Разработка урока истории в 6 классе на тему «Столетняя война»
Пояснительная записка к презентации
Разработка урока истории в 6 классе. Всеобщая история. История Средних веков
Тема: «Столетняя война»
Класс: 6.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
ЦЕЛЬ – изучение причин и событий Столетней войны.
ЗАДАЧИ:
Обучающая: сформировать на уровне представлений, понятий, причинно-следственных связей картину самой долгой войны Средневековья; показать влияние войны на экономику о общество; создать яркий образ Жанны Д’Арк.
Развивающая: продолжить формирование навыков группового взаимодействия; продолжить развитие умений сравнивать и обобщать учебный материал, давать оценку деятельности исторических личностей; продолжить развитие навыков работы с исторической картой и историческими документами.
Воспитательная: вызвать интерес к истории Англии и Франции; вызвать чувство неприязни к войне, как средству решения спорных вопросов; вызвать чувство уважения к героям войны.
Материально-техническое оснащение: ПК, мультимедийная презентация «Столетняя война», карта «Англия и Франция во времена Столетней войны», карточки-задания, рефлексивные листы.
РОЛЬ И МЕСТО ТЕМЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ:
1) Столетняя война во Франции всегда занимала в курсе истории Средних веков особое место по тому интересу, который эти события вызывают у школьников. Рыцарские поединки, сражения, героическая фигура Жанны Д’Арк – всё это не может оставить учеников равнодушными.
2) На материале Столетней войны учащиеся убеждаются в губительном влиянии войну на развитие общества, знакомятся с вооружением, организацией и тактическими приемами феодального войска. В связи с событиями Столетней войны раскрывается понятие народно-освободительная борьба против иноземных захватчиков. Образный рассказ о подвиге народной героини Франции Жанны Д’Арк используется для патриотического и нравственного воспитания учащихся как пример беззаветного служения родине.
ИДЕЯ: Столетняя война (1337-1453 гг.) в Западной Европе – самая продолжительная война в истории.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Вводный этап | 1.Сообщает тему урока: «Столетняя война 1337-1453 гг.» 2.Организует совместное целеполагание и составление плана на урок (по аналогии с уже изученными в истории Древнего мира и Средних веков войнами). 3.Сообщает о правилах заполнения рабочего листа, который нужно будет сдать в конце урока для проверки. | 1.Записывают тему в рабочую тетрадь. 2.Совместно с учителем определяют план и цели, записывают их в тетрадь. Цели: - ученик должен знать основные события Столетней войны, ее участников и героев; - ученик должен уметь работать с историческими источниками и картой. План урока: Причины и повод Столетней войны; Ход боевых действий и результаты войны; Жизнь и деятельность Жанны Д’Арк. 3.Ознакамливаются с заданиями в рабочем листе. |
Этап воспроизведения ориентационной основы знаний | 1.Организует фронтальную работу класса при помощи опорных дат и понятий, записанных на доске. Корректирует и дополняет ответы учащихся. | 1.Формулируют определения понятиям и определяют события по датам. Даты: 1) Начало XII века 2) 1180-1223 гг. Понятия: династия война централизованное государство |
Этап перехода к изучению нового материала | 1.Организует фронтальную беседу. Корректирует ответы учащихся. | 1.Отвечают на вопросы учителя: Какими способами в Древнем Мире и в Средневековье решались спорные вопросы между государствами? Какой способ решения проблем был преобладающим? О каких наиболее значительных странах Средневековья мы с вами говорили на прошлых уроках? Вспомните, происходили ли войны в Средневековье между этими государствами? Из-за чего? |
Этап изучения нового материала 1) Причины Столетней войны(1337-1453 гг.) | 1.Предлагает выяснить из-за чего началась самая долгая война в истории. 2.Обращает внимание на исторические карты, предложенные в параграфе № 13: «Столетняя война», «Объединение Франции». 3.Задает вопросы на понимание карты. Корректирует и дополняет ответы учащихся. 4.Организует комментированное чтение исторических документов: «Обращение Эдуарда III к подданым», Фруассар. «Хроники». 5.Предлагает найти и показать на исторической карте территории, о которых говорится в документах. Корректирует и дополняет ответы учащихся. 6.Организует самостоятельное ознакомление с материалом пункта 1 параграфа № 13. После прочтения предлагает ответить учащихся на вопросы. 7.Использует прием обобщающей характеристики и формулирует причины и повод Столетней войны. | А1.асуждают, высказывают свое мнение. 2.Изучают карту. 3.Отвечают на вопросы: Какие земли Франции до начала XIV века принадлежали английским королям? Предположите, с каким районом Франции у Англии могли быть тесные хозяйственные связи? 4.Читают исторические документыи отвечают на вопросы: Как вы думаете, чем был недоволен английский король Эдуард III? Из-за какого района Франции идет спор между Англией и Францией? Подумайте, почему Англия так сильно интересовалась Фландрией? 5.Показывают территории на карте. 6.Изучают материал пункта 1 параграфа № 13. Отвечают на вопросы: 1)Как вы считаете, что послужило поводом к началу Столетней войны? 2) Исходя из причин Столетней войны, подумайте, каких целей в ходе войны хотели добиться воюющие страны? 7.Заполняют пункты 1,2 рабочего листа. |
