Урок литературы в 9 классе по пьесе Е. Шварца «Дракон»
Урок литературы по пьесе Е.Шварца «Дракон». Заседание театральной труппы.
Учитель: Кудинова Анастасия Александровна.
Предмет исследования на уроке: Пьеса Е. Шварца «Дракон».
Методический замысел урока:
Данный урок является очередным этапом реализации совместного творческого проекта: постановка пьесы Е. Шварца «Дракон». Выбор произведения обусловлен не только своеобразием стилистики Е. Шварца, но и необходимостью серьезного разговора с подростками о свободе и несвободе, ответственности, нравственном выборе, страхе, предательстве, который и возможен в диалоге с текстом знаменитого произведения. Совместный творческий проект, как модель индивидуально-коллективной деятельности, дает возможность реализации потребности подростков в творчестве, индивидуальном выражении в слове, поступке, действии, образе.
Цель урока: Вдохновить подростков на сценическое воплощение образов Е. Шварца.
Жанр урока: собрание актерской труппы.
Время урока: 90 минут.
Задачи:
Раскрыть личный творческий потенциал каждого ученика.
Осмыслить вневременное вечное значение сказки Е.Шварца.
Осознать, пережить неисчерпаемость смысла произведения.
Формировать навыки совместного группового взаимодействия.
Развивать умение видеть приёмы создания характера в драматическом произведении.
Отрабатывать навыки осмысленного выразительного чтения.
Методы, используемые на уроке:
Групповая исследовательская работа
Вживание в образ: создание монолога от лица героя, актерское воплощение образа.
Создание проекта афиши.
Выбор музыки (лейтмотива героя).
Инсценирование фрагментов пьесы.
Предварительная подготовка:
Самостоятельное знакомство с текстом произведения, письменная работа на выяснение первоначального восприятия, «утверждение на главные роли» будущего спектакля.
Индивидуальные и групповые задания:
Создание монолога от лица героя.
Исследовательская работа по написанию историко-литературоведческого комментария к тексту с созданием презентации.
Подбор музыкального сопровождения спектакля.
Создание проекта афиши к спектаклю.
Подбор ключевых цитат отдельных персонажей.
Перед уроком «актёры», собираясь, общаются, обсуждая музыку, афишу, эскизы художников к спектаклю, записывают выбранные ими цитаты, делятся впечатлениями.
Создание пространства урока:
Для реализации цели урока необходимо было создать пространство, способствующее раскрепощению участников действа. Для этого из школьного кабинета были убраны парты, стулья расставлены полукругом. В центре находилось кресло режиссера. Вдоль всей стены - широкая полоса бумаги, на которой «актеры» перед собранием разноцветными маркерами писали любимые изречения из пьесы. Особое место в пространстве класса занимает группа консультантов, которая все необходимые материалы проецирует при помощи компьютера и интерактивной доски на экран. Также класс оформлен эскизами афиш к спектаклю.
Ход урока.
Слово «режиссёра» (учителя):
Итак, дамы и господа, прошу занять свои места. Мы начинаем. Сегодня открытое собрание нашей труппы. Недавно мы приняли решение поставить спектакль по пьесе Евгения Шварца «Дракон». Вы уже познакомились с текстом произведения, некоторые из вас сочли возможным поделиться со мной своими первыми впечатлениями. Музыкальные редакторы, звукорежиссёры, художники уже начали свою работу и делятся с нами своими замыслами, находками.
Но мне думается, что прежде чем всерьёз, детально начинать думать о том, КАК мы это будем делать, надо понять, ЧТО и ЗАЧЕМ. Поэтому цель нашего сегодняшнего собрания – попытаться понять, О ЧЕМ это произведение Шварца, ЗАЧЕМ мы с вами к нему сегодня обращаемся, ЧТО хотим сказать нашему зрителю, КАКИЕ чувства, эмоции хотим пробудить, на КАКИЕ размышления подтолкнуть.
Разобраться в таком тексте порой без помощи специалиста трудно. Нам может понадобиться исторический или литературоведческий комментарий. В этом нам помогут наши консультанты. Это архивариусы 21 века, вполне владеющие современными технологиями. Специально для нас они проделали большую работу. Все, что они нашли, подобрали, систематизировали, сегодня увидеть и услышать, конечно, невозможно. Но они готовы, если понадобиться, дать нам краткий комментарий, определение какого-либо понятия, а также наглядно продемонстрировать то, о чем пойдет речь.
