Урок информатики в 5 классе «Метод координат»
Конспект урока информатики в 5 классе
Тема урока: Кодирование информации. Метод координат
УМК: «Информатика и ИКТ (ФГОС)» Л.Л. Босовой
Цель урока:
- сформировать у обучающихся представление о методе координат, как о способе кодирования графической информации.
Планируемые результаты:
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- расширить и закрепить у учащихся знания о координатной плоскости;
- закрепить умения находить и устанавливать в координатной плоскости точку по ее координатам
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- способствовать развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения;
- способствовать развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки и принятые решения;
- способствовать развитию личностных качеств учащегося, умения вырабатывать решения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; выработке коммуникативных качеств; развитию инициативности учащегося;
- способствовать развитию творческих навыков обучающихся, умению самостоятельно конструировать свои знания.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- способствовать развитию умения работать с информацией;
- способствовать формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный (фронтальная беседа), наглядный, практический.
Презентация к уроку
PPTX / 4.22 Мб
Организационная структура урока
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Уточнение направления актуализации изученного материала. Положительный настрой на урок. | Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Повторение и актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности. | Предлагает учащимся выполнить понятийный диктант: - Давайте вспомним, какие основные понятия, мы с вами изучили на прошлом уроке. Я буду говорить определение, а вы на листочках пишете понятие, соответствующее данному определению. | Необходимо вспомнить следующие понятия: алфавит, кодирование, декодирование, графическое кодирование, числовое кодирование, текстовое кодирование Выполняют взаимопроверку по ответам на слайде |
Подведение к новой теме | Постановка ситуации из жизни | Предлагает учащимся Задание:
| Отметить на координатном луче предложенные объекты, назвать их координаты. Отметить на плане кинозала место Незнайки по билету. |
Изучение новой темы | Определение темы, цели и задач урока. Самоопределение в деятельности. | Скажите, знакомо ли вам слово «координата»? На каком предмете вы встречались с этим понятием? Действительно существует система географических координат, где местоположение объекта определяется широтой и долготой. С помощью координатной сетки летчики и моряки определяют местоположения объектов. А вообще координаты мы используем часто в жизни, даже не задумываясь об этом. Те, кто в детстве играл в «Морской бой» помнят, что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами - буквой и цифрой, аналогично и в шахматах. Чтобы правильно занять свое место в кинотеатре, нужно знать две координаты - ряд и место. Чтобы правильно прийти в гости в многоэтажный дом, нужно знать две координаты – подъезд и этаж. Это Рене Декарт (1596-1650) французский философ, естествоиспытатель, математик. Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Рене Декарт предложил свой способ записи связи числовой и графической информации, который был принят, этот метод используется и в наше время. Декарт предложил использовать числа для определения местоположения точки на листе, для этого оси координат строятся строго по линиям клетки. На концах отмечаются стрелки и названия осей: горизонтальная ось ОХ и вертикальная ось ОУ. Буква О является началом отсчёта, т.е. нулём. Оси разбиваются на деления. Внимание! Деления наносятся тоже строго по линиям клетки тетради. Затем деления нумеруются, начиная с нуля 0,1,2,.. Координата – это адрес точки на координатной плоскости. Как же определить координату точки (её “адрес”)? Сначала определяем на какую величину отстоит точка от О по оси OХ, а затем поднимаемся вверх вдоль оси OY. А чтобы не путать порядок следования координат, вспомните, как устроены наши дома: сначала мы заходим в нужный подъезд (по оси ОХ), а затем поднимаемся на нужный этаж (по оси OY). Такая идея позволяет нам однозначно определить положение любой точки на плоскости. Оси координат разбивают плоскость на четыре части, которые называются координатными четвертями. Нам удобней работать в первой координатной четверти, т. к. направления её положительное и по оси ОХ и по оси ОУ. | Слушают учителя, работают в тетради, отвечают на вопросы |
Закрепление изученного материала | Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знание». | Предлагает выполнить задания на определение координат точек | Выполняют самостоятельно задания, проверяют по образцу на слайде |
Физминутка | Снятие напряжения, разгрузка | Выполняет упражнения психологической разгрузки | Выполняют упражнения психологической разгрузки под музыку. |
Практикум | Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «умения». | Предлагает учащимся выполнить задания по карточкам | Работают на компьютерах в программе «Мир информатики» |
Подведение итогов. Рефлексия. | Проведение самоанализа и самооценки собственной деятельности. | Организовывает подведение итогов. Даёт оценку работы класса и отдельных учащихся. | Анализируют качество собственной работы на уроке, отвечая на вопрос: Я научился сегодня? Мне понравилось ……. Мне не понравилось ……. |
Домашнее задание. | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Записывает домашнее задание: §7 (3) РТ №99(1-3), 100 | Записывают домашнее задание в дневники. |