Урок химии в 8 классе «Сера»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
х. МАЛООРЛОВСКИЙ
«Сера, ее физические и химические свойства».
Учитель: Н.В. Дацюк
Цель урока: изучить строение, физические и химические свойства серы.
Тип урока: урок – изучение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальная.
На доске: опорные слова: «флотация», «демеркуризация».
Реактивы: S, H2O
Ход урока
Н.В.: Добрый день, ребята, давайте улыбнемся друг другу и пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. На уроке, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Сегодня мы будем изучать вещество, в состав которых входит элемент, о котором есть такая загадка: «Возьмите первый слог названия “лунного элемента”(селен) и прибавьте к нему первый слог радиоактивного металла, открытого супругами Кюри в 1898 г. (радий) Вы получите название элемента, которое в переводе на русский язык обозначает светло-желтый».
Кто из вас догадался, что это за элемент? (Сера.) И давайте сформулируем тему урока:
«Сера, ее физические и химические свойства».
Эпиграфом к уроку служат такие строки:
Немало сера знаменита,
И в древности ее Гомер воспел,
С ней много тысяч лет прожито,
И человек в ней пользу разглядел.
Как вы понимаете эти строки?
Раскрыв смысл данного четверостишья мы попали с вами в школу Чародейства и Волшебства Хогвартс , которая расположена в старом замке, но его основные залы и вход захватили темные силы. Посмотрите на них:
1.Каморка Алхимика.
2. Галерея Каменных статуй.
3. Владения Валлдемора.
4. Тайная комната
И чтобы справиться с поставленными целями сегодня мы должны посетить все залы замка и расправиться с темными силами, выполняя задания. Удачного путешествия!!!
Вот мы и оказался у самого входа замка, вам следует правильно выполнить задание 1 чтобы открыть замок.
Задание 1.Дай характеристику элемента серы, исходя из ее положения в Периодической системе Д.И.Менделеева.
- Молодцы! Вы справились с 1 заданием и теперь вход свободен!!!Ну вот теперь вы попали в каморку Алхимика. Будьте внимательны!!!
Каморка Алхимика
Совершенно безобидный на вид старик предлагает вам исследовать строение и физические свойства ромбической серы.
Работа в парах
Рассмотрите образцы серы, проверьте ее на растворимость в воде и опишите ее физические свойства. (У вас на столах в пузырьках даны образцы серы и все необходимое для анализа. На доске написан план, по которому учащиеся должны исследовать серу. )
Учащиеся: свои выводы заносят в тетрадь после исследования серы по плану.
План:
Цвет.
Агрегатное состояние.
Отношение к воде.
Ответ Учащихся: с места описывает физические свойства серы.
Сера – это светло-желтое кристаллическое вещество, не растворяется в воде, не смачивается водой, мелкие кусочки серы плавают на поверхности.
Учитель: Одно из особенных физических свойств серы - флотация, способность мелкого порошка серы всплывать, тогда, как ее крупные кристаллы тонут в воде. Дело в том, что сера не смачивается водой, и ее частички держатся на поверхности воды за счет прилипших к ним мелких пузырьков воздуха. Это свойство используют при отделении самородной серы от примесей. Руду размалывают, заливают водой, а снизу продувают воздухом, сера всплывает, а примеси остаются на дне.
-Ученик у доски (опыт: Особенности плавления серы)
Вывод:
Жёлтый порошок ромбической серы S8 при нагревании переходит в чёрную вязкую массу серы пластической S∞. После охлаждения водой из серы можно вылепить фигурку. Постепенно неустойчивая пластическая сера превратится обратно в ромбическую. Фигурка снова станет жёлтой и рассыплется.
-Постройте шаростержневую модель молекулы серы.
Т.к. мы с вами знаем , что кристаллическая сера легко плавится, то какой должна быть ее кристаллическая решетка?
Ученик: молекулярной.
Учитель: верно. Кристаллическая решетка ромбической серы является молекулярной, состоящей их кольцевых молекул (S8). (Смотрим, какой получилась шаростержневая модель)
Молодцы, вы справился с заданием! Перед вами гостеприимные объятия распахнула Галерея Каменных статуй.
Галерея Каменных статуй
Место в замке, где обитают ожившие Каменные статуи неумолимо, они преследуют тех кто появиться в галерее. Статуи становятся неподвижными, если правильно выполнить задания.
Задание 3. Определите химические свойства серы (с.190-191)
Объясните реакцию демеркуризации, (она применяется при нейтрализации пролитой ртути.)
