12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Курнева Татьяна Тарасовна44
Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму. Китайская притча.
Россия, Саха (Якутия) респ., Ленск

Курнева Татьяна Тарасовна., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ленска

с углубленным изучением отдельных предметов»

муниципального образования «Ленский район»

Республики Саха (Якутия)


Урок литературы в 10 классе «Идея и натура Родиона Раскольникова»

(по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)


Цели урока: 1. Подвести учащихся к пониманию, что основным мотивом преступления Раскольникова явилась его идея о праве сильной личности.

2. Раскольников не смог преодолеть в себе человека.

3. Достоевский отстаивает необходимость ответственного и осторожного обращения человека с теориями, отвлеченными идеями, потому что при определенных жизненных обстоятельствах они способны поработить сознание и волю людей.


Предметные результаты:

в познавательной сфере:

понимание ключевых проблем произведений русских писателей ХIХ—ХХ вв., произведений литературы народов России и зарубежной литературы; умение грамотно формулировать эти проблемы;

понимание связей литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современное звучание;

анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, а также произведений русской и родной литературы;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет и другие базы данных;

в эстетической сфере:

• осознавать литературное произведение как явление словесного искусства, эстетически воспринимать произведения русской литературы, выраженные в образной системе иной национальной культуры; формировать эстетический вкус на основе освоения русских художественных текстов;

• понимать русское слово в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений;

в ценностно-ориентационной сфере:

формулировать собственное отношение к изученным литературным произведениям;

понимать авторскую позицию;

в сфере диалога культур:

сопоставлять тексты русской и родной литературы с целью выявления типологически сходных черт и национально обусловленного своеобразия;

выявлять при сопоставлении однотемных произведений русской и родной литературы сходство и национальное своеобразие, обусловленное своеобразием образно-эстетических систем русской и родной литературы, структурными особенностями русского и родного языков;

в коммуникативной сфере:

писать сочинения на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

владеть монологической и диалогической речью, выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей, уметь вести диалог, учитывая нормы языкового этикета своего собеседника.

Метапредметные результаты:

• умение подбирать аргументы для подтверждения собственного высказывания, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• использование в самостоятельной деятельности приемов сопоставления и сравнения;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• формирование идейно-нравственных установок, общих для всех граждан Российского государства;

• умение работать с разными источниками информации;

• умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;

самостоятельно выполнять различные творческие работы;

владеть монологической и диалогической речью, уметь перефразировать мысль, выбрать и использовать выразительные средства русского языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Личностные результаты:

• сформированность духовно-нравственных качеств личности: воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к русской литературе (культуре), культурам других народов;

• сформированность этнической и общероссийской идентичности, осознание себя и представителем своего народа, и

гражданином многонационального государства;

• адаптация в современном мире; умение сотрудничать в разных ситуациях со сверстниками и взрослыми, в том числе с представителями иной этнической принадлежности;

развитие личной ответственности за свои поступки на основе этикета родного народа, уважительное отношение к иным, отличным от своих, нормам этикета и традициям других народов.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, тексты произведения, презентация к уроку, карточки с заданиями.


Слово учителя: На этом уроке мы продолжим изучение романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и постараемся ответить на вопрос, почему Раскольников все-таки «сделал явку с повинной».

Роман «Преступление и наказание» создавался в 1865 - 1866 годах. Впервые был опубликован в журнале «Русский вестник» входит в число пяти великих романов Ф. М. Достоевского, так называемого «великого пятикнижия» писателя: «Идиот» (1868 – 1869 г.г.), «Бесы» (1871 – 1872 г.г.), «Подросток» (1875 г.), «Братья Карамазовы» (1879 – 1880 г.г.).

Действие в романе «Преступление и наказание» разворачивается быстро. От посещения старухи с целью «пробы» до явки с повинной протекает 14 дней, из них девять с половиной показаны в действии, о событиях остальных дней лишь упоминается:

Первый день – ч. 1, гл. 1 - 2

Второй день – ч. 1, гл. 3 - 5

Третий день – ч. 1, гл. 6 - 7

Четвертый день – ч. 2, гл. 1 - 2

Восьмой день – ч. 2, гл. 3 - 7, ч. 3, гл.1

Девятый день – ч. 3, гл. 2 – 6, ч. 4, гл. 1 – 4

Десятый день – ч. 4, гл.5 – 6

Тринадцатый день – ч. 4, гл. 1 – 6

Четырнадцатый день – ч. 4, гл. 7 – 8

Спустя полтора года – эпилог.

