Урок литературы в 5 классе на тему: "Э.Сетон-Томпсон "Чинк"

3
0
Материал опубликован 29 October в группе

Пояснительная записка

Предмет: литература

Класс: 5

Тема: Э.Сетон-Томпсон «Чинк»

Продолжительность урока: 45 мин

Цель: Организовать деятельность обучающихся для ознакомления с рассказом Э.Сетона-Томпсона «Чинк», формировать навык чтения вслух и про себя, совершенствовать сознательность правильность, беглость и выразительность чтения обучающихся, способствовать развитию умений грамотно оформлять свои мысли в устной форме, воспитывать интерес к чтению книг.

Технологии, применяемые на уроке: Технология развития критического мышления, здоровьесберегающая, интерактивная технологии.

Планируемый результат: Называет факты из жизни Э.Сетона-Томпсона, находит необходимую информацию в произведении, выделяет главное из прочитанного рассказа, анализирует литературный текст с опорой на вопросы учителя, читает рассказ выразительно.

Оборудование: ТСО (ноутбук, проектор, интерактивная доска) презентация «Э.Сетон-Томпсон «Чинк», учебник литературы В.Я. Коровина, выставка, посвященная творчеству Э.Сетона-Томпсона, (портрет поэта, книги), видеозапись социальной направленности, раздаточный материал: фишки, конверты с заданием, лист самооценки, таблички с названием групп.


​​​​​​​

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Предмет

Литература

УМК

Под редакцией В.Я. Коровиной

Класс

5 «А»

Тема

Э.Сетон-Томпсон «Чинк»

Тип урока

«Открытие» нового знания (Знакомство с новым текстом)

Цели урока.

Организовать деятельность обучающихся для ознакомления с рассказом Э.Сетона-Томпсона «Чинк», формировать навык чтения вслух и про себя, совершенствовать сознательность правильность, беглость и выразительность чтения обучающихся, способствовать развитию умений грамотно оформлять свои мысли в устной форме, воспитывать интерес к чтению книг.

Планируемый результат (для выпускника)

Понимают литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; называют произведения Э.Сетона-Томпсона (в рамках программы).

Планируемый результат урока

Называет факты из жизни Э.Сетона-Томпсона, находит необходимую информацию в произведении, выделяет главное из прочитанного рассказа, анализирует литературный текст с опорой на вопросы учителя, читает рассказ выразительно.

Предметно-развивающая среда

ТСО (ноутбук, проектор, интерактивная доска) презентация «Э.Сетон-Томпсон «Чинк», учебник литературы В.Я. Коровина, выставка, посвященная творчеству Э.Сетона-Томпсона, (портрет поэта, книги), видеозапись социальной направленности, раздаточный материал: фишки, конверты с заданием, лист самооценки, таблички с названием групп.

Основные термины, понятия

Человечность, сострадание






Характеристика этапов урока


Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П– познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные)

Личностные

Мотивация (самоопределение)

к учебной деятельности (2 минуты)


Сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения данного материала.


Метод:

словесный (беседа)

Прием: цитата

Организует деятельность по включению в работу на урок:

Приветствует обучающихся

Организует фронтальную работу с цитатой целью мотивации обучающихся к уроку:

- Прежде чем начать урок, я предлагаю вам взглянуть на слайд презентации и составить цитату из слов:



- Как вы относитесь к данному высказыванию?








- На данном уроке я предлагаю Вам прожить еще одну увлекательную жизнь, познакомиться с автором и с героями одного интересного произведения.

-За работу на уроке Вы будете получать фишки. Желаю Вам удачи.

Проявляют эмоциональный настрой на урок

Приветствуют учителя





Составляют цитату из слов:

«Читатель переживает тысячи жизней. Человек, никогда не читающий, переживает только одну»

Джорж Мартин

Читают и анализируют цитату.

Высказывают свое мнение относительно поставленного вопроса:

- Книги позволяют нам путешествовать по разным выдуманным мирам и проживать жизни за их персонажей





Ф

ТСО (ноутбук, проектор), презентация «Э.Сетон-Томпсон «Чинк», карточка со словами из цитаты

-

-

К: формулирует собственное мнение

П: строит сообщение в устной форме, осуществляет анализ

Проявляет широкую мотивационную основу учебной деятельности

Актуализация знаний.

Постановка учебной проблемы (7 мин)

актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока; подготовка учащихся к работе на уроке.

Метод: Словесный (обобщающая беседа), практический (упражнение репродуктивного характера),

Прием: «Верно- не верно» (технология развития критического мышления)


Организует деятельность по актуализации знаний о жизни и творчеству Э. Сетона-Томпсона

Задает вопросы:

-Скажите, с каким автором и произведением мы познакомились на прошлом уроке?


Просит обучающихся вспомнить основные факты из жизни писателя через выполнение интерактивного задания:

1. Где родился Э.Сетон-Томпсон?

2. Как называется первое произведение Сетона-Томпсона?

3. Вместе с родителями он переехал в…

4.Чем занимался Э.Сетон-Томпсон помимо писательской деятельности?

Организует деятельность по выполнению самостоятельной работы с целью проверки знаний о произведении «Арно» через прием «Верно-неверно» (технология ТРКМ)

Дает инструкцию по выполнению задания на карточке. (Приложение)





Актуализируют знания о жизни и творчестве Э. Сетона-Томпсона


Отвечают на вопросы:

-На прошлом уроке мы изучали жизнь и творчество Э. Сетона-Томпсона

-Мы познакомились с произведением «Арно»

Отвечают на вопросы викторины





- В Англии


-«Жизнь диких зверей»



-В Канаду


-Он был художником



Выполняют самостоятельную работу


Ф





















И

ТСО (ноутбук, проектор), презентация «Э.Сетон-Томпсон «Чинк», интерактивное задание, карточка с самостоятельной работой, книжная выставка, посвященная творчеству писателя, репродукции его картин, видеоролик социальной направленности


Устный опрос


Называет факты из жизни Э.Сетона-Томсона, находит необходимую информацию в произведении, выделяет главное из прочитанного

К: высказывает своё мнение

строит речевое высказывание

П: осуществляет анализ


Проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу





Организует пошаговый контроль по эталону (взаимопроверка)

-Если задание выполнено верно, то ставите «+»

-У кого выполнено задание верно?

-У кого есть ошибки? Какие ошибки? Над чем надо поработать? Какой совет мы можем дать?

Осуществляют взаимопроверку по эталону


Высказывают свое мнение

Ф


Взаимопроверка по эталону










Р: осуществляет пошаговый контроль

К: формулирует собственное мнение


Оценивает жизненные ситуаций с точки зрения общечеловеческих норм.




Организует деятельность по постановке к теме урока через видеоролик и проблемный вопрос

Предлагает посмотреть видеоролик


-Какое впечатление от этой истории?


-Если бы Вас попросили назвать качества характера к следующим словам (собака и человек), что бы Вы назвали.

-Какой проблемный вопрос мы будем рассматривать на уроке?

-Почему эта проблема актуальна на сегодняшний день?

-Сформулируйте тему урока





Осуществляют просмотр видеоролика с последующим анализом

-Отрицательное отношение, потому что человек предал животных.

Называют качества к героям

Собака: верность преданность

Человек: предательство


Ставят проблемный вопрос

«Какое взаимоотношение между человеком и животным?»



Формулируют тему урока:

«Взаимоотношение человека и животных в рассказе Э.Сетона-Томпсона «Чинк»

Ф







П: осуществляют анализ

Р: принимает и сохраняет учебную задачу

планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.





Организует деятельность обучающихся по формулированию целей урока








-Эти цели и будут нашим планом на урок

Ставят цели на урок с помощью слов-помощников:

1) Проанализировать:

-содержание произведения «Чинк»;

-образы и поступки героев;

2) Ответить на проблемный вопрос:

-разобраться в понятиях сострадание и человечность

Ф




Р: принимает и сохраняет учебную задачу

планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


Открытие «новых» знаний. Решение учебной проблемы.



Организует проговаривание чистоговорок с целью развития речевого аппарата и овладением речевой деятельностью (говорение)

- Итак, ребята, прежде чем приступить к изучению нового материала, мы должны с Вами подготовить наш речевой аппарат, а для этого я предлагаю вам прочитать чистоговорку:

В четверг четвёртого числа, в четыре с четвертью часа, четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто!

