Урок литературного чтения: «Пушкин» Д.Хармс
Урок литературного чтения: «Пушкин» Д.Хармс
Технологическая карта урока
Учитель:
Класс: 6 «Б»
Дата:
Тема урока: «Пушкин» Д. Хармс
Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством Д. Хармса и содержанием рассказа «Пушкин».
Задачи.
Коррекционно-образовательная: совершенствовать навыки осознанного чтения, умение ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы по тексту ;
коррекционно-развивающая: развивать монологическую речь ; корригировать кратковременную память через воспроизведение прочитанного отрывка;
коррекционно-воспитательная: привитие интереса к литературе и чтению.
Предполагаемые результаты.
Предметные результаты: - знают факты из биографии А.С. Пушкина;
- понимают прочитанный отрывок текста;
- уметь осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Личностные результаты: - формировать умение активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- сопоставлять результаты собственной деятельности с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации.
Тип урока: общеметодологической направленности.
Оборудование: учебники, мультимедийное оборудование, схема-опора у каждого ученика на парте
Ход урока:
Основные этапы урока
| Дидактическая задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент 1мин.
| -создание доброжелательной атмосферы на уроке. | Организует ситуацию готовности к предстоящей деятельности на уроке. - С добрым утром! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.
| Организуют свое рабочее пространство. Эмоционально настраиваются на работу. Приветствуют. Участвуют в диалоге. Демонстрируют готовность к уроку. |
2. Проверка знаний и умений обучающихся (10 мин). | -проверить знания (умения) обучающихся | - Ребята, произведение какого автора мы изучали на прошлом уроке? