12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Коротина Сюзанна Александровна92

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГЕОРГИЕВСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «ИНТЕГРАЛ»



Методическая разработка учебного занятия по истории

по теме:



«Конституция моей страны»





Коротина Сюзанна Александровна

преподаватель истории и обществознания



















г. Георгиевск 2021 г.








Пояснительная записка

представлен урок по истории на тему «Конституция моей страны», Согласно программе, на данную тему отводится одно занятие, на нём рассматривается общие понятия, связанные с Конституцией. Учебное занятие проводится двойное (пара).

Данная тема изучается в соответствии с программой 10-11 класса. На уроках используется учебник по Истории под ред. Артемов В.В., Лученков Ю.Н. История: в 2 ч.: учебник для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М., 2017



Технологическая карта занятия



Преподаватель: Коротина С.А.

Предмет: История

Курс: 2

Раздел: Основы конституционного права

Тема: «Конституционное право»,

Тип урока: Игровое занятие ( Независимое расследование)

Цели занятия:

Образовательные: Познакомить студентов с политическими событиями и появлению нового суверенного государства выяснить объективные и субъективные предпосылки и характер.

Развивающие: Способствовать развитию речи, мышления, позитивного отношения к любой проблеме, толерантности и бесконфликтного общения.

Формирование умения ответственно относиться к принятию решений.

Воспитательные:

Воспитывать умение работать в группе;

Воспитывать активность в решении познавательно - поисковых задач;

Способствовать воспитанию у обучающихся чувства неприятия

насилия как средство решения межнациональных конфликтов.

Метод обучения: репродуктивный, частично-поисковый. ФОПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.



Сценарий занятия:

Этап занятия


Деятельность

Преподавателя

Результат решения задач.

Деятельность обучающихся.

Организация

начала занятий

Подготовка обучающихся к работе

Готовность группы, постановка темы занятия под руководством преподавателя

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности выполнения домашнего задания,

выявление пробелов и их коррекция

Опережающее задание: прочитать соответствующий материал в учебнике и дополнительной литературе.

Подготовка к основному этапу занятий.

Постановка целей.

Обеспечение мотивации, принятия

Обучающимися цели учебно-познавательной деятельности


Определяют цели и задачи учебного занятия

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятие и первичного усвоения знаний, установление и анализ причинно-следственных связей

Установление фактических обстоятельств дела. Обсуждение событий.

Первичная проверка понимания

Определение осознанности усвоения нового материала, организация работы с учебным текстом и презентацией

Из состава группы заранее выделяется ведущий и ассистенты (2-3человека).Ассистенты фиксируют отвечающих и качество их ответов

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы знаний по теме

Работают в группах, систематизируют полученную информацию

Подведение итогов занятия

Обеспечение анализа работы, успешности достижения цели, планирования перспективы последующей работы

Дают оценку проделанной работе, подводят результаты

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания цели домашнего задания, сообщение информации

Написать эссе о своём отношении к Конституции Р.Ф.





Этап занятия

Дидактические задачи.

Деятельность преподавателя

Результат решения задач.

Деятельность учащихся.

Организация начала занятия 2 мин.

Подготовка обучающихся к работе.

Мы изучаем раздел «Основы Конституционного права»,

В чем заключается его особенность?

Наше занятие посвящено Конституции Р.Ф.

Готовность группы, постановка темы занятия под руководством преподавателя.

Тема «Конституция моей страны»

Проверка выполнения домашнего задания 12 мин.

Дифференцированно:

Опрос: 1. Что такое конституция?




Конституция – это основной закон государства.

Подготовка к основному этапу занятий. Постановка целей. 2 мин.

Чему будет посвящено занятие?

анализ статей Конституции

1.Какие способы принятия Конституции вам известны?

2.Какие выводы Конституций существуют?

3.Какова роль Конституции как правового документа ?

4.Что такое конституционное право?

5.Каковы источники конституционного права?

6.Что такое конституционная система ?

7.Каково значение понятия конституализм?


Цель:   изучение не сам исторический факт принятия Конституции, а попытка рассмотреть проблемы которые поднимает Конституция в своих статьях

Усвоение новых знаний и способов действия 15 мин.

Под запись: Конституция – это основной закон государства.

Записывают в тетрадь.

Первичная проверка понимания 5 мин.

- какие виды Конституций существуют?


1. Идеологические – например Конституция тоталитарных стран

2. конституция власти- распределение властных функций и полномочий

3. конституции человека- его неотъемлемые права и свободы.

Закрепление знаний и способов действий 7 мин.


Ответы на вопросы, проверка

Обобщение и систематизация знаний 25 мин.

 

Выполнение задания





Подведение итогов занятия 7 мин.

Конституция определяет государственное устройство, регулирует образование представительных и исполнительных органов власти, фиксирует права и обязанности граждан.

Обсуждение и подведение итогов

Рефлексия 3 мин.

Анкета для обучающихся: 1. Интересно ли прошло занятие? 2. Довольны ли вы результатами своей работы? 3. Какие трудности возникли у вас в течении занятия? 4. Достаточны ли были доказательства? 5. Что нового вы узнали во время обсуждения?


Информация о домашнем задании 1 мин.


Написать эссе « Моё отношение к Конституции».









Материал к занятию:

Судья: Среди правовых актов выделяется один, имеющий особое, чрезвычайно важное значение. Это конституция. Нам предстоит выяснить, так ли это на самом деле? Назовите статьи Конституции РФ, отражающие принцип разделения властей в России и раскройте содержание каждой ветви власти.

