12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белякович Екатерина Михайловна5591
Беларусь, Могилёв
58

Разработка урока истории в 6 классе на тему «Столетняя война»



Разработка урока истории в 6 классе. Всеобщая история. История Средних веков

Тема: «Столетняя война»


Класс: 6.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

ЦЕЛЬ  изучение причин и событий Столетней войны.

ЗАДАЧИ:

Обучающая: сформировать на уровне представлений, понятий, причинно-следственных связей картину самой долгой войны Средневековья; показать влияние войны на экономику о общество; создать яркий образ Жанны Д’Арк.

Развивающая: продолжить формирование навыков группового взаимодействия; продолжить развитие умений сравнивать и обобщать учебный материал, давать оценку деятельности исторических личностей; продолжить развитие навыков работы с исторической картой и историческими документами.

Воспитательная: вызвать интерес к истории Англии и Франции; вызвать чувство неприязни к войне, как средству решения спорных вопросов; вызвать чувство уважения к героям войны.

Материально-техническое оснащение: ПК, мультимедийная презентация «Столетняя война», карта «Англия и Франция во времена Столетней войны», карточки-задания, рефлексивные листы.

РОЛЬ И МЕСТО ТЕМЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ:

1) Столетняя война во Франции всегда занимала в курсе истории Средних веков особое место по тому интересу, который эти события вызывают у школьников. Рыцарские поединки, сражения, героическая фигура Жанны Д’Арк – всё это не может оставить учеников равнодушными.

2) На материале Столетней войны учащиеся убеждаются в губительном влиянии войну на развитие общества, знакомятся с вооружением, организацией и тактическими приемами феодального войска. В связи с событиями Столетней войны раскрывается понятие народно-освободительная борьба против иноземных захватчиков. Образный рассказ о подвиге народной героини Франции Жанны Д’Арк используется для патриотического и нравственного воспитания учащихся как пример беззаветного служения родине.

ИДЕЯ: Столетняя война (1337-1453 гг.) в Западной Европе – самая продолжительная война в истории.

Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводный этап

1.Сообщает тему урока: «Столетняя война 1337-1453 гг.»

2.Организует совместное целеполагание и составление плана на урок (по аналогии с уже изученными в истории Древнего мира и Средних веков войнами).

3.Сообщает о правилах заполнения рабочего листа, который нужно будет сдать в конце урока для проверки.

1.Записывают тему в рабочую тетрадь.

2.Совместно с учителем определяют план и цели, записывают их в тетрадь.

Цели:

- ученик должен знать основные события Столетней войны, ее участников и героев;

- ученик должен уметь работать с историческими источниками и картой.

План урока:

Причины и повод Столетней войны;

Ход боевых действий и результаты войны;

Жизнь и деятельность Жанны Д’Арк. 

3.Ознакамливаются с заданиями в рабочем листе.


Этап воспроизведения ориентационной основы знаний 


1.Организует фронтальную работу класса при помощи опорных дат и понятий, записанных на доске.

Корректирует и дополняет ответы учащихся.


1.Формулируют определения понятиям и определяют события по датам.

Даты:

1) Начало XII века

2) 1180-1223 гг.

Понятия:

династия

война

централизованное государство

Этап перехода к изучению нового материала


1.Организует фронтальную беседу.

Корректирует ответы учащихся.


1.Отвечают на вопросы учителя:

Какими способами в Древнем Мире и в Средневековье решались спорные вопросы между государствами?

Какой способ решения проблем был преобладающим?

О каких наиболее значительных странах Средневековья мы с вами говорили на прошлых уроках?

Вспомните, происходили ли войны в Средневековье между этими государствами? Из-за чего?

Этап изучения нового материала 


1) Причины Столетней войны(1337-1453 гг.)


1.Предлагает выяснить из-за чего началась самая долгая война в истории.

2.Обращает внимание на исторические карты, предложенные в параграфе № 13: «Столетняя война», «Объединение Франции».

3.Задает вопросы на понимание карты.

Корректирует и дополняет ответы учащихся.

4.Организует комментированное чтение исторических документов: «Обращение Эдуарда III к подданым», Фруассар. «Хроники».

5.Предлагает найти и показать на исторической карте территории, о которых говорится в документах. Корректирует и дополняет ответы учащихся.

6.Организует самостоятельное ознакомление с материалом пункта 1 параграфа № 13. После прочтения предлагает ответить учащихся на вопросы.

7.Использует прием обобщающей характеристики и формулирует причины и повод Столетней войны.

А1.асуждают, высказывают свое мнение.

2.Изучают карту.

3.Отвечают на вопросы:

Какие земли Франции до начала XIV века принадлежали английским королям?

Предположите, с каким районом Франции у Англии могли быть тесные хозяйственные связи?

4.Читают исторические документыи отвечают на вопросы:

Как вы думаете, чем был недоволен английский король Эдуард III?

Из-за какого района Франции идет спор между Англией и Францией?

Подумайте, почему Англия так сильно интересовалась Фландрией?

5.Показывают территории на карте.

