Урок информатики по теме «Метод координат» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Предмет, класс: Информатика, 5 класс
Название и автор учебника: Л.Л. Босова, Информатика
Раздел программы: Информация вокруг нас
Тема урока: Метод координат
Тип урока: усвоение новых знаний
Формы работы: работа в парах, индивидуальная работа, фронтальный опрос
Методы работы: метод проблемного обучения, метод сотрудничества, метод проектов, наглядный, практический
Длительность урока: 40 мин
Цель урока: создать условия для развития исследовательской, аналитической деятельности учащихся; для формирования у учащихся образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивной др.); для взаимного обмена информацией.
Планируемые результаты:
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
расширить и закрепить у учащихся знания о координатной плоскости;
закрепить умения находить и устанавливать в координатной плоскости точку по ее координатам
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
способствовать развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения;
способствовать развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки и принятые решения;
способствовать развитию личностных качеств учащегося, умения вырабатывать решения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; выработке коммуникативных качеств; развитию инициативности учащегося;
способствовать развитию творческих навыков обучающихся, умению самостоятельно конструировать свои знания.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
способствовать развитию умения работать с информацией;
способствовать формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор.
Оборудование: персональные компьютеры, индивидуальные карточки, раздаточный материал, электронный практикум «Координатная плоскость», шахматы, игра «Морской бой», билет
Организационный момент. Добрый день! Я рада всех приветствовать на нашем уроке. Мне очень интересно знать, с каким настроением вы пришли на урок. У вас на партах кружочки. Выберите один из них. Красный – будет означать, что у вас прекрасное настроение. Желтый – нормальное. Зеленый – плохое. Ребята, а что мы сейчас использовали? Код! Мы закодировали таким образом ваше настроение. Надеюсь, к концу урока оно ни у кого не ухудшится. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания На прошлом уроке мы с вами рассмотрели многообразие окружающих нас кодов, научились сами кодировать и декодировать информацию. 2 человека получают индивидуальное задание: Разгадать головоломку с зашифрованной темой урока (Приложение 1) Разгадать головоломку с девизом урока (Приложение 2) Фронтальный опрос Учитель задает Вопрос: Давайте вспомним: что такое код? Что такое кодирование? Декодирование? А зачем кодировать информацию? А от чего зависит выбор способа кодирования информации? А теперь сыграем в игру “информация-код”. Учитель называет вид информации – ученики, используемые знаки. Музыка - ноты, управление движением на дороге – дорожные знаки, речь человека - буквы, обозначения явлений природы в календаре погоды – рисунки, значки, математически выражения - цифры, язык немых людей – жесты, азбука слепых людей – азбука Брайля, знания ученика – оценка(число), сообщение по рации – азбука Морзе, обозначения на циферблате часов – цифры арабские или римские, обозначения века в учебнике истории – римские цифры, На самом деле за видимым многообразием скрыто три основных способа кодирования информации: Графический - с помощью рисунков и значков. Числовой - с помощью чисел. Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст. Молодцы! Проверка домашнего задания – РТ № 87, 88, 89 Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели деятельности учащихся. Вы когда-нибудь слышали поговорку: «Язык до Киева доведет?». Что она означает? Я думаю, каждому из вас (хотя бы иногда) приходилось на улице у прохожих спрашивать, как дойти к какому-то дому, зданию или любому другому месту. Возможно несколько вариантов ответов, например, прохожий может махнуть рукой в сторону и сказать: “Там, за этим домом”. Как еще могут вам ответить люди? А если вы пришли к указанному вам месту, а нужное здание вы не обнаружили? А что же делать мореплавателям? Как доплыть до нужного места? Ведь ни медузы, ни рыбы вам помочь не могут. Допустим, ваш друг знает на каком острове зарыт клад и просит вас отправиться за ним. А дорогу указал таким образом: “Доплывешь до первого острова, повернешь налево, а там рукой подать!” Далеко ли вы уплывете с таким объяснением? Что же делать? Что должен знать каждый мореплаватель, отправляясь к конкретному месту? (координаты) На каком уроке вы слышали похожие слова: координата, координатная прямая? Пришло время проверить, как ребята справились с индивидуальным заданием (по карточкам) (вопрос к выполнявшим задание) По каким строкам и столбцам вы ориентировались, выполняя данное задание?
