Урок информатики по теме «Метод координат» (5 класс)

8
1
Материал опубликован 17 November 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Предмет, класс: Информатика, 5 класс

Название и автор учебника: Л.Л. Босова, Информатика

Раздел программы: Информация вокруг нас

Тема урока: Метод координат

Тип урока: усвоение новых знаний

Формы работы: работа в парах, индивидуальная работа, фронтальный опрос

Методы работы: метод проблемного обучения, метод сотрудничества, метод проектов, наглядный, практический

Длительность урока: 40 мин

Цель урока: создать условия для развития исследовательской, аналитической деятельности учащихся; для формирования у учащихся образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивной др.); для взаимного обмена информацией.

Планируемые результаты:

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

расширить и закрепить у учащихся знания о координатной плоскости;

закрепить умения находить и устанавливать в координатной плоскости точку по ее координатам

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

способствовать развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения;

способствовать развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки и принятые решения;

способствовать развитию личностных качеств учащегося, умения вырабатывать решения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; выработке коммуникативных качеств; развитию инициативности учащегося;

способствовать развитию творческих навыков обучающихся, умению самостоятельно конструировать свои знания.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

способствовать развитию умения работать с информацией;

способствовать формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор.

Оборудование: персональные компьютеры, индивидуальные карточки, раздаточный материал, электронный практикум «Координатная плоскость», шахматы, игра «Морской бой», билет

Организационный момент.

Добрый день! Я рада всех приветствовать на нашем уроке. Мне очень интересно знать, с каким настроением вы пришли на урок. У вас на партах кружочки. Выберите один из них. Красный – будет означать, что у вас прекрасное настроение. Желтый – нормальное. Зеленый – плохое.

Ребята, а что мы сейчас использовали? Код! Мы закодировали таким образом ваше настроение. Надеюсь, к концу урока оно ни у кого не ухудшится.

Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы с вами рассмотрели многообразие окружающих нас кодов, научились сами кодировать и декодировать информацию.

2 человека получают индивидуальное задание:

Разгадать головоломку с зашифрованной темой урока (Приложение 1)

Разгадать головоломку с девизом урока (Приложение 2)

Фронтальный опрос

Учитель задает Вопрос:

Давайте вспомним: что такое код?

Что такое кодирование?

Декодирование?

А зачем кодировать информацию?

А от чего зависит выбор способа кодирования информации?

А теперь сыграем в игру “информация-код”.

Учитель называет вид информации – ученики, используемые знаки.

Музыка - ноты,

управление движением на дороге – дорожные знаки,

речь человека - буквы,

обозначения явлений природы в календаре погоды – рисунки, значки,

математически выражения - цифры,

язык немых людей – жесты,

азбука слепых людей – азбука Брайля,

знания ученика – оценка(число),

сообщение по рации – азбука Морзе,

обозначения на циферблате часов – цифры арабские или римские,

обозначения века в учебнике истории – римские цифры,

На самом деле за видимым многообразием скрыто три основных способа кодирования информации:

Графический - с помощью рисунков и значков.

Числовой - с помощью чисел.

Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

Молодцы!

Проверка домашнего задания – РТ № 87, 88, 89

Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели деятельности учащихся.

Вы когда-нибудь слышали поговорку: «Язык до Киева доведет?». Что она означает?

Я думаю, каждому из вас (хотя бы иногда) приходилось на улице у прохожих спрашивать, как дойти к какому-то дому, зданию или любому другому месту. Возможно несколько вариантов ответов, например, прохожий может махнуть рукой в сторону и сказать: “Там, за этим домом”. Как еще могут вам ответить люди?

А если вы пришли к указанному вам месту, а нужное здание вы не обнаружили?

А что же делать мореплавателям? Как доплыть до нужного места? Ведь ни медузы, ни рыбы вам помочь не могут. Допустим, ваш друг знает на каком острове зарыт клад и просит вас отправиться за ним. А дорогу указал таким образом: “Доплывешь до первого острова, повернешь налево, а там рукой подать!” Далеко ли вы уплывете с таким объяснением? Что же делать? Что должен знать каждый мореплаватель, отправляясь к конкретному месту? (координаты)

На каком уроке вы слышали похожие слова: координата, координатная прямая?

Пришло время проверить, как ребята справились с индивидуальным заданием (по карточкам)

(вопрос к выполнявшим задание) По каким строкам и столбцам вы ориентировались, выполняя данное задание?


 

Правильно, для расшифровки данной фразы вы ориентировались по горизонтальной строке и вертикальному столбцу, в которых записаны буквы и цифры.

Хорошо, части слов мы нашли по столбцам и строкам.

Что напоминает вам таблица из данного задания?

А как мне найти ваше местоположение?

Да, у каждого из нас есть свой адрес (географический, электронный и т.д)

Так вот, как и у нас и наших слов в загадке, у точки на плоскости тоже есть свое место.

Я возьму и отмечу точку на плоскости.

Можем ли мы найти ее местоположение?

А почему?

Нам не хватает некоторых данных.

А теперь ответьте мне на вопрос: чем мы сегодня будем заниматься?

Правильно, мы будем находить местоположение точек на плоскости.

Адрес или местоположение точки мы будем называть координатами.

Построение проекта выхода из затруднения

Знакомство с новым способом кодирования информации

Самый распространенный способ решить задачу нахождения местоположения точки в пространстве – использовать прямоугольную систему координат.

Её также называют прямоугольной декартовой системой координат – в честь французского математика Рене Декарта.

