заинтересованности.

Личностные: самоопределение

(мотивация учения).

Коммуникативные УУД: слушать учителя, взаимодействовать с одноклассниками.

Актуализация знаний

- Мы продолжаем вместе с вами изучение раздела «И сразу стало всё не так…» Давайте вспомним, с какими произведениями и авторами мы уже познакомились?

- Что их объединяет?

 

 

 

 

- Мне нужна ваша помощь. Помогите, пожалуйста, расшифровать анаграммы. Может кто-то напомнит, что это такое? (Анаграмма - это перестановка букв в слове, дающая новое слово.)

РВАНИНЕСЕ

ПЕТИТЭ

ЕНИЛОТИРОВЕЦИ

- Молодцы, а что объединяет эти слова?

- Верно, это изобразительные средства или приёмы, которые помогают автору создавать образы в произведениях.

- Подберите для каждого приёма нужную модель. Какой приём чаще всего встречается в произведениях данного раздела?

Раскрашивают, соединяя цитату с названием и автором.

 

- Все герои в произведениях сказочные, используется много олицетворений. У каждого героя свой характер.

Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы.

Познавательные УУД: осознанно строить речевое высказывание.

Целеполагание

- Отгадайте загадку.

Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встает.

Сам себе плита и чайник.

Сам заварит. Сам нальет.

- Да, это самовар. В старину говорили: «В моей хате печка – матушка, а самовар – батюшка».

Мы с вами познакомились с произведением А.М. Горького «Самовар». И сегодня мы продолжим работу над этим произведением.

- Давайте посмотрим презентацию. Как думаете, в чём она может нам помочь?

- В этой презентации мы с Вами видим иллюстрации к произведению, с которым мы работаем в исполнении разных художников. Что общее можно увидеть на всех изображениях? Что кажется Вам интересным?

 

 

 

 

 

 

- Совершенно верно. Автор произведения использует один прием для создания художественного образа своих героев. Как вы думаете, какой это прием?

 

- А что Вы, ребята, ждёте от сегодняшнего урока?

- Что необходимо, для того, чтоб у нас все получилось?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети просматривают презентацию, в которой представлены иллюстрации к произведению Горького «Самовар».

- Мы поймём цель сегодняшнего урока.

- Особенностью всех иллюстраций является то, что герои нарисованы с глазами, улыбками, ушами и другими признаками, свойственными животным или людям. Иллюстрации забавные.

- Автор использует олицетворение.

Поэтому и художники изображают героев произведения живыми.

 

 

Обсуждение и решение проблем.

- Когда автор использует прием олицетворения, он неживым предметам придает свойства живых. А в нашем случае, автор сравнивает героев произведения с людьми. Как Вы думаете, только внешние признаки, которые мы можем наблюдать на иллюстрациях, натолкнули автора на мысль использовать олицетворение?

- Не только внешние признаки. Наши герои ведут диалог, общаются, как и люди.

 

 

 

 

Решение учебных задач.

- Исходя из того, что мы уже знаем о произведении «Самовар», к какому жанру вы могли бы отнести это произведение? Это рассказ?

- Правильно! Очень интересно выяснить, а почему автор написал это произведение именно так? Как Вы думаете?

- Чтобы лучше понять героев, нам необходимо более внимательно прочитать текст. Что нам в этом поможет?

 

 

 

 

 

- Ребята, на ваших столах у каждой группы есть таблица, которую Вы должны заполнить цитатами из текста. С помощью данной таблицы мы с вами составим характеристику каждого из героев. Обратите внимание, что цитаты вы должны распределить по нескольким категориям: внешний вид, речь, черты характера.

- Эту работу вы будете выполнять в группе. У каждой из семи групп есть капитан, он и будет заносить все цитаты, найденные членами группы в табличку.

Кто из Вас ребята, напомнит мне, как мы работаем в группе?

- Начинайте выполнять работу. После того, как закончите заполнение таблицы, поднимите руку и подайте знак учителю.

 

- Это произведение похоже на сказку. Но, в нем есть и стихотворные строки.

