Урок ИЗО в 1 классе по теме «Короткое и длинное – пропорции». (Превращения при изменении пропорций) (Программа «Школа России»)

Цель: формирование умения использовать пятно как одно из главных средств изображения.
Задачи:
-развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза;
-формировать навыки работы красками (гуашь, акварель);
- сравнивать предметы между собой и видеть их форму;
- воспитывать умение видеть и переживать красоту;
- развивать способности к творческому самовыражению.
Оборудование: гуашь, кисти, вырезанные из бумаги ладошки, музыкальные композиции, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
-Ребята, скажите, для чего нам нужны глаза?
-Правильно, видеть красоту природы, окружающего мира, людей. А сегодня на уроке изобразительного искусства вы будете учиться видеть в обычном что-то особенное, что не каждый может рассмотреть или угадать.
II. Сообщение темы и цели урока.
-Все, что нас окружает, разное. Разное по форме, высоте, ширине, длине. Посмотрите на слайды и сравните парные предметы на картинках. Они одинаковые? Чем отличаются?
СЛАЙДЫ 1-3.
Тема нашего урока изобразительного искусства - «Короткое и длинное- пропорции».
III. Введение в тему урока.
-Как вы думаете, почему важно правильно изображать предметы, людей и все, что мы видим?
Правильное изображение предметов, людей и всего, что изображают, важно, потому что так получаются рисунки, приятные для глаз и правдивые. Изображение предмета требует чёткого представления о его цвете, форме, конструкции. Например, взрослый человек всегда выше, чем малыш, и наоборот не бывает.
Давайте выясним, что такое пропорции.
Пропорция (от лат. proportio — соотношение, соразмерность). Соотношение частей к целому и соотношение их между собой. В рисунке очень важно правильно передавать пропорции. Именно этому вы и будете сегодня учиться.
Давайте сравним пропорции тела взрослого человека и ребенка. Для этого мне понадобится помощник. Моим помощником может стать самый высокий ученик в классе.
(Выходит ребенок).
Я подготовила ладошку. Давайте подсчитаем, сколько ладошек уместится в руке взрослого человека и руке ребенка. А теперь в ноге. А сколько ладошек уместится в теле взрослого человека и ученика 1 класса.
-К каким выводам пришли? Так как взрослый человек выше, то ладошек уместилось больше.
СЛАЙД 4.
А сейчас внимательно рассмотрите изображения животных. Каждое животное имеет свои собственные пропорции между головой, туловищем, конечностями и хвостом. Вы обратили внимание, что у жирафа шея и ноги длинные, а у слона шеи почти не видно, а ноги толстые. У крокодила лапы короткие, а нос и хвост длинные.
Приведите свои примеры животных, имеющие свои особенности пропорций разных частей тела.
Посмотрите еще раз на слайд. Определите, у кого из собак короткие лапы? А какая часть тела у собаки длинная?
IV. Творческая практическая деятельность учащихся.
Прежде, чем приступим к практической работе, выполним пальчиковую гимнастику.
Чтоб красиво рисовать
Надо с пальцами играть
Вот- большой ,вот этот –средний,
Безымянный и последний
Наш мизинчик-малышок.
У-у-у указательный забыли
Мы рога козы покажем
И рога оленя даже,
Ушки зайки не забудем,
Пальчиком водить мы будем.
Чтоб красиво рисовать,
Надо с пальцами играть
Переходим к практической работе. Вам надо нарисовать произвольное одноцветное пятно на листе бумаги, затем увидеть, на кого оно похоже, какой зверь в нём как бы спрятался, и дорисовать ему лапы, уши, хвост, усы. Не забывайте про волшебное свойство пропорций!
СЛАЙД 5.
Посмотрите, как это можно сделать.
-Расскажите, в кого превратилось пятно?
А теперь выполните свои рисунки. Не забудьте подключить фантазию.
https://nukadeti.ru/pesni/gde-vodyatsya-volshebniki?ysclid=mbt4leeugp890113270
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/fgfgjhjuiui/610703.html?ysclid=mbt4jiqpvn700233827
https://pinkamuz.pro/search/Мир%20фантазий%20детских
Итог урока.
-Давайте организуем «Галерею работ». Кто хочет рассказать о своей работе? Выйдите к доске, покажите рисунок одноклассникам, а они пусть попробуют угадать по изображению животное.
Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились! Они все не похожи друг на друга. Каждая интересна по-своему.
Сегодня вы выполняли рисунки с помощью обычного пятна. Это очень интересный и своеобразный прием изображения, позволяющий вообразить, где в природе можно увидеть что-либо подобное, пофантазировать, дорисовать.
Источники:
https://otvechalka.su/izobrazitelnoe-iskusstvo/1-klass/uchebnik-nemenskaya/stranicza-21/
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/505666-palchikovye-igry-na-zanjatijah-po-izo
https://multiurok.ru/index.php/files/prezentatsiia-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-proport.html
https://vk.com/wall-213456053_1041?ysclid=mbsz6fj8cc685128398
https://infourok.ru/konspekti-urokov-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-po-programme-shkola-3466972.html
Поляков Александр Васильевич