С более полной версией их работы желающие смогут познакомиться на апрельской научной конференции, а также на нашем сайте.
Это не первое обращение нашей труппы к творчеству Евгения Шварца. Четыре года назад мы ставили с вами пьесу «Снежная королева». Уже тогда некоторым из вас казалось несерьезным заниматься сказками. Не удивительно, что, услышав в этом году мое предложение, многие поначалу пришли в недоумение. Конечно, вас ожидало настоящее открытие.
Что же вы увидели в этом произведении? Позволю себе вас процитировать.
«Сначала мне не очень понравилось, ведь, прочитав несколько страниц этого произведения, я посчитала его очередной сказкой. Опять рыцарь спасает свою даму от злобного дракона»,- пишет София. Далее она рассказывает, как менялось её отношение к пьесе во время прочтения, а в конце приходит к выводу: « Я думаю, что главная проблема политическая».
« Пьеса «Дракон» Шварца имеет избитый, до невозможности потёртый сюжет, но всё обыграно так мило, что язык не поворачивается назвать её такой. Хорошая детская сказка»,- пишет Игорь.
Кто-то увидел детскую сказку, другие политическую сатиру, говорили вы и о философской глубине этого пьесы Шварца. Какова же жанровая природа этого произведения? Что мы с вами ставим?
«Актёры» делятся своими размышлениями о жанре.
Итак, в произведении сказочного немало. Но в то же время мы очень быстро понимаем, что перед нами не просто волшебная сказка. Чем всегда заканчивается волшебная сказка?
( Гибелью злого чудовища).
А у нас? Дракона, именем которого названо кстати всё произведение, убивают в конце второго действия, а история продолжается…
Как вам кажется, в какой момент читатель и зритель понимают, что что-то тут не так? Когда начинаются неожиданности?
( Шарлемань хвалит дракона. Дракон – человек, его появление неожиданно и для зрителя, и для Ланцелота).
Конечно, уже первые читатели пьесы Шварца без труда увидели в этом произведении аллегорию, политическую сатиру. На что?
Консультанты напоминают определение слова «памфлет».
Да, в 1943 году была попытка поставить пьесу в театре как антифашистское произведение, но её тут же запретили, ведь шварцевские герои напоминали не только руководителей рейха и народ Германии.
Но и в 1962 году, во времена оттепели, попытка поставить Шварца была практически сразу запрещена. Почему?
А в чём вы увидели эту сатиру? Что очень узнаваемо? Какие детали, фразы?
Итак, Дракон – символ тоталитарной власти. В чём её сила? На чём она держится?
( Страх, покорность)
Какими инструментами пользуется? Как добивается такой покорности?
( Помимо террора, репрессий, казней, это всегда идеология, воздействие на сознание людей)
- переписывается история
(Дракон о цыганах; Бургомистр – «победитель дракона»).
-подмена понятий, СЛОВО утрачивает свой истинный смысл, правда заменяется ложью.
(Примеры из речи героев).
Обман пронизывает всё.
И находится те, кто служит режиму весьма ревностно, те, кто сам использует его в своих целях.
( Преемственность власти в Городе. Дракон – Бургомистр – Генрих).
Чем интересны эти персонажи? Какими вы их себе представляете?
А как впервые появляется Генрих?
Почему так?
( Видимо, главное в нём – служба Дракону, он готов и любовь, и родственные отношения принести в жертву своей карьере. Мальчик уже сделал свой выбор).
Давайте послушаем разговор отца и сына.
Актёры исполняют начало второго действия.
Как вы думаете, о чём каждый из них думает в действительности? Чего хочет от этого разговора? Удалось ли нашим актёрам это передать?
ГОРОД. Каким вы себе его представляете?
Горожане – какие они?
(Делимся мнениями, впечатлениями, говорят о сером цвете и его значении, о том, что самое страшное в том, что это обыкновенный город, обыкновенные горожане).
Открываем первую массовую сцену: бой Ланцелота с Драконом.
Как сочетается трагическое и комическое в этой сцене?
Чьими глазами мы видим бой?
Как понять этих людей?