Правильно, для расшифровки данной фразы вы ориентировались по горизонтальной строке и вертикальному столбцу, в которых записаны буквы и цифры. Хорошо, части слов мы нашли по столбцам и строкам. Что напоминает вам таблица из данного задания? А как мне найти ваше местоположение? Да, у каждого из нас есть свой адрес (географический, электронный и т.д) Так вот, как и у нас и наших слов в загадке, у точки на плоскости тоже есть свое место. Я возьму и отмечу точку на плоскости. Можем ли мы найти ее местоположение? А почему? Нам не хватает некоторых данных. А теперь ответьте мне на вопрос: чем мы сегодня будем заниматься? Правильно, мы будем находить местоположение точек на плоскости. Адрес или местоположение точки мы будем называть координатами. Построение проекта выхода из затруднения Знакомство с новым способом кодирования информации Самый распространенный способ решить задачу нахождения местоположения точки в пространстве – использовать прямоугольную систему координат. Её также называют прямоугольной декартовой системой координат – в честь французского математика Рене Декарта. Нарисуем на листе в клетку две перпендикулярные оси, точку их пересечения обозначим через О. Горизонтальная ось называется осью OX, вертикальная – осью OY. Место пересечения осей OX и OY называется началом координат, которое также обозначают цифрой 0 («ноль»). Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес. Это пара чисел: первое число по оси OX, второе – по оси OY. Эти числа называются координатами точки. А чтобы не путать порядок следования координат, вспомните, как устроены наши дома: сначала мы заходим в нужный подъезд (по оси OX), затем поднимаемся на нужный этаж (по оси OY). Оси координат разбивают плоскость на четыре части, которые координатными четвертями. В жизни мы довольно часто встречаемся с подобной системой. Приведите свои примеры, где вы встречались с системой координат. Определить координаты точки (на доске) Поставить точку в соответствии с заданными координатами (на доске) Реализация построения проекта выхода из затруднения Работа в парах 1.Определяют координаты точек 2. Один ставит точку, другой определяет ее координаты и наоборот (работают на инд. листах). Взаимопроверка. Практическая работа 1 часть – на отдельных листах и на экране Задание 1. Отметьте на координатной плоскости точки и соедините их последовательно: 1.(1,3), 2.(3,8), 3.(2,8), 4.(4,12), 5.(6,8), 6.(5,8), 7.(7,3), 8.(5,3), 9.(5,1), 10.(3,1), 11.(3,3), 12.(1,3).
Средний уровень (помечен желтым цветом) Выполнить задание «Координаты» в программе «Мир информатики» (3 год обучения) Высокий уровень (помечен красным цветом) Выполнить задание в программе «Координатная плоскость» Установите переключатель «Линий нет», переключатель «Грубо» Отметьте на координатной плоскости точки: (7, 3), Установите переключатель «Линии есть», (7,9), (4, 11), (5, 15), (6, 13), (7, 16), (8, 13), (9, 15), (10, 11), (7, 9), (7, 5), (11, 10), (13, 11), (7, 5) В результате, выполнив высокий уровень, получают тюльпан. Тюльпан Шренка Это растение представляет собой дикорастущий вид тюльпанов. В настоящее время тюльпан Шренка занесён в Красную книгу Ростова и области, ведь он находится на грани исчезновения. Основная причина этого – распашка целины, неконтролируемый выпас скота, промышленное загрязнение почвы. Но больше всего на постепенное исчезновение растения оказывает влияние человеческий фактор. Итоги урока, рефлексия Наш урок подходит к концу подведет его итоги. Какую цель мы ставили на уроке? Нашли способ решения задачи? Какой? Что нового вы сегодня узнали? Какие знания вам помогли в работе сегодня на уроке? Как вы думаете, а где в жизни нам может пригодиться такое кодирование и декодирование? Проанализируйте свою работу на уроке, ответив на вопросы, поднимая руку, если для вас высказывание является истинным. Я смогу отметить любую точку на координатной плоскости. Я смогу сам найти координаты точки. В самостоятельной работе у меня все получилось. В самостоятельной работе у меня были ошибки, но я их нашел, понял причину и исправил. Большинство поднятых рук на первые 3 высказывания говорит нам о том, что вы сегодня на уроке поработали очень хорошо. Молодцы! Давайте проверим, каково ваше настроение сейчас, в конце нашего урока. Напоминаю, Красный – будет означать, что у вас прекрасное настроение. Зеленый – плохое. Домашнее задание (дублируется на экране) §7 стр. 50-52, Рт № 99 (3 варианта по выбору), №100 (по желанию), придумать свой рисунок (по желанию) |
Код — это система условных знаков для представления информации. Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода. Декодирование – процесс обратный кодированию. Восстановление информации по известному коду. Чтобы придать ей удобную форму, чтобы засекретить ее. От цели, ради которой используется кодирование. Слайд Слайд На уроке математики, географии ОТВЕТ: Метод координат. Это и есть тема нашего урока. ОТВЕТ: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Я предлагаю эти слова сделать девизом нашего урока Шахматное поле, Морской бой Мелом отмечаю на доске точку. Ставят цель На слайде цветок. |
Приложение 1
Каждой букве алфавита поставлена в соответствие цифра и буква: первое число - номер столбца, а второе - номер строки. Пользуясь данной таблицей, расшифруй головоломку:
Первое слово: (3,1), (6,3), (4,2), (5,1), (5,3)
Второе слово: (1,1), (5,1), (5,1), (2,2), (5,3), (10,3), (4,1), (1,3), (4,2)
Приложение 2
Группе символов поставлены в соответствие буква – название столбца и цифра – номер строки в таблице. Пользуясь данной таблицей расшифруйте запись А2, В1, С3, В4, С4, С3, D3, C3, А4, В2, D2, A1, C3, C1, C3, A3, C3, D3, C3, B3, D1, D4, D2, C2 и запишите в тетрадь полученное предложение.
Загарий Елена Георгиевна