Урок информатики для 3 класса по ФГОС на тему «Действия объекта»
Краткая аннотация
Урок по теме «Действия объекта» направлен в большей степени на развитие коммуникативных и познавательных умений учащихся. Большое количество заданий подобрано для реализации деятельностного подхода на уроке. Основные формы работы учащихся: в парах, микрогруппах. Материал подобран в соответствии с программой по информатике для 3 класса. В разработке используются современные технологии работы учащихся с текстом: кластер, Пирамида вопросов, работа по алгоритму (схеме), работа с учебником. Частично используются элементы ИКТ-технологии – работа с интерактивной доской, выполнение задания на компьютере, здоровьесберегающие технологии. Урок носит частично практико-ориентированный характер.
Конструкт урока по информатике
Урок 21. Тема урока: Действия объекта.
Класс: 3 класс Место в теме: 5 урок.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Форма урока: традиционная
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Прогнозируемые результаты деятельности:
Личностные: формировать человеческие потребности в физическом, и в умственном труде, воспитывать информационную культуру.
Предметные: объяснять смысл понятий «действия объекта», «команда», «этапы» «шаги» «программа», «автоматические устройства»; уметь определять действия объекта приводить примеры различных объектов, которые совершают одинаковые действия, различные действия, сложные действия; расширить представление учащихся о характеристике объекта через описание его свойств, сформировать понятие о «команде» как об этапе действий; развивать умение передавать свойства объектов средствами графического редактора;
осваивать навыки смыслового чтения при работе с текстом слайдов;
Метапредметные: (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: устанавливать логические закономерности; объяснять способы своих действий; совершенствовать навык работы с интерактивной доской, карточками; строить логическое рассуждение по алгоритму; осуществлять анализ зрительного ряда.
Регулятивные: учиться самостоятельно и с помощью учителя определять цели своего обучения; учиться соотносить цели с результатом; учиться осуществлять самопроверку на основе критериев; проводить работу по предложенному инструктажу, используя необходимые средства;
Коммуникативные: адекватно использовать свою речь для аргументирования своей позиции; осуществлять контроль, коррекцию и оценку действий одноклассника.
Приемы мотивации на уроке: просмотр презентации «Действия объекта»
Работа с текстом: кластер «Школа»; Пирамида Вопросов; работа по алгоритму (плану).
Интерактивные формы работы на уроке: работа в парах, работа с интеракивной доской, индивидуальная работа за компьютером.
Оборудования урока: Учебник: Матвеева Н.В. и др. информатика, учебник для 3 класса: - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010, Рабочая тетрадь для 2 класса: в 2 ч. Ч.2 – Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.; презентация «Действия объекта»; мультимедиапроектор; приготовленные карточки с алгоритмом.
План урока
Организационный этап.(1 мин.)
Мотивация учебной деятельности учащихся (1-2 мин)
Постановка цели и задач урока.(7 минут)
Актуализация знаний. (5 минут)
Первичное усвоение новых знаний. (12 минут)
Физическая пауза. (1 мин)
Первичная проверка понимания (10 минуты)
Первичное закрепление. Практическая работа на компьютере (5 минут)
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 минуты)
Рефлексия (подведение итогов занятия)(3 минуты)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент | ||
-Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, все ли готовы к уроку? Итак, начнем сегодняшний урок. | Проверяют свою готовность к уроку. | Регулятивные (самоконтроль) Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками) |
2. Мотивация учебной деятельности учащихся | ||
Зрительный ряд: Объект, элементный состав, имя объекта, свойства объекта, общие и отличительные свойства объекта, действия объекта, существенные свойства, Расставьте термины в порядке их изучения | Учащиеся логически расставляют термины: 1. объект, 2. имя объекта, 3. свойства объекта, 4. общие и отличительные свойства объекта, 5. существенные свойства, 6. элементный состав, 7. … Расставьте термины в порядке их изучения действия объекта не знают куда поставить | Коммуникативные (формулировать собственное мнение, аргументировать свою позицию) Познавательные (строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение) |
3. Целеполагание. Постановка цели и задач урока. | ||