Некоторые из вас попробовали применить известный метод Станиславского: вжиться в образ, рассказать о своём герое от первого лица. Давайте послушаем мать мальчика.
( Звучит монолог от лица героя в исполнении «актрисы»).
Какой получился человек? Как объясняет своё отношение к происходящему, своё поведение? Насколько убедительно?
Почему же мальчик видит то, чего не видят взрослые?
Интересно, а до какого возраста сохраняется такая непосредственность?
( Обмен мнениями, может быть, и жизненными наблюдениями).
« Никакой «посредственности», допустим, в домашнем коте или в дереве вы никогда не найдёте. Не найдёте вы ничего «посредственного» в ребёнке, в любом ребёнке дошкольного возраста».( Из лекции Ольги Седаковой «Посредственность как социальная опасность»).
А в нашей пьесе кто ещё сохраняет способность быть непосредственным, выражать свою точку зрения? Кто противопоставлен людям?
( Животные, природа – приводим примеры, цитируем).
А что же люди? С кем сравниваются? Чему уподобляются?
( Вспоминаем сцену подготовки к свадебному пиру – Бургомистр «представляет», описывает угощение).
Но ведь Дракон мёртв? Нет?
Только ли в Бургомистре?
Давайте обратимся к монологу Эльзы.
( Можно прослушать «актёрское» исполнение, при недостатке времени – процитировать ключевые фразы).
Как понять её слова о ноже разбойника, о занавеске?
( Дракон – внутри каждого).
А ведь он Ланцелота предупреждал! Значит, Дракон был прав?
Вспомним их разговор перед боем.
Исполнение «актёрами» сцены разговора Ланцелота и третьей головы Дракона перед боем.
Зачем так много определений к слову «душа»? Что они обозначают? Все ли вам понятны?
Консультанты дают толкование непонятных слов, на экране соответствующие слайды.
Кто же настоящие жертвы Дракона?
( Не те, кого убили, те, кто выжил. Те, кто покорно, как жареный поросёнок, подаёт лапку тому, кто его ест).
Ланцелот. Что же мне с вами делать?
Заслуживают ли они, МЫ этой жертвы? Стоит ли НАС ТАКИХ спасать?
И тем не менее спасают…
ЛАНЦЕЛОТ.
« Кто же такой Ланцелот? В чём его цель?» - пишет в своей работе Павел.
С него начинается и им заканчивается произведение. Именно он вносит смятение в жизнь «тихого, спокойного» города. А кто он такой? Что о нём известно?
Комментарий консультантов – слайды и краткая справка о Ланцелоте Озёрном, о Персее, о Георгии Победоносце, о Дон Кихоте. Ланцелот – «вечный» рыцарь, «профессиональный» герой.
Во многих современных трактовках, постановках Ланцелот бледен, неубедителен, смешон, нелеп. Дракон и Бургомистр ярче, интереснее, самое ужасное, лучше. Почему так происходит?
( Трудно сегодня изображать положительного героя, но, наверное, надо.
Зло, вообще, интересно, обаятельно…)
Как сделать его убедительным? Как его надо играть?
(Достойно, спокойно, без лишнего пафоса, восторженности. Он иногда устаёт, у него трудная работа. Он отнюдь не наивен, его трудно удивить, он с самого начала всё знает и понимает, но снова и снова даёт шанс людям).
Давайте подведём итоги нашей сегодняшней встречи.
Что мы поняли сегодня?
Что для вас главное в сказке Шварца?
Что бы вам хотелось донести до нашего зрителя?
На экране появляется схема, составленная консультантами, которая отражает основные значения образа Дракона, о которых шла речь.
«Актёры» делают свои выводы, обобщения.
Давайте закончим нашу сегодняшнюю встречу словами Ланцелота.
Девочка исполняет на альте подобранный ею лейтмотив Ланцелота. На фоне музыки звучат слова из финала второго действия:
«Эй, вы! Не бойтесь! Это можно – не обижать вдов и сирот. Жалеть друг друга тоже можно. Не бойтесь! Жалейте друг друга, Жалейте – и вы будете счастливы! Честное слово, это правда, чистая правда, самая чистая правда, какая есть на земле. Вот и всё. А я ухожу. Прощайте».
Белкина Надежда Владимировна
Валентина
Сафонова Елена Валерьевна
Сафонова Елена Валерьевна