Действие романа занимает две недели, но его предыстория дольше. За полгода до убийства Раскольников написал статью о «праве сильного» преступать закон. Прошло три с половиной месяца - и Раскольников впервые идет к ростовщице заложить колечко. По дороге от старухи он заходит в трактир, заказывает чаю, задумывается. И вдруг слышит за соседним столиком разговор студента с офицером – о старухе-ростовщице и о «праве» на убийство. Еще через две недели у Раскольникова созревает решение: убить старуху. Месяц ушел на подготовку, затем – преступление.

Ответить на вопросы:

1. В чем главная причина преступления Раскольникова?

Внешние обстоятельства, толкнувшие героя на преступление:

- нищета, бедственное положение героя («каморка» в которой живет герой, похожая «более на шкаф», одежда «он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу»;

- окружающая среда («жара страшная, духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль» «нестерпимая вонь из распивочных»);

- сцены несправедливого устройства жизни (встреча с Мармеладовым, история семьи Мармеладовых, письмо матери, в которой сообщается, о решении Дуни выйти замуж за Лужина, сцена на бульваре)

- разговор студента и офицера в трактире «за одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения!».

Герой совершил страшное преступление. Можно ли сказать, что Раскольников расчетливый, хладнокровный убийца? (Нет. Достоевский постоянно обращает наше внимание на стихийность преступления: забывает про шляпу, мечется по квартире старухи, возня с ключами, нелепое убийство кроткой, безответной Лизаветы). Сумел ли он воспользоваться награбленным? (Нет. Он спрятал награбленное в пустыре под камнем и более к ним не притрагивался).

Впервые о теории Раскольникова мы узнаем в третьей части романа, когда Раскольников первый раз встречается со следователем Порфирием Петровичем. (Всего встреч с Порфирием Петровичем будет три). Порфирий Петрович, человек умный, хитрый, расчетливый, проницательный. Он правильно рассчитал характер, натуру Раскольникова. Следователь понимает, что поймать Раскольникова с помощью допроса «по форме» нельзя. Поэтому он делает ставку на его живую душу. Он старается вывести Раскольникова из внутреннего равновесия.

Суть этой теории была изложена героем в статье «О преступлении», которая за два месяца до преступления Раскольникова была опубликована в газете «Периодическая речь».

Перечитаем отрывок из ч. 3, где Раскольников комментирует Порфирию Петровичу содержание статьи («Это совсем как у меня... И те и другие имеют совершенно одинаковое право существовать»).

2. В чем суть теории Раскольникова? (у Раскольникова идея, мысль об особых людях, которые выведут остальные массы на правильный путь; ради этой идеи они могут убрать с дороги других, а Раскольников причисляет себя к особым людям).

Вдумаемся в содержание размышлений героя накануне и в день преступления, проанализируем вторую встречу Сонечки с Раскольниковым, которая раскрывает мотивы преступления: «Знаешь, Соня, ... что я тебе скажу; если б только я зарезал из того, что голоден был, ... то я бы теперь ... счастлив был! Знай ты это!»

«Не для того, чтобы матери помочь я убил — вздор! Не для того, я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор!...не столько деньги мне нужны были, как другое...» Итак, и мечты о счастье ближних не были главной причиной.

Что же привело героя к убийству?

(Беседа по отрывку):

- К какому выводу пришёл герой, размышляя над историей?

(Исторический прогресс осуществлялся на чьих-то страданиях.)

- В чём суть теории героя, в которую он верит?

(Суть в том, что одним дано право вершить прогресс, творить историю. История оправдывала жертвы законами прогресса во все эпохи.)

- К какому разряду людей принадлежит сам герой?

(Поделив людей на две категории, Раскольников сам не может определить, «тварь он дрожащая» или «право имеет».)

В конце концов, Раскольников сам приходит в полицейский участок и признается в совершенном преступлении.

