Урок комплексного применения знаний «Тайны родного языка» в форме лингвистической поликлиники
Тема урока: «Тайны родного языка», 8 класс
Учитель Руденко Эльвира Фагимовна, МОБУ СОШ с.Пришиб, Благоварский район
Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
В такой же форме можно проводить урок контроля знаний или урок-зачет.
Форма проведения: Лингвистическая поликлиника.
Цели урока:
Предметные: Повторить пройденный материал по теме «Текст. Особенности текста». Учить строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Познавательные: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, логическое мышление, речевую культуру.
Личностные: формировать вдумчивое отношение к слову, его смыслу, к языковым средствам родного языка; побудить учащихся задуматься о духовно-нравственной сущности человека, его правильном выборе и нравственном поступке как результате глубоких размыщлений на основе работы с текстами.
Ход урока
ОМ. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в поликлинику, но не в обычную, а лингвистическую. Давайте сначала поговорим о слове «поликлиника» (ребятам накануне было дано задание поработать со словарями и узнать о происхождении, значении, правописании, произношении и употреблении этого слова при помощи разных словарей). Кто сможет рассказать «биографию» слова «поликлиника»?
Примерные ответы обучающихся, сформированные после работы с разными словарями: 1) Слово «поликлиника» образовано из двух частей «поли» - много и «клиника» - лечебное учреждение, где врачи разных специальностей принимают больных. 2) Это существительное женского рода 1 склонения; 3) Состоит из окончания «а», основы «поликлиник», корней «поли» и «клиник», способ образования сложение основ
Дополнительный материал для учителя 1) Словарь Ушакова: поликлиника, поликлиники, жен. (от греч. polis - город и klinike - лечение). Амбулатория, обслуживающая больных медицинской помощью по разным специальностям, с применением различных специальных процедур и методов лечения. 2)Энциклопедический словарь и (от греч. polis - город и клиника), медицинское учреждение, оказывающее приходящим больным и на дому внебольничную медицинскую помощь всех видов. 3) Словарь Ожегова: Лечебное учреждение с врачами разных специальностей для приходящих больных или помощи на дому. 4) Большая Советская Энциклопедия: (от греч. pólis ≈ город и клиника ), медицинское учреждение, осуществляющее внебольничное лечебно-профилактическое обслуживание населения. П. ≈ комплексное учреждение, располагающее кадрами специалистов, оснащением и оборудованием для оказания больным специализированной медицинской помощи как при посещении П., так и на дому (ср. Амбулатория ). В СССР амбулаторно-поликлинические учреждения объединены с больницами, однако существуют и самостоятельные П. Все П. имеют кабинеты по приёму больных врачами-специалистами (практически по всем основным медицинским специальностям), рентгенологические и физиотерапевтические отделения (кабинеты), клинико-диагностическую лабораторию и др. П. выполняет и профилактические функции: периодические осмотры работающих на предприятиях, целевые осмотры по выявлению начальных форм заболевания (рак, туберкулёз, диабет и др.), прививки, диспансеризацию различных групп населения и т.д. Организация работы П. строится по участковому принципу (см. Врачебный участок ).
Нацеливание. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Ребята, вы сегодня будете «пациентами» врачей нашей лингвистической поликлиники. Ваш путь в поликлинику начнется с регистратуры, где вы возьмете лист профилактического осмотра и начнете свой визит к врачам в такой очерёдности, которая указана в ваших листах. Каждый специалист вынесет свой вердикт о состоянии вашего грамматического, лексического, морфологического, синтаксического здоровья, назначит лечение и выпишет рецепт, с которым вы можете прийти в аптеку. Итак, начинаем.
Профилактический осмотр.
«Пациенты» начинают визит в поликлинику с регистратуры, взяв там Листы профилактического осмотра. Каждый начинает визит врачей по списку (он у всех разный). У врачей вы можете быть до 4 минут, затем переходим к следующему врачу. После прохождения всех врачей вы идете в «Аптеку» и получаете домашнее задание, сформированное главным врачом в зависимости от состояния вашего лингвистического здоровья. Итак, в добрый путь, ребята. Мы начинаем! (можно включить легкую музыку).
Лист профилактического осмотра
ФИО ___________________________________________________
Врач | ФИ врача | Анамнез больного | Оценка состояния здоровья по 5-балльной шкале, подпись врача | Назначения |
«Отоларинголог» - фонематический слух | | | | |
«Хирург» - морфемный, морфологический и фонетический разбор | | | | |
«Терапевт» - синтаксический разбор предложения | | | | |
«Кардиолог» - работа с текстом | | | | |
«Кабинет лечебной физкультуры» - физминутка, блиц-викторина, гимнастика для глаз | | | | |
«Окулист» - орфографическая зоркость | | | | |
«Невролог» - работа с пословицами, поговорками | | | | |
Заключение главного врача_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Диагноз: ______________________________________________________________________
Назначения: 1) повторить 2) выполнить упражнения 3) прочитать правило_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания, которые будут предложены учащимся в кабинетах «врачей».