6.Изучают материал пункта 1 параграфа № 13.

Отвечают на вопросы:

1)Как вы считаете, что послужило поводом к началу Столетней войны?

2) Исходя из причин Столетней войны, подумайте, каких целей в ходе войны хотели добиться воюющие страны?

7.Заполняют пункты 1,2 рабочего листа.


2) Основные боевые действия и результаты Столетней войны (1337-1453 гг.)

1.Организация групповой работы

2.Групповое взаимодействие

3.Представление результатов работы


1.Предлагает учащимся разделиться на две группы.

2.Предлагает задания для групп. Задания выполняются на основе:

- текста учебника;

- исторической карты «Столетняя война. Жакерия»;

- контурной карты по теме;

- пособия «Риер Я.Г. История средневековых цивилизаций», ч.3, с. 138-145.

- Хрестоматия «История средних веков», с. 281-283.

3.Организует представление результатов работы.

Задает корректирующие вопросы, исправляет содержательные неточности.

4.Использует прием объяснения нового понятия «крестьянское восстание». Заполняет вместе с учащимися схему.

1.Формируют группы:

- Английская армия

- Французская армия

2.Выполняют задания.

- Заполните хронологическую таблицу «Основные боевые действия Столетней войны(1337-1453 гг.)»

- На контурной карте отметьте места основных сражений, территориальные изменения по условиям перемирия 1360 г., территории отошедшие к Франции либо Англии к концу войны.

- Обозначьте итоги войны для каждой из воюющих стран.

- Задание на выбор: а) Напишите письмо-отчет о ходе боевых действий своему правительству.

- Представьте, что вы солдат английской либо французской армии. Напишите письмо другу с войны.

3.Представляют результаты группового

взаимодействия.

4.Слушают разъснение учителя, вместе с учителем заполняют схему.


3) Жизнь и деятельность Жанны Д’Арк (1412-1431 гг.)












Первичное закрепление материала

1.Сообщает о заполнении учениками таблицы после повествования учителя.

2.Использует прием образного повествования на тему «Жизнь и деятельность Жанны Д’Арк». По ходу повествования составляет опорную схему на доске.

3.Для активации внимания обращает внимание на учебные картины. Задает вопросы.









4.Организует фронтальную беседу.

Корректирует и дополняет ответы учащихся.

5.Организует работу учащихся по составлению таблицы в рабочем листе.

1.Заполняют таблицу «Жизнь и деятельность Жанны Д’Арк» (пункт 5 рабочего листа)

2.Слушают повествование учителя.

3.Отвечают на вопросы:

Как вы думаете, что изображено на данной картине?

В каком обличии на данной картине предстает перед нами Жанна Д’Арк?


4.Отвечают на вопросы:

Когда родилась Жанна ДАрк?

Какие качества личности Жанны Д’Арк вызывают у вас уважение?

Почему Жанну Д’Арк назвали «Орлеанской Девой»?

Какое событие было раньше: осада Орлеана или коронация Карла VII?

Какое значение для Франции имела деятельность Жанны Д’Арк?

5.Заполняют таблицу в рабочем листе.

Подведение итогов работы

1.Организует оценку результатов групповой и самостоятельной работы.

2.Сообщает домашнее задание: параграф № 13, составить сравнительную таблицу «Крестьянские восстания в Англии и Франции во время Столетней войны» (на основе параграфа и исторических документов из «Практикума по истории Средних веков» с. 24-27, с. 57-70), на основе исторического документа Фруссар. «Хроники» составить простой (информативный) план на тему «Крестьянское восстание во Франции в 1358 г.»

1.Высказываются в отношении работы в группах и работы отдельных учеников. Сдают рабочие листы. 

2.Записывают домашнее задание

Рефлексия

1.Предлагает оформить рефлексивный рисунок «Дерево успехов».

1.Оформляют рисунок и сдают учителю.


Фактологический материал


ГЛАВНЫЕ ФАКТЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ

1) Предпосылки Столетней войны (1337-1453 гг.)

2) Основные боевые действия (1337-1453 гг.)

3) Жизнь и деятельность Жанны Д’Арк (1412-1431 гг.)

4) Крестьянские восстания во Франции в 1358 г. и в Англии в 1381г.

1) Вступление на французский престол Филиппа VI (1328 г.)

2) Битва при Креси (1346 г.)

3) Битва при Пуатье (1353 г.)

4) Битва при Азенкуре (1415 г.)

5) Осада Орлеана (1428-29 гг.)

6) Участники крестьянского восстания во Франции 1358 г.

7) Уот Тайлер как предводитель крестьянского восстания в Англии 1381 г.


Понятийный аппарат


ИЗВЕСТНЫЕ ПОНЯТИЯ

НОВЫЕ ПОНЯТИЯ

Династия

Война

Государство

Феодал

Коронация

Рыцарь

Король

Налог

Междоусобная война

Централизованное государство

Крестьянское восстание

Дофин


ИЗВЕСТНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Династия – короли, представители одного и того же рода, которые сменяют друг друга на престоле по праву наследования.

