Урок литературы в 6 классе «А.С. Новиков – Прибой. Рассказы»
Учебный предмет - литература
|
Класс - 6
Учитель русского языка и литературы:
Юдина Лариса Александровна,
МОУ «Милославская школа»
13.04. Тема: А.С. Новиков – Прибой. Рассказы (региональный компонент).
Результат работы: учащиеся углубят знания о творчестве А.С Новикова- Прибоя, поработают с художественным текстом, выполнят его анализ.
1.Вступительное слово учителя.
- Итак, ребята, у вас состоялось первое знакомство с творчеством нашего земляка – Алексеем Силычем Новиковым – Прибоем. У него была непростая судьба, он много пережил и повидал. Теперь вы можете объяснить слова писателя С.Сартакова о нем:
Море было его розовой детской мечтой.
Море было его тяжелой матросской долей.
Море было его суровым военным подвигом.
Море стало его вдохновенным – и навсегда призванием литератора.
Посмотрите только на название книг: «Море зовет», «Люди и море», «Подводники».
2. Введение в тему урока.
Дома вы, я думаю, прочитали рассказы А. Новикова-Прибоя. Они вам понравились? Сегодня я предлагаю познакомиться и поработать с отрывком (фрагментом) из рассказа «Подводники». А кто такие подводники?
Немного информации.
Нет профессии почетнее, чем родину защищать. Это в полной мере относится к морякам-подводникам, которые и в эту самую минуту берегут покой граждан и защищают наше отечество. В свободном доступе нет данных о количестве моряков-подводников в нашей стране, но всех их мы вспоминаем и благодарим в День моряка-подводника. Нетрудно догадаться, что это профессиональный праздник мужественных, стойких военнослужащих и гражданского персонала подводных сил Военно-Морского Флота Российской Федерации.
Какого числа отмечается
День моряка-подводника в России отмечается ежегодно 19 марта. Боевое дежурство по защите наших границ и мониторинга ситуации на просторах Мирового океана подводные лодки несут круглосуточно и каждодневно.
Немного о профессии
Моряк-подводник – это не профессия, а призвание, крик души. Не каждый человек способен находиться в замкнутом пространстве под огромной толщей воды длительное время. Для этого необходимо, прежде всего, желание, здоровье, выдержка, профессиональная подготовка. Современные подводные лодки – это высокотехнологичные комплексы с передовым и суперсовременным вооружением и, соответственно, обслуживаться такая техника должна профессионалами с большой буквы. Все члены команды подводной лодки должны уметь действовать как один слаженный механизм, и ошибка одного может стоить жизни многим. На моряках-подводниках лежит колоссальная ответственность, поэтому им желают, чтобы количество погружений всегда равнялось количеству всплытий.
3. Прочитайте внимательно фрагмент рассказа «Подводники».
Скоро нам предстоит отправиться в поход.
С «Мурены» разносится по гавани дробный звук дизель-моторов. Пущены в действие динамо-машины. Весь корпус лодки охвачен лихорадочной дрожью, как алкоголик с похмелья. Это идет зарядка аккумуляторов. Запас электрической силы нам необходим при подводном плавании.
Машинное отделение наполнено гулом, стуком, воем. Иногда в этот шум врывается резкое шипение какого-нибудь открывшегося крана. Дизеля, облитые смазочным маслом, блестят начищенной медью и сталью. Отдельные части их дергаются, как живые, скачут, пляшут, перебирают помпочками, шмыгают поршнями. Здесь жарко. Мотористы, в рабочих платьях, пропитанных соляром, истекают потом.
В лодке чадно, несмотря на то, что люки все открыты. Пахнет резиной, перегаром соляра. Едкие газы пробираются в легкие, разъедают их. Сознание мутнеет, словно от угара.
Когда аккумуляторы зарядились, дизель-моторы замолчали. Стало тихо.
Но работа в лодке продолжается. Здесь почти вся команда. Каждый занимается своим делом: моют палубу и борта, чистят и приводят в порядок разные приборы, проветривают клапаны. За командой наблюдает старший офицер Голубев. Полный не по летам, он медленно, вразвалку, прохаживается от носа до кормы и с напускной серьезностью покрикивает:
— Поторопитесь, ребята! Еще немного — и обедать.
— Да уж пора бы, ваше благородие, — отвечает Залейкин. — А то кишка кишке начинает протоколы писать.
На гладко выбритом лице старшего офицера, под черными усами, — снисходительная улыбка.
Мое место на лодке — в носовом отделении, у балластной цистерны и минных аппаратов. Сейчас я вожусь с минами.
Вспомнил про один наш крейсер, уничтоженный немецкой подводной лодкой. На нем был экипаж в шестьсот человек. Он шел вместе с другими судами. Вдруг что-то произошло. На других судах не сразу даже сообразили, в чем дело. Взрыв был настолько оглушительный, точно вдребезги разлетелось само небо. Крейсера как не бывало. Не осталось ни одной жизни. Только большое облако пара и дыма густо заклубилось над местом катастрофы…
Даже сейчас по спине пробегает дрожь.
Я смотрю на мину, которую только что смазал салом. В ярком свете электрических ламп она жирно лоснится, игриво переливает огнями. В голову приходит мысль — забавная игрушка, черт возьми! Длинная, круглая, с машиной внутри, с винтом и рулями на конце. Сама идет под водой, сама управляется и несет с собой около восьми пудов самого сильного взрывчатого вещества. А где-то есть люди, сотни людей: живут, пьют, едят, влюбляются, веселятся, грустят, золотою мечтой озаряют свое будущее. И не подозревают, что их ожидает впереди. Быть может, в этой вот отполированной стали уже начертана для них неминуемая гибель, страшный провал в бездну. Одно мгновение — и куски человеческого мяса, беспросветный мрак морской пучины. А дальше? В одной стране — неизбывная скорбь, слезы, попы пропоют печальные панихиды, а в другой — ликование, громкое «ура», и такие же попы, только наряженные по-другому, пропоют тому же богу благодарственные молебны, почадят перед ним кадилами…
Кто такую подлость придумал на земле?
4.Работа с текстом. Выполните задания и ответьте на вопросы ( письменно)
1. Объясните значение слов:
Гавань-
Аккумулятор-
Дизель-
Гавань-
Если есть еще незнакомые слова, то посмотри значение в словаре или в интернете.
2.Определи тему и главную мысль текста.
3. Найди фразеологизм и объясни его значение.
3. «Золотая мечта». Что это за троп? Как вы понимаете это словосочетание в данном контексте.
4. Почему автор мину называет «забавной игрушкой»?
5. Так о какой же подлости говорит автор? Согласны ли вы с ним?
6. Так каким же вы увидели главного героя - автора в этом фрагменте?
Вывод: Судьба А.С. Новикова- Прибоя очень тяжелая, и он показывает ее через образы своих героев.
5. Домашнее задание. Ответы на классные вопросы (письменно).