Урок истории древнего мира в 5 классе по теме «Ассирийская держава»
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Урок в 5 классе по теме: «Ассирийская держава»
Организационный момент
- Здравствуйте. Проверяем готовность к уроку: учебник, тетрадь, пенал. Я очень рада вас видеть на своем уроке. Вспоминаем правила поведения на уроке.
Актуализация
- Ребята, давайте начнем наш урок с того, что сделаем доску чистой.
1.Государство на берегах Нила от первого порога и до Средиземного моря (ЕГИПЕТ)
2.Высокий тростник, писчий материал (ПАПИРУС)
3.Повелитель всего Египта (ФАРАОН)
4.Столица Египта (МЕМФИС)
5.Островок зелени (ОАЗИС)
6.Государство между реками Тигр и Евфрат (ДВУРЕЧЬЕ)
7.Древний народ, создавший первые государства в Двуречье (ШУМЕРЫ)
8.Письменность Двуречья (КЛИНОПИСЬ)
9.Главный город Двуречья (ВАВИЛОН)
10.Царь Вавилонского царства (ХАММУРАПИ)
11.Государство на Восточном побережье Средиземного моря (ФИНИКИЯ)
12.Бог Солнца в Двуречье (ШАМАШ)
Мотивация
- Ребята, извините, я совсем забыла. Когда я шла к вам на урок, то мне передали вот это странное письмо, адресованное нам, на котором указан обратный адрес: АССИРИЙСКАЯ ДЕРЖАВА. Вы случайно не знаете, что это?
- Что будем делать с письмом? Предлагаю сначала узнать про то место откуда пришло письмо, а потом уже открыть конверт и посмотреть, что там.
- Чтобы время не терять, нам нужно спланировать наш урок. Давайте обозначим вопросы, ответы на которые мы хотим узнать сегодня на уроке.
План:
Где находится Ассирийская держава? (в верхнем течении Тигра)
Чем занимались жители Ассирийск державы?(охотой и скотов-м, привыкли к суровому образу жизни)
Кто правил Ассирийской державой? (царь АШШУРБАНАПАЛ)
Чем прославилась Ассирийская держава? (изделиями из железа, конница, таран, кож.мешки)
Изучение нового материала
- Итак, тема урока: Ассирийская держава, запишем ее в рабочую тетрадь.
- Ребята, а что такое держава? Помните наш гимн: «Россия – священная наша держава! Россия – любимая наша страна! Могучая воля, великая слава – Твое достоянье на все времена» Держава – большое и сильное государство (запишите в тетрадь)
- Ребята, где мы можем с вами взять информацию по этим вопросам? (учебник, учитель, интернет). Сегодня источником информации для вас будет учебник и учитель. Открываем учебник на с.82.Парагра называется «Ассирийская держава».
- Ответ на первый вопрос вы найдете на стр.83, пункт 2. В этом пункте есть информация о том, где располагается Ассирийская держава и ее природно-климатические условия. Найдите пожалуйста.
- Обратите внимание на слайд. На карте видно, что Ассирия была маленьким государством до 8 века до н.э., а после 8 века до н.э. Ребята, почему государство увеличилось в размерах? ( - завоевали новые земли)
- Если ассирийцы увеличили свое государство за счет завоеваний, то это значит, что их армия была очень сильной. А армия сильна чем? Правильно своими воинами, снаряжением, оружием.
- Завоевали они большие территории, на которых располагались другие древние государства. А как же они поступали с жителями этих государств?
- Нам нужно найти информацию и вписать ее вот в эту таблицу (она лежит на партах) о военном оснащении ассирийской армии, о ее завоеваниях и о том, что дальше было с завоеванными государствами.
- Для того, чтобы найти этот материал в учебнике, вписать его в таблицу и затратить на это как можно меньше времени, мы разделимся на группы. Каждая группа будет заполнять один столбик в таблице, а после выполнения задания мы с вами обсудим и заполним остальные столбики. Материал находится во 2 и 3 пункте параграфа 18. Работа в группах составляет 4-5 минут.
Ассирийская армия и ее завоевания
Военное оснащение ассирийских воинов | Земли и государства завоеванные ассирийцами | Как поступали с завоеванными странами |
| | |
- Выступления групп, обсуждение и заполнение таблицы. Таблицу нужно вклеить в рабочую тетрадь.
- Обратили внимание, что воины были вооружены железными мечами? Ведь при фараоне Хеопсе люди пользовались медными орудиями труда, во времена вавилонского царя Хаммурапи люди изготавливали орудия труда из бронзы. Значит еще одно открытие можно записать жителям Ассирийской державы – ОНИ НАУЧИЛИСЬ ОБРАБАТЫВАТЬ ЖЕЛЕЗО. Изготовление из железа дело сложное.
- Молодцы! Хорошо поработали. Мы много узнали об Ассирийской державе. А кто такой АШШУРБАНАПАЛ? (это царь) Его изображение есть на с.82. Найдите его.
- Чтение письма ребенком.
- Ребята, после смерти Ашшурбанапала против ассирийского владычества восстали вавилоняне. К ним присоединились мидийцы, которые жили к северо-востоку от Двуречья. В 612 г. до н.э. Ниневия была осаждена и захвачена врагами. Дворец сгорел и последний царь вместе с ним. Сгорело все. Уцелели только глиняные книги, которые не горят в огне. От высокой температуры они только стали крепче. Позже их нашли археологи. До сих пор они хранятся в музее. Свидетели событий того времени.
Такова история Ассирийской державы!
Закрепление
Для закрепления давайте еще раз повторим самую важную информацию. Даю 1 мин. на обсуждение с соседом по парте важной информации, которую вы сегодня узнали на уроке. Вслух поочередно произносим одну фразу об Ассирийской державе от каждой пары.
Итак, давайте вернемся к вопросам, которые мы с вами составили в начале урока. Проверим, на все вопросы мы смогли найти ответы?
Итог урока
Ребята, вы сегодня все молодцы. Многих хочется отметить, но оценю ваши знания на следующем уроке, когда вы выполните домашнее задание.
Задание на дом: пар.18, написать письмо Ашшурбанапалу и в нем рассказать о том, что вы узнали об Ассирийской державе.
Презентация к уроку
PPTX / 17.35 Мб