2) Основные боевые действия и результаты Столетней войны (1337-1453 гг.) 1.Организация групповой работы 2.Групповое взаимодействие 3.Представление результатов работы | 1.Предлагает учащимся разделиться на две группы. 2.Предлагает задания для групп. Задания выполняются на основе: - текста учебника; - исторической карты «Столетняя война. Жакерия»; - контурной карты по теме; - пособия «Риер Я.Г. История средневековых цивилизаций», ч.3, с. 138-145. - Хрестоматия «История средних веков», с. 281-283. 3.Организует представление результатов работы. Задает корректирующие вопросы, исправляет содержательные неточности. 4.Использует прием объяснения нового понятия «крестьянское восстание». Заполняет вместе с учащимися схему. | 1.Формируют группы: - Английская армия - Французская армия 2.Выполняют задания. - Заполните хронологическую таблицу «Основные боевые действия Столетней войны(1337-1453 гг.)» - На контурной карте отметьте места основных сражений, территориальные изменения по условиям перемирия 1360 г., территории отошедшие к Франции либо Англии к концу войны. - Обозначьте итоги войны для каждой из воюющих стран. - Задание на выбор: а) Напишите письмо-отчет о ходе боевых действий своему правительству. - Представьте, что вы солдат английской либо французской армии. Напишите письмо другу с войны. 3.Представляют результаты группового взаимодействия. 4.Слушают разъснение учителя, вместе с учителем заполняют схему. |
3) Жизнь и деятельность Жанны Д’Арк (1412-1431 гг.) Первичное закрепление материала | 1.Сообщает о заполнении учениками таблицы после повествования учителя. 2.Использует прием образного повествования на тему «Жизнь и деятельность Жанны Д’Арк». По ходу повествования составляет опорную схему на доске. 3.Для активации внимания обращает внимание на учебные картины. Задает вопросы. 4.Организует фронтальную беседу. Корректирует и дополняет ответы учащихся. 5.Организует работу учащихся по составлению таблицы в рабочем листе. | 1.Заполняют таблицу «Жизнь и деятельность Жанны Д’Арк» (пункт 5 рабочего листа) 2.Слушают повествование учителя. 3.Отвечают на вопросы: Как вы думаете, что изображено на данной картине? В каком обличии на данной картине предстает перед нами Жанна Д’Арк? 4.Отвечают на вопросы: Когда родилась Жанна Д’Арк? Какие качества личности Жанны Д’Арк вызывают у вас уважение? Почему Жанну Д’Арк назвали «Орлеанской Девой»? Какое событие было раньше: осада Орлеана или коронация Карла VII? Какое значение для Франции имела деятельность Жанны Д’Арк? 5.Заполняют таблицу в рабочем листе. |
Подведение итогов работы | 1.Организует оценку результатов групповой и самостоятельной работы. 2.Сообщает домашнее задание: параграф № 13, составить сравнительную таблицу «Крестьянские восстания в Англии и Франции во время Столетней войны» (на основе параграфа и исторических документов из «Практикума по истории Средних веков» с. 24-27, с. 57-70), на основе исторического документа Фруссар. «Хроники» составить простой (информативный) план на тему «Крестьянское восстание во Франции в 1358 г.» | 1.Высказываются в отношении работы в группах и работы отдельных учеников. Сдают рабочие листы. 2.Записывают домашнее задание |
Рефлексия | 1.Предлагает оформить рефлексивный рисунок «Дерево успехов». | 1.Оформляют рисунок и сдают учителю. |
Фактологический материал
ГЛАВНЫЕ ФАКТЫ | ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ |
1) Предпосылки Столетней войны (1337-1453 гг.) 2) Основные боевые действия (1337-1453 гг.) 3) Жизнь и деятельность Жанны Д’Арк (1412-1431 гг.) 4) Крестьянские восстания во Франции в 1358 г. и в Англии в 1381г. | 1) Вступление на французский престол Филиппа VI (1328 г.) 2) Битва при Креси (1346 г.) 3) Битва при Пуатье (1353 г.) 4) Битва при Азенкуре (1415 г.) 5) Осада Орлеана (1428-29 гг.) 6) Участники крестьянского восстания во Франции 1358 г. 7) Уот Тайлер как предводитель крестьянского восстания в Англии 1381 г. |
Понятийный аппарат
ИЗВЕСТНЫЕ ПОНЯТИЯ | НОВЫЕ ПОНЯТИЯ |
Династия Война Государство Феодал Коронация Рыцарь Король Налог Междоусобная война Централизованное государство | Крестьянское восстание Дофин |
ИЗВЕСТНЫЕ ПОНЯТИЯ:
Династия – короли, представители одного и того же рода, которые сменяют друг друга на престоле по праву наследования.
