Урок литературного чтения 1 класс тема: Ирина Петровна Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»
Урок литературного чтения 1 класс
тема: Ирина Петровна Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»
Цели: ознакомить учащихся с литературной сказкой И. Токмаковой “Аля, Кляксич и буква “А”. Обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, понимать характер героев, находить главную мысль текста, составлять картинный план. Развивать творческое воображение, речь, память
Планируемые результаты: учащиеся должны осознанно читать произведение, называть действующих лиц прочитанного произведения, понимать характер героев, составлять картинный план, уметь отличать авторскую сказку от народной.
Задачи: Предметные:
продолжить работу по формированию читательских умений, анализу художественного произведения;
содействовать развитию навыка правильного, выразительного чтения по слогам и целыми словами, умению составлять картинный план;
развивать творческие способности, речь, память, мышление;
способствовать обогащению активного словаря учащихся.
Метапредметные УУД:
1. регулятивные:
определять и формировать цель деятельности на уроке; учить принимать роль в учебном сотрудничестве; контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
2. познавательные:
учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь).
3. коммуникативные:
вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
4. личностные:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
I. Организационный момент.
Я такой - какой я есть, и я очень счастлив здесь!
Могу быть маленьким, могу быть большим!
Могу быть толстым, могу быть худым!
Но я такой - какой я есть!
И я очень счастлив здесь!
Ребята, давайте поделимся своим хорошим настроением. (Согреваем ладошки и дуем в них)
На доске появляется корзинка с бесцветными воздушными шарами.
- Сегодня на уроке мы с вами должны поработать так, чтоб корзинка смогла подняться вверх, взлетит она только тогда, когда мы выполним задания и покажем свое настроение.
Красный цвет – радостное настроение. Зелёный – спокойное. Синий - грустное.
II. Актуализация знаний.
– По первым звукам названий предметов прочтите спрятанное слово. В паре.
|
|
|
|
|
|
Ответ: сказка.
Оценка деятельности красный, зелёный, синий смайлик.
III. Постановка цели урока.
Что такое сказка?
Работа над понятием.
Сказка – фольклорное (народное) или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда присутствует назидательный смысл (мораль). Наиболее распространённые виды сказок – волшебные, сказки о животных, бытовые.
Какие бывают сказки? Чтение выделенных слов.
Работа по таблице.
Народная сказка | Авторская сказка |
1. Автор – народ 2. Первоначально создаётся в устной форме 3. Такие сказки существуют в нескольких вариантах 4. Время создания определить невозможно 5. Народные сказки бывают такого жанра: волшебные, бытовые, о животных | 1. Автор – конкретное лицо (например, И.Токмакова) 2. Создаётся в письменном виде 3. Внесение изменений в содержание не допускается 4. Время написания сказки известно 5. Не ограничивается определённым жанром, может быть фантастической |
Закрасить в таблице слово сказка. Авторская сказка.
Оценка деятельности красный, зелёный, синий смайлик.
Эвристическая беседа.
– Какие сказки вы читали сами?
– Что происходит в сказках?
– Какие действующие лица обычно бывают в сказках?
– Сегодня мы познакомимся со сказкой, в которой действующими лицами являются буквы.
Чтение названия сказки. Как вы думаете, о чем будет сказка? Назовите главных героев сказки.
Физминутка.
1. Первичное чтение. Прочитай те текст, скажите, какие слова вам встретились не понятные по смыслу.
- Словарная работа.
- Ребята, кто видел кляксу и может объяснить значение этого слова?
В словаре написано что клякса это бесформенное пятно краски или чернил, пасты.
-Совпало ли наше предположение?
Оценка деятельности красный, зелёный, синий смайлик .
Найти эту книгу и прочитать можно в нашей школьной библиотеке.
2. Выборочное чтение. (Задания дать дифференцированно. Сильные – ищут ответы сами, средние - выбирают готовые ответы, слабые – читают ответы)
Вариант 1. Найди ответы в тексте.
1. Какая буква была героем этой сказки?
2. Как выглядела буква «А» при встрече с девочкой?
3. Найдите и зачитайте описание поведения буквы «А».
4. Кого испугалась буква «А»?
5.Какой Кляксич: добрый или злой? Найдите подтверждение в тексте.
6. Найдите и зачитайте описание коварного плана Кляксича.
Вариант 2. Найди ответы на вопросы и соедини их линиями.
1.Какая буква была героем этой сказки? | Буква «А» размахивала руками и что-то кричала. |
2. Как выглядела буква «А» при встрече с девочкой? | Вдруг прямо на середину страницы выбежала буква «А» |
3. Найдите и зачитайте описание поведения буквы «А». | Буква «А» испугалась Кляксича, закричала: - Да Кляксич же! |
4. Кого испугалась буква «А»? | Буква «А» уселась на строчку, вытерла пот со лба и еле выговорила.. |
5. Какой Кляксич: добрый или злой? | Кляксич ссорит буквы, он хочет их всех заменить своими кляксами… |
6. Найдите и зачитайте описание коварного плана Кляксича. | Кляксич злой. Буква А говорит: - Меня он уже выгнал, и теперь на моём месте стоит жирная клякса…. |
Вариант 3. Прочитай вопросы и ответы к ним.
1. Какая буква была героем этой сказки? Вдруг прямо на середину страницы выбежала буква «А».
2. Как выглядела буква «А» при встрече с девочкой? Буква «А» размахивала руками и что-то кричала.
3. Найдите и зачитайте описание поведения буквы «А». Буква «А» уселась на строчку, вытерла пот со лба и еле выговорила.
4. Кого испугалась буква «А»? Буква «А» испугалась Кляксича, закричала: - Да Кляксич же!