Война – конфликт между государствами, племенами, гражданами, происходящий в форме боевых действий между вооруженными силами.

Государство – организация общества людей, постоянно проживающих на определенной территории, которая характеризуется наличием системы органов власти, законов.

Коронация – принятие монархом символов принадлежащей ему власти.

Король – правитель королевства; королевский титул был вторым по значимости после императорского.

Феодал – владелец феода.

Рыцарь – тяжеловооруженный конный воин, представитель благородного сословия.

Налог – обязательные платежи, взимаемые государством с граждан.

Междоусобная война – война в пределах государства, одной группы общества и т.д.

Централизованное государство – государство, в котором власть принадлежит монарху, который управляет с помощью своих чиновников; налоги уплачиваются в государственную казну, а не отдельным феодалам; действует единое королевское законодательство.


НОВЫЕ ПОНЯТИЯ:

Крестьянское восстание – социальное движение внутри государства, которое было направлено на улучшение условий жизни и носило стихийный характер, на подавление которого направлялись вооруженные силы.

Дофин – наследник французского престола (по названию области Дофине в Бургундии, которая с 1343 года стала традиционной собственностью наследника престола).


Объективные исторические связи


Причинно-следственные связи:

1 ) Династические и территориальные споры между Англией и Францией в к. XIII – н. XIV вв.  t1591255128aa.gif  Столетняя война (1337-1453 гг.)

2 ) Столетняя война (1337-1453 гг.)   t1591255128aa.gif  Ухудшение положения крестьян   t1591255128aa.gif          Крестьянские восстания в Англии (1381 г.) и во Франции (1358 г.)


Пространственные связи:

1 ) Неудачи французов в боевых действиях в XIV в. на территории Франции   t1591255128aa.gif  Переход во владения Англии одной трети французских земель в XV в.


Временные связи:

1 ) Формирование английского и французского централизованных государств в начале Позднего Средневековья   t1591255128ab.gif  Стремление Англии и Франции расширить свои владения в XIV – XV вв.


Обобщения


1 ФАКТ: В результате стремления Англии и Франции расширить свои территории и экономическое влияние на этих территория началась Столетняя война (1337-1453 гг.)

2 ФАКТ: В результате боевых действий 1337-1415 гг. над Францией нависла угроза потери национальной независимости.

3 ФАКТ: В результате деятельности Жанны Д’Арк в ходе войны наступил перелом в пользу французов.

4 ФАКТ: Восстания крестьянских масс в Англии в 1381 г. и во Франции в 1358 г. немного улучшили положение крестьян и ускорили их освобождение.

ОБЩИЙ ВЫВОД: Столетняя война (1337-1453 гг.) привела к завершению процесса объединения Франции в конце XV в. Однако война принесла огромные экономические потери Англии и Франции и привела к обострению социальных отношений.


Схемы%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9.jpg


c1592336955.jpg

%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B91.jpg


l1592336975.jpg

j1592336342.jpg


a1592337003.jpg

Таблицы


1) Основные боевые действия Столетней войны (1337-1453 гг.)


Дата

Событие

Результат

1340 г.

Сражения у г. Слейс


Победа англичан над французами.

1346 г.

Битва у Креси

Победа Англии.

1356 г.


Битва при Пуатье

Франция потерпела поражение.

1415 г.

Сражение у Азенкура


Сокрушительное поражение французов.

1428 - 1429 г.

Осада Орлеана

Французы сняли осаду.


Вывод: Практически во всех сражениях Англия одерживала верх над Францией. Однако несмотря на это французы изгнали англичан с территории своей страны.


2) Жизнь и деятельность Жанны Д’Арк (1412-1431гг.) 


Даты событий

Основные события жизни

6 января 1412 г.


В Домреми родилась Жанна Д’Арк.


8 мая 1429 г.


Появление Жанны Д’Арк. Снятие осады Орлеана.


17 июля 1429 г.


Коронация Карла VII в Реймсе.


23 мая 1430 г

Жанна Д’Арк попала в плен к англичанам.

30 мая 1431 г.


Сожжение на костре Жанны Д’Арк в г. Руане.


16 мая 1920 г.

Жанна Д’Арк пречислена католической церковью к лику святых.



Вывод: Жанна Д’Арк была одной из самых выдающихся личностей периода Столетней войны (1337-1453 гг.) Она внесла огромный вклад в освобождение своей страны.


3) Крестьянские восстания в Англии в 1381 г. и во Франции в 1358 г.


Вопросы для сравнения

Уот Тайлер в Англии

Жакерия во Франции

Где и когда произошло восстание?

В Англии в 1381 г.

Во Франции в 1358 г.

Какие причины привели к восстанию?

Введение подушной подати;

Существование личной зависимости и барщины;

Обнищание крестьянства.

Обнищание крестьянства;

Массовое личное закрепощение крестьян;

Безразличие феодалов к ходу войны.

Участники восстания.

Все категория крестьянства, сельские ремесленники, городское плебейство.

Крестьяне.