Война – конфликт между государствами, племенами, гражданами, происходящий в форме боевых действий между вооруженными силами.
Государство – организация общества людей, постоянно проживающих на определенной территории, которая характеризуется наличием системы органов власти, законов.
Коронация – принятие монархом символов принадлежащей ему власти.
Король – правитель королевства; королевский титул был вторым по значимости после императорского.
Феодал – владелец феода.
Рыцарь – тяжеловооруженный конный воин, представитель благородного сословия.
Налог – обязательные платежи, взимаемые государством с граждан.
Междоусобная война – война в пределах государства, одной группы общества и т.д.
Централизованное государство – государство, в котором власть принадлежит монарху, который управляет с помощью своих чиновников; налоги уплачиваются в государственную казну, а не отдельным феодалам; действует единое королевское законодательство.
НОВЫЕ ПОНЯТИЯ:
Крестьянское восстание – социальное движение внутри государства, которое было направлено на улучшение условий жизни и носило стихийный характер, на подавление которого направлялись вооруженные силы.
Дофин – наследник французского престола (по названию области Дофине в Бургундии, которая с 1343 года стала традиционной собственностью наследника престола).
Объективные исторические связи
Причинно-следственные связи:
1 ) Династические и территориальные споры между Англией и Францией в к. XIII – н. XIV вв. Столетняя война (1337-1453 гг.)
2 ) Столетняя война (1337-1453 гг.) Ухудшение положения крестьян Крестьянские восстания в Англии (1381 г.) и во Франции (1358 г.)
Пространственные связи:
1 ) Неудачи французов в боевых действиях в XIV в. на территории Франции Переход во владения Англии одной трети французских земель в XV в.
Временные связи:
1 ) Формирование английского и французского централизованных государств в начале Позднего Средневековья Стремление Англии и Франции расширить свои владения в XIV – XV вв.
Обобщения
1 ФАКТ: В результате стремления Англии и Франции расширить свои территории и экономическое влияние на этих территория началась Столетняя война (1337-1453 гг.)
2 ФАКТ: В результате боевых действий 1337-1415 гг. над Францией нависла угроза потери национальной независимости.
3 ФАКТ: В результате деятельности Жанны Д’Арк в ходе войны наступил перелом в пользу французов.
4 ФАКТ: Восстания крестьянских масс в Англии в 1381 г. и во Франции в 1358 г. немного улучшили положение крестьян и ускорили их освобождение.
ОБЩИЙ ВЫВОД: Столетняя война (1337-1453 гг.) привела к завершению процесса объединения Франции в конце XV в. Однако война принесла огромные экономические потери Англии и Франции и привела к обострению социальных отношений.
Схемы
Таблицы
1) Основные боевые действия Столетней войны (1337-1453 гг.)
Дата | Событие | Результат |
1340 г. | Сражения у г. Слейс | Победа англичан над французами. |
1346 г. | Битва у Креси | Победа Англии. |
1356 г. | Битва при Пуатье | Франция потерпела поражение. |
1415 г. | Сражение у Азенкура | Сокрушительное поражение французов. |
1428 - 1429 г. | Осада Орлеана | Французы сняли осаду. |
Вывод: Практически во всех сражениях Англия одерживала верх над Францией. Однако несмотря на это французы изгнали англичан с территории своей страны.
2) Жизнь и деятельность Жанны Д’Арк (1412-1431гг.)
Даты событий | Основные события жизни |
6 января 1412 г. | В Домреми родилась Жанна Д’Арк. |
8 мая 1429 г. | Появление Жанны Д’Арк. Снятие осады Орлеана. |
17 июля 1429 г. | Коронация Карла VII в Реймсе. |
23 мая 1430 г | Жанна Д’Арк попала в плен к англичанам. |
30 мая 1431 г. | Сожжение на костре Жанны Д’Арк в г. Руане. |
16 мая 1920 г. | Жанна Д’Арк пречислена католической церковью к лику святых. |
Вывод: Жанна Д’Арк была одной из самых выдающихся личностей периода Столетней войны (1337-1453 гг.) Она внесла огромный вклад в освобождение своей страны.
3) Крестьянские восстания в Англии в 1381 г. и во Франции в 1358 г.