Вот и середина пути!!!Интересно какие испытания тебя ждут впереди?
А вот и Владения Валлдемора.
Владения Чёрного Мага
Злой волшебник владеет замком и наводит ужас на окрестности. Хитёр и коварен. Обладает всеми мыслимыми и немыслимьими знаниями. Его оружие — молния. Одним ударом он может превратить тебя в пепел. Спастись можно только в том случае, если вы докажите, что вы тоже что-то умеете.
Задание 4. Ты должен выслушать сказку мага и отвечать на его вопросы правильно!
В большом доме, который построил Менделеев, жила красавица Сера. Целыми днями она крутилась перед зеркалом и спрашивала всех, красива ли она. Ко всему прочему она была очень важной и любопытной. И вот однажды она исчезла. Ушла и стала путешествовать по периодической таблице.
Был поздний вечер. Соседи слева, Аl и Мg, танцевали. Тут подошла сера. Неожиданно возникла искра, и произошла бурная реакция.
Уравнение реакции допиши сам:
2Al + 3S = ………..
Вопрос мага. Как собрать ртуть, если вы случайно разбили термометр?
Ответ. Подумай и ответь правильно и допиши уравнение реакции.
…. + S = …..S.
Вечером маг заметил, как в квартиру № 1 постучалась Сера. Той ночью он проснулся от резкого ощущения в носу и горле и у него закружилась голова. Чувствовался сильный неприятный запах. Это образовался сероводород:
Допиши уравнение реакции!
H2 + S = ……………
В полночь маг был разбужен топотом ног. Звуки не давали заснуть. Сера постучалась в дверь квартиры № 8. Но тут вдруг звуки исчезли, потух свет, раздался резкий стук, от которого он потерял сознание. Утром он увидел, что от образовавшегося оксида серы(IV) все шторы и окрашенные материалы побелели.
Допиши уравнение реакции!
S + O2 = ………..
В 79 г. н. э. в Италии произошло извержение вулкана Везувия. Лава залила соседние города Помпеи, Геркуланум и Стабию и законсервировала их на века. При этом погибло две тысячи жителей. Это произошло так быстро, что многие из них не успели даже покинуть свои дома. Одной из причин гибели людей стало удушающее действие сернистого газа и сероводорода, обильно выделявшихся из жерла вулкана.
Что произошло с точки зрения химии? Допиши уравнения!
2Н2S + SO2 =………+ ………
2Н2S + O2 = ……… + ……….,
Молодцы, вы справились с заданием!
А вот и последний этап нашего путешествия - Тайная комната.
Задание 5. Изучи внимательно применение серы и заполни таблицу «Применение серы»
Отрасли промышленности в | Применение |
1. сельское хоз-во |
|
2. медицине | Мази, слабительное…… |
3. химической промышленности |
|
4. ... |
|
Итог урока:
Поздравляю, вы отлично справились со всеми заданиями! Но теперь чтобы покинуть заколдованную страну вы должны вспомнить цели урока и ответить на вопрос достигли ли мы цели урока.
Ответы учеников.
Рефлексия: У вас на столе лежит бумажная ладонь, подпишите пальчики что нового вы узнали на уроке, а в центре ладони поставьте оценку уроку и опишите свое отношение к уроку.
Поднимите бумажные ладони, а я в ответ вам подниму свою ладонь (выставление оценок за работу на уроке).
Д/з п-26 (1-2)
Маршрутный лист урока
Ф.И.___________________________________________________
Тема:________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 1. Дай характеристику элемента серы, исходя из ее положения в Периодической системе Д.И.Менделеева.
План характеристики химического элемента
Задание 2. Работа в парах
Рассмотрите образцы серы, проверьте ее на растворимость в воде и опишите ее физические свойства по плану.
План | |
Цвет. | |
Агрегатное состояние. | |
Отношение к воде. | |
Вывод: | |
Задание 3. Определите химические свойства серы (с.190-191),
объясните реакцию демеркуризации.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 4. Ты должен выслушать сказку мага и отвечать на его вопросы правильно!
Уравнение реакции допиши сам:
2Al + 3S = ………..
…. + S = …..S.
H2 + S = ……………
S + O2 = ………..
2Н2S + SO2 =………+ ………
2Н2S + O2 = ……… + ……….
Задание 5. Изучи внимательно применение серы и заполни таблицу «Применение серы»
Отрасли промышленности в | Применение |
1. сельском хоз-ве |
|
2. медицине | |
3. химической промышленности | |
| |