Программы, принятые в ходе восстания.

Майл-Эндская программа;

Смитфилдская программа.


Итоги восстания

Крестьянское восстание было подавлено, однако была принята Смитфилдская программа.

Восстание было подавлено. Были реализованы минимальные требования крестьян, ускорился процесс крушения барщинной системы.


Вывод: Во время Столетней войны (1337-1453 гг.) положение крестьян в воюющих странах резко ухудшилось. Это послужило причиной крестьянских восстаний в Англии в 1381 г. и во Франции в 1358 г.Однако оба восстания были подавлены, были сделаны некоторые уступки крестьянам.

4) Столетняя война (1337-1453гг.)


Причины войны

Повод к войне

Ход войны

Итоги войны

Причинами войны явились: 1) Династический кризис во Франции, из-за чего английские короли стали претендовать на французский престол. 2) Территориальные споры. Аквитания была английским владением на территории Франции, это мешало Французским королям завершить объединение страны.

3) Экономическое соперничество Англии и Франции во Фландрии.

В 1328 г. во Франции прекратилась династия Капетингов. На престол вступил представитель ее младшей ветви – Филипп Валуа.

Английский король Эдуард III был родственником короля Франции и объявил себя королем Англии и Франции.


На первом этапе войны Франция из-за неудач в сражениях потеряли 1/3 своей территории. На втором этапе Франции удалось одержать ряд побед на суше и на море, но положение Франции осложнялось междоусобной войной за власть и влияние на короля между феодальными группами. В 1415 году возобновились боевые действия. Весь север Франции оказался в руках англичан. В 1428 году англичане осадили Орлеан. Под Орлеаном решалась судьба Франции. В 1429 г. осада была снята. В 1453 г. англичан изгнали из Франции, однако они сохранили за собой еще на сто лет порт Кале.

Французские короли смогли завершить процесс объединения страны, несмотря на то что в руках англичан остался порт Кале. Однако из-за войны ухудшилось экономическое и социальное положение в воюющих странах.

Вывод: Причины войны были разнообразными: экономическими, территориальными и династическими.

Вывод: Смерть последнего представителя Капетингов во Франции привела к началу войны.

Вывод: Несмотря на неудачи французской армии практически на всем протяжении войны, французам удалось изгнать англичан с территории своей страны.

Вывод: Франция одержала победу в войне.


Вывод: Столетняя война (1337-1453 гг.) началась из-за противоречий между Англией и Францией, обострившихся в начале 14 века. Несмотря на то, что англичане выигрывали практически на всем протяжении войны, Франция смогла сохранить свою национальную независимость.


Историческое мышление


Хронологические умения

Ученик должен уметь составлять хронологическую таблицу «Основные боевые действия Столетней войны».

Ученик должен уметь устанавливать длительность Столетней войны (сколько лет, сколько веков).

Пространственные умения

Ученик должен уметь правильно показывать на исторической карте «Столетняя война. Жакерия.» места основных боевых действий Столетней войны.

Ученик должен уметь проследить изменение территорий Франции и Англии в XIVXV вв. при помощи исторической карты «Столетняя война. Жакерия.»

Ученик должен уметь описывать геополитическое положение Англии и Франции до и после Столетней войны (1337-1453 гг.) на основе исторической карты.

Историческое понимание

На основе исторического документа Фруссар. «Хроники» ученик должен уметь составлять простой (информативный) план на тему «Крестьянское восстание во Франции в 1358 г.» и делать вывод об итогах восстания.

На основе образного повествования и таблицы «Жизнь и деятельность Жанны Д’Арк » ученик должен уметь делать вывод о значении деятельности Жанны Д’Арк во время Столетней войны.

Исторический анализ

Ученик должен уметь определять причины и следствия противоречий между Англией и Францией в начале XIV в.

Ученик должен уметь сравнивать крестьянские восстания в Англии и Франции во время Столетней войны при помощи составления сравнительной таблицы.

Развитие навыков устной и письменной речи

Ученик должен уметь излагать материал по теме четко и последовательно.

Ученик должен уметь самостоятельно работать с историческими учебниками и источниками.

Развитие коммуникативных умений

Ученик должен уметь вести работу в группе

(уметь слышать других, уметь распределять обязанности в группе).


Исторические документы


Обращение Эдуарда I к подданным


«В достаточной мере всем ведомо и уже по всем странам мира распространилась весть, как король Франции обманным и хитрым способом отстранил нас от нашей страны Гасконии. Ныне же, довольствуясь обманом и беззаконием, для завоевания королевства нашего собран огромный флот и громадное множество воинов. Он (король Франции) вознамерился совсем истребить с лица земли язык английский…»


Фруассар. «Хроники»


«Король Англии запер все морские проходы и не пропускал ничего во Фландрию, а особенно шерсть и овечьи шкуры. Эти всем страны Фландрии были глубоко поражены, так как суконное производство – главный предмет, которым они живут, и было уже много разорившихся благородных людей и богатых купцов. Из Франции к ним приходит много хлеба, но так как им не на что покупать и нечем платить, всё по недостатку заработка. Из Англии же к ним идёт шерсть и с нею вместе большие выгоды, которые позволяют англичанам поддерживать своё благосостояние и жить в довольстве…»