Нарисуем на листе в клетку две перпендикулярные оси, точку их пересечения обозначим через О. Горизонтальная ось называется осью OX, вертикальная – осью OY. Место пересечения осей OX и OY называется началом координат, которое также обозначают цифрой 0 («ноль»). Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес. Это пара чисел: первое число по оси OX, второе – по оси OY. Эти числа называются координатами точки. А чтобы не путать порядок следования координат, вспомните, как устроены наши дома: сначала мы заходим в нужный подъезд (по оси OX), затем поднимаемся на нужный этаж (по оси OY).

Оси координат разбивают плоскость на четыре части, которые координатными четвертями.

В жизни мы довольно часто встречаемся с подобной системой. Приведите свои примеры, где вы встречались с системой координат.

Определить координаты точки (на доске)

Поставить точку в соответствии с заданными координатами (на доске)

Реализация построения проекта выхода из затруднения

Работа в парах

1.Определяют координаты точек

2. Один ставит точку, другой определяет ее координаты и наоборот (работают на инд. листах). Взаимопроверка.

Практическая работа

1 часть – на отдельных листах и на экране

Задание 1. Отметьте на координатной плоскости точки и соедините их последовательно: 1.(1,3), 2.(3,8), 3.(2,8), 4.(4,12), 5.(6,8), 6.(5,8), 7.(7,3), 8.(5,3), 9.(5,1), 10.(3,1), 11.(3,3), 12.(1,3).


2 часть – на ПК

Средний уровень (помечен желтым цветом)

Выполнить задание «Координаты» в программе «Мир информатики» (3 год обучения)

Высокий уровень (помечен красным цветом)

Выполнить задание в программе «Координатная плоскость»

Установите переключатель «Линий нет», переключатель «Грубо»

Отметьте на координатной плоскости точки:

(7, 3), Установите переключатель «Линии есть», (7,9), (4, 11), (5, 15), (6, 13), (7, 16), (8, 13), (9, 15), (10, 11), (7, 9), (7, 5), (11, 10), (13, 11), (7, 5)

В результате, выполнив высокий уровень, получают тюльпан.

Тюльпан Шренка

Это растение представляет собой дикорастущий вид тюльпанов. В настоящее время тюльпан Шренка занесён в Красную книгу Ростова и области, ведь он находится на грани исчезновения. Основная причина этого – распашка целины, неконтролируемый выпас скота, промышленное загрязнение почвы. Но больше всего на постепенное исчезновение растения оказывает влияние человеческий фактор.

Итоги урока, рефлексия

Наш урок подходит к концу подведет его итоги.

Какую цель мы ставили на уроке?

Нашли способ решения задачи? Какой?

Что нового вы сегодня узнали?

Какие знания вам помогли в работе сегодня на уроке?

Как вы думаете, а где в жизни нам может пригодиться такое кодирование и декодирование?

Проанализируйте свою работу на уроке, ответив на вопросы, поднимая руку, если для вас высказывание является истинным.

Я смогу отметить любую точку на координатной плоскости.

Я смогу сам найти координаты точки.

В самостоятельной работе у меня все получилось.

В самостоятельной работе у меня были ошибки, но я их нашел, понял причину и исправил.

Большинство поднятых рук на первые 3 высказывания говорит нам о том, что вы сегодня на уроке поработали очень хорошо. Молодцы!

Давайте проверим, каково ваше настроение сейчас, в конце нашего урока. Напоминаю, Красный – будет означать, что у вас прекрасное настроение.

желтый – нормальное.

Зеленый – плохое.

Домашнее задание (дублируется на экране)

§7 стр. 50-52, Рт № 99 (3 варианта по выбору), №100 (по желанию), придумать свой рисунок (по желанию)

Код — это система условных знаков для представления информации.

Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода.

Декодирование – процесс обратный кодированию. Восстановление информации по известному коду.

Чтобы придать ей удобную форму, чтобы засекретить ее.

От цели, ради которой используется кодирование.

Слайд

Слайд

На уроке математики, географии

ОТВЕТ: Метод координат. Это и есть тема нашего урока.

ОТВЕТ: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Я предлагаю эти слова сделать девизом нашего урока

Шахматное поле,

Морской бой

Мелом отмечаю на доске точку.

Ставят цель

На слайде цветок.

Приложение 1

Каждой букве алфавита поставлена в соответствие цифра и буква: первое число - номер столбца, а второе - номер строки. Пользуясь данной таблицей, расшифруй головоломку:

Первое слово: (3,1), (6,3), (4,2), (5,1), (5,3)

Второе слово: (1,1), (5,1), (5,1), (2,2), (5,3), (10,3), (4,1), (1,3), (4,2)

Приложение 2

Группе символов поставлены в соответствие буква – название столбца и цифра – номер строки в таблице. Пользуясь данной таблицей расшифруйте запись А2, В1, С3, В4, С4, С3, D3, C3, А4, В2, D2, A1, C3, C1, C3, A3, C3, D3, C3, B3, D1, D4, D2, C2 и запишите в тетрадь полученное предложение.

Предварительный просмотр презентации

ИГРА «ИНФОРМАЦИЯ – КОД» Музыка Управление движением Речь человека Обозначения явлений природы Математические выражения А, Б, В, Г, Д + · () – 25 : =

ИГРА «ИНФОРМАЦИЯ – КОД» Язык немых людей Азбука слепых людей Сообщение по рации Обозначение времени на часах

Основные способы кодирования Графический Числовой Cимвольный А, Б, В, Г, Д 1 2 3 5

МЕТОД КООРДИНАТ

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать МЕТОД КООРДИНАТ

А (6, 3)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 y x 0 О К

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 y x 0 О В А С Е Практическая работа

1.(1,3), 2.(3,8), 3.(2,8), 4.(4,12), 5.(6,8), 6.(5,8), 7.(7,3), 8.(5,3), 9.(5,1), 10.(3,1), 11.(3,3), 12.(1,3)

Тюльпан Шренка

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо за интересный урок. Добавила в избранное)

14 December 2017