- Для того, чтобы мы лучше могли понять героев и все, что происходит в этой сказке.

- Необходимо читать выразительно, обращать внимание на все изобразительные средства, которые использует автор, чтобы понять характер наших героев.

Дети знакомятся с формой таблицы, с которой будут работать в группе.

- Разговаривать во время обсуждения мы должны вполголоса, не выкрикивать, уважать друг друга и слушать мнение каждого члена группы.

Дети выписывают краткие цитаты из текста произведения и распределяют их по категориям.

Класс (28 человек) поделен на 7 групп. В группе по четыре человека. Каждая группа работает над отдельным героем: Самовар, Чайник, Сахарница, Сливочник, Тушилка, Кружки. Анализ кружек дан ребятам, в которых работают более слабые ученики. Соединив плоды работы каждой группы воедино, мы получим более подробную характеристику героев.

 

Физкультминутка

t1673804928aa.png

 

 

Контроль знаний, обратная связь. Итог урока

 

 

- На левой половине доски, ребята, вы видите таблички, где представлены все герои произведения. Начиная с главного героя самовара – на доске мы с вами составим общую картину, происходящую на кухне. А так же попытаемся выяснить характер каждого героя. Пока командиры команды представляют работу своей группы, вы должны дополнить свои таблицы и внести туда основные цитаты, которые более ярко характеризуют героя. Я буду делать это на доске.

Капитан команды зачитывает цитаты из текста в соответствии с категориями, представленными в таблице, называя качество или черту характера, которую иллюстрирует автор в озвученных строках.

Учитель выносит самые удачные находки учеников на доску, для того чтоб класс мог заполнить колонки таблицы по всем героям.

 

Рефлексия

 

- Ребята, мы хорошо поработали и получили характеристику всех героев. Как думаете для чего нам это необходимо?

 

 

- А как вы думаете, теперь мы сможем не только красиво прочитать, но и изобразить героев этого произведения?

- Прекрасная идея, которую мы обязательно воплотим в жизнь, на следующих уроках.

- Как вы сегодня поработали на уроке? Узнали ли вы что-то новое?

- Предлагаю вам составить синквейн, посвящённый нашему главному герою – самовару.

А теперь раскрасьте самовар нужным цветом:

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

- Я предлагаю вам оценить свою работу при помощи баранок.

 

 

- Послушайте одну притчу.

Шёл мудрец и встретил 3 работников.

« Что ты сегодня делал?» - спросил он каждого.

Первый ответил:- «Я целый день таскал ненавистные камни».

Второй ответил:- «Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу».

Третий ответил:- «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение».

- Кто из вас на уроке был первым работником, вторым работником, третьим работником?

- Для того, чтобы мы могли выразительно читать сказку «Самовар», и наш слушатель понимал сразу каковы наши герои.

- Да, теперь мы можем даже разыграть сценку на основе сказки.

 

 

 

 

Дети заполняют шаблон синквейна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выбирают баранки, нанизывают их на веревочки.

Маленькая – неудовлетворён своей работой.

Средняя – могу работать лучше.

Большая – мне понравилась моя работа.

После того, как каждая группа оценила себя, капитаны групп выходят к доске и надевают ожерелье из баранок на шею, чтобы все могли увидеть результат их работы.

 

Домашнее задание

Формулировка: Нарисовать рисунок к сказке «Самовар».

Комментарий: Так, как у нас с вами ребята, в дальнейших планах инсценировка этого произведения, в рисунке вы должны отразить характер героев. Необходимо расположить наших героев на листке бумаги, будто на кухонном столе. Подумать, кого бы вы поставили в центр? Расположите лист формата А4 горизонтально и представьте, что его плоскость - это стол, на котором собрались все наши герои.

Дети записывают домашнее задание в дневник.

 

 

 

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет,

Пусть добрым будет ум у вас.

А сердце будет умным.

 

 

Приложения (для распечатки)

Актуализация знаний (раскрасить одним цветом, используя 6 карандашей: цитату, название произведения и автора)

«Лишь испачкался бедняжка –

В пятнах вся его рубашка».

