Урок биологии в 7 классе «Корень, его строение. Роль корня в жизни растения. Лабораторная работа №3 «Строение корня проростка»»
Цели.
Предметные результаты:
– формировать умение определять основные органы растений (корень);
– формировать умение объяснять особенности строения (внешнее и внутреннее) и многообразие (виды) корней и их роль в жизнедеятельности растений;
– формировать умение понимать смысл биологических терминов: корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, стержневая корневая система, мочковатая корневая система, зоны корня.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки образовательных достижений.
3. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД
1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
Коммуникативные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Тип урока: комбинированный. Лабораторная работа.
Методы обучения: частично - поисковый, проблемный.
Оборудование: Микроскоп, микропрепарат «Корень», таблица «Корень», таблица «Органы растения», рисунки в учебнике, гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами (дикая редька, пастушья сумка, рожь, пшеница).
Ход урока.
Содержание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I этап. Проблемная ситуация и актуализация знаний. Регулятивные УУД 1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Ребята, сегодня на уроке пойдет речь об органе растения, о котором узнаете, если правильно отгадаете загадку: Он есть в каждом слове, суть его решает. А еще он под землею, держит деревья и водой их питает. 2. Ребята, ответьте на вопрос учебника (см. с. 56) - вспомните, какую функцию выполняет зародышевый корешок? - вспомните, как происходит прорастание семени? 3. Послушайте, пожалуйста, исторический факт: В 1937 г. немецкому натуралисту Дитмеру удалось измерить и подсчитать все корни у одного экземпляра озимой ржи. Он обнаружил 143 корня первого порядка, 35 тыс. - второго порядка, более 2 млн. корней - третьего порядка и 11,5 млн. – четвёртого порядка. В общей сложности рожь имела корень суммарной площадью поверхности 225 м и длиной до 600 км. 4. Ребята, как вы думаете, какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке? (Зачем растению множество корней?)
5. Расскажите, пожалуйста, что вы уже знаете о корнях, и что нам пригодится из имеющихся знаний для их изучения.
|
Ответы учащихся – корень.
Работа с учебником. Ответы учащихся.
Исторический факт: подсчёт корней натуралистом Дитмером (огромное число корней, их длина и суммарная площадь).
Фиксация вопроса на доске. Выбор лучшей формулировки. В случае необходимости ученики отвечают на вопросы под заголовком «Вспоминаем то, что знаем». Учитель фиксирует на доске сведения, названные ребятами, и комментирует их связь с данной темой. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II этап. Совместное открытие знаний. Коммуникативные УУД 1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре. Познавательные УУД 1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий). 2. Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой информации. Регулятивные УУД 1. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки образовательных достижений. 2. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Беседа с учащимися: корень – как основной вегетативный орган растения. Фунции корня. Почвенное питание – ведущая функция корней.
Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются! Почему осыпались и вянут? Без корней расти и жить не станут! Как ни тонок, неприметен Под землею корешок, но не может жить на свете Без него любой цветок! В.Жак.
- Как вы думаете, почему растение не может жить без корня?
- Объясни с помощью текста и рисунков смысл названия параграфа. - Выясни, как строение корня помогает ему выполнять функции якоря, насоса и хранилища.
Функции корня: якорь закрепляет в почве, насос проводит вещества, хранилище запасает питательные вещества. – Составим схему: Функции корня: а) закрепление в почве; б) накопление запаса питательных веществ; в) проведение веществ к стеблю; г) поглощение воды и минеральных веществ. Вывод: Основная функция корня – питание растения веществами, всасываемыми из почвы, корень осуществляет минеральное питание растения. 2. Беседа с учащимися: корневые системы: стержневые и мочковатые. Корни, образующие корневую систему: главный, боковой и придаточные. Корни одного растения образуют корневую систему. У некоторых растений в такой системе выделяется главный корень, и система носит название стержневая. Запишем это в виде схемы. Корневая система Стержневая Мочковатая а) главный главный корень недоразвит корень; б) боковые корни – Рассмотрите в предложенных вам гербариях растения с мочковатой и стержневой корневыми системами.
– Какие виды корней выделяют? – Отличия их друг от друга? – Каким функциям это способствует? – Чтобы эффективнее выполнить функции, все виды корней объединяют в системы. Какие? – Как будут осуществляться функции поглощения воды и минеральных веществ, проведения веществ к стеблю и накопление запаса питательных веществ? – Дышат ли корни? – Ученик, измеряя корни нескольких растений одного вида, собранных с разных почв, получил следующие результаты: 10 см, 28 см, 70 см. – В какой почве могло расти каждое из растений: глинистой, песчаной, чернозёмной? – Почему огородники греют почву, в которой находятся корни растений? – Как будет осуществляться функция накопления питательных веществ? 6. – Как будет осуществляться функция закрепления в почве? Физкультурная минутка Ветер веет над полями Ветер веет над полями, И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.) Облако плывет над нами, Словно белая гора. (Потягивания - руки вверх.) Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья - Вправо-влево, взад-вперёд, А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.) Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
3. Беседа с учащимися: строение корня. - Как должен быть устроен корень, чтобы выполнить эти функции?
Корень
Зоны корня Корневой чехлик
Зона деленияЗона ростаЗона всасыванияЗона проведения
Рост корня, Рост корня Всасывание воды Проведение воды развитие развитие и мин в-в и мин в-в к других зон других зон верхним органам Одна зона переходит в другую постепенно, резких границ между ними нет.
- Заполните таблицу «Клеточное строение корня».
