Урок информатики "Переводы чисел в разных системах счисления"
Тема урока: Переводы чисел в разных системах счисления.
Класс: 8, 10
Программа предмета «Информатика» (углубленный уровень)
Цели урока:
Ожидаемые результаты:
Предметные: определить уровень знаний обучающихся по теме «Системы счисления», закрепить на практике правила перевода из одной системы счисления в другую.
Метапредметные: развивать навыки самостоятельной работы, умение обобщения и систематизации знаний.
Личностные: формировать информационную культуру, мировоззренческие представлений об информации и способах ее представления.
Межпредметные связи: Задания практической части урока направлены как на отработку алгоритмов перевода чисел в разные системы счисления, так и на актуализацию знаний из других предметных областей «История», «Литература», «Математика».
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний
Оборудование, материалы: компьютер, проектор, интерактивный тренажер «Системы счисления», инструкция к тренажеру.
План урока
Организационный момент – 1 минута;
Самоопределение (мотивация) – 2 минуты;
Актуализация знаний и фиксирование затруднений – 5 минут;
Постановка учебной задачи – 2 минуты
Самостоятельная работа и проверка по эталону – 30 минут;
Самоконтроль и самооценка – 2 минуты;
Рефлексия – 3 минуты;
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку, перекличка.
2. Самоопределение (мотивация)
На доске эпиграфы:
«Миром правят цифры!» (Пифагор)
Учитель:
Дети, вчера мне попалась странная математическая задача. Ответ в ней верный, но по правилам математики вычисления дают другой результат. Как такое может быть?
Задача
Маша собирала букет полевых цветов для мамы. Она собрала 14 колокольчиков и 13 ромашек. Придя домой, Маша подарила маме букет из 11001 цветов. Как такое возможно?
Ответы: числа представлены в разных системах счисления 14 – в восьмеричной, 13 в десятичной, 11001 в двоичной.
Человечество привыкло пользоваться десятичной системой счисления, но вы уже знаете, что она не единственная. Мы используем ежедневно 60-ричную систему счисления для измерения времени.
А также человечество изобрело системы счисления для представления информации в памяти компьютера. Какие?
Ожидаемые ответы: двоичная, восьмеричная, шестнадцатиричная. Уточняется, что восьмиричная и шестнадцатиричная системы введены для удобства человека.
3. Актуализация знаний и фиксирование затруднений
Выполнение заданий (перед выполнением обсуждается алгоритм решения)
Вычислите:
- алгоритм: перевести все числа в 10ю систему счисления и вычислить. Вызывается 3 человека к доске. Каждый переводит по одному слагаемому и проговаривает алгоритм.
123(8)+1А(16)+101101(2)= (83+26+45=154)
- перевести сумму в двоичную систему счисления
Вызывается 1 человек и проговаривает алгоритм
- перевести в двоичное число в восьмеричную и шестнадцатеричную СС.
Вызывается 2 человека и проговаривает алгоритм
- Равны ли числа? Как удобнее определить это? (Путем обсуждения сделать вывод, что легче перевести числа в двоичную СС и сравнить)
160(8), 70(16)
Фиксирование затруднений. В процессе решения и обсуждения алгоритмов учитель исправляет ошибки, обращает внимания на алгоритмы и материал учебника.
4. Самостоятельная работа и проверка по эталону
Самостоятельная работа обучающихся с мультимедийным тренажером «Тренажер СС.ppsm».
Предварительно обучающиеся знакомятся с Инструкцией по работе с тренажером (приложение 1).
Правильные ответы к заданиям тренажера в приложении 2
5. Самоконтроль и самооценка
Тренажер позволяет проводить проверку каждого выполненного задания (кнопка «Проверка»). Правильные ответы подсвечены зеленым, неправильные красным. Обучающиеся получают возможность самостоятельно определить, задания какого типа вызывают у них затруднения.
Шкала оценивания построена таким образом, что при выполнении только задач по переводу чисел, без ответа на вопросы из других предметных областей обучающийся может получить оценку «5».
6. Рефлексия
Обсуждение результатов работы. Оценка работы обучающихся, собственных успехов. Анализ типичных ошибок. Определение проблемных моментов. Учитель предлагает каждому обучающемуся высказаться и проанализировать свою работу.
Приложение 1
Инструкция по работе с тренажером
1. Запустите тренажер двойным щелчком.
2. Разрешите выполнение макросов. При оповещении системы безопасности выберите пункт «Включить содержимое для этого сеанса» или другое подобное для других версий Microsoft Power Point.
3. Нажмите на кнопку «Начать».
4. Внимательно прочитайте задание. Выполните задание и внесите ответы в соответствующие текстовые поля.
5. Нажмите кнопку «Проверить». Правильные ответы будут подсвечены зеленым, неправильные красным. Также откроется диалоговое окно с суммой набранных баллов.
Будьте внимательнее! После нажатия клавиши «Проверить» изменить ответ будет невозможно.
6. Нажмите «Далее». Если кнопка «Проверить» не была нажата, кнопка «Далее» будет неактивна. Перейти на следующий слайд можно только по нажатию на кнопку «Далее»
7. Выполняйте задания. На последнем слайде после выполнения проверки, нажмите кнопку «Узнать оценку».
8. Продемонстрируйте ответ учителю и нажмите кнопку «Выйти».
Тренажер СС.ppsm (файл PowerPoint (с поддержкой макросов)PPSM / 306.04 Кб
/data/files/e1713636092.ppsm (Тренажер СС.ppsm (файл PowerPoint (с поддержкой макросов))
Приложение 2
Ответы
Задание 1
10000
10111
10011
11101
10001
Цифра – 5
Задание 2
213
267
570
340
Год – 1654
Задание 3
1F3
2E0
3B1
1A0
Богиня – FEBA
Задание 4
1946 – компьютер
1964 – мышь
1969 – интернет
1973 – телефон
Задание 5
177
372
707
777
Ответ на первый вопрос: 8
Ответ на второй вопрос: 7
Задание 6
135
421
100
213
Результат: 869
Задание 7
DEB
FAB
EDC
F12
Клавиша F12
Задание 8
1111101<100111001
11010100>11010010
110010000>110001111
Петухова Мария Геннадьевна