Урок искусства в 8 классе «Чтобы помнили!» (Основная идея автопортрета В.Попкова «Шинель отца»)

5
2
Материал опубликован 11 March 2018 в группе

Урок искусства в 8 классе «Чтобы помнили!» (Основная идея автопортрета В.Е. Попкова «Шинель отца») Подготовил учитель музыки МБОУ г.Астрахани «СОШ№40» Кайбелева Алия Айсаевна. Март 2018г. МБОУ г.Астрахани «СОШ№40» г.Астрахань

Величальная - отцу Владимир Высоцкий – Игорь Галич Ай не стойте в гордыне – Подходите к крыльцу, А и вы, молодые, Поклонитесь отцу! Он сердитый, да строгий, Как сподлобья взглянёт, Так вы кланяйтесь в ноги Может он отойдет. Вам отцу поклониться Тоже труд небольшой, - Он лицом просветлится, Помягчеет душой. Вы с того начинайте И потом до конца Во всю жизнь привечайте Дорогого отца! 1974

М.Садовский «Шинель» К чему такая канитель: Кроить и лицевать... Надену старую шинель - На моду наплевать! Она любой дохи теплей И прибавляет сил, Отец ведь был на фронте в ней, Отец её носил. Она почти что мне до пят, И рукава длинны, Но кто достанет из ребят Шинель, шинель с войны?! Всё! Решено! Я в ней иду. Я в школу в ней пошёл И самый лучший день в году В шинели той провёл. Но дружным был наш пятый класс - Никто не отставал. На утро не узнаешь нас: В шинелях класс шагал. По снегу полы волоча, Мы гордо в школу шли, Мы и подумать в этот час О боли не могли. А мы несли её с собой: Не все шинель нашли, У всех отцы ушли на бой, Не все назад пришли. Как много было вас в пальто, Ребята... кто же знал... И больше, в класс идя, никто Шинель не надевал. 1975 Е. Благинина «Шинель» Почему ты шинель бережешь? - Я у папы спросила. - Почему не порвешь, не сожжешь? - Я у папы спросила. Ведь она и грязна, и стара, Приглядись-ка получше, На спине вон какая дыра, Приглядись-ка получше! Потому я ее берегу, - Отвечает мне папа, - Потому не порву, не сожгу, - Отвечает мне папа. - Потому мне она дорога, Что вот в этой шинели Мы ходили, дружок, на врага И его одолели! Ю. Воронов Чтоб снова на земной планете Не повторилось той зимы, Нам нужно, Чтобы наши дети Об этом помнили, Как мы! Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь эта память – наша совесть. Она Как сила нам нужна….

Леони́д Алексе́евич Фила́тов (24 декабря 1946, Казань— 26 октября 2003, Москва,Россия) — советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, поэт, писатель, публицист, телеведущий, Народный артист Российской Федерации (1995), лауреат Государственной премии Российской Федерации в области кино и телевидения и премии «Триумф» «Чтобы помнили» — цикл документальных программ[3] об известных в советское время актёрах, уже ушедших из жизни и незаслуженно забытых[2]. Автор и ведущий — Леонид Филатов. Многих актёров Филатов знал лично

Виктор Ефимович Попков  (9 марта 1932 — 12 ноября 1974) — советский художник, график.

