Конспект урока по информатике в 5 классе «Хранение информации. Носители информации»

0
0
Материал опубликован 18 November 2022



Конспект урока по информатике

в 5 классе (ФГОС)

 

 

«Хранение информации. Носители информации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Хранение информации. Носители информации.»

Класс: 5

Учебник: Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, «Информатика. ФГОС. 5 класс», 2014 г.

Воспитательный потенциал урока:   

Используя воспитательные возможности урока возможно обеспечить:

  духовную, культурную и социальную преемственность поколений;

  способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

  акцентирование внимание на нравственных проблемах, связанных с темой урока;

  заинтересованность в  познании мира, осознание ценности труда, науки и творчества.

  осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности, способность применять полученные знания на практике.

  понимание необходимости уважать других людей, уметь вести  конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

 

Цель урока. Знакомство учащихся с понятиями «хранение информации, носитель информации, оперативная и долговременная память, память отдельного человека и память человечества».

Планируемые результаты:

Предметные:

Ученик научится: приводить простые жизненные примеры хранения информации в деятельности человека, в давние времена и в современном мире;

Приводить  примеры информационных носителей;

У учащихся будут сформированы: представление  о процессе хранения информации и устройствах для ее хранения.

Ученик получит возможность связать изучение темы «Информация вокруг нас» в курсе информатики с конкретной практической деятельностью, расширить знания о носителях информации, практически использовать различные информационные средства для сбора, хранения, обработки информации;  сформировать  системный подход при освоении учебного материала.

Личностные:

 У обучающегося будут сформированы: интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

Умения продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме;

Ученик  получит возможность: для формирования способности грамотно ориентироваться в современном информационном пространстве, а также способности интеграции полученных знаний и применения их в практической деятельности;

 развития информационной и коммуникативной культуры;

Метапредметные:

Ученик научится определять значимость информации в жизни человека, показать общность информационных процессов в  различных информационных системах.

Ученик получит возможность сформировать определенный уровень знаний об информационном процессе хранения информации в технических устройствах (информатика), в человеческом обществе – память человечества (история и библиотека), в биологическом мире (биология), в культурном и духовном мире (искусство, ИЗО), отдельной личности (приобретение личностно-значимого опыта для себя).

Формируемые УУД:

Личностные  УУД:

  устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

  уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

  освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия, а также культурного наследия своего родного края.

Регулятивные УУД: 

  самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно

  соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном

  выделять и понимать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения

  самостоятельно организовывать поиск информации, сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом

Коммуникативные УУД:

  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать

Познавательные УУД:

  умеет выявить общие законы, определяющие данную предметную область

  самостоятельно создает алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

  моделирует преобразование объекта (пространственно-графическое или знаково-символическое)

  самостоятельно осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию

  устанавливает причинно-следственные связи, самостоятельно классифицирует объекты, строит логические цепи рассуждений

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, компьютер учителя и ученика, программное обеспечение.

Ресурсное обеспечение урока:

1.      Презентация «Хранение информации. Носители информации»

2.      Фрагмент мультфильма «Почемучка. Как хранится информация»

3.      Электронные ресурсы. https://learningapps.org/display?v=pp1i229gj19 Элементы окна программы


Структура урока:

1        Организационный этап.

2        Актуализация опорных знаний

3        Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4        Физминутка

5        Первичное усвоение новых знаний.

6        Первичная проверка понимания

7        Первичное закрепление.

8        Практическая работа

9        Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

10    Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Технологическая карта урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.  Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей

Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, создание благоприятного микроклимата

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация опорных знаний

Актуализация знаний и опорных способов действий

На каждом компьютере открыта ссылка на задание https://learningapps.org/display?v=pp1i229gj19 Внимательно прочитайте задание! «Щелкни на гвоздик и укажи название соответствующего гвоздику элемента окна программы!» Проверь себя. Оцени правильность своего ответа.

Выполняют задания на компьютере, демонстрируют выполненные упражнения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем.

