Урок литературного чтения: «Пушкин» Д.Хармс

0
0
Материал опубликован 8 October

Урок литературного чтения: «Пушкин» Д.Хармс

Технологическая карта урока


Учитель:

Класс: 6 «Б»

Дата:

Тема урока: «Пушкин» Д. Хармс

Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством Д. Хармса и содержанием рассказа «Пушкин».

Задачи.

Коррекционно-образовательная: совершенствовать навыки осознанного чтения, умение ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы по тексту ;

коррекционно-развивающая: развивать монологическую речь ; корригировать кратковременную память через воспроизведение прочитанного отрывка;

коррекционно-воспитательная: привитие интереса к литературе и чтению.

Предполагаемые результаты.

Предметные результаты: - знают факты из биографии А.С. Пушкина;

- понимают прочитанный отрывок текста;

- уметь осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Личностные результаты: - формировать умение активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

- сопоставлять результаты собственной деятельности с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации.

Тип урока: общеметодологической направленности.

Оборудование: учебники, мультимедийное оборудование, схема-опора у каждого ученика на парте









Ход урока:


Основные этапы урока

Дидактическая задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент


1мин.


-создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Организует ситуацию готовности к предстоящей деятельности на уроке.

- С добрым утром! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.



Организуют свое рабочее пространство. Эмоционально настраиваются на работу.

Приветствуют. Участвуют в диалоге.

Демонстрируют готовность к уроку.



2. Проверка знаний и умений обучающихся (10 мин).


-проверить знания (умения) обучающихся




- Ребята, произведение какого автора мы изучали на прошлом уроке? Что вам было задано на дом?

(Проверка домашнего задания.

Несколько детей по очереди выходят к доске, выразительно читают стихотворение или рассказывают наизусть).



А.С.Пушкина

Рассказывают наизусть стихотворение

Анализ выступающих




3.Подготовительная работа к восприятию нового произведения. ( 3мин.)





-организовать и направить обучающихся к формулировке темы урока





Предлагает задания, которые приближают обучающихся к восприятию новых знаний. (Отрывки из сказок А.С.Пушкина)

«Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи…» («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…»)

«Приплыла к нему рыбка,

Спросила: «Чего тебе надобно, старче?» («Сказка о золотой рыбке»)

«Белка песенки поёт

Да орешки всё грызет…» («сказка о царе Салтане…»

Организует работу по определению темы учебного занятия.

- Кто написал эти произведения?

Что вы знаете о А.С.Пушкине?





Читают «жужжащим» чтением отрывки из произведений.









Называют автора этих произведений.


Припоминают и называют сведения о поэте.



4. Организация познавательной деятельности.

(3 мин.)















-изучить биографию писателя
















- Сегодня мы будем говорить о творчестве детского поэта Даниила Хармса, который написал рассказ «Пушкин».

Сообщает учащимся биографические сведения о писателе.

- Сегодня у нас урок необычный. Я хотела бы узнать, а любите ли вы ходить в гости? Сегодня мы пойдем в гости к удивительному человеку, который очень любил принимать гостей. А звали его – Даниил Хармс. Вернее, не Хармс, это его псевдоним.

- Что такое псевдоним? (Вымышленное имя)

- А настоящее имя этого писателя Даниил Иванович Ювачев.

- 30 декабря 1905 г. в  Санкт-Петербурге родился Даниил Иванович Ювачев. Будущий писатель обладал абсолютным музыкальным слухом, неплохо рисовал, был смышлён и находчив. При нем всегда была маленькая записная книжка, и он что - то строчил в ней, даже сидя на дереве в городском парке. Это были его первые стихи. Его друзьями были детские поэты и писатели: Самуил Маршак, Корней Чуковский, Борис Житков. ). Они вместе печатали интересные рассказы и стихи в детских журналах, которые назывались “Чиж” и “Еж”.

Даниил Хармс написал для нас рассказ «Пушкин», прочитав его, мы узнаем о Пушкине много нового и интересного.

Слушают, задают вопросы.
















5.Получение новых знаний

(15 мин)











- добиться восприятия, осознания, первичного обобщения и

систематизации новых знаний.





Формировать навык осознанного выразительного чтения


1.Первичное чтение рассказа учителем.

Организует чтение отрывков.

Отметьте галочкой в учебнике те строчки или абзацы в тексте, где говориться только об А.С. Пушкине.

Первичное знакомство с текстом. Чтение отрывка рассказа «Пушкин» учителем.

1-ая часть (начало рассказа до слов « И маленький Пушкин засыпал.»

Вопрос: Рассказ написан в форме беседы. Назовите участников беседы.

- О чём беседовали Кирилл и автор рассказа?

2-ая часть (от слов « А кто такой Пушкин?» до слов «… и начал писать стихи по-русски».

Вопрос: Найдите в тексте вопросы Кирилла. Зачитайте их.

- Как характеризуют мальчика эти вопросы?


2) Вторичная текстовая деятельность.

Глоссарий: поэт, лицей, лицеисты

Беседа по восприятию текста. Заполнение кластера.

Дискретное чтение. (неспешное, вдумчивое чтение художественных и научно-художественных текстов с остановками).

3-я часть (от слов « В это время часы…» до слов « А Пушкин писал стихи всё лучше и лучше.»

Задание: 1) ответьте на вопрос: где учился Пушкин и каким было это учебное заведение. Отметьте новую информацию о Пушкине на полях.

2)выразительно прочитайте эпизод о том, как Пушкин писал стихи.

4-я часть ( от слов « И вот однажды в Лицей…» до слов «…ещё более великий, чем он.»

Задание: 1) ответьте на вопрос: кто такой Державин и как к нему относился Пушкин?

2)выразительно зачитайте эпизод, как читал свои стихи на экзамене. Отметьте новую информацию о Пушкине на полях.

5-я часть (от слов « Кирилл сидел на кресле…» до конца рассказа)

Задание: подготовьте чтение по ролям, ответьте на вопрос, сколько сегодня прошло лет со смерти Пушкина. Отметьте новую информацию о Пушкине на полях.

- Найдите в тексте вопросы Кирилла. Зачитайте их.

- Как характеризуют мальчика эти вопросы?







Слушают


Отвечают на вопросы


Делают записи в кластер







6.Закрепление новых знаний

(6 мин)










- формировать навык анализа произведения


3.Анализ содержания.


Обобщающая беседа:

- Что нового вы узнали о Пушкине из этого рассказа?


О чем беседовали мальчик Кирилл и автор рассказа?

Что узнал Кирилл о жизни маленького Пушкина?


Выполнение 1 части тестового задания (если позволит время)





Отвечают на вопросы по содержанию рассказа

7.Информация о домашнем задании

(1 мин)

­-сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

Комментирует домашнее задание.


Дочитать рассказ и выполнить тестовое задание.

Повторяют домашнее задание

8.Итог урока. Оценивание обучающихся.

(1 мин)

- анализ и оценка успешности достижения цели

Оценивание.



Подводят итоги.

Оценивают себя.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.