12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
парканова татьяна18

Урок русского языка «Аллитерация и ассонанс», 5класс

Тема: «Аллитерация и ассонанс как средства выразительности»

(На примере стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»)

Цель: сформировать понятие об ассонансе и аллитерации на примере стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Задачи:

Углубить знания о средствах худ. выразительности;

Продолжить формирование умения работать с текстом худ произведения;

Продолжить формирование исследовательских и поисковых компетенций;

Способствовать выработке уважительного отношения к родному языку и русской литературе;

Способствовать выработке у обучающихся эстетического вкуса.



Оборудование;

1)портрет М.Ю.Лермонтова, репродукции картин Бородинское сражение 26 августа 1812 г. Акварель неизвестного художника.1-я четверть XIX в.Фрагмент.

Накануне боя.Рисунок художника И. Архипова.1977 г.

Артиллеристы на Бородинском поле.Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино».Художник В. Шевченко.1970-е гг



2)учебники, тетради, тетради с печатной основой, раздаточный материал

3)Средства ЭОР (мини-презентации о Лермонтове, о Бородино, виртуальная выставка книг, аудиозапись стихотворенияя «Бородино», аудиозапись маршевого барабанного боя.

Эпиграф к уроку: «Нет таких звуков, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения…»

К.Г. Паустовский

Ход урока.

Оргмомент; погружение в тему ( просмотр видеоролика о Бородинской битве, работа с иллюстрациями)

Целеполагание.

Слово учителя

Ребята, сегодня мы с вами на уроке будем снова говорить о стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино», но посмотрим на него с другой стороны. Прочитайте эпиграф, подумайте, о чем пойдет речь на уроке. Подумайте и ответьте: из чего складываются стихи? Без чего они не смогут состояться? (Слова, рифма, ритм, строфа). Все правильно. А как вам кажется, как поэт создает стихи? Кто или что ему помогает? (настроение, чувства, интерес к чему-нибудь, события). Как вы думаете, если поэту неинтересно, он будет об этом писать?

Значит, М.Ю.Лермонтов проявлял живой интерес к Бородинскому сражению?

А как вам кажется , почему? (Л. Любил историю своего отечества, любил родину, гордился ею).

Ребята, стихотворение написано к 25-ой годовщине Бородинского сражения. Никто из великих поэтов не обратился к этому юбилею, хотя многие были свидетелями той войны, а юноша, который, родился спустя 2 года после этого исторического события, создал такой шедевр.

Просмотр презентаций

Мы убедились, что это была великая битва. А теперь давайте посмотрим, как изображает бой М.Ю. Лермонтов.

Чтение отрывка учителем (или чтецом) наизусть или с листа в зависимости от уровня подготовки класса.

Обсуждение по вопросам:

- как удалось поэту передать напряжение боя?

- какие картины нарисованы?

- какие известные вам ИВС использовал Лермонтов?

- какие моменты боя кажутся вам самыми страшными?

- слышите ли вы звуки боя? Какие? (скрежет, грохот, шум, свист ядер)

- а как поэту удается донести до нас эти звуки? (повторяются согласные звуки гр,р, ж, жз, св)

6. Дается понятие аллитерации, запись в тетрадь.

Ребята, а если бы поэт использовал только согласные, смог бы он добиться такого воздействия на нас? Давайте посмотрим, какие гласные звуки повторяются в этом отрывке (у, ы,о). Красивые это звуки? Чего добивается Лермонтов, употребляя такие «неблагозвучные» гласные?

7. Дается понятие ассонанса, звукописи, запись в тетрадь.

8. Задания по тексту: найти аллитерацию и ассонанс в следующем отрывке.

- Какую роль играют они здесь? Как при помощи этих ИВС рисуется окончание боя и настроение солдат? (зАигРАли, БАРАБАНы, БасуРмаНы – сЧитать, товариЩи), мягкие звуки.

9. Делается вывод о роли ассонанса и аллитерации в тексте стихотворения, записывается в тетрадь:

- усилить воздействие на читателя,

- дополнить картину, «оживить» и озвучить ее,

- создать «эффект присутствия».

10. Прослушивание аудиозаписи маршевого барабанного боя.

- услышали ли вы в этой музыке звуки бородинского боя? Как удалось Лермонтову их перенести на бумагу? Согласны ли вы с высказыванием, что русскому языку подвластно все? Докажите свое мнение (письменное или устное рассуждение)

11. Релаксация.

- Что вы узнали нового о роли звука в стихотворном произведении? Легко ли вам было найти «нужные» звуки?

12. Взаимооценивание, самооценивание, комментирование оценок

13. Домашнее задание. Подобрать примеры ассонанса и аллитерации в поэзии.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.