Вопросы для сравнения | Уот Тайлер в Англии | Жакерия во Франции |
Где и когда произошло восстание? | В Англии в 1381 г. | Во Франции в 1358 г. |
Какие причины привели к восстанию? | Введение подушной подати; Существование личной зависимости и барщины; Обнищание крестьянства. | Обнищание крестьянства; Массовое личное закрепощение крестьян; Безразличие феодалов к ходу войны. |
Участники восстания. | Все категория крестьянства, сельские ремесленники, городское плебейство. | Крестьяне. |
Программы, принятые в ходе восстания. | Майл-Эндская программа; Смитфилдская программа. | |
Итоги восстания | Крестьянское восстание было подавлено, однако была принята Смитфилдская программа. | Восстание было подавлено. Были реализованы минимальные требования крестьян, ускорился процесс крушения барщинной системы. |
Вывод: Во время Столетней войны (1337-1453 гг.) положение крестьян в воюющих странах резко ухудшилось. Это послужило причиной крестьянских восстаний в Англии в 1381 г. и во Франции в 1358 г.Однако оба восстания были подавлены, были сделаны некоторые уступки крестьянам.
4) Столетняя война (1337-1453гг.)
Причины войны | Повод к войне | Ход войны | Итоги войны |
Причинами войны явились: 1) Династический кризис во Франции, из-за чего английские короли стали претендовать на французский престол. 2) Территориальные споры. Аквитания была английским владением на территории Франции, это мешало Французским королям завершить объединение страны. 3) Экономическое соперничество Англии и Франции во Фландрии. | В 1328 г. во Франции прекратилась династия Капетингов. На престол вступил представитель ее младшей ветви – Филипп Валуа. Английский король Эдуард III был родственником короля Франции и объявил себя королем Англии и Франции. | На первом этапе войны Франция из-за неудач в сражениях потеряли 1/3 своей территории. На втором этапе Франции удалось одержать ряд побед на суше и на море, но положение Франции осложнялось междоусобной войной за власть и влияние на короля между феодальными группами. В 1415 году возобновились боевые действия. Весь север Франции оказался в руках англичан. В 1428 году англичане осадили Орлеан. Под Орлеаном решалась судьба Франции. В 1429 г. осада была снята. В 1453 г. англичан изгнали из Франции, однако они сохранили за собой еще на сто лет порт Кале. | Французские короли смогли завершить процесс объединения страны, несмотря на то что в руках англичан остался порт Кале. Однако из-за войны ухудшилось экономическое и социальное положение в воюющих странах. |
Вывод: Причины войны были разнообразными: экономическими, территориальными и династическими. | Вывод: Смерть последнего представителя Капетингов во Франции привела к началу войны. | Вывод: Несмотря на неудачи французской армии практически на всем протяжении войны, французам удалось изгнать англичан с территории своей страны. | Вывод: Франция одержала победу в войне. |
Вывод: Столетняя война (1337-1453 гг.) началась из-за противоречий между Англией и Францией, обострившихся в начале 14 века. Несмотря на то, что англичане выигрывали практически на всем протяжении войны, Франция смогла сохранить свою национальную независимость.
Историческое мышление
Хронологические умения | Ученик должен уметь составлять хронологическую таблицу «Основные боевые действия Столетней войны». Ученик должен уметь устанавливать длительность Столетней войны (сколько лет, сколько веков). |
Пространственные умения | Ученик должен уметь правильно показывать на исторической карте «Столетняя война. Жакерия.» места основных боевых действий Столетней войны. Ученик должен уметь проследить изменение территорий Франции и Англии в XIV – XV вв. при помощи исторической карты «Столетняя война. Жакерия.» Ученик должен уметь описывать геополитическое положение Англии и Франции до и после Столетней войны (1337-1453 гг.) на основе исторической карты. |
Историческое понимание | На основе исторического документа Фруссар. «Хроники» ученик должен уметь составлять простой (информативный) план на тему «Крестьянское восстание во Франции в 1358 г.» и делать вывод об итогах восстания. На основе образного повествования и таблицы «Жизнь и деятельность Жанны Д’Арк » ученик должен уметь делать вывод о значении деятельности Жанны Д’Арк во время Столетней войны. |
Исторический анализ | Ученик должен уметь определять причины и следствия противоречий между Англией и Францией в начале XIV в. Ученик должен уметь сравнивать крестьянские восстания в Англии и Франции во время Столетней войны при помощи составления сравнительной таблицы. |
Развитие навыков устной и письменной речи | Ученик должен уметь излагать материал по теме четко и последовательно. Ученик должен уметь самостоятельно работать с историческими учебниками и источниками. |
Развитие коммуникативных умений | Ученик должен уметь вести работу в группе (уметь слышать других, уметь распределять обязанности в группе). |
Исторические документы
Обращение Эдуарда I к подданным
«В достаточной мере всем ведомо и уже по всем странам мира распространилась весть, как король Франции обманным и хитрым способом отстранил нас от нашей страны Гасконии. Ныне же, довольствуясь обманом и беззаконием, для завоевания королевства нашего собран огромный флот и громадное множество воинов. Он (король Франции) вознамерился совсем истребить с лица земли язык английский…»
«Король Англии запер все морские проходы и не пропускал ничего во Фландрию, а особенно шерсть и овечьи шкуры. Эти всем страны Фландрии были глубоко поражены, так как суконное производство – главный предмет, которым они живут, и было уже много разорившихся благородных людей и богатых купцов. Из Франции к ним приходит много хлеба, но так как им не на что покупать и нечем платить, всё по недостатку заработка. Из Англии же к ним идёт шерсть и с нею вместе большие выгоды, которые позволяют англичанам поддерживать своё благосостояние и жить в довольстве…»
Исторические картины
Ш. Ленепвё, «Жанна Д’Арк при осаде Орлеана»
Энгр Жан Огюст Доминик «Жанна Д'Арк на коронации Карла VII»
Адольф-Александр Дилленс, «Пленение Жанны Д'Арк»
Герман Антон Штильке «Жанна д'Арк на костре»
Рабочий лист ученика на урок
I. Причины Столетней войны.
Борьба за _________________________________________________________________
Спор из-за ________________________________________________________________
Заинтересованность английских монархов______________________________________
Повод к началу войны _______________________________________________
II . Цель Англии в войне ____________________________________________
Цель Франции в войне ______________________________________________
III. Основные боевые действия Столетней войны
Дата | Событие | Результат |
1340 г. | Сражения у ... | Победа ... |
1346 г. | Битва у ... | Победа ... |
1356 г. | Битва при ... | Победа ... |
1415 г. | Сражение у ... | Победа ... |
1428 - 1429 г. | Осада ... | Победа ... |
Вывод:
IV. Итоги войны.
1) Англичане были ___________________________________________________________.
2) В руках англичан остался ___________________________________________________.
3) Усиление _______________________________________________________во Франции.
4) К концу _______французские короли смогли ___________________________________.
5) Война ухудшила ________________________________ положение в воюющих странах.
V. Жизнь и деятельность Жанны Д’Арк(1412-1431)
Даты событий | Основные события жизни |
... | В Домреми родилась Жанна Д’Арк. |
8 мая 1429 г. | ... |
17 июля 1429 г. | ... |
... | Жанна Д’Арк попала в плен к англичанам. |
30 мая 1431 г. | ... |
... | Жанна Д’Арк пречислена католической церковью к лику святых. |
Значение деятельности Жанны Д’Арк:
Задания на закрепление понятия «крестьянское восстание»
Вариант 1
1 УРОВЕНЬ
1) Дайте определение понятию «крестьянское восстание».
2) Из списка определений выделите подходящие к термину «крестьянское восстание»:
А) организованное движение крестьян совместно с вооруженными силами страны;
Б) социальное движение носит стихийный характер;
В) социальное движение, за взятие власти в государстве в руки определенной группы населения;
Г) социальное движение крестьян, направленное на улучшение условий жизни;
Д) социальное движение, которое подавляется вооруженными силами;
Е) социальное движение, которое поддерживается феодалами.
3) Назовите термин, подходящий под определение «социальное движение внутри государства, которое было направлено на улучшение условий жизни и носило стихийный характер, на подавление которого направлялись вооруженные силы».
4) Вставьте пропущенное слово:
Ухудшение условий жизни крестьян в годы Столетней войны (1337-1453 гг.) привело к …….. .
5) Соотнесите термины и определения:
1) междоусобная война | А) походы европейцев на Восток с целью освобождения от «неверных» гроба Господнего | |
2) крестовый поход | Б) война в пределах одного государства, одной группы общества и т.д. | |
3) крестьянское восстание | В) принудительная обязанность крестьян | |
4) крестьянская повинность | Г) социальное движение внутри государства, которое было направлено на улучшение условий жизни и носило стихийный характер, на подавление которого направлялись вооруженные силы |
2 УРОВЕНЬ
1) Установите причины начала крестьянских восстаний в Англии в 1381 г. и во Франции в 1358 г.
2) Определите последствия крестьянских восстаний в Англии в 1381 г. и во Франции в 1358 г. как для крестьян, так и для феодалов.
3) Установите взаимосвязь между Столетней войной (1337-1453 гг.) и крестьянскими восстаниями в Англии в 1381 г. и во Франции в 1358 г.
4) Заполните сравнительную таблицу «Крестьянские восстания в Англии в 1381 г. и во Франции в 1358 г.»
Вопросы для сравнения | Уот Тайлер в Англии | Жакерия во Франции |
Где и когда произошло восстание? | ||
Какие причины привели к восстанию? | ||
Участники восстания. | ||
Правительственные программы, принятые в ходе восстания. | ||
Итоги восстания |
Вывод:
5) Почему восстание во Франции в 1358 г. называлось «Жакерия»?
3 УРОВЕНЬ
1) А. Если бы вы были крестьянином времен Столетней войны (1337-1453 гг.), вы бы поддержали крестьянские восстания? Ответ поясните.
Б. Если бы вы были феодалом времен Столетней войны (1337-1453 гг.), как бы вы отнеслись к крестьянским восстаниям. Ответ поясните.
2) Представьте что вы Уот Тайлер. Разработайте свой план действий крестьянского восстания 1381 г. в Англии, чтобы восстание принесло желаемые результаты.