«Отоларинголог» - фонематический слух (прием «Творческий диктант»)
«Пациенты» записывают под диктовку нераспространенные предложения. Их задача - распространить предложения согласованными, несогласованными, обособленными определениями, обстоятельствами, обособленными обстоятельствами, приложениями, дополнениями, осложнить обращениями,
Материал: 1) Берегите язык. 2) Язык должен развиваться. 3) Урок начинается. 4) Язык – душа. 5) Речь богата, выразительна.
Примерные ответы: Всем сердцем, всеми имеющимися у вас силами берегите наш прекрасный русский язык от бездумного и ненужного засорения иностранными словами, сленгом, жаргонами, канцеляризмами.
«Хирург» - составить ассоциативные ряды к данным понятиям (прием «Облака слов»)
«Облако слов» - это визуальное представление списка категорий или тегов. Обычно используется для описания ключевых слов (тегов) на веб-сайтах, или для представления неформатированного текста. Этот прием возможно использовать для достижения учебных целей как дидактический материал на уроках (в электронном виде или распечатанный на принтере); для представления информации о себе или о каком-то человеке (в портфолио, при обобщении опыта, на презентациях, на сайте и/или в блоге); для создания ярких, запоминающихся продуктов (открытки, информационно-рекламные буклеты, бюллетени, презентации); для акцентирования внимания на важных датах, событиях, ключевых моментах (при обобщении опыта, в аналитических материалах, в презентациях и т.п.).Применение дидактических заданий, разработанных при помощи Облака слов, способствует значительному повышению уровня познавательной мотивации, уменьшению специфических ошибок при чтении и письме в работе с деформированными предложениями и словами.
«Пациентам» будет предложено составить свое облако на заданную тему или выполнить задания уже по готовому облаку. Примеры тем облаков: Облако членов предложения, Облако знаков препинания, Облако «Текст и его особенности», облако «Родной язык», облако «Язык и речь» и т.д.
Рисунок 1Найди пары синонимов и антонимов
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Задание 2: Составить облако слов на тему «Предложение».«Терапевт» - синтаксический разбор предложения (прием «Лови ошибку»)
При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно допускает ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант. Преимущества приема «Лови ошибку»: универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам; приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся; развивает аналитические способности; предоставляет поле для практического применения полученных знаний; заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов; воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.
«Пациентам» предлагаются предложения с разными ошибками. Их задача – найти ошибку, объяснить ее и исправить.
Предложения | Виды ошибок |
1.Братьям-близнецам, которым совсем недавно исполнилось четырнадцать лет, не только предстояло впервые отправиться одним в большой город, но и выполнить там все поручения родителей. 2. Флигель, стоящий на самом краю участка, в котором много лет жил Григорий Ефремович, всё ещё выглядел крепким и надёжным. 3.Во время Великой Отечественной войны производство кондитерских изделий на фабрике «Красный Октябрь» было практически приостановлено: выпускались только шоколад «Гвардейский» и «Кола», а помимо этого производились концентраты каш и сигнальные шашки. 4.Даже сейчас, по прошествию многих лет, Толику было тяжело вспоминать о том времени, когда он, преданный и униженный тем, кого считал другом, остался в полном одиночестве. 5.Согласно распоряжения руководства, в ближайшее время в училище, где готовят будущих работников завода, появятся новые учебные станки. 6.Над украшенным окном резными наличниками, в скворечнике, который приколотил Степан нынешней весной, уже поселилась первая семья скворцов. 7.В недавно открывшемся магазине «Рубине», который имел собственную пекарню, всегда стоял запах свежеиспечённого хлеба. 8.Когда детям надоело играть в песочнице, они побегут в детскую, где полным-полно игрушек и даже есть вигвам, особенно радующий малышей. 9.В некоторых племенах Южной Америки до сих пор сохранился культ предков: местные индейцы уважают, боятся и поклоняются духам умерших. 10. Учитель, закончив урок, обратился ко мне и попросил, что ты сходи, пожалуйста, в библиотеку и принеси три экземпляра толкового словаря.
| ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм нарушение в построении предложения с косвенной речью нарушение связи между подлежащим и сказуемым нарушение в построении предложения с однородными членами нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом нарушение в построении предложения с несогласованным приложением нарушение в построении предложения с причастным оборотом неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом нарушение в построении сложноподчинённого предложения |
«Кардиолог» - работа с текстом (прием «Реставратор»)
Смысл приема заключается в том, что учащиеся реставрируют текст, с пропущенными буквами и знаками препинания, который предстоит восстановить.
Пример текста:
Из всех д…ревьев русского леса м…лее всех мне наша б…реза. Х…роши и чисты б…резовые светлые рощи. Белые ств…лы п…крыты тонкой берестой.
Как только с…йдет в л..су снег, набухают на б…резах смолистые душ…стые почки. Из каждой случайно н…дломленной ветки б…резы каплет ж…вительный сла…кий сок. Множ…ство перелётных певчих птиц с…бирается в б…резовых рощах.
Ч…десен и ра(н, нн)ей осенью б…резовый лес, п…крытый з..лотистой увядающей листвою. Крутятся в воздухе, пад..ют на землю з…лотые листочки. От дер…ва к дер…ву протянуты тонкие липкие нити с…ребристой паутины. Пр…зрачен и чист воздух, малейший слышится в б…резовом лесу звук.