Познавательные: моделирование  преобразования объекта, построение логической цепи рассуждений

Регулятивныекоррекция, самооценка качества усвоения материала

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, формулирование ими темы и целей урока

 

Просмотр фрагмента мультфильма «Почемучка. Хранение информации» https://www.youtube.com/watch?v=55478H_5nyc Как вы думаете, о чём мы будем сегодня разговаривать?

Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Хранение информации. Носители информации». Запишите число и тему урока в тетради.

 А как в наше время сохраняется информация?

Так, какие же цели урока мы поставим перед собой?

Смотрят видеофрагмент.

 

 

О хранении информации.

 

Записывают тему урока в тетради.

 

 

 

Узнать как хранили информацию раньше и как хранят ее в современном мире, познакомиться с понятием «носитель информации».

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование темы и познавательных целей занятия.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: постановка вопросов, умение слушать собеседника.

4. Первичное усвоение новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы.

Давайте вспомним, что такое информация?

А какую информацию вы храните в своей памяти? О чём? Память – это самый первый инструмент хранения информации. Всё то, что мы храним «в уме» относится к оперативной памяти.

А что мы используем для того, чтобы сохранить информацию, которую не можем запомнить в уме? Это долговременная память.

У компьютера также имеется оперативная, т.е. внутренняя, и долговременная, т.е. внешняя, память. Запишите схему в тетради.

Итак, нам стало известно, что информацию можно хранить, и мы определили места хранения – на бумаге, на диске, в памяти человека и другие. Всё то, на чём мы храним информацию, называется носителем информации. Найдите и прочитайте определение носителя информации.

 

 Первичное закрепление: Выполняем задание со слайда 14, 15.

Работа в группах. Задание на слайде 16

Ребята делятся на три группы. Каждая получает набор предметов. Например: жёсткий диск, дискета, лист бумаги, фотоальбом, линейка, карандаш, клавиатура.

Ребята, работая в группе, распределяют предметы на три кучки: Компьютерные носители информации, не компьютерные носители информации, не носители информации. После завершения работы в группе каждая группа поочериди, поднимает предметы вверх, демонстрируя одноклассникам, обосновывая свой выбор.

 

 

Информация – это сведения об окружающем нас мире.

Свой адрес, имена и фамилии родных и близких, правила, таблицу умножения и пр.

 Блокноты, записные книжки, тетради и т. д.

  Записывают схему в тетради.

  Зачитывают определение.

 

 

 

 По желанию ученик выходит и выполняет задание за учительским компьютером.

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

Ответ группы

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Физкультминутка (эмоциональная разрядка)

 

 

 

Зарядка для глаз

 

 






Практическая работа

Оценивание усваиваемого содержания, внесение необходимых дополнений и корректив в план, способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий

Работа №3 Создаем и сохраняем файлы. Работаем по инструкции в учебнике. Стр. 105.
Повторяет с детьми правила работы за компьютером и технику безопасности.

Учитель в процессе выполнения практической работы следит за выполнением, делает замечания, корректировки, давая возможность самим ученикам увидеть и исправить ошибки.

Выполняют практическую работу по заданному алгоритму.

Cтруктурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

7. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Ваше домашнее задание: Базовый: Параграф 5, письменный ответ на вопрос №8, стр.40 Повышенный:  Придумайте свое собственное устройство хранения информации. Опишите, как оно будет работать и как оно будет выглядеть?


Выбирают домашнее задание и записывают его.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения материала.

8. Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Выставление оценок за урок всем учащимся.

Подают дневники для выставления оценок

Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика

9. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Оформляем лестницу успеха.

Если вы считаете, что поняли тему урока, то наклейте смайлик на верхнюю ступеньку

Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то на среднюю ступеньку.

Если вы считаете, что не поняли тему урока, то наклейте на нижнюю ступеньку.

Приклеивают смайлик.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.



Список использованной литературы



1.                  Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

2.                  Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.


 

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.      Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику  «Информатика. 5 класс»

2.      Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику  «Информатика. 6 класс»

3.      Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)

4.       https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-informatike-v-5-klasse-fgos-hranenie-informacii-nositeli-informacii-5495586.html разработка урока

Презентация для урока


урок хранение информации
PPT / 2.99 Мб

 



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации