Урок литературы на тему «Ассонанс и аллитерация» (5 класс)
Урок русского языка «Аллитерация и ассонанс», 5класс
Тема: «Аллитерация и ассонанс как средства выразительности»
(На примере стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»)
Цель: сформировать понятие об ассонансе и аллитерации на примере стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»
Задачи:
Углубить знания о средствах худ. выразительности;
Продолжить формирование умения работать с текстом худ произведения;
Продолжить формирование исследовательских и поисковых компетенций;
Способствовать выработке уважительного отношения к родному языку и русской литературе;
Способствовать выработке у обучающихся эстетического вкуса.
Оборудование;
1)портрет М.Ю.Лермонтова, репродукции картин Бородинское сражение 26 августа 1812 г. Акварель неизвестного художника.1-я четверть XIX в.Фрагмент.
Накануне боя.Рисунок художника И. Архипова.1977 г.
Артиллеристы на Бородинском поле.Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино».Художник В. Шевченко.1970-е гг
2)учебники, тетради, тетради с печатной основой, раздаточный материал
3)Средства ЭОР (мини-презентации о Лермонтове, о Бородино, виртуальная выставка книг, аудиозапись стихотворенияя «Бородино», аудиозапись маршевого барабанного боя.
Эпиграф к уроку: «Нет таких звуков, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения…»
К.Г. Паустовский
Ход урока.
Оргмомент; погружение в тему ( просмотр видеоролика о Бородинской битве, работа с иллюстрациями)
Целеполагание.
Слово учителя
Ребята, сегодня мы с вами на уроке будем снова говорить о стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино», но посмотрим на него с другой стороны. Прочитайте эпиграф, подумайте, о чем пойдет речь на уроке. Подумайте и ответьте: из чего складываются стихи? Без чего они не смогут состояться? (Слова, рифма, ритм, строфа). Все правильно. А как вам кажется, как поэт создает стихи? Кто или что ему помогает? (настроение, чувства, интерес к чему-нибудь, события). Как вы думаете, если поэту неинтересно, он будет об этом писать?
Значит, М.Ю.Лермонтов проявлял живой интерес к Бородинскому сражению?
А как вам кажется , почему? (Л. Любил историю своего отечества, любил родину, гордился ею).
Ребята, стихотворение написано к 25-ой годовщине Бородинского сражения. Никто из великих поэтов не обратился к этому юбилею, хотя многие были свидетелями той войны, а юноша, который, родился спустя 2 года после этого исторического события, создал такой шедевр.
Просмотр презентаций
– Мы убедились, что это была великая битва. А теперь давайте посмотрим, как изображает бой М.Ю. Лермонтов.
Чтение отрывка учителем (или чтецом) наизусть или с листа в зависимости от уровня подготовки класса.
Обсуждение по вопросам:
- как удалось поэту передать напряжение боя?
- какие картины нарисованы?
- какие известные вам ИВС использовал Лермонтов?
- какие моменты боя кажутся вам самыми страшными?
- слышите ли вы звуки боя? Какие? (скрежет, грохот, шум, свист ядер)
- а как поэту удается донести до нас эти звуки? (повторяются согласные звуки гр,р, ж, жз, св)
6. Дается понятие аллитерации, запись в тетрадь.
Ребята, а если бы поэт использовал только согласные, смог бы он добиться такого воздействия на нас? Давайте посмотрим, какие гласные звуки повторяются в этом отрывке (у, ы,о). Красивые это звуки? Чего добивается Лермонтов, употребляя такие «неблагозвучные» гласные?
7. Дается понятие ассонанса, звукописи, запись в тетрадь.
8. Задания по тексту: найти аллитерацию и ассонанс в следующем отрывке.
- Какую роль играют они здесь? Как при помощи этих ИВС рисуется окончание боя и настроение солдат? (зАигРАли, БАРАБАНы, БасуРмаНы – сЧитать, товариЩи), мягкие звуки.
9. Делается вывод о роли ассонанса и аллитерации в тексте стихотворения, записывается в тетрадь:
- усилить воздействие на читателя,
- дополнить картину, «оживить» и озвучить ее,
- создать «эффект присутствия».
10. Прослушивание аудиозаписи маршевого барабанного боя.
- услышали ли вы в этой музыке звуки бородинского боя? Как удалось Лермонтову их перенести на бумагу? Согласны ли вы с высказыванием, что русскому языку подвластно все? Докажите свое мнение (письменное или устное рассуждение)
11. Релаксация.
- Что вы узнали нового о роли звука в стихотворном произведении? Легко ли вам было найти «нужные» звуки?
12. Взаимооценивание, самооценивание, комментирование оценок
13. Домашнее задание. Подобрать примеры ассонанса и аллитерации в поэзии.