3) Прочитайте два отрывка из хроник. Определите о каком восстании времен Столетней войны идет речь? Кому сочувствует первый автор, а кому – второй? В чем сходятся оба автора, рассказывая о восстании крестян? Дайте свою оценку данному восстанию.
Документы:
Ж. ДЕ Венет. «Хроника»«…Колокола не звонили радостно, призывая верных к божественной службе, а лишь били тревогу, подавая сигнал к бегству крестьян при приближении неприятелей. Самая отчаянная нищета царила повсюду, и особенно среди крестьян, ибо сеньоры усугубляли их страдания, отнимая у них и имущество, и их бедную жизнь. Они редко обременяли себя заботами о том, чтобы защищать своих вассалов от набегов и нападений неприятелей».
Фруассар. «Хроники». Разорение Франции бригандами
«…Бриганды эти взламывали двери, сундуки и ларцы с драгоценностями и брали всё, что находили; затем возвращались своей дорогой, нагружённые добычей. Так действовали они в городе Донзонаке и во многих других городах. И захватывали таким путём многие замки и затем перепродавали их».
Фруассар. «Хроники». О Жакерии
«Вскоре после освобождения короля Наварры случился великий мятеж во многих областях королевства Франции. Некие люди из деревень собрались, и было их вначале не более 100 человек…. Выбрали короля из своей среды, который, как говорили, происходил из Клермона в Бовэзи, и поставили его первым над первыми. И величали его, короля, Жак Простак. Они говорили, что дворянство королевства Франции предали королевство, и что было бы великим благом их всех уничтожить…. Потом собрались и пошли в беспорядке, не имея никакого оружия, кроме палок с железными наконечниками и ножей, прежде всего к дому одного ближайшего рыцаря. Они разгромили и предали пламени дом, а рыцаря, его жену и детей – малолетних и взрослых – убили. Затем подошли к другому крепкому замку и сделали ещё хуже…»
Две программы восстания Уота Тайлера
Завладев Лондоном, восставшие дважды добивались встречи с юным королем Ричардом II, предъявляя ему свои требования. В зависимости от места, где состоялась встреча, эти программы именуются Майл-Эндской и Смитфилдской. Главное требование первой из них заключалось в освобождении от всякой личной зависимости. Предусматривались амнистия для участников восстания, ограничение платежей за землю.
Программа, выдвинутая во время второй встречи, отражала интересы наиболее решительно настроенных повстанцев (остальные к тому времени уже разошлись по домам). В соответствии с ней следовало упразднить права сеньоров, установить свободу и равенство всех англичан, кроме короля, резко ограничить число церковных иерархов и отнять у Церкви почти все имущество. Король выразил готовность удовлетворить и эти требования, но спустя всего несколько минут Уот Тайлер был вероломно убит. Восстание было подавлено, и о выполнении крестьянских требований, естественно, никто больше не вспоминал.
Хронисты о начале восстания крестьян
1-й хронист. Вскоре случился великий мятеж во многих областях королевства. И если бы Бог не пришел на помощь, эти злодеи так бы размножились, что погибли бы все благородные воины , святая церковь и зажиточные люди по всему королевству.
2-й хронист. Самая отчаянная нищета царила среди крестьян, ибо сеньоры усугубляли их страдания, отнимая у них имущество и их бедную жизнь.
Летом 1358 г. крестьяне, видя бедствия и утеснения, которые со всех сторон им учиняли, поднялись против французской знати. Выступив с оружием и знаменами, распространились по всей округе и всех знатных мужчин, даже собственных сеньоров уничтожали без жалости.
Вариант2
1 УРОВЕНЬ
1) Дайте определения понятиям: дофин, крестьянское восстание, Жакерия.
2) Перечислите причины Столетней войны (1337-1453 гг.).
3) Продолжи фразу: Ухудшение условий жизни крестьян в годы Столетней войны (1337-1453 гг.) привело к …….. .
4) Соотнесите даты и события:
1415 г. | Битва при Креси | |
1356 г. | Осада г. Орлеана | |
1346 г. | Битва у Слейса | |
1428-1429 гг. | Битва у селения Азенкур | |
1340 г. | Битва при Пуатье |
5) Установите правильную хронологическую последовательность следующих событий: 1) коронация Филиппа VI;
2) коронация Карла VII;
3) правление Филиппа IV Красивого;
4) правление Филиппа II Августа.
6) Какая территория осталась за англичанами после окончания Столетней войны (1337-1453 гг.)?
2 УРОВЕНЬ
1) Заполните обобщающую таблицу «Столетняя война (1337-1453 гг.)»
ПРИЧИНЫ | ПОВОД | ХОД | ИТОГИ |
ВЫВОД: | ВЫВОД: | ВЫВОД: | ВЫВОД: |
Общий вывод:
2) В чем отличие Столетней войны от предыдущих войн эпохи средневековья?