Почему вы не смогли понятие действия объекта поместить в ваши записи? Слайд 1. Декодируйте сообщение и мы узнаем тему нашего урока. Слайд 2: Действия объекта – тема урока. | Учащиеся формулируют проблему: материал незнаком, ещё не изучался. Цель урока: узнать о действиях объектов, | Познавательные (устанавливать логические закономерности между значком в сообщении и буквой в кодировочной таблице). |
4. Актуализация знаний Цель: Подготовить и направить к цели познавательную деятельность учащихся | ||
Слайд 3-4: Фронтальная работа+работа в парах задание на слайдах: - Записать через запятую максимально большее количество частей (деталей) изображения. По плану: название объекта; составные части; действие объекта - Три круглых окна Одно окно лобовое Круглый нос Одна дверь один хвост Два маленьких крыла Два больших крыла | Учащиеся устно готовятся отвечать. Кого спросит учитель, никто не знает, поэтому готовится каждый учащийся к ответу. -паровоз; -3 колеса; корпус; крыша, окно, и т.д. -едет, стоит | Познавательные (совершенствовать навык работы по плану) Познавательные (анализ графической информации и интерпретация ее в текстовую) |
5. Первичное усвоение новых знаний. Цель: Подвести учащихся к пониманию и представлению об изучаемых объектах, , основной идеи изучаемого вопроса. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие УУД | ||
Слайд: 5 Работа с иллюстрацией (вопросы на слайде): Какие объекты изображены на картинке? Что происходит? Кто из героев что делает? Слайд 6: Определите по известным действиям объекта сам объект: Охлаждать Нагревать Светить Считать Слайд 7-8: работа с таблицей и рисунком Слайд 9: - Приведите как можно больше объектов с одним общим действием плыть по воде. Слайд 10: - приборы и устройства с микропроцессором могут выполнять сложные действия. Слайд 11: - Прочитайте общие выводы Слайд 12: Можно предложить детям разобрать в учебнике на стр. 113 действия человека (шаги), а затем прочитать определение в рамочке. Далее детям предлагается последовательность действий, и они должны отгадать, о чем идет речь: 1) открыть кран; 2) взять мыло; 3) смочить мыло водой; 4) намылить руки; 5) потереть их; 6) смыть руки водой; 7) закрыть кран. Учитель обращается к ученикам: давайте вспомним, какие подобные действия вам приходилось выполнять? Слайд 13: - Учитель обобщает, что действие объекта можно представить в виде последовательности шагов: давайте попробуем представить в виде последовательности шагов действие «пришить пуговицу»: Слайд 14: - Люди научились доверять многие действия автоматическим устройствам, особенно если эти действия приходится повторять многократно (пример — автоматическая стиральная машина). Чтобы автоматическое устройство могло выполнить задание, человек пишет для него программу. Программа представляет собой последовательность шагов. Каждый шаг — это команда. Автоматическое устройство или компьютер точно и формально следует написанной для него программе и делает только то, что там написано. | Учащиеся отвечают на вопросы в парах. Проверка фронтально по вопросам. Делают вывод (объект один – человека, а действия осуществляет разные). Учащиеся работают в парах устно придумывают объекты, которые осуществляют действия: (охлаждать; нагревать, светить; считать). Делают общий вывод по заданию: одно и то же действие могут выполнять разные объекты Учащиеся рассматривают рисунок и подписывают действия объектов, затем переносят эту информацию в таблицу. Учащиеся по желанию на стр. 59 могут делать записи. Затем ответы зачитываются. Вывод : одно и то же действие осуществляют разные объекты. Рассматривают пример со стиральной машиной, приводят свои примеры (микроволновая печь, электродуховка, посудомоечная машина, сканирующее устройстве, компьютер,) Учащиеся читают материал со слайда и задают вопросы если что-то не понятно. Ученики определяют: так выполняют сложное действие «вымыть руки». Подобные сложные действия (Выучить стихотворение, собрать портфель, дойти из дома до школы, построить домик.) Учащиеся составляют в парах алгоритм пришивания пуговицы: 1) взять пуговицу; 2) взять иголку с ниткой; 3) приложить пуговицу к ткани; 4) иголкой сквозь отверстие проткнуть ткань; 5) протянуть нитку; 6) повторить действия (4) и (5) несколько раз; 7) завязать нитку; 8) отрезать нитку. Учащиеся читают текст вслух жужжащим чтением и «отлавливают» при прочтении непонятные слова. | Познавательные (устанавливать причинно-следственные связи, объяснять явления и процессы, совершенствовать навык работы с картинкой) Познавательные (устанавливать причинно-следственные связи, приводят примеры) Регулятивные (планировать последовательность действий в речевой форме, ориентируясь на вопрос, задание) Познавательные (интерпретация графической информации