Урок изобразительного искусства в 5 класса «Народная праздничная одежда»
Пояснительная записка к презентации
/data/files/w1547644543.ppt (Презентация к уроку Народная праздничная одежда)
/data/files/f1547644670.doc (Шаблоны )
Урок изобразительного искусства в 5 класса.
ТЕМА: Народная праздничная одежда.
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с основными видами орнамента в русском народной праздничной одежде, его символами и принципами композиционного построения.
Задачи:
Учебные:
сформировать понятие об орнаменте, его символах;
обучать импровизации при решении творческой задачи: оформлении орнаментом русского народного костюма;
Закреплять навыки работы с декоративной композицией.
Воспитательные:
Развивать эстетическое мировосприятие;
создать условия для развития эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у обучающихся;
способствовать формированию любви к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному и музыкальному фольклору.
Развивающие:
Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).
Развивать творческое воображение и мышление, художественный вкус путем создания узоров с использованием образов и мотивов, формировать уважения к русской культуре
ЗАДАНИЕ: Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Добрый день!
Я рада вас видеть!
Меня зовут Ольга Александровна. Сегодня урок изобразительного искусства у вас буду вести я.
Тема урока: Народная праздничная одежда
С этой темой вы начали знакомиться на прошлом уроке, а сегодня мы продолжим знакомство и рассмотрим украшение одежды орнаментом. Вы узнаете об основных видах орнамента, научитесь составлять орнамент и выполнять его в цвете.
II. Актуализация опорных знаний.
Прежде чем мы начнем изучение нового материала нам необходимо вспомнить: какие же бывают виды народной праздничной одежды. ( рубаха, понева, сарафан, передник, косоворотка, порты, кушак)
III. Формирование новых знаний.
Ребята! Вы обратили внимание на то, как наряден и живописен русский национальный костюм?
А за счет чего создана такая красота?
Орнамент - (от латинского - украшение) - узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или растительные элементы.
Орнаменты классифицируются по трем видам: замкнутый, ленточный и сетчатый.
Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. (подол, низ рукава)
Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. (платки)
Сетчатый орнамент – это узор в виде ячеек, которые заполнены декоративными элементами. (тканые вещи).
Орнамент служил не только как украшение одежды, но и был своеобразным рассказчиком судьбы человека и оберегом.
Его расположению предавали особое значение. Орнаментом украшали ворот- стойку, горловину, косой разрез, подол, рукава, оплечье, защищая тем самым тело от злых духов и «дурного глаза».
В создание орнамента применяли:
Символы воды- жизнь, , солнца- свет, тепло, жизнь, радость, земли- жизни, плодородия, сила
Цвет
Особое внимание уделялось цвету. В основном это был красный, белый, голубой и зеленые цвета.
Физкультминутка.
Если б все на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным.
IV. Практическая работа
Ребята, вот вы узнали о том, как была украшена национальная одежда наших предков. А теперь, каждому из вас, я предлагаю превратиться в дизайнера и создать свой эскиз орнамента русского народного костюма.
Прежде чем начать работать давайте улыбнемся друг другу ведь хорошее настроение – это залог успеха. Удачи вам в работе.
1. Вводный инструктаж
Выполнить контурный рисунок карандашом в обозначенных на рисунке местах( в течение 5 минут)
Выполнить орнамент в цвете ( в течение 10 минут)
2. Текущий инструктаж
Проводится индивидуальная работа с каждым учеником, уточняется композиционный замысел.
3. Заключительный инструктаж
V. Итог урока.
Анализ детских работ:
Давайте поднимим работы и покажем у кого что получилось. Поднимете работы те кто украшал :….
Посмотрите, пожалуйста на фигуру мужчины (женщины), изготовленную …(имя ). Какой красивый орнамент он придумал на одежде, как аккуратно его нарисовал!
А как удачно подобрал цвет … (имя).
Что же нового вы узнали сегодня на уроке, чему научились?
Что запомнилось больше всего?
Молодцы, ребята! С вами было очень приятно работать!
VI.Домашнее задание