Урок литературного чтения в 1 классе: С. Воронин «Необыкновенная ромашка»
презентация
PPT / 969 Кб
/data/files/g1602483448.ppt (презентация)
Видео
MP4 / 5.78 Мб
/data/files/z1602483480.mp4 (Видео)Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 54
Номинация «Методическая разработка»
Конспект урока по литературному чтению по программе «Перспективная начальная школа»
«Что видит и слышит поэт»
(С. Воронин «Необыкновенная ромашка»)
1 класс
Учитель начальных классов
Яркеева Галина Алексеевна
Томск 2020
Тема урока: «Что видит и слышит поэт»
(С. Воронин «Необыкновенная ромашка»)
Тип урока: открытие нового знания.
Девиз урока: Удивитесь Вы сегодня
Не один лишь только раз,
Книги открывают тайны
Для самых любознательных ребят!
Цель урока: продолжить обсуждение темы особого восприятия мира.
Задачи:
Образовательные:
создать условия для формирования важной особенности поэтического взгляда на мир, как чуткость, любовь к природе;
создать условия для формирования умения анализировать произведение, давать характеристику главных героев;
создать условия для формирования представления необыкновенной выразительности (образности) русского языка.
Развивающие:
развивать познавательный интерес к литературному чтению, внимание, творческие способности;
развивать логическое мышление, воображение, речь;
Воспитательные:
воспитывать любовь к природе;
способствовать сплочению классного коллектива;
содействовать осознанию уч-ся ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки.
Ожидаемые результаты
В результате проведения урока, обучающиеся научатся:
Предметные образовательные результаты:
познакомятся с произведением С. Воронина «Необыкновенная ромашка»;
перечитывать текст с разными задачами с опорой на интригу;
поиск нужной информации в тексте;
Метапредметные образовательные результаты:
регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
осуществлять самопроверку;
отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
познавательные:
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации;
выдвигать гипотезы и их обосновывать;
коммуникативные:
слушать собеседника и вести диалог;
понимать мотив учебной деятельности и личного смысла учения;
признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою точку зрения и оценку событий;
уважительно относиться к иному мнению.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная
Состав учащихся – 1 класс (7-8 лет), количество – 26 человек.
Оборудование: платформа ZOOM, https://learningapps.org/, учебник Н.А.Чураковой « Литературное чтение», мультимедиа проектор, компьютер с подключением к интернету, электронная презентация(среда POWER POINT), googl диск, YouTube
Продукт урока: тест «Необыкновенная ромашка»
Краткий план урока:
Организационный момент (1 мин.)
Мотивация (1 мин.)
Введение в новую тему (3 мин.)
Изучение нового материала (9 мин.)
Физминутка (1 мин.)
Закрепление (4 мин.)
Рефлексия (1 мин.)
Подведение итога (1 мин.)
Ход урока:
Вход в конференцию учителя и обучающихся
Организационный момент. (1 мин.)
Мотивация (1 мин)
Девиз урока: Удивитесь Вы сегодня
Не один лишь только раз,
Книги открывают тайны
Для самых любознательных ребят!
Здравствуйте, ребята, мы начинаем урок Литературного чтения!
Проверяем, всё ли вы приготовили? (учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, ручка, цветные карандаши)
Введение в новую тему (3 мин.)
Включается презентация, ссылка на презентацию гугл диск
https://drive.google.com/file/d/1aIsVYdw5kCE7Auky4OLWuzkvBHfFuNq-/view?usp=sharing
- Посмотрите на слайд
Слайд №1
- Что изображено на слайде? (ответы детей в чате или приём поднятой руки, либо сам учитель выбирает, кто отвечает).
- Ключевое слово урока зашифровано.
- Разгадайте его правильно расставив слоги.
ТАСОКРА
Слайд № 2
Ответ: КРАСОТА
Слайд № 3
- Что такое красота?
Прочитайте определение из статьи толкового словаря Ожегова С.И.
Слайд № 4
(Это всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение)
(ответы детей в чате или приём поднятой руки, либо сам учитель выбирает, кто отвечает).