-Хорошо, теперь наш речевой аппарат готов к работе

Читают чистоговорку вслух медленно, соблюдая знаки препинания

Ф

ТСО (ноутбук, проектор), презентация «Э.Сетон-Томпсон «Чинк», учебник 5 класса под ред. В.Я. Коровиной, текст с произведением, книжная выставка, посвященная творчеству писателя, репродукции его картин





Проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу



Развитие читательского умения антиципация т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации

Метод: словесный (беседа), практический (работа с текстом)

Прием: бортовой журнал (технология ТРКМ)

Работа с текстом до чтения


Организует первичное восприятие рассказа «Чинк» с последующим осмыслением эмоционального содержания при восприятии

Предлагает посмотреть на название рассказа и иллюстрации и предположить о чем этот текст.

бортовые журналы запишите свои предположения до чтения текста, во время чтения вы будете заполнять правую графу журнала

Дает установку при чтении рассказа:

-Подумайте, какие эмоции вызывает у Вас это произведение?

Организует осмысление эмоционального содержания рассказа при восприятии

Выясняет впечатления обучающихся.

Понравилось ли вам произведение?

Что особенно понравилось?








Высказывают предположение о произведении








Читают выразительно вслух фрагмент произведения

Делятся впечатлениями о прочитанном рассказе

Высказывают свое мнение



Ф















-

определяет жанр текста, составляет краткую аннотацию (автор, название, жанр)

читает со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного

К.: слушает и понимает речь ученика, высказывает свое мнение, строит сообщение в устной форме

П: осуществляет анализ


Р: осуществляет прогнозирование


Физминутка (1 мин)

Обеспечить активный отдых организму обучающихся в процессе определенной учебной деятельности.

-

Организует физминутку. Показывает движения (видеофизминутка)

Выполняют и повторяют движения

Ф

ТСО

(ноутбук, проектор), видеофайл физминутки

-

-

-

проявляет установку на ЗОЖ


Достижение понимание текста на уровне содержания

Метод: словесный (беседа), практический (работа с текстом)


Работа с текстом во время чтения


Задает вопросы на понимание рассказа:

-Определите жанр произведения.

-Сколько героев в рассказе?

- Какие это герои?

-Как автор изображает характер и поведение щенка?

- Что Вы можете сказать о его поведении?

- Какая была заветная мечта у Чинка?

-Как Чинк набирался опыта? Какие знания появились у щенка?


Обобщает ответы обучающихся

Чинк путем проб и ошибок приобрел жизненный опыт

Предлагает составить портрет литературного героя к рассказу Чинк.

-В чем был виноват хозяин перед Чинком?




Отвечают на вопросы по содержанию текста

-Рассказ о животных


-В произведении 2 героя

-Старик Билл Обри и Чинк





- Поймать сумчатую крысу


«… И постепенно в нем стало развиваться зерно – пока еще маленькое, но живое зернышко собачьего здравого смысла…»




Составляют портрет литературного героя к рассказу Чинк

- В том, что он бросил собаку



Ф














ТСО (ноутбук, проектор), презентация «Э.Сетон-Томпсон «Чинк», учебник 5 класса под ред. В.Я. Коровиной, текст с произведением, раздаточный материал (таблички с названием групп, жетоны, карточка с заданием)


-

определяет жанр текста, составляет краткую аннотацию (автор, название, жанр)

читает со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного

К.: слушает и понимает речь ученика, высказывает свое мнение, строит сообщение в устной форме

П: осуществляет анализ

устанавливает причинно-следственные связи, пользуется разными видами чтения.

Оценивает жизненные ситуаций с точки зрения общечеловеческих норм.


Достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»)

Метод: практический (задание творческого характера)

Прием работы: рефлексивного чтения (через творческий проект), яркое пятно

-Можно ли так поступать с животными?

-Как бы Вы поступили на месте Билла Обри?

Работа с текстом после чтения


Организует деятельность по созданию мультфильма (проект) к рассказу Э.Сетона-Томпсона «Чинк» реализованный в ходе групповой работы

- Перед уроком заходя в класс Вы брали жетон и таким образом Вы разделились на группы.