3) Прочитайте отрывок из исторического документа «Нормандская хроника»:
А) О каком событии идет речь в данном отрывке?
Б) Когда оно произошло?
В) Каковы итоги данного события?
Г) Какие исторические личности упоминаются в данном документе? Представителями каких государств они являются?
4) Исправьте ошибки в тексте:
В 1432 году в одной из стычек Жанна Д’Арк была схвачена бургундцами. За выкуп они передали ее своим союзникам – французам. Жанну обвинили в ереси и колдовстве. Церковному суду не удалось доказать ее вину. Поэтому в 1433 году она была отпущена. После этого она приняла активное участие в снятии осады с города Орлеана.
5) Подсчитайте сколько лет и сколько веков продолжалась Столетняя война (1337-1453 гг.).
3 УРОВЕНЬ
1) Составьте исторический портрет Жанны Д’Арк. Какой вклад, на ваш взгляд, она внесла вклад в историю Франции. Представьте как бы изменился ход войны, если бы не было Жанны Д’Арк. Ответ оформите в форме исторического эссе.
2) Прочитайте два отрывка из хроник. Определите о каком восстании времен Столетней войны идет речь? Кому сочувствует первый автор, а кому – второй? В чем сходятся оба автора, рассказывая о восстании крестян? Дайте свою оценку данному восстанию.
Документы:
«Нормандская хроника»
«Принц Уэльский начал отступление, когда узнал о прибытии короля Иоанна, и король преследовал его вплоть до Пуатье, где тот расположился лагерем в лесу, и с ним все его люди… Было людей у принца свыше 8 тыс. бойцов, из которых он имел около 3 тыс. тяжеловооруженных, а остальных - стрелков… Король Иоанн имел до 12 тыс. тяжеловооруженных, но мало других бойцов, а именно стрелков из лука и арбалета… Король Иоанн образовал несколько боевых линий и поручил первую из них маршалам, которые так спешили схватиться с врагом, что линия короля была еще далеко позади, а маршалы прошли уже через изгородь и столкнулись. с врагами… И тотчас были они разбиты… Вслед за тем подошел герцог Нормандский, имевший очень густую линию тяжеловооруженных… Войска принца перешли в наступление. Тут большое количество людей из боевой линии герцога было убито и взято в плен, многие ушли, а часть соединилась с корпусом короля, который только теперь подходил… Англичане стянули свои ряды и немного перевели дух, а король и его люди прошли большой и длинный путь, что их очень утомило… Тут произошла большая и жестокая битва, и многие англичане поворачивали и убегали, но французы так скучились под жестоким обстрелом лучников, попадавших им в головы, что большинство их не могло сражаться, и они падали один на другого.»
Протоколы обвинительного процесса Жанны ’ Арк
а) Запрещение выходить из тюрьмы
…Мы, упомянутый епископ, запретили той Жанне без нашего разрешения выходить из места заключения, ей предназначенного в руанской крепости, под страхом уличения в ереси. Она же ответила, что не принимает этого запрещения… Затем стала жаловаться на то, что ее содержат в железных цепях и кандалах. Тогда мы ей сказали, что прежде она много раз пыталась уйти из тюрьмы и поэтому для более надежной и верной ее охраны было приказано надеть на нее железные цепи…
б) 1 марта. Пятое заседание
На вопрос, какой знак она дала своему королю в подтверждение того, что она пришла от бога, она ответила: «Я всегда вам отвечала, что вы не вырвете у меня этого признания. Идите узнавать у него самого».
На вопрос, клялась ли она не рассказывать о том, о чем у нее будут спрашивать и что касается процесса, она ответила: «Я уже прежде вам говорила, что не расскажу вам об имеющем отношение к нашему королю. И того, что касается нашего короля, я и теперь не открою вам».
На вопрос, знает ли она сама тот знак, который дала своему королю, она ответила: «Вы не узнаете этого от меня».
Критерии оценки:
1 УРОВЕНЬ. Ученик должен уметь правильно воспроизводить определения понятий и терминов; соотносить исторические даты с соответствующими событиями; устанавливать хронологическую последовательность исторических событий; перечислять причины исторического события.
2 УРОВЕНЬ. Ученик должен уметь правильно определять хронологические рамки исторического события; извлекать из исторического источника учебное знания; систематизировать содержание учебного материала, правильно заполняя обобщающую таблицу; выделять общее и своеобразное изучаемого исторического события в сравнении с аналогичными событиями в предыдущий период времени; обосновывать свой ответ.
3 УРОВЕНЬ. Ученик должен уметь делать сравнительное сопоставление двух источников, характеризующих одно событие; аргументировать собственное отношение к историческим событиям; аргументировать свою точку зрения по содержанию изученного материала в форме творческого сочинения; моделировать альтернативные варианты развития исторических событий; оценивается оригинальность ответа и творчески подход.