- Где и в чем можно найти красоту? (В окружающем мире, в человеке)
- Посмотрите видео и послушайте песню в исполнении Ю. Антонова «Живёт повсюду красота»
https://studio.youtube.com/video/6KoA9iYVopA/edit/basic
- О какой красоте идёт речь? (О красоте природы)
- Важна ли для нас и нужна ли нам красота природы? (Красота природы нам необходима. Она радует наш взор, наше сердце, развивает и обогащает наши чувства, делает благороднее, отзывчивее. Ничто искуственно созданное человеком не сравнится с красотой природы. Её краски, её величие и покой способны наполнить человеческую душу миром, красотой и добром.)
- В чем заключается красота человека?
Интерактивное задание
https://learningapps.org/display?v=p85of1dxc20
- В чем заключается красота человека?
- Распределите словосочетания на группы: внутренняя и внешняя красота.
- От чего зависит внешняя красота человека?
- Или это только дар природы, то есть красота от рождения? (Внешняя красота зависит от многого: от умения одеваться, содержать себя в чистоте, красиво причесываться)
- Что значит красивые мысли, красивые поступки? (Добрые, благородные)
- О каком человеке можно сказать, что он внутренне красив? (Внутренняя красота заключается во всестороннем развитии человека, в его душевности, чуткости и доброте. Иначе можно сказать: красота души, духовная красота)
Слайд № 5
- Сегодня мы прочитаем произведение Сергея Воронина «Необыкновенная ромашка» и выясним, кто из героев обладает красотой души.
Слайд № 6 (Портрет писателя)
- Писатель Воронин С.А. родился в Ярославской области, в семье бедного крестьян. Он писал о геологах, о рабочих и тружениках деревни, об учителях и художниках, о рыбаках и писателях. Всем произведениям писателя присуща глубинная связь героев с родной землёй, их любовь к природе.
- Вам можно прочитать произведения: «Тайна боевого кузнечика», «Про хорошего кузнечика», «Дети старой кряквы», «Храбрый клоун»
Изучение нового материала (9 мин.)
- Откройте учебник на странице 60 и найдите рассказ «Необыкновенная ромашка».
Рассказываем интригу: Кот хочет рассказать ещё про одного мальчика.
Слайд № 7
- Сейчас я вам прочитаю произведение, а вы внимательно слушайте, запоминайте непонятные для вас слова, потом спросите.
(Учитель читает рассказ)
ФИЗМИНУТКА (1 мин.)
https://www.youtube.com/watch?v=39HrMCS2XTE
Беседа по прослушанному.
- Было ли в тексте непонятное для вас слово?
- Почему ромашка может быть необыкновенной?
- Необыкновенная, это значит какая? Замените другим словом.
Слайд № 8
(чудесная, невиданная, небывалая, причудливая)
- Как зовут главного мальчика? (Лека)
- Что с ним случилось? (Однажды Лека бегал по полянке и услышал чей – то тоненький голосок)
- И кто же это был? (Это была Ромашка.)
- Что сказала Ромашка, на что обратила внимание мальчика? (Ромашка обратила Внимание мальчика на сломанные им цветы.)
- Какие там были цветы? (Колокольчики, Анютины глазки, Иван Чай)
Слайд № 9
- Что почувствовал мальчик? (Он почувствовал себя виноватым.)
Чему удивился Лека? (Он ещё удивился тем, что цветок может говорить.)
- Ребята, а разве цветы могут говорить?
(Версии детей)
- Да, только не все способны их слышать. Цветы могут говорить, как и все живые существа. Только язык у цветов особенный. Вот Лека понимает язык цветов.
- Ребята, а вы понимаете язык цветов?
- Давайте выясним.
- Как цветок говорит, если хочет пить? (ОТВЕТЫ. Лепестки и цветочки у цветка никнут.)
- Как он выражает благодарность? (Яркими цветами)
- Значит, вы слышите цветы.
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы услышать цветок?
(Быть чутким, внимательным, наблюдательным)
- Что Лека увидел глазами, а что мог увидеть только сердцем? (Лека увидел, насколько красива Ромашка, а сердцем услышал её голос)
- Почему название цветка написано с заглавной буквы? (Цветок живой, он говорит, чувствует. Этот цветок для Леки особенный. Это цветок, с которым Лека хотел подружиться.)