«Тётушка Луна»

Ганс Христиан Андерсен

«И листья шуршали, шуршали,

Решали её … решали».

«Чайник»

Эмма Мошковская

«Пых-пых, горячий вкусный чай

Разгонит скуку и печаль».

«Разговаривали вещи»

Александр Екимцев

«Как можно без этого жить,

Непонятно!»

«Пузатый чайник»

Марина Бородицкая

«Над нами тётушка Луна

Скакала, дребезжа»

«Лесная пятёрка»

Юнна Мориц

«Это ведь недостаток, а кто же любит говорить о своих недостатках»

«Арбуз»

Юнна Мориц

Фамилия, имя _____________________

 

 

«Лишь испачкался бедняжка –

В пятнах вся его рубашка».

«Тётушка Луна»

Ганс Христиан Андерсен

«И листья шуршали, шуршали,

Решали её … решали».

«Чайник»

Эмма Мошковская

«Пых-пых, горячий вкусный чай

Разгонит скуку и печаль».

«Разговаривали вещи»

Александр Екимцев

«Как можно без этого жить,

Непонятно!»

«Пузатый чайник»

Марина Бородицкая

«Над нами тётушка Луна

Скакала, дребезжа»

«Лесная пятёрка»

Юнна Мориц

«Это ведь недостаток, а кто же любит говорить о своих недостатках»

«Арбуз»

Юнна Мориц

Фамилия, имя _____________________

 

 

Эпиграф урока (на доску)

Строчка за строчкой,

Фраза за фразой –

Ты только вдумайся,

Только всмотрись –

Откроется самая главная мысль!

 

Карточки (средства выразительности): эпитет, сравнение, олицетворение

t1673804928ab.jpg

t1673804928ac.jpg

t1673804928ad.jpg

Таблица характеристик героев (для групп)

Самовар

Чайник

Сливочник

Сахарница

Тушилка

Чашки*

Чашки*

Внешний вид:

Внешний вид:

Внешний вид:

Внешний вид:

Внешний вид:

Внешний вид:

Внешний вид:

Речь:

Речь:

Речь:

Речь:

Речь:

Речь:

Речь:

Черты характера:

Черты характера:

Черты характера:

Черты характера:

Черты характера:

Черты характера:

Черты характера:

*Две группы, в которые входят «слабые» ученики, работают над характеристикой чашек.

Заполненная таблица характеристик героев

Самовар

Чайник

Сливочник

Сахарница

Тушилка

Чашки

Внешний вид:

пузатый самовар,

кран у него отпаялся и повис, как нос у пьяного, одна ручка тоже вывихнулась, развалился самовар на кусочки

Внешний вид:

старенький, с трещиной на боку

Внешний вид:

Синий сливочник, из которого вылили все сливки, горбатенький с одной ручкой, отколов ручку у сливочника

Внешний вид:

Пустая, стеклянная, была толстая, широкая

Внешний вид:

чумазая тушилка

Внешний вид:

 

Речь: смотрел горячо распевая, фыркает паром и ворчит, форсисто фыркая, раскалился и гудит, всё ещё бормотал

Речь: шипит, подзадоривая, зашипел чайник, шипит своё, Заворчал чайник

 

Речь: всегда говорил что-нибудь печально, невесело сказал сливочник

 

Речь: ответила сахарница сладеньким голосом

 

Речь: зазвенела, «Дзинь!», бормочет

 

Речь:

Хохочут и поют, давай дребезжать и звенеть

Черты характера:

кипятился, хвастаясь (хвастун),  считал себя умницей, красавцем, «Фух, как я могуч!», храбрился и гудел

Черты характера: любил дразнить самовар, начинал закипать, кипели, мешая спать всем, чайник дразнит

Черты характера:

господин унылого характера

Черты характера:

«Да, их болтовня 
раздражает и меня», была смешливая

Черты характера:

испугалась и звенит, Тушилка обрадовалась, тушилка, испугавшись, откатилась

Черты характера:

ничего не боясь, хохочут, «мы скромные чашки», « мы привыкли ко всему!»

 


Презентация к уроку
PPT / 25.46 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.