Теория Раскольникова носит антигуманный характер, так как оправдывает «природное» неравенство людей, беззаконие, произвол. Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с его проповедью о превосходстве арийской расы. Достоевский стремится убедить читателя, что Раскольникова увлекла идея о сильной личности. Мысль о праве сильной личности родила у Раскольникова желание самому вступить в число «избранных», «великих». И он решил проверить себя кто он? Убийство — своеобразная самопроверка героя: способен ли он «переступить» через «привычные нормы» «тварей дрожащих», «переступить» через кровь «по совести». Преступление героя воспринимается как протест против мира, который он не хочет принять, и этот протест отравлен ядом эгоистического утверждения. Преступление – это своеобразный индивидуалистический бунт героя против несправедливостей жизни.

Вспомните ответ Раскольникова на вопрос Сони «что делать?» (1-ая встреча): «Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником! Вот цель!» Вспомните мысли Раскольникова и по поводу слов Разумихина о социалистах: «Нет, мне жизнь однажды дается и никогда ее больше не будет: я не хочу дожидаться «всеобщего счастья!» Я и сам хочу жить, а то лучше уже и не жить!»

Выводы: бесчеловечная идея Раскольникова привела его к разладу с людьми, поставила его в противоестественные отношения с человеком в себе.

Но в последствии совесть Раскольникова не вынесла пролитой крови, он не смог преодолеть в себе человека. Раскольников мучается больше, оттого что переступить-то он переступил, да на этой строке и остался, т.е. оттого, что он – обыкновенный. К нему приходит сознание своей ничтожности. Раскольников понимает, что он – как все – «вошь», «тварь дрожащая» (ч. 4, гл. 4, 7, 8; ч. 5, гл. 4, эпилог).

Итак, поступок Раскольникова – испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека гораздо сложнее: по выражению Белинского, – это лабиринт неизвестности, тайник «Я». Раскольников двойственен и в преступлении, и в страдании: его душа расколота надвое (отсюда и фамилия).


III. Закрепление

Назовите социальные, мировоззренческие и психологические причины преступления, совершенного Родионом Раскольниковым. Сжато сформулируйте идею Раскольникова о праве сильной личности. Ваше отношение к этой идее.


Домашнее задание

1. Прочитать 6 часть романа и эпилог. Ответить на вопросы: как происходит исцеление и воскрешение Раскольникова? Какова роль образа Сони Мармеладовой в романе?

2. Продумать, выбрать тему сочинения по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».



Приложение к уроку — карточки для самостоятельной работы


Карточка № 1

«Раскольников еще до начала действия романа опубликовал в газете статью с изложением теоретических основ своей идеи. Мы знакомимся с ее содержанием и, следовательно, с основной идеей Раскольникова в напряженном и страшном диалоге с Порфирием (также участвуют Разумихин и Заметов). Сначала статью излагает Порфирий, и притом излагает в нарочито утрированной и провоцирующей форме. Это внутреннее диалогизированное изложение все время перебивается вопросами, обращенными к Раскольникову, и репликами последнего. Затем свою теорию излагает сам Раскольников, все время перебиваемый провоцирующими вопросами и замечаниями Порфирия.

Идея Раскольникова раскрывает в этом диалоге разные свои грани, оттенки, возможности, вступает в разные взаимоотношения с другими жизненными потенциями».

М. М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского. 1972

1. В чем заключается идея (теория) Раскольникова? После каких размышлений он приходит к этой теории? Что побудило Раскольникова к этим размышлениям?

2. Кто, по мнению Раскольникова, относится к разряду гениев? Совместны ли, с точки зрения Раскольникова, гений и злодейство? Что из этого деления людей на два разряда следует для самого Раскольникова?



Карточка № 2

Режиссер-постановщик фильма по роману «Преступление и наказание» Лев Кулиджанов говорит: «История Раскольникова — это история заблудшей души. Это развеянный миф о «сверхчеловеке», об избранных, которым все дозволено».

1. Вы можете согласиться с тем, что Раскольников — «заблудшая душа»? Если да, то каковы причины такого превращения героя?

2. Вы можете согласиться с тем, что история Раскольникова — «это развеянный миф о «сверхчеловеке»?






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.