5. Какой Кляксич: добрый или злой? Кляксич злой. Буква А говорит: - Меня он уже выгнал, и теперь на моём месте стоит жирная клякса.
6. Зачитайте описание коварного плана Кляксича. Кляксич ссорит буквы, он хочет их всех заменить своими кляксами…
Оценка деятельности красный, зелёный, синий смайлик.
Физминутка.
3. Составление картинного плана сказки.
- Ребята, сейчас, я предлагаю вам прочитать эту сказку еще раз и составить картинный план.
Для этого найдите первую смысловую часть. Прочитайте её.
- О чем говорится в начале сказки? ( Как девочка Аля писала письмо, а буквы не хотели её слушаться.) Какое из предложенных названий вы выберите? Почему?
1. Как Аля писала письмо.
2. Алю не слушались буквы.
Что неожиданного произошло во второй части. Прочитайте. ( Выбегает буква и начинает разговаривать)
- Как можно озаглавить эту часть. Предположения детей заслушать. Выбрать самое подходящее название.
( Разговор девочки и буквы А. Диалог буквы и Али. )
С кем мы встречаемся в третьей части? Прочитайте.
- Каким вы представили себе Кляксича? Почему?
-Как он хочет поссорить буквы?
-Выскажите свое мнение, какое название подойдет к этой части?
(Знакомство с Кляксичем. Кляксич превращает буквы в пятна. Злой Кляксич. )
– Перед вами лежат картинки по содержанию этого текста. Расположите иллюстрации в порядке изложения сказки. В паре.
|
Оценка деятельности красный, зелёный, синий смайлик.
Творческое задание. Как вы думаете, будет ли побеждён Кляксич? Давайте поможем девочке справиться с ним, для этого нужно закрасить Кляксича, букву «А» так, чтоб они стал добрыми. Какие карандаши вы возьмете? Почему?
Оценка деятельности красный, зелёный, синий смайлик.
VI. Итог урока. Рефлексия.
– Какое произведение мы с вами читали? Почему это сказка? Кто написал сказку «Аля, Кляксич и буква «А»?
– Захотелось ли вам прочитать эту сказку? Почему?
В завершении нашего урока, посмотрите на таблицу оценивания, скажите, что вам понравилось больше всего?
Какие трудности встретились?
Какое настроение у вас было? Почему?
Возьмите шарик такого цвета, какое у вас было настроение во время работы, приклейте его к нашей корзинке. Наша корзинка поднимается вверх, к знаниям, она поможет вам найти верный путь к чтению книг.
Показ выставки книг Ирины Токмаковой.
Приложение к уроку.
Таблица оценивания деятельности на уроке.
1. | Отгадал слово СКАЗКА |
|
2. | Познакомился с понятиями СКАЗКА. НАРОДНАЯ СКАЗКА. АВТОРСКАЯ СКАЗКА. |
|
3. | Прочитал сказку. |
|
4. | Ответил на вопросы. |
|
5. | Составил картинный план. |
|
6. | Закрасил Кляксича , букву «А» |
|
Работа над понятием.
Сказка – фольклорное (народное) или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда присутствует назидательный смысл (мораль). Наиболее распространённые виды сказок – волшебные, сказки о животных, бытовые.
Вариант 1. Найди ответы в тексте.
1. Какая буква была героем этой сказки?
2. Как выглядела буква «А» при встрече с девочкой?
3. Найдите и зачитайте описание поведения буквы «А».
4. Кого испугалась буква «А»?
5.Какой Кляксич: добрый или злой? Найдите подтверждение в тексте.
6. Найдите и зачитайте описание коварного плана Кляксича.
Вариант 2. Найди ответы на вопросы и соедини их линиями.
1.Какая буква была героем этой сказки? | Буква «А» размахивала руками и что-то кричала. |
2. Как выглядела буква «А» при встрече с девочкой? | Вдруг прямо на середину страницы выбежала буква «А» |
3. Найдите и зачитайте описание поведения буквы «А». | Буква «А» испугалась Кляксича, закричала: - Да Кляксич же! |
4. Кого испугалась буква «А»? | Буква «А» уселась на строчку, вытерла пот со лба и еле выговорила.. |
5. Какой Кляксич: добрый или злой? | Кляксич ссорит буквы, он хочет их всех заменить своими кляксами… |
6. Найдите и зачитайте описание коварного плана Кляксича. | Кляксич злой. Буква А говорит: - Меня он уже выгнал, и теперь на моём месте стоит жирная клякса…. |
Вариант 3. Прочитай вопросы и ответы к ним.
1. Какая буква была героем этой сказки? Вдруг прямо на середину страницы выбежала буква «А».
2. Как выглядела буква «А» при встрече с девочкой? Буква «А» размахивала руками и что-то кричала.
3. Найдите и зачитайте описание поведения буквы «А». Буква «А» уселась на строчку, вытерла пот со лба и еле выговорила.
4. Кого испугалась буква «А»? Буква «А» испугалась Кляксича, закричала: - Да Кляксич же!
5. Какой Кляксич: добрый или злой? Кляксич злой. Буква А говорит: - Меня он уже выгнал, и теперь на моём месте стоит жирная клякса.
6. Зачитайте описание коварного плана Кляксича. Кляксич ссорит буквы, он хочет их всех заменить своими кляксами…
По первым звукам названий предметов прочтите спрятанное слово.
|
|
|
|
|
|
По первым звукам названий предметов прочтите спрятанное слово.
|
|
|
|
|
|
По первым звукам названий предметов прочтите спрятанное слово.
|
|
|
|
|
|
По первым звукам названий предметов прочтите спрятанное слово.
|
|
|
|
|
|
Расположите иллюстрации в порядке изложения сказки.
|
Расположите иллюстрации в порядке изложения сказки.
|
Расположите иллюстрации в порядке изложения сказки.
|