- Почему названия других цветов написаны с прописной буквы? (Другие цветы тоже живые, автор обращает на это внимание)
- А что рассказала мальчику Ромашка ещё? (Ромашка ещё рассказала о том, что ночью близко от неё прошел крот, а она крикнула, и он убежал.)
- Что попросила Ромашка у Леки? (Она попросила принести воды, так как давно не было дождя.)
- А о чём попросил цветок? (Чтобы он никому не говорил о ней.)
- Сдержал ли слово Лека, что он сделал? (Нет, Лека не сдержал данного слова, он встретил Стёпу и проговорился о Ромашке.)
- И что случилось? (Стёпа не поверил Леке и не услышал, как говорит Ромашка и сорвал цветок.)
- Выжил ли цветок? (Нет, Ромашка стала обыкновенным сорванным полевым цветком, и конечно, она молчала.)
- Почему Лека рассказал Степе о Ромашке? (Он верил в то, что Степа тоже может услышать голос цветка.)
- Каким мальчиком оказался Степа? (Степа менее чуткий мальчик. Ему хочется доказать Леке, что он выдумщик; он не старается прислушаться и всмотреться; не приходит, чтобы доказать Леке, что цветы не умеют разговаривать; он срывает цветок, хотя знает, что его приятель нес воду, чтобы полить Ромашку. Мальчик, который не хочет поверить в чудо, который настроен на то, чтобы разоблачить друга, конечно же, не может услышать голос цветка.)
- Можно ли его считать другом Леки? (Нет)
- Прочитаем самый напряженный момент.
- Почему Лека заплакал? (Лека почувствовал душевную боль, утрату. Он себя почувствовал виноватым в гибели Ромашки.)
- У кого из героев красивая душа? Почему? (Лека, так как он понимает язык природы, слышит её звуки. Он чуткий, отзывчивый, добрый, душевный.)
Слайд № 10
- Какому эпизоду соответствует иллюстрация на слайде? (Ромашка стала обыкновенным сорванным полевым цветком.)
- Будучи сорванными, цветы живут в букете недолго, потом погибают. А живыми цветами, которые во множестве растут на лугах и полях, можно любоваться все лето.
- Прочитанное произведение является сказкой или рассказом? (Версии детей)
- Вспомним, что есть сказка и рассказ.
(Здесь имеются и признак сказки (ромашка говорит), признаки рассказа (история реальна, если подразумить, что Лека сердцем слышит Ромашку и разговаривает с ней, как с живой, разговор с Ромашкой в его воображении.) Текст авторский, поэтому можно назвать авторской сказкой.)
Закрепление (3 мин.)
Тест «Необыкновенная ромашка» ссылка на гугл диск (тест для работы )
https://docs.google.com/forms/d/1vjLyYWYlNMNbyLPFnzaIwvO9UmRazkcs9UlFuoJd7_M/edit?usp=sharing
Рефлексия (1 мин.)
- Прочитайте высказывание русского писателя А.П. Чехова. Соответствует ли оно главной мысли урока?
Слайд № 11
«В человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и тело, и мысли, и поступки…» А.П. Чехов
(Ответы детей в чат или учитель спрашивает по «поднятой руке»)
- Вам понравился урок? Кто справлялся с заданиями, выберите смайлик похожий на ромашку, отражающие ваше настроение и отправьте в чат.
Слайд № 12
Подведение итога урока (1 мин.)
- С каким писателем познакомились сегодня на уроке?
(С С. Ворониным)
- Какое его произведение прочитали? («Необыкновенная ромашка»)
- Какая главная мысль произведения С.В. Воронина «Необыкновенная ромашка»?
(Заключается в правиле: не навреди!
Не нарушай договоренности!
Не причиняй зло!
Не следует без необходимости рвать цветы, топтать)
- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?
(Мы прочитали произведение Сергея Воронина «Необыкновенная ромашка» и выясним, кто из героев обладает красотой души.)
- Достигли ли мы целей урока?
- Кто из героев обладает красотой души? (Лека)
- На следующем уроке мы продолжим работать с этим произведением. – Молодцы! Все работали хорошо! Урок окончен!
Слайд №13
Выход из конференции.