Исторические картины


t1591255128bj.png


Ш. Ленепвё, «Жанна Д’Арк при осаде Орлеана»

t1591255128bk.png


Энгр Жан Огюст Доминик «Жанна Д'Арк на коронации Карла VII»

t1591255128bl.png


Адольф-Александр Дилленс, «Пленение Жанны Д'Арк»

t1591255128bm.png


Герман Антон Штильке «Жанна д'Арк на костре»


Рабочий лист ученика на урок


I. Причины Столетней войны.

Борьба за _________________________________________________________________

Спор из-за ________________________________________________________________

Заинтересованность английских монархов______________________________________

Повод к началу войны _______________________________________________


II . Цель Англии в войне ____________________________________________

Цель Франции в войне ______________________________________________


III. Основные боевые действия Столетней войны


Дата

Событие

Результат

1340 г.

Сражения у ...


Победа ...

1346 г.

Битва у ...

Победа ...

1356 г.


Битва при ...

Победа ...

1415 г.

Сражение у ...


Победа ...

1428 - 1429 г.

Осада ...

Победа ...

Вывод:


IV. Итоги войны.

1) Англичане были ___________________________________________________________.

2) В руках англичан остался ___________________________________________________.

3) Усиление _______________________________________________________во Франции.

4) К концу _______французские короли смогли ___________________________________.

5) Война ухудшила ________________________________ положение в воюющих странах.


V. Жизнь и деятельность Жанны Д’Арк(1412-1431)

Даты событий

Основные события жизни

...

В Домреми родилась Жанна Д’Арк.


8 мая 1429 г.


...

17 июля 1429 г.


...

...

Жанна Д’Арк попала в плен к англичанам.


30 мая 1431 г.

...

...

Жанна Д’Арк пречислена католической церковью к лику святых.

Значение деятельности Жанны Д’Арк:


Задания на закрепление понятия «крестьянское восстание»

Вариант 1


1 УРОВЕНЬ

1) Дайте определение понятию «крестьянское восстание».

2) Из списка определений выделите подходящие к термину «крестьянское восстание»:

А) организованное движение крестьян совместно с вооруженными силами страны;

Б) социальное движение носит стихийный характер;

В) социальное движение, за взятие власти в государстве в руки определенной группы населения;

Г) социальное движение крестьян, направленное на улучшение условий жизни;

Д) социальное движение, которое подавляется вооруженными силами;

Е) социальное движение, которое поддерживается феодалами.

3) Назовите термин, подходящий под определение «социальное движение внутри государства, которое было направлено на улучшение условий жизни и носило стихийный характер, на подавление которого направлялись вооруженные силы».

4) Вставьте пропущенное слово:

Ухудшение условий жизни крестьян в годы Столетней войны (1337-1453 гг.) привело к …….. .

5) Соотнесите термины и определения:


1) междоусобная война


А) походы европейцев на Восток с целью освобождения от «неверных» гроба Господнего

2) крестовый поход


Б) война в пределах одного государства, одной группы общества и т.д.

3) крестьянское восстание


В) принудительная обязанность крестьян

4) крестьянская повинность


Г) социальное движение внутри государства, которое было направлено на улучшение условий жизни и носило стихийный характер, на подавление которого направлялись вооруженные силы



2 УРОВЕНЬ

1) Установите причины начала крестьянских восстаний в Англии в 1381 г. и во Франции в 1358 г.

2) Определите последствия крестьянских восстаний в Англии в 1381 г. и во Франции в 1358 г. как для крестьян, так и для феодалов.

3) Установите взаимосвязь между Столетней войной (1337-1453 гг.) и крестьянскими восстаниями в Англии в 1381 г. и во Франции в 1358 г.

4) Заполните сравнительную таблицу «Крестьянские восстания в Англии в 1381 г. и во Франции в 1358 г.»


Вопросы для сравнения

Уот Тайлер в Англии

Жакерия во Франции

Где и когда произошло восстание?



Какие причины привели к восстанию?



Участники восстания.



Правительственные программы, принятые в ходе восстания.



Итоги восстания



Вывод:


5) Почему восстание во Франции в 1358 г. называлось «Жакерия»?


3 УРОВЕНЬ

1) А. Если бы вы были крестьянином времен Столетней войны (1337-1453 гг.), вы бы поддержали крестьянские восстания? Ответ поясните.

Б. Если бы вы были феодалом времен Столетней войны (1337-1453 гг.), как бы вы отнеслись к крестьянским восстаниям. Ответ поясните.

2) Представьте что вы Уот Тайлер. Разработайте свой план действий крестьянского восстания 1381 г. в Англии, чтобы восстание принесло желаемые результаты.

3) Прочитайте два отрывка из хроник. Определите о каком восстании времен Столетней войны идет речь? Кому сочувствует первый автор, а кому – второй? В чем сходятся оба автора, рассказывая о восстании крестян? Дайте свою оценку данному восстанию.