Рефлексивный рисунок «Дерево Успехов»
Литература
Азимов, А. История Франции. От Карла Великого до Жанны д'Арк / А. Азимов. – М. : Центрполиграф, 2007. – 275 с.
Басовская, Н.И. Правитель и народ в Столетней войне: миф и реальность / Н.И. Басовская // Средние века. Выпуск 54. – М. : Наука, 1991. – С. 24-35.
Басовская, Н.И. Столетняя война 1337-1453 гг. / Н.И. Басовская. – М. : Высш. шк., 1985. – 184 с.
Басовская, Н.И. Столетняя война: леопард против лилии / Н.И. Басовская. – М. : Астрель: АСТ, 2010. – 466 с.
Берн, А. Битва при Азенкуре. История Столетней войны c 1369 по 1453 год / А. Берн. – М. : Центрполиграф, 2004. – 313 с.
Берн, А. Битва при Креси. История Столетней войны с 1337 по 1360 год / А. Берн. - М. : Центрполиграф, 2004. – 323 с.
Брайант, А. Эпоха рыцарства в истории Англии / А. Брайант; Пер. с англ. Т. В. Ковалёва, М. Г. Муравьёва. – СПб. : Издательская группа «Евразия», 2001. – 578 с.
Васильев, А.А. История средних веков / А.А. Васильев. – М. : Республика, 1993. – 511 с.
Дефурно, М. Повседневная жизнь в эпоху Жанны Д'Арк / М. Дефурно. – СПб. : Издательская группа «Евразия», 2002. – 320 с.
Калмыкова, Е.В. Образы войны в исторических представлениях англичан позднего Средневековья / Е.В. Калмыкова. – М. : Квадрига, 2010. – 660 с.
Калмыкова, Е. В. Столетняя война и формирование английского национального самосознания / Е. В. Калмыкова // Средние века. – 2001. – № 62. – С. 37-42.
Левандовский, А.П. Жанна д’Арк / А. П. Левандовский. – 2-е изд. испр. и доп. – М. : Молодая гвардия, 1982. – 256 с.
Логинова, А. Столетняя война. Битва при Пуатье / А. Логинова // История. -- 2002. – № 5. – С. 1-6.
Мадоль, Ж. Альбигойская драма и судьбы Франции / Ж. Мадоль; Пер. с фр. Г. Ф. Цибулько; науч. ред. Н. И. Милютенко. – СПб. : Евразия 2000. – 326 с.
Майорова, Е.И. Женские лики Столетней войны / Е.И. Майорова. – М. : Вече, 2013. ‒ 324 с.
Малинин, Ю.П. (ред.) Хроники и документы времён Столетней войны / Пер., сост., предисл., прим., указат., генеал. табл., карты М. В. Аникиева. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 433 с.
Николле, Д. Французская армия в Столетней войне / Д. Николле, А. Мак-Брайд А. – М. : АСТ, 2006. – 64 с.
Перну, Р. Алиенора Аквитанская / Р. Перну. – М. : Евразия, 2001. – 336 с.
Перруа, Э. Столетняя война / Э. Перруа; Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. – СПб. : Евразия, 2002. – 482 с.
Процесс Жанны Д`Арк: Материалы инквизиционного процесса / Перевод, комментарии и сопроводительная статья А. Б. Скакальской. – Москва; Санкт-Петербург : Альянс-Архео, 2008. – 471 с.
Риер Я.Г. История средневековых цивилизаций. / Я. Г. Риер. - В 5 ч. Часть 3. Западная, Центральная и Юго-Восточная Европа в первой половине II тысячелетия. – Могилев, 2001. – 183 с.
Ромм, Ф. Жанна д'Арк. Загадки Орлеанской Девы / Ф. Ромм. - М.: НЦ ЭНАС, 2008. – 216 с.
Тагунов, Д.Е. Всеобщая история государства и права: Учебное пособие / Д.Е. Тагунов. – Мн. : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 326 с.
Фавье, Ж. Столетняя война / Ж. Фавье; Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. – СПб. : Евразия, 2009. – 656 с.
Фаулер, К. Эпоха Плантагенетов и Валуа. Борьба за власть (1328-1498) / К. Фаулер; Пер. с англ. Кириленко С. А., вступ. статья Карачинский А. Ю. – СПб. : Издательская группа «Евразия», 2002. – 352 с.
Хачатурян, Н.А. Сословная монархия во Франции XIII-XV вв.: Учеб. пособие для вузов / Н.А. Хачатурян. – М. : Высш. шк., 1989. – 274 с
Хроники и документы времен Столетней войны : пер. с фр. / под ред. Ю. П. Малинина. – Санкт-Петербург : Изд-во C.-Петерб. ун-та, 2005. – 425 с.
Шишов, А.В. 100 великих полководцев Средневековья / А.В. Шишов. – М. : Вече, 2010. – 432 с.
Аверкиева Елена Александровна
Кияйкина Наталья Федоровна
Медведева Татьяна Ивановна
Лещёва Светлана Николаевна