Урок ИЗО в 1 классе по теме «Здравствуй, лето. Образ лета в творчестве художников» (Программа «Школа России»)
Цели: ознакомление с творчеством отечественных художников, изобразивших лето; развитие художественно-эстетического вкуса.
Задачи:
формировать навыки работы красками (гуашь, акварель);
развивать способности к творческому самовыражению;
формировать навыки восприятия произведений искусства.
Оборудование: акварель, кисти; произведения художников и поэтов о лете; записи песен о летней природе, летнем отдыхе.
Презентация
PPTX / 2.27 Мб
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
-Сегодняшний урок я начну с такого стихотворения:
- Что ты мне подаришь, лето?
- Много солнечного света!
В небе pадyгy-дyгy!
И ромашки на лyгy!
- Что ещё подаришь мне?
- Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клёны и дубы,
Землянику и грибы!
Подарю тебе кyкyшкy,
Чтобы, выйдя на опyшкy,
Ты погpомче кpикнyл ей:
«Погадай мне поскорей!»
И она тебе в ответ
Нагадала много лет!
-Ребята, а что еще может нам подарить лето?
-Вы задумывались когда-нибудь, почему о времени года лето говорят: "лето красное"?
-В старину красный и красивый были синонимами, например говорили: красная девица, значит красивая. Летом, когда всё цветёт яркими красками, много зелени и солнышка, все вокруг такое красивое, поэтому и называют лето красным.
- Сегодня на уроке мы рассмотрим с вами картины художников, изобразивших лето. А в ходе самостоятельной творческой работы вы сами попробуете создать композицию на тему «Здравствуй, лето!».
СЛАЙД 1.
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
- Послушайте стихотворение:
Я рисую лето...
А какого цвета?
Красной краской
Солнце,
На газонах розы,
А зеленой поле,
На лугах покосы.
Синей краской небо
И ручей певучий.
А какую краску
Я оставлю туче?
Я рисую лето,
Очень трудно это...
П. Прануза
- Какие картины лета можно нарисовать к этому стихотворению? Какие краски выбрал автор для изображения лета? Почему он считает, что лето рисовать сложно?
2. Работа по учебнику.
-Давайте рассмотрим картины лета, нарисованные российскими художниками. Откройте учебник на странице 102–103.
-Обратите внимание на картину А. Пластова «Сенокос»? Что на ней изображено?
СЛАЙД 2.
На картине изображен самый разгар лета, цветущий луг очаровывает зрителя своими яркими красками, кажется, что работа наполнена и звуками: поют косы, шелестят травы и листья, щебечут птицы, жужжат насекомые. Но лето в деревне даже для детей — это не просто отдых и каникулы — это труд и помощь всей семье. В деревне сенокос, как правило, начинался в середине лета — июле. Крестьяне целые дни проводили в поле, слаженно трудясь, подбадривая себя песнями.
- Какие краски выбрал художник для изображения растений: трав, цветов, деревьев?
- Посмотрите на картину И. Шишкина «Рожь» на с. 104–105.
СЛАЙД 3.
- Что видите на картине «Рожь»?
- На картине мы можем увидеть красивый пейзаж с полем, соснами и голубым небом. На переднем плане поле, сквозь которое ведёт дорога. Она подчеркивает безграничность просторов ржи, грандиозность труда человека, вырастившего это огромное море хлеба.
Вдалеке мощные ели, зелень которых удивительно гармонирует, сочетается с золотисто-желтым цветом ржи и пыльно-голубым небом летнего дня. Художник точно передает характер, особенности русского пейзажа, настроение летнего дня.
-Рассмотрите картину А. Венецианова «Жнецы»
СЛАЙД 4.
- Что объединяет эти две картины? Какая общая тема? (Лето, пора сбора урожая прослеживается в обеих картинах.)
- Опишите картину Б. Неменского «Лето» на с. 106.
СЛАЙД 5.
-Художник изобразил лето. Картина смотрится очень нежно, хочется долго любоваться ею. В комнате открыто окно, дует легкий ветерок, на столе ваза, а в ней полевые цветы. Из чуть приоткрытого окна виден уголок природы: деревья, трава, вдали лес.
- Какие краски выбрал художник для изображения лета?
Физкультминутка по стихотворению «Летним утром»
-Ребята, я приглашаю вас на физминутку.
Тихо, тихо, ни души,
(В положении стоя приставляем указательный палец к губам, показывая тишину. Затем поворачиваем туловище вправо и влево, приглядываясь, есть ли кто-то рядом)
Только шепчут камыши,
(Вытягиваем руки вверх над головой, соединяем ладони друг с другом, хорошенько тянемся вверх и наклоняем туловище из стороны в стороны — изображаем качающийся камыш)
Только плавают неслышно
Краснопёрки и ерши.
(Опускаем руки на уровне груди, ладони по-прежнему соединены друг с другом. Теперь изображаем плавающую рыбку – плавно водим ладонями перед собой в разные стороны, стараясь тянуться руками как можно дальше)
Не спеши, не мельтеши,
(Опускаем руки вдоль туловища, поворачиваем несколько раз голову вправо и влево – показываем отрицание)
Свежим ветром подыши,
(Делаем глубокие вдохи носом и выдыхаем через рот)
Летним утром возле речки
Зори больно хороши!
(Присаживаемся на корточки, руки опускаем на пол. Затем плавно начинаем подниматься на ноги, одновременно поднимая руки вверх перед собой, и разводим их в стороны – так поднимается утром красная зоря)
IV. Педагогический рисунок.
- Я располагаю лист по вертикали. Провожу линию горизонта. Намечаю место, где будут нарисованы деревья, и их высоту.
Изображаю небольшой домик вдали.
Теперь рисую дорожку, которая при удалении будет сужаться.
Прорисую детали всех предметов, оставляю место впереди – здесь будет трава, цветы.
-Затем начну изображать пейзаж в цвете.
-Сначала сделаю фон. Небо крашу голубым цветом. Обратите внимание, что чем ближе к земле, тем оно будет светлее. Небо рисуем горизонтальными мазками. Рисую землю. Чтобы окрасить землю, я беру зеленый цвет. Трава не везде одинакова по цвету, добавлю в зеленый цвет немного коричневого. Помните, что нельзя оставлять белую полоску между небом и землей. Затем перехожу к окраске стволов деревьев и толстых веток. Затем раскрашу старинный домик.
Прописываю тонкой кистью мелкие детали.
V. Творческая практическая деятельность учащихся.
- Сейчас вы сами создадите композицию «Здравствуй, лето!». Нарисуйте, каким вы видите лето.
VII. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
2. Обобщение.
- Чему учились сегодня на уроке? (Изображать лето.)
- Что нового узнали? (Познакомились с картинами художников, изображающих лето.)
Источники:
http://naymenok.ru/stixi-o-lete-russkix-poetov/
https://proshkolu.ru/user/Churikova52/blog/420897/
https://opisanie-kartin.ru/plastov-arkadij/senokos/
https://kartinkin.com/uploads/posts/2020-07/1593807393_33-p-foni-dlya-sozdaniya-prezentatsii-37.jpg
https://art-assorty.ru/30458-shishkin-rozh-opisanie-kartiny.html
https://opisanie-kartin.ru/venecianov-aleksey/zhnecy/
https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/j/juo5Oclxr9341FqbhMQ0kvJCdiANKVZtGHTgmB/slide-5.jpg
https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5738325e6e7b9/proviediem-lieto-s-pol-zoi_4.png
Куликова Ирина Геннадьевна
Сорокина Светлана Валерьевна