Документы:

Ж. ДЕ Венет. «Хроника»


«…Колокола не звонили радостно, призывая верных к божественной службе, а лишь били тревогу, подавая сигнал к бегству крестьян при приближении неприятелей. Самая отчаянная нищета царила повсюду, и особенно среди крестьян, ибо сеньоры усугубляли их страдания, отнимая у них и имущество, и их бедную жизнь. Они редко обременяли себя заботами о том, чтобы защищать своих вассалов от набегов и нападений неприятелей».


Фруассар. «Хроники». Разорение Франции бригандами


«…Бриганды эти взламывали двери, сундуки и ларцы с драгоценностями и брали всё, что находили; затем возвращались своей дорогой, нагружённые добычей. Так действовали они в городе Донзонаке и во многих других городах. И захватывали таким путём многие замки и затем перепродавали их».

Фруассар. «Хроники». О Жакерии

«Вскоре после освобождения короля Наварры случился великий мятеж во многих областях королевства Франции. Некие люди из деревень собрались, и было их вначале не более 100 человек…. Выбрали короля из своей среды, который, как говорили, происходил из Клермона в Бовэзи, и поставили его первым над первыми. И величали его, короля, Жак Простак. Они говорили, что дворянство королевства Франции предали королевство, и что было бы великим благом их всех уничтожить…. Потом собрались и пошли в беспорядке, не имея никакого оружия, кроме палок с железными наконечниками и ножей, прежде всего к дому одного ближайшего рыцаря. Они разгромили и предали пламени дом, а рыцаря, его жену и детей – малолетних и взрослых – убили. Затем подошли к другому крепкому замку и сделали ещё хуже…»


Две программы восстания Уота Тайлера

Завладев Лондоном, восставшие дважды добивались встречи с юным королем Ричардом II, предъявляя ему свои требования. В зависимости от места, где состоялась встреча, эти программы именуются Майл-Эндской и Смитфилдской. Главное требование первой из них заключалось в освобождении от всякой личной зависимости. Предусматривались амнистия для участников восстания, ограничение платежей за землю.

Программа, выдвинутая во время второй встречи, отражала интересы наиболее решительно настроенных повстанцев (остальные к тому времени уже разошлись по домам). В соответствии с ней следовало упразднить права сеньоров, установить свободу и равенство всех англичан, кроме короля, резко ограничить число церковных иерархов и отнять у Церкви почти все имущество. Король выразил готовность удовлетворить и эти требования, но спустя всего несколько минут Уот Тайлер был вероломно убит. Восстание было подавлено, и о выполнении крестьянских требований, естественно, никто больше не вспоминал.


Хронисты о начале восстания крестьян

1-й хронист. Вскоре случился великий мятеж во многих областях королевства. И если бы Бог не пришел на помощь, эти злодеи так бы размножились, что погибли бы все благородные воины , святая церковь и зажиточные люди по всему королевству.

2-й хронист. Самая отчаянная нищета царила среди крестьян, ибо сеньоры усугубляли их страдания, отнимая у них имущество и их бедную жизнь.

Летом 1358 г. крестьяне, видя бедствия и утеснения, которые со всех сторон им учиняли, поднялись против французской знати. Выступив с оружием и знаменами, распространились по всей округе и всех знатных мужчин, даже собственных сеньоров уничтожали без жалости.


Вариант2


1 УРОВЕНЬ

1) Дайте определения понятиям: дофин, крестьянское восстание, Жакерия.

2) Перечислите причины Столетней войны (1337-1453 гг.).

3) Продолжи фразу: Ухудшение условий жизни крестьян в годы Столетней войны (1337-1453 гг.) привело к …….. .

4) Соотнесите даты и события:


1415 г.


Битва при Креси

1356 г.


Осада г. Орлеана

1346 г.


Битва у Слейса

1428-1429 гг.


Битва у селения Азенкур

1340 г.


Битва при Пуатье


5) Установите правильную хронологическую последовательность следующих событий: 1) коронация Филиппа VI;

2) коронация Карла VII;

3) правление Филиппа IV Красивого;

4) правление Филиппа II Августа.

6) Какая территория осталась за англичанами после окончания Столетней войны (1337-1453 гг.)?


2 УРОВЕНЬ

1) Заполните обобщающую таблицу «Столетняя война (1337-1453 гг.)»


ПРИЧИНЫ

ПОВОД

ХОД

ИТОГИ






ВЫВОД:

ВЫВОД:

ВЫВОД:

ВЫВОД:

Общий вывод:


2) В чем отличие Столетней войны от предыдущих войн эпохи средневековья?

3) Прочитайте отрывок из исторического документа «Нормандская хроника»:

А) О каком событии идет речь в данном отрывке?

Б) Когда оно произошло?

В) Каковы итоги данного события?

Г) Какие исторические личности упоминаются в данном документе? Представителями каких государств они являются?

