Урок «М.Пришвин Ребята и утята» (Чтение, 2 класс)
Предмет: литературное чтение.
Класс: 2 класс.
Тема: М.Пришвин Ребята и утята
Тип урока: урок открытия нового знания.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления детьми новой информации о творчестве М.Пришвина
Задачи урока:
образовательные:
сформировать представление о жанрах произведений М.Пришвина;
предметный результат:
самостоятельно выделять познавательную цель урока и формулировать проблему;
уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
самостоятельно создавать способ решения проблемы творческого характера;
развивающие:
называть произведения М.Пришвина и определять их жанр;
использовать выразительные средства языка для понимания произведений;
выразительно читать эпизоды из рассказа, выражая отношение к героям;
метапредметный результат:
сотрудничать в решении проблемы творческого характера;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
воспитательная:
обратить особое внимание обучающихся на бережное отношение к природе.
личностный результат:
самоопределение и эмоционально-ценностная ориентация.
Методы обучения: деятельностный, словесный, проблемный.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, коллективная.
Средства обучения:
Для учителя: литературное чтение, 2 класс, 2 часть, Л.А. Ефросинина; презентация, компьютер.
Для обучающихся: литературное чтение, 2 класс, 2 часть, Л.А. Ефросинина;
Этап урока |
Сценарий урока |
УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
У меня несколько вопросов к вам, ребята. Для того, чтобы начать урок, я должна убедиться, что вы к нему готовы. Чтобы мы сегодня добились успеха нам предстоит сотрудничать. Что значит сотрудничать на уроке? - Уважать мнение другого; -Не боятся высказывать своё мнение; - Вместе искать пути решения , если возникла проблема. -Добиваться результата. |
самоопределение (Л); смыслообразование (Л); целеполагание (П); планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности |
«Старый гриб» «Золотой луг» «Ёж-спаситель» Что это за названия? (названия произведений о природе, о животных, с которыми мы познакомились на уроках литературного чтения)
Подумайте, есть ли здесь одно лишнее произведение? Автор рассказов «Старый гриб» и «Золотой луг» - М. Пришвин, а «Ёж – спаситель» написал В.Бианки – это и сеть лишнее произведение.
О чем писал М.Пришвин свои рассказы? (ответы детей) |
анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); построение речевого высказывания (П); выполнение пробного учебного действия (Р); фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р) |
3. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) |
А с каким произведением мы будем сегодня работать? Есть догадки? (произведение М.Пришвина,) Откройте учебник на с. 130 Прочитайте заголовок. (Ребята и утята) Это и есть тема нашего урока. С чего мы начинаем знакомство с произведением? (Выразительное чтение произведения) - После того, как мы прочтем произведение, что мы делаем? – (Определяем тему, что хотел сказать автор, чему учит нас произведение) -То есть – анализируем произведение. Это и есть цель нашего урока – учимся выразительно читать рассказ, анализировать, делать выводы. Физминутка |
анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); определение основной и второстепенной информации (П); постановка и формулирование проблемы (П); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) |
4. Построение проекта выхода из затруднения |
Автор М. Пришвин нам уже знаком, сегодня мы вспомнили несколько произведений этого автора. Первичное восприятие произведения учащимися. - Мы еще не читали рассказ. Можете ли вы по заголовку предположить, о чем он? (Ответы детей) |
- смыслообразование (Л); - выдвижение гипотез и их обоснование (П) |
5. Реализация построенного проекта |
- Прочитайте 1 часть рассказа. Как автор представляет уточку-мать? (ответы-детей) - Какие опасности подстерегали на пути уточку и её утят? Найдите в тексте эту информацию. (ответы детей) - Как вы думаете, напрасно ли боялась уточка человека?(ответы детей)
Читаем вторую часть произведения. Я хочу ещё раз спросить – напрасно или нет уточка боялась человека? (ответы детей)
Как автор отнёсся к поступку ребят? - Найдите в тексте слова, подтверждающие ваше мнение.(ответы детей) А как вы относитесь к поступку ребят? Могли бы вы оказаться в той компании? (ответы детей)
Читаем третью часть рассказа. Как называет автор ребят? («глупыши») Как вы думаете, чему научил ребят этот случай? Изменится ли что-то в них с этого дня? (ответы детей)
А в вас что-то изменилось после прочтения этого произведения? Вас этот рассказ чему-нибудь научил? (ответы детей) Физминутка |
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - поиск необходимой информации (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - доказательство (П); - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
- Почему автор вступился за семью уточки? Найдите в тексте высказывания автора, подтверждающие ваше мнение. (ответы детей)
С каким настроением вы читали это произведение? Менялось ли оно по ходу чтения. Если да, почему?(ответы детей)
|
-поиск в тексте нужной информации(П); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - использование - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - доказательство (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Назовите автора произведения. Назовите заголовок. Назовите жанр произведения: рассказ, сказка, стихотворение? - Назовите тему произведения?
Самостоятельное изготовление модели обложки. |
анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); использование знаково-символических средств (П); моделирование, преобразование модели (П) |
8. Включение в систему знаний и повторение |
мы изготовили с вами модель обложки. Я предлагаю теперь представить себя художниками-иллюстраторами. группа № 1 – работает над иллюстрацией к первой части рассказа; группа № 2 – для второй части; группа № 3 – для третьей части.
Распределите внутри группы обязанности, вместе решите, что нужно нарисовать, затем кто-то рисует, а кто-то найдёт в тексте ключевые слова или фразы, которые, как и ваши иллюстрации, помогут при составлении подробного пересказа на следующем уроке.
Учитель дает задание по выбору: учебникстр.130-132 –готовить подробный пересказ |
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); выполнение действий по алгоритму (П); контроль, коррекция, оценка (Р); учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); достижение договорённостей и согласование общего решения (К); осознание ответственности за общее дело (Л) |
9. Рефлексия учебной деятельности |
Наш урок подошел к концу. Мне понравилось, как вы работали на уроке. Оцените по 5-бальной шкале вашу работу на уроке. Поставьте себе оценку в соответствующую графу в ваших индивидуальных карточках.
Выразительное чтение – Работа с текстом – Анализ произведения – Работа в группе - |
контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); самооценка на основе критерия успешности (Л); адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); следование |