Родился 1932г. в Москве в семье рабочего. Учился в Художественно-графическом педагогическом училище (1948—1952) и  МГАХИ им.Сурикова (1952-1958) Жил в Москве. Творческая деятельность В. Е. Попкова началась в период «оттепели». В 1950—1960-е годы художник много путешествовал по стране. Посетил Иркутск,Братск и другие города и области Сибири, где в это время осуществлялись крупные строительные проекты. Исполнил ряд картин по впечатлениям от поездок. Среди них одно из центральных произведений «сурового стиля» — «Строители Братской ГЭС» (1961). К середине 1960-х годов полностью отходит от этой стилистики. После официального искусства сталинской эпохи, выражавшего государственную идеологию, именно в произведениях Попкова вновь зазвучал авторский голос. Повествование в его картинах разворачивается как бы «от первого лица». Художник открыто выражал своё личное отношение к миру и человеку. В его творчестве нашла отражение тема несостоявшейся судьбы поколения, ставшего жертвой Великой Отечественной войны (цикл «Мезенские вдовы», 1966—1968). Особой темой для художника стал автопортрет, в котором он создает собирательный образ современника («Шинель отца», 1970—1972). Живопись Попкова оказала влияние на формирование творческих принципов молодых мастеров 1970-х годов, в том числе Т. Г. Назаренко. Посмертная персональная выставка его работ, состоявшаяся в Государственной Третьяковской галерее, стала событием в художественной жизни. Художник погиб 12.11.1974г., в результате несчастного случая: он был убит выстрелом инкассатора в упор, когда подошёл к инкассаторской машине и попросил водителя подвезти его. Впоследствии инкассатор утверждал, что действовал по инструкции. Похоронен на Черкизовском кладбище.

Первую попытку по-новому осмыслить такое явление в искусстве, как Виктор Попков, предприняли в конце прошлого года ведущие галереи России – Третьяковка, Русский музей, РОСИЗО, а также Арт-фонд семьи Филатовых: все вместе организовали выставку художника в Москве. Так к картинам, которые хорошо известны музейной публике, прибавились 15 полотен мастера, выкупленных фондом из личных собраний. Удивительно, но это была первая выставка после той, что состоялась в Советском Союзе вскоре после смерти художника – в 1974 году. Смерти в 42 года – трагичной и, увы, нелепой. Но и за свою короткую жизнь Виктор Попков оставил значительный след в искусстве. У его картин в музеях всегда оживление: чувствуется, что работы художника – с одной стороны, очень личные, с другой, близкие каждому – находят у людей эмоциональный отклик, берут за живое. Об очень личном отношении к художнику – еще со студенчества – говорит и известный искусствовед Зельфира Трегулова: "Глядя на картины Попкова, ты понимал: несмотря на то, что это признано властями, в его вещах всегда чувствовалось что-то абсолютно особое, индивидуальное, нетиповое. Абсолютно вне политики и идеологии. Что-то общечеловеческое".

Суро́вый стиль — направление в реалистической советской живописи, характерное для рубежа 1950-1960годов. Термин «суровый стиль» ввёл искусствовед А.Каменский. Художники воспевали судьбы современников, их энергию и волю, «героику трудовых будней». Изображения обобщены и лаконичны. Основой выразительности служат большие плоскости цвета и линейные контуры фигур. Некоторые мастера в противоположность навязываемой соцреализмом тематической картины обратились к «низким» в академической иерархии жанрам — портрету, пейзажу, натюрморту. Суровый стиль в творчестве Попкова - художники воспевали судьбы современников, их энергию и волю, «героику трудовых будней». Изображения обобщены и лаконичны. Основой выразительности служат большие плоскости цвета и линейные контуры фигур. Картина становится похожей на плакат. Его остросоциальные произведения всегда вызывали раздражение у представителей власти. Попков был глубоко национальным художником. Его патриотические работы касались всех сторон жизни общества и близких ему по духу людей. Он, как режиссер, вживался в материал и проникался сочувствием к персонажам своих полотен. Отличительной чертой творчества Виктора является притчевый характер его произведений. Языком символов он пишет настоящий рассказ, повесть или даже роман, пластикой линий и пятен, цвета и фактуры достигая виртуозной техники исполнения.

Основные произведения Виктора Ефимовича посвящены советскому быту его времени: «Строители Братска» (1960—1961),  «Северная песня» (1968), ГТГ «Семья Болотовых» (1968), ГТГ «Бригада отдыхает» (1965), ГТГ «Шинель отца» (1972), ГТГ «Двое» (1966), ГТГ «Хороший человек была бабка Анисья» (1973), ГТГ «Автопортрет» (1963) «Осенние дожди. Пушкин» (1974), ГТГ, неоконченная.  

Ви́ктор Ефи́мович Попко́в (9 марта 1932 — 12 ноября 1974) — советский художник, график. ЛауреатГосударственной премии СССР (1975 — посмертно).