Первый свидетель: Принцип разделение властей в РФ отражен, прежде всего, в статьях 10, 11 Конституции РФ. Они закрепляют разделение властей в РФ на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная ветвь власти в РФ представлена следующими органами: Федеральное собрание в составе верхней палаты Совета Федерации и нижней Государственной Думы; Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Исполнительная ветвь власти в РФ представлена, прежде всего: Правительством РФ; Федеральными органами исполнительной власти (министерства, федеральные агентства и другие ведомства); Президент, правительство и министерства в республиках; Администрации, мэрии и другие органы в иных субъектах РФ. Судебная власть в РФ представлена: Конституционным Судом РФ; Верховным Судом РФ; Высшим Арбитражным Судом РФ; судами субъектов Федерации, (на доске составляется схема разделения властей).

Судья: Каковы полномочия Президента Российской Федерации.

Второй свидетель: Президент Российской Федерации назначает с согласия Государственной Думы, Председателя Правительства Российской Федерации; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров; назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации; формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом; утверждает военную доктрину Российской Федерации; формирует Администрацию Президента Российской Федерации; назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. ( на экран выводится ст. 83 конституции)

Судья: Есть ли общечеловеческие ценности и цели, в преамбуле Конституции России.

Третий свидетель: Во-первых, принцип демократии: права и свободы человека, равноправие и самоопределение народов, демократическая основа государственности России.

Во-вторых, нравственные ценности: вера в добро и справедливость, почитание памяти предков.

В-третьих, принцип российской государственности: сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение её незыблемости.

Наконец, патриотизм: любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, ее причастности к мировому сообществу.

Судья: Дайте характеристику судебной системы в России.

Первый свидетель Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается – ( на экран выводится ст.118.) Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет – ( на экране ст.119.) Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону – ( на экране ст. 120). Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей – (на экране ст. 123).

Судья: Каковы принципы конституционного строя, включенные в Конституцию РФ. Приведите примеры статей, используя текст документа.

Второй свидетель: Признаками конституционного строя являются: верховенство права; широкие права и свободы человека, их гарантированность; участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство; разделение властей. Принципы конституционного строя России:

во-первых, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что обязывает государство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина – ст.2;

во-вторых, суверенитет многонационального народа, что означает - верховенство народной власти, право народа быть носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ - ст.3;

в-третьих, государственный суверенитет РФ, т.е. государственная власть в РФ едина, верховная и независимая - ст.4;

в-четвёртых, федерализм, обеспечивающий государственную целостность России и разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ - ст.5;

в-пятых, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную, означающий, что органы законодательной, исполнительной, судебной власти сдерживают друг друга, не допуская сосредоточения власти в руках одного органа - ст. 10;

в-шестых, Россия - социальное государство, что означает социальную ответственность государства за удовлетворение потребностей членов общества и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека - ст. 7;

в-седьмых, установление рыночной экономики, что проявляется в признании и защите различных форм собственности, частной, государственной, муниципальной и иных - ст. 8 и 9; также, идеологическое и политическое многообразие состоит в том, что никакая идеология в России не может быть провозглашена в качестве государственной или обязательной и признании многопартийности - ст. 13;

наконец, Россия - светское государство, т.е. не допускается установление никакой религии в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом - ст.14.

Судья: (обращается к группе) На основе сказанного, составьте схематично на доске «Принципы Конституционного строя»

Судья: Как вы считаете для чего в нашей стране нужен парламент? Можете ли вы охарактеризовать его деятельность?

Третий свидетель: Парламент России - Федеральное Собрание - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. В статье 95: Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Президент Российской Федерации не может освободить назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации - представителя Российской Федерации в течение первого срока своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Государственная Дума состоит из 450 депутатов - ст. 94 и 95. 7

Журналист: Ваша честь, а свидетели могут нам разъяснить структуру Конституции Р.Ф.

Первый свидетель: ( на экране слайд с изображением Конституции)

Конституция РФ состоит из 2 разделов, которые неравнозначны по содержанию. Первый раздел включает 9 глав: I - провозглашает основы строя государства;

II - определяет все права и свободы, которые имеет человек и гражданин;

III - провозглашает Россию государством с федеративным устройством;

IV - определяет правовое положения президента РФ;

V - глава о Федеральном Собрании России;

VI - рассматривает положение Правительства РФ;

VII - посвящена судебной системе и прокуратуре;

VIII - определяет положение органов местного самоуправления;

IX - содержит поправки и изменения, внесенные в Конституцию.

Раздел 2 - полностью посвящен переходным и заключительным положениям документа. В перечисленные главы и разделы умещены главенствующие положения и основы, обязательные для соблюдения всеми субъектами страны.

Судья: Свидетели, пожалуйста, раскройте понятие законодательной инициативы в России.

Второй свидетель Право законодательной инициативы в России принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным(представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному и Верховнному Суду России по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации – ст.104.

Судья: Итак, выношу окончательный вердикт. Конституция - (от лат. constitutio - установление, устройство) - это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно-правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина. Конституция России - это главный закон государства, гарант соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Конституция провозглашает главные принципы действия законодательства на территории всей России. Особенность Конституции РФ заключается в специальном порядке изменения и внесения поправок. Также, положения Конституции, в отличие от других нормативно-правовых актов, невозможно поменять в обычном режиме (для этого нужны серьезные основания и соблюдения сложных процедур).

Благодарю всех за внимание, на этом наше расследование закончено.

Студенты дают коллективную оценку своей работе: Интересно ли прошло занятие?

Следует ли изменить что – нибудь в структуре подобного занятия?

Можно ли в дальнейшем проводить подобные занятия?

Домашнее задание: написать эссе на тему « Мой вердикт о значении Конституции Р.Ф.»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.