-Что нам предстоит сделать Вы узнаете из письма.

- В создании мультфильма принимает участие много специалистов.

1 группа «Сценаристы»

2 группа «Художники-постановщики»

3 группа «Художники-фазовщики»

4 группа «Рекламщики»

-Но для начала вспомним правила работы в группах.










Высказывают свое мнение







Разделяются на группы и слушают инструкцию к заданию




















Называют правила работы в группах:

1.Думай, слушай, высказывайся.

2. Говори спокойно ясно, только по делу.

3. Уважай мнение других.

4. Записывай идеи.

5.Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы. 6. В группе равные возможности успеха.






Г






























находит в тексте необходимую информацию

определяет авторскую позицию











К: слушает и понимает речь ученика, высказывает свое мнение, строит сообщение в устной форме

П: устанавливает причинно-следственные связи, пользуется разными видами чтения, строит рассуждение

Р: осуществляет планирование










Организует проверку выполнения задания

-Оцените работу группы по листу самооценки

-Какие трудности были у вас при выполнении заданий?

Предлагает вернуться к плану урока и ответить на вопрос: все ли цели на урок, достигнуты и каким образом.

Выполняют задание (творческий проект по созданию мультфильма)

Участвуют в обсуждении

Высказывают свое мнение


Оценивают свою работу в составе группы



Высказывают свое мнение

Возвращаются к целям урока

Ф

Лист самооценки



Р: осуществляет пошаговый контроль



Рефлексивно-оценочный этап (3 минуты)

Организовать рефлексию и самооценку учениками своей собственной учебной деятельности на уроке, соотнести цель и результаты своей учебной деятельности, зафиксировать степень их соответствия.

Метод: Словесный (беседа)

Прием: микрофон

Организует деятельность по самооценке обучающихся по задачам урока через прием «Микрофон»

Подводит итоги урока:

Задает вопросы:

- Какая тема урока?

- Какие задачи ставили на урок? -Какие задачи выполнили?

-Скажите все-таки о чем же рассказ?

-Чем помог маленький пес Чинк своему хозяину?

-Какое впечатление у Вас осталось после урока?

- Над чем заставил задуматься Вас рассказ?

Осуществляют оценочную деятельность по уроку.

Отвечают на вопросы

Вспоминают, какие задачи были поставлены на уроке, каким образом они решались

Ф

ТСО (компьютер, проектор), презентация «Э.Сетон-Томпсон «Чинк».

-

владеют информацией о произведении «Чинк»

называют главных героев произведения;

выделяют главную мысль

Р: осуществляет итоговый контроль

П: строит сообщения в устной форме

К: строит понятные высказывания

Проявляет ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности

Домашнее задание



Предлагает выполнить разноуровневое домашнее задание (на выбор)

1. Сочинить продолжение рассказа

2. Сделайте иллюстрацию к рассказу

3. Напишите письмо Э. Сетону-Томпсону с высказыванием своего мнения о прочитанном рассказе

-Спасибо за урок!

Записывают домашнее задание

Получают инструкцию по его выполнению








Раздаточный материал:

Утверждение

Согласен

Частично согласен

Не согласен

Я в полной мере участвовал в обсуждении




Большинство решения принято мной




Мне интереснее и полезнее работать в паре




Если я не согласен, предлагаю другое решение





Игра правда или ложь.

Задание: Прочитай утверждения, если ты с ним согласен поставь галочку, если нет – крестик

1.В деревню Элизабет было выпустить голубей во время первого испытания. ____

2. 50 голубей участвовало в соревновании, за победу в котором Арно получил на лапку серебряное кольцо. ____

3. 2590 С номер был на кольце, закреплённом на лапке Арно. _____

4. Большой Сизый — красивая, но мелкая и неповоротливая птица с большим зобом. _____

5. Возвратных голубей разводят не на показ, а потому, что они быстрокрылы и умны ______



ПрезентацияPPTX / 4.92 Мб
Сны ТатьяныMP3 / 2.74 Мб
ПисьмоMP3 / 401.53 Кб
Биография писателяMP4 / 17.45 Мб
Социальный роликMP4 / 7.76 Мб
Раздаточный материалDOCX / 2.21 Мб



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.