4) Исправьте ошибки в тексте:

В 1432 году в одной из стычек Жанна Д’Арк была схвачена бургундцами. За выкуп они передали ее своим союзникам – французам. Жанну обвинили в ереси и колдовстве. Церковному суду не удалось доказать ее вину. Поэтому в 1433 году она была отпущена. После этого она приняла активное участие в снятии осады с города Орлеана.

5) Подсчитайте сколько лет и сколько веков продолжалась Столетняя война (1337-1453 гг.).


3 УРОВЕНЬ

1) Составьте исторический портрет Жанны Д’Арк. Какой вклад, на ваш взгляд, она внесла вклад в историю Франции. Представьте как бы изменился ход войны, если бы не было Жанны Д’Арк. Ответ оформите в форме исторического эссе.

2) Прочитайте два отрывка из хроник. Определите о каком восстании времен Столетней войны идет речь? Кому сочувствует первый автор, а кому – второй? В чем сходятся оба автора, рассказывая о восстании крестян? Дайте свою оценку данному восстанию.


Документы:

«Нормандская хроника»

«Принц Уэльский начал отступление, когда узнал о прибытии короля Иоанна, и король преследовал его вплоть до Пуатье, где тот расположился лагерем в лесу, и с ним все его люди… Было людей у принца свыше 8 тыс. бойцов, из которых он имел около 3 тыс. тяжеловооруженных, а остальных - стрелков… Король Иоанн имел до 12 тыс. тяжеловооруженных, но мало других бойцов, а именно стрелков из лука и арбалета… Король Иоанн образовал несколько боевых линий и поручил первую из них маршалам, которые так спешили схватиться с врагом, что линия короля была еще далеко позади, а маршалы прошли уже через изгородь и столкнулись. с врагами… И тотчас были они разбиты… Вслед за тем подошел герцог Нормандский, имевший очень густую линию тяжеловооруженных… Войска принца перешли в наступление. Тут большое количество людей из боевой линии герцога было убито и взято в плен, многие ушли, а часть соединилась с корпусом короля, который только теперь подходил… Англичане стянули свои ряды и немного перевели дух, а король и его люди прошли большой и длинный путь, что их очень утомило… Тут произошла большая и жестокая битва, и многие англичане поворачивали и убегали, но французы так скучились под жестоким обстрелом лучников, попадавших им в головы, что большинство их не могло сражаться, и они падали один на другого.»


Протоколы обвинительного процесса Жанны ’ Арк

а) Запрещение выходить из тюрьмы

Мы, упомянутый епископ, запретили той Жанне без нашего разрешения выходить из места заключения, ей предназначенного в руанской крепости, под страхом уличения в ереси. Она же ответила, что не принимает этого запрещения… Затем стала жаловаться на то, что ее содержат в железных цепях и кандалах. Тогда мы ей сказали, что прежде она много раз пыталась уйти из тюрьмы и поэтому для более надежной и верной ее охраны было приказано надеть на нее железные цепи…


б) 1 марта. Пятое заседание

На вопрос, какой знак она дала своему королю в подтверждение того, что она пришла от бога, она ответила: «Я всегда вам отвечала, что вы не вырвете у меня этого признания. Идите узнавать у него самого».

На вопрос, клялась ли она не рассказывать о том, о чем у нее будут спрашивать и что касается процесса, она ответила: «Я уже прежде вам говорила, что не расскажу вам об имеющем отношение к нашему королю. И того, что касается нашего короля, я и теперь не открою вам».

На вопрос, знает ли она сама тот знак, который дала своему королю, она ответила: «Вы не узнаете этого от меня».



Критерии оценки:


1 УРОВЕНЬ. Ученик должен уметь правильно воспроизводить определения понятий и терминов; соотносить исторические даты с соответствующими событиями; устанавливать хронологическую последовательность исторических событий; перечислять причины исторического события.


2 УРОВЕНЬ. Ученик должен уметь правильно определять хронологические рамки исторического события; извлекать из исторического источника учебное знания; систематизировать содержание учебного материала, правильно заполняя обобщающую таблицу; выделять общее и своеобразное изучаемого исторического события в сравнении с аналогичными событиями в предыдущий период времени; обосновывать свой ответ.


3 УРОВЕНЬ. Ученик должен уметь делать сравнительное сопоставление двух источников, характеризующих одно событие; аргументировать собственное отношение к историческим событиям; аргументировать свою точку зрения по содержанию изученного материала в форме творческого сочинения; моделировать альтернативные варианты развития исторических событий; оценивается оригинальность ответа и творчески подход.



Рефлексивный рисунок «Дерево Успехов»


t1591255128bn.jpg

Литература


Азимов, А. История Франции. От Карла Великого до Жанны д'Арк / А. Азимов. – М. : Центрполиграф, 2007. – 275 с.

Басовская, Н.И. Правитель и народ в Столетней войне: миф и реальность / Н.И. Басовская // Средние века. Выпуск 54. – М. : Наука, 1991. – С. 24-35.

Басовская, Н.И. Столетняя война 1337-1453 гг. / Н.И. Басовская. – М. : Высш. шк., 1985. – 184 с.