«Кабинет лечебной физкультуры» - физминутка, блиц-викторина, гимнастика для глаз (прием «Закончи фразу»)
«Окулист» - орфографическая зоркость
Примеры заданий
1. Образовать наречия от прилагательных с одной и двумя буквами н.
Медленный, болезненный, временный, путаный, ветреный, торжественный, искусственный, бешеный, рьяный, беспрестанный, безукоризненный, туманный, организованный, испуганный, необузданный, легкомысленный, нарядный, напрасный, любезный, неугомонный, воспитанный, рассеянный, пасмурный, искренний, осторожный.
2. Образовать наречия. Обозначить ударение. Указать орфограмму «Буквы о,е после ж,ч,ш,щ на конце наречий»
1. Записать слова в две колонки: а) с О 2) с Е,Ё после щипящих и Ц.
Побереж….шь, больш….й, жж..т, печ,,,шь, увлеч…т, шоф…р, ш…колад, испеч…м, сеч…т.
Туч…й, птиц…й, лиц…м, хорош…го, ш…лковый, ч…рный, ш…рох, ш…рстка, рыж…му, границ…й.
2. Записать под диктовку в две колонки слова а) с ь после шипящих; 2) без ь.
Чувствуешь, дрожь. молодёжь, горяч, беречь, похож, грач, развлечь, шипуч, помощь, матч, свеж, печь, семь задач, пожалеешь, нет пожарищ, хорош, трубач, сделаешь, живуч, рожь, линюч, дичь, помочь, лечь, луч, училищ, дочь, роскошь, сжечь, жгуч, блестящ, царевич, отрежь.
3. Записать слова под диктовку.
Бе…цветный, ра…порядок, бе…вкусный, …делать, и…лагать, бе… шума, ра…цвет, …бегать, и….бить, …доровье, ни…ший, ра…чесать, ко…ба, бе…шумный, бе… цели, …беречь, ра…ширить, ни…кий, сколь…кий, пол…ти, про…ба, и…печь, …дешний, всколь…ь.
«Невролог» - работа с пословицами, поговорками. «Пациентам» будет предложено найти русский эквивалент иностранной пословицы или поговорки, объяснить их значение.
Пыль труда лучше шафрана бездействия. (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)
В Риме делай то, что римляне делают. (Не иди в чужой монастырь со своим уставом)
В королевстве слепых и одноглазый – король (На безрыбье и рак рыба)
Орлы не ловят мух (Не царское это дело)
Похвала не пудинг (Спасибо сыт не будешь)
Родился с серебряной ложкой во рту. (Родился в рубашке)
Сын леопарда – тоже леопард (Яблоко от яблони недалеко падает)
На Аллаха надейся, а верблюда привязывай (На бога надейся, а сам не плошай)
Трава всегда зеленее по ту сторону забора. (Хорошо там, где нас нет)
Спешащий таракан в суп попадет. (Поспешишь – людей насмешишь).
На море много черного, но не все это тюлени (Не все то золото, что блестит).
Полученный уксус лучше обещанной халвы (Лучше синица в руках, чем журавль в небе).
Нечего ругать кошку, когда сыр съеден (После драки кулаками не машут).
Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает (У семи нянек дитя без глазу).
«Психиатр» - комплексный анализ текста
Прочитать выразительно предложенное стихотворение «О, русский мой родной язык»
О, Русский мой, родной язык!
Безмерной силой ты Велик.
Владыка мудрости умов,
Дыхания истории, и поступи веков.
Ты кладезь знаний, истина творца,
И музыка поэта и певца.
Ты, в красоте своей, душой владеешь Мира!
Тебя веками прославляет Лира!
В тебе России мощь и Русская душа!
Твоих сказаний суть так хороша,
В них всех эмоций чувственная поступь,
Пословиц , прибауток, сказок россыпь.
Горда тобой Великая земля!
Горды тобой луга, леса, поля!
В тебе и реки наши, и моря,
Березы русские, и тополя.
О, Русский мой, родной язык!
Ты столь красив, речист, велик -
Единая божественная сила,
В тебе есть все, что сердцу мило!
Ты многогранен, ты велеречив,
Ты есть родной! С пеленок говорим.
С тобою наш народ непобедим,
Россия Мать всегда гордилась им!
О, Русский мой, родной язык
В тысячелетиях проживший жизни миг,
В сердцах впечатал росчерком пера,
Понятие - Чести, Родины, Добра.
В Историю, в скрижаль, в анналы картотек,
На бересту и в фолианты библиотек,
Сусальным золотом писал из века в век,
С заглавной буквы - "Русский человек!"
Схема анализа
«Главный врач» - определение «диагноза», назначение «лечения»
Главный врач знакомится с листом профилактического осмотра и назначает лечение, выписывает рецепт.
Выступление врачей с анализом состояния здоровья пациентов.
Рефлексия.
Пролубщикова Наталья Владимировна
Руденко Эльвира Фагимовна