в текстовую и табличную формы) Коммуникативные (слушать ответы одноклассников, и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы). Познавательные (осуществляют анализ, обобщение ответов и делают вывод) Личностные (актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта, понимание ответственности при использовании сложных устройств) Познавательные (применение навыков смыслового прочтения текста) Личностные (актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта) Познавательные (устанавливать логические причинно-следственные связи, приводят примеры) Познавательные (устанавливать логические причинно-следственные связи) Коммуникативные (умения строить диалог в паре) Регулятивные (планировать последовательность действий в речевой форме, ориентируясь на задание) Познавательные (применение навыков смыслового прочтения текста) |
Физическая пауза Повторяем движения за словами: | ||
Первичная проверка понимания (13 минуты) Цель: Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие УУД | ||
Слайд: 15 Методика Пирамида вопросов: 1. С какой важной характеристикой объекта познакомились? 2. Правильно ли я понимаю, что объект может совершать разные действия? Пример. 3. Правильно ли я понимаю, что объекты могут совершать одинаковые действия? Пример. 4. Приведите примеры объектов, которые выполняют сложные действия. Слайд 16: работа с интерактивной доской составление кластера «школа». Для закрепления изученного можно попросить детей изобразить схемой структуру сложного объекта (например, школы) и в прямоугольниках обозначить основные действия его частей. Задание выполняться детьми самостоятельно в карточке. При необходимости можно разобрать его у доски. Поощряются ответы детей, в которых наиболее полно и точно отражены объекты, их связи и действия. | Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы, приводят примеры. Учащиеся работают в карточке кластер «школа» и с интерактивной доской: заполняют по очереди кластер, соединяют стрелками связи объектов. | Познавательные (применение навыков смыслового прочтения текста) Коммуникативные (слушать ответы одноклассников, и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы) Регулятивные (обосновывать свой выбор в речевой и наглядной форме) Личностные (способность критически мыслить) Познавательные (умение выделять главное и второстепенное, устанавливать логические связи между объектами, интерпретировать информацию в виде схемы кластера) |
Практическая работа на компьютере (5 минут) Цель: Добиться от учащихся умения применять полученные знания и умения на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие УУД | ||
Практическая работа на компьютере учащиеся по инструкции учителя выполняют в графическом редакторе по действиям коврик, и перед глазами у них находится задание (алгоритм выполнения задания.) Анализ выполненных работ: учитель указывает на типичные ошибки, поощряет отметкой и похвалой лучшие работы | Учащиеся выполняют на компьютере задания. Учащиеся внимательно слушают. | Личностные (совершенствование своих информационных качеств) Коммуникативные (корректируют позицию партнёра) Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества со сверстниками) |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 минуты) | ||
§19 читать, ответить на вопросы (стр.115-116) РТ: выполнить 5,6,7,9,10 | Заполняют пропуски в тексте. | Регулятивные (планирование своей деятельности, основы прогнозирования деятельности) |
Рефлексия (подведение итогов занятия) (3 минуты) | ||
Оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценку по 5 бальной шкале и прикрепите ее на луче, который вы видите на доске. | Самооценка деятельности на уроке | Регулятивные (адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действий) |
Приложение
Расставьте (пронумеруйте) термины в порядке их изучения
Зрительный ряд:
объект,
элементный состав,
имя объекта,
свойства объекта,
общие и отличительные свойства объекта,
действия объекта,
существенные свойства
Кластер «школа»
Алгоритм рисования коврика для куклы:
Нарисовать:
1) большой прямоугольник;
2) справа — зубчики синим цветом;
3) слева — зубчики красным цветом;
4) в центре ковра — круг желтого цвета;
5) внутри круга — оранжевый цветочек;
6) над кругом — ряд из 5 квадратов;
7) закрасить квадраты через один в синий цвет;
8) под кругом — 3 треугольника розового цвета;
9) справа от круга — зеленая звездочка;
10) слева от круга — голубая птичка;
11) закрасить оставшееся пространство в любой цвет. При создании рисунка можно пользоваться любыми инструментами графического редактора.
Луч оценок:
«2» «3» «4» «5»
Рапоткина Н.Н. – учитель информатики МОБУ «ООШ № 3» г. Оренбург