Басовская, Н.И. Столетняя война: леопард против лилии / Н.И. Басовская. – М. : Астрель: АСТ, 2010. – 466 с.

Берн, А. Битва при Азенкуре. История Столетней войны c 1369 по 1453 год / А. Берн. – М. : Центрполиграф, 2004. – 313 с.

Берн, А. Битва при Креси. История Столетней войны с 1337 по 1360 год / А. Берн. - М. : Центрполиграф, 2004. – 323 с.

Брайант, А. Эпоха рыцарства в истории Англии / А. Брайант; Пер. с англ. Т. В. Ковалёва, М. Г. Муравьёва. – СПб. : Издательская группа «Евразия», 2001. – 578 с.

Васильев, А.А. История средних веков / А.А. Васильев. – М. : Республика, 1993. – 511 с.

Дефурно, М. Повседневная жизнь в эпоху Жанны Д'Арк / М. Дефурно. – СПб. : Издательская группа «Евразия», 2002. – 320 с.

Калмыкова, Е.В. Образы войны в исторических представлениях англичан позднего Средневековья / Е.В. Калмыкова. – М. : Квадрига, 2010. – 660 с.

Калмыкова, Е. В. Столетняя война и формирование английского национального самосознания / Е. В. Калмыкова // Средние века. – 2001. – № 62. – С. 37-42.

Левандовский, А.П. Жанна д’Арк / А. П. Левандовский. – 2-е изд. испр. и доп. – М. : Молодая гвардия, 1982. – 256 с.

Логинова, А. Столетняя война. Битва при Пуатье / А. Логинова // История. -- 2002. – № 5. – С. 1-6.

Мадоль, Ж. Альбигойская драма и судьбы Франции / Ж. Мадоль; Пер. с фр. Г. Ф. Цибулько; науч. ред. Н. И. Милютенко. – СПб. : Евразия 2000. – 326 с.

Майорова, Е.И. Женские лики Столетней войны / Е.И. Майорова. – М. : Вече, 2013. 324 с.

Малинин, Ю.П. (ред.) Хроники и документы времён Столетней войны / Пер., сост., предисл., прим., указат., генеал. табл., карты М. В. Аникиева. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 433 с.

Николле, Д. Французская армия в Столетней войне / Д. Николле, А. Мак-Брайд А. – М. : АСТ, 2006. – 64 с.

Перну, Р. Алиенора Аквитанская / Р. Перну. – М. : Евразия, 2001. – 336 с.

Перруа, Э. Столетняя война / Э. Перруа; Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. – СПб. : Евразия, 2002. – 482 с.

Процесс Жанны Д`Арк: Материалы инквизиционного процесса / Перевод, комментарии и сопроводительная статья А. Б. Скакальской. – Москва; Санкт-Петербург : Альянс-Архео, 2008. – 471 с.

Риер Я.Г. История средневековых цивилизаций. / Я. Г. Риер. - В 5 ч. Часть 3. Западная, Центральная и Юго-Восточная Европа в первой половине II тысячелетия. – Могилев, 2001. – 183 с.

Ромм, Ф. Жанна д'Арк. Загадки Орлеанской Девы / Ф. Ромм. - М.: НЦ ЭНАС, 2008. – 216 с.

Тагунов, Д.Е. Всеобщая история государства и права: Учебное пособие / Д.Е. Тагунов. – Мн. : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 326 с.

Фавье, Ж. Столетняя война / Ж. Фавье; Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. – СПб. : Евразия, 2009. – 656 с.

Фаулер, К. Эпоха Плантагенетов и Валуа. Борьба за власть (1328-1498) / К. Фаулер; Пер. с англ. Кириленко С. А., вступ. статья Карачинский А. Ю. – СПб. : Издательская группа «Евразия», 2002. – 352 с.

Хачатурян, Н.А. Сословная монархия во Франции XIII-XV вв.: Учеб. пособие для вузов / Н.А. Хачатурян. – М. : Высш. шк., 1989. – 274 с

Хроники и документы времен Столетней войны : пер. с фр. / под ред. Ю. П. Малинина. – Санкт-Петербург : Изд-во C.-Петерб. ун-та, 2005. – 425 с.

Шишов, А.В. 100 великих полководцев Средневековья / А.В. Шишов. – М. : Вече, 2010. – 432 с.



Опубликовано


Комментарии (4)

Аверкиева Елена Александровна, 04.06.20 в 22:01 6Ответить Пожаловаться
Большое спасибо ,Екатерина Михайловна, много полезного для себя нашла!
Кияйкина Наталья Федоровна, 06.06.20 в 12:32 4Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный и насыщенный ресурс!!!
Медведева Татьяна Ивановна, 14.06.20 в 08:16 2Ответить Пожаловаться
Екатерина Михайловна, какой титанический труд!!! Ваш урок уже в моей методической копилочке!!! БлагоДарю!!!
Лещёва Светлана Николаевна, 15.02.21 в 15:22 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень интересный урок!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.