– Составьте схему движения минеральных веществ из почвы в стебель растения (с.58). (Корневой волосок – клетки внутреннего слоя корня – клетки ксилемы.) – Какова причина движения веществ? – Какие вещества необходимы корню кроме воды и минеральных? Как их корень получает? – В каком виде растения поглощают влагу? - В условиях арктической тундры корни растений располагаются в почве не глубже 15–20 см, а в пустынях Средней Азии, например, корни верблюжьей колючки уходят в почву на глубину 15 м. Объясните это явление. | Беседа с опорой на знания и опыт учащихся.
Учитель зачитывает стихотворение В. Жака
Предположительные ответы учащихся Работа с учебником
Высказывание версий и формулировка пунктов плана.
Составление схемы в тетрадях и на доске. По мере протекания урока, полученные сведения фиксируются на схеме.
Объяснения учителя с демонстрацией таблицы, гербария и живых растений
Работа в парах с рисунком 40 на с.57 + коллекция.
Самооценка по алгоритму.
Работа с учебником (технология продуктивного чтения), с. 60.
Работа с учебником на с.60.
Пауза. Физкультурная минутка
Работа в парах с рис.41 на с. 57 + коллекция.
Выполнение лабораторной работы «Строение корня у проростка тыквы»; обсуждение результатов работы. Работа с микропрепаратом «Клеточное строение корня», с учебником на с.59. Самостоятельно заполняют таблицу «Клеточное строение корня».
Работа с учебником. Предположительные ответы учащихся Ответ: в арктической тундре на глубине 30 см находится вечная мерзлота, а в пустыне грунтовые воды расположены глубоко. Этим объясняется разное расположение корней растений в почве. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III этап. Самостоятельное применение знаний. Регулятивные УУД 1. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки образовательных достижений. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопросы 1-5 на с.59. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IVэтап. Закрепление знаний | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Давайте проверим, как вы усвоили пройденный материал: 1. Что появляется первым при прорастании семян: зародышевый корень или побег?
2. Как называется корень, появившийся из зародышевого корня? 3.Что происходит с главным корнем?
4.Закончите предложения. - Через корень растение получает из почвы … и ….
5. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется… 6. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни. Давайте вспомним: 7. Какие функции выполняет корень?
8. Дайте определение трем типам корней:
Главный корень - это… Боковые корни - это… Придаточные корни - это…
9. Какие зоны можно выделить в корне, и за какие функции отвечает каждая зона.
10. Общая длина корней одного растения намного превышает высоту надземной части, например, у моркови в 7 раз. Каково биологическое значение такой закономерности? 11. Рассмотрите поперечный срез корня на рисунке. В какой зоне сделаны срезы? На основании чего вы это решили?
12. Издавна известно, что при систематическом окучивании растений, например, картофеля, томатов, капусты, земляники, растения лучше растут. Объясните это явление.
13. Тест: 1. Корень растет в длину за счет деления клеток образовательной ткани: А. верхушкой; Б. вставочной; В. боковой; Г. верхушечной и вставочной. 2. Проведение веществ в корне осуществляется в следующем направлении: А. восходящем; Б. нисходящем; В. радиальном; Г. все ответы верны. 3. Основная ткань корня выполняет функцию: А. запасающую; Б. синтетическую; В. проводящую; Г. все ответы верны. 4. Функции корня: А. опорная; Б. транспортная; В. запасающая; Г. все ответы верны. |
1. Ответ: сначала зародышевый корень, он быстро растет и закрепляет молодое растение, затем начинает расти зародышевый побег 2. Ответ: главный корень 3. Ответ: он ветвится и образует сеть корней, которую называют корневой системой. 4. Ответ: воду и минеральные соли.
5. Ответ: Мочковатая корневая система
6. Ответ: Боковые корни
7. Ответ: Функции корня. 1.Опорная. Любое растение удерживается в почве благодаря хорошо разветвлённым корням. 2.Питающая. С помощью корней растения получают воду и минеральные соли. Какие функции выполняет корень? 3. Запасающая. В корнях многих растений откладываются про запас питательные вещества. 8. Ответ: Выделяют 3 типа корней: 1. Главный - развивающийся из зародышевого корешка. 2. Боковые - отходящие от главного корня. 3. Придаточные - образовательные на нижней части стебля. 9. Ответ: зона деления, роста, всасывания, проведения. 10. Ответ: растение, увеличивая площадь соприкосновения корней с почвой, получает возможность добыть больше питательных веществ для своего роста и развития.
11. Ответ: срезы сделаны в зоне всасывания: видны покровная ткань, корневые волоски, кора и центральный цилиндр. 12. Ответ: при окучивании растений увеличивается образование придаточных корней, что приводит к усилению минерального питания. 13. Ответ:
Тестовый контроль на листочках. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V этап. Итог урока. Познавательные УУД 1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание. – Проанализируем функции корня. §12- 13. Вопросы 1–5. (с. 59; с.62 – 63). Сделайте вывод по уроку. | Учащиеся записывают в дневник домашнее задание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI этап. Рефлексия. «Фразеологизм» или «Пословица» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выберите фразеологизм или пословицу, которые характеризуют вашу работу на уроке сегодня. Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами |
|
Список использованной литературы.
1. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях.6 - 9 классы/ авт. – сост. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова. – М.: Глобус, 2008. – 208 с. - (Учение с увлечением).
2. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/Т.А. Дмитриева, С.И. Гуленков, С.В. Суматохин и др. – М.: Дрофа, 1999. – 432 с. – (Большая библиотека «Дрофы»)
3. Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: ИД «МиМ»,….. 1998. – 160с.