«Мезенский цикл». 1965-1968

Творчество основателя так называемого сурового стиля в живописи определенно "переживает" второе рождение. Специалисты убеждены: произведениям Виктора Попкова и сегодня нет равных по остроте художественного послания и внутреннему напряжению. Картина «Одна»

Северная песня. «Ой, да как всех мужей побрали на войну».1968

«Северная песня» — центральное произведение «Мезенского цикла». Поначалу художник сомневался, стоит ли вообще браться за этот сюжет. Виктор Ефимович создал массу этюдов, так или иначе, подходя к главному замыслу, зарисовывал по нескольку человек для каждой фигуры-образа. Он опасался, что картина с таким сюжетом будет воспринята слишком буквально, ведь замысел художника хорошо укладывался в рамки жанровой картины, которая многим тогда казалась устаревшей и ненужной. Такие качества, как жанровость и литературность по неким, не вполне понятным причинам считались к тому моменту пройденным этапом. К счастью, эти колебания мастера оказались временными и не стали препятствием для создания картины.   Сюжет произведения довольно прост: старухи-вдовы поют песню для молодых людей – и взят буквально из жизни. В одной из северных деревень, под названием Лешуконье, Попков столкнулся с экспедицией молодых людей, собиравших и изучавших местный фольклор. Тогда и возник замысел картины. Ощущение песенного звучания в картине достигается не столько образами поющих вдов, сколько цветовым решением: холодный пейзаж за окном сопоставлен с малиновым оттенком цветка на подоконнике, а общий серо-коричневый тон избы – с бордово-красными  одеждами деревенских женщин. Доминанта красного цвета создает некую мелодию картины, словно взятая вдовами высокая нота в песне. Внимание, с которым студенты слушают старух призвано выразить преемственность молодых и старых, а не противопоставить их, как это традиционно происходит в жанровых работах. Это не разобщенность поколений, а желание молодых сохранить заветы прошлого, духовная общность, для которой не важен возраст и место жительства. И девочка-подросток, изображенная рядом с вдовами, предстает как образ нового поколения, все так же внимающего северным песням.

Картина В.Е.Попкова "Воспоминания. Вдовы"

Картина В.Е.Попкова "Воспоминания. Вдовы" Она входит в цикл «Мезенские вдовы». Картина, как и другие из этого цикла, была написана в 1960-х годах. Работа над картиной шла достаточно быстро, так как замысел был уже продуман во время поездки вАрхангельскую область. В деревне на реке Мезень художник остановился в доме у одинокой старой женщины. Сцена, изображенная на картине, была увидена художником у неё в доме. К хозяйке пришли подруги и стали вспоминать свои молодые годы. «И я, как бы очнувшись, ясно увидел всю сцену, которая сдвинула время и пространство, их жизнь и мою жизнь, жизнь погибших дорогих людей… Боже мой! Ведь во всей избе только они — обиженные войной в самую молодость — теперь уже старухи-вдовы. И только случайный человек — один свидетель их бабьей проклятой, одинокой доли. Вся их жизнь, вся молодость проплывала сейчас у меня перед глазами. Остались только воспоминания» В. Е. Попков. Сразу же художник сделал линейный эскиз к будущей картине, а позже сделал рисунок и хозяйки дома, которая стала центральным персонажем картины.[2] Вдовы, изображённые на картине, — это не только вдовы Великой Отечественной войны (исходя из их возраста), но и Гражданской войны иИмпериалистической. Обильное использование оттенков красного в контрасте с серым придаёт картине внутренний драматизм. По словам Попкова, он хотел построить композицию в форме цветка. «Композиционное построение картины было ясно сразу. За основу я взял схему построения цветка — пиона или что-то в этом роде, где низ плавный, спокойный (у меня низ платьев), а лепестки острые вверху и отделены друг от друга (у меня верх фигур). Вся градация красных платьев разыгрывается на черно-бесцветном фоне.» Все вдовы одеты в красное, но цветовой акцент сделан на центральной фигуре: она стоит по центру, безнадёжно опустив руки и склонив голову. Лицо этой высокой и худой женщины обращено к зрителям. Именно на её фигуре и строится вся композиция картины. Для остальных вдов Попков выбрал разные оттенки красного цвета: с помощью этого приёма художник пытался передать разные мысли, разные истории и разные характеры вдов

Виктор Попков верил: предназначение творца – высказываться на важнейшие для общества темы. А главные среди них – жизнь, смерть, искусство... Свои экзистенциальные поиски он вел без ложного пафоса – камерно, интимно. И то, что всегда находило живой отклик у зрителя, нередко подвергалось в советские годы осуждению со стороны "официального искусства". Известный художник Павел Никонов – ровесник, приятель и даже модель для картин Виктора Попкова – по этому поводу сказал: "Сложную судьбу прожил Попков. Он пережил и признание, и непонимание, и серьезную борьбу за творчество. Но одержимость его невероятная, нацеленность на поиск себя, ярко выраженная автобиографическая составляющая его работ – все это должно принести ему сейчас вторую жизнь".

Автопортрет-изображение художником самого себя на картине

«Шинель отца» Год создания: 1970—1972 Материал: Холст, масло Размер: 178 х 119 Собрание: Государственная Третьяковская галерея,Москва Автопортрет художника «Шинель отца» (1972) стал одной из работ, олицетворяющих творчество Виктора Попкова. Тема последствий войны не оставляла художника, и в этой картине он задает вопрос своему поколению: достойно ли оно подвига отцов, по плечу ли его современникам эта солдатская шинель. Надев шинель, художник – герой картины – пытается понять, что чувствовали солдаты, защищавшие свою страну и умиравшие за нее. К этой теме художник относился с огромной серьезностью и уважением. Карл Фридман вспоминал, как однажды Попков пришел к нему в этой шинели и сказал: «Знаешь, я сегодня рисовал и плакал».

Произведения, принадлежащие кисти Виктора Попкова, отличаются своеобразием и необычностью. В картине «Шинель отца» отражено стремление мастера через простой сюжет рассказать о серьезном: об ужасах войны и о трагической судьбе целого поколения. Отец Попкова был фронтовиком. Уже многие годы художник бережно хранит его шинель, как память о близком человеке. Перед тем, как приступить к работе над картиной, он обязательно набрасывал на плечи отцовскую шинель, что помогало ему еще больше проникнуться идеей произведения. В годыВеликой Отечественной войны Попков был еще маленьким ребенком, но на всю жизнь в его памяти запечатлелось то тяжелое время, голод и разруха, и невыносимая боль потери родных и близких людей. На картине мужчина случайно наткнулся в гардеробе на шинель и решил ее примерить. Однако, надев обмундирование, на него нахлынули воспоминания о военном времени. Не в силах совладать с эмоциями, он будто окаменел. А на заднем плане возникают три нечетких женских фигуры. На их лицах печаль и скорбь. Старушка, сгорбив плечи, как будто хочет покинуть полотно. Женщина среднего возраста стоит, прикрыв глаза, из последних сил держится, чтобы не издать крик отчаяния и горя. Самая молодая женщина стремится что-то сказать или прокричать, но ей мешают слезы. Виктор Попков с помощью женских образов, возникших из ниоткуда, и облаченных в багряные одежды, хотел рассказать о невзгодах и лишениях минувшей войны. Взгляд мужчины, облаченного в шинель советского воина, задумчив и печален. Он думает о нелегкой судьбе молодых ребят, уходивших на фронт летом 41-го. Не напрасно ли они отдавали свои жизни? А его бы поколение смогло пройти через те же испытания, что и они? Помним ли мы о бессмертном подвиге своих отцов и дедов, сражавшихся на фронтах жестокой войны?

Образы-символы Толкование образов-символов Основная идея автопортрета Шинель Тени старух Герой сын Палитра Цветовые символы болотный сиреневый красный черный серый Составление таблицы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Поздравляю с победой в конкурсе!!!

1 May 2018

Уважаемая Валентина Владимировна! Благодарю Вас за поздравление! С майскими праздниками Вас!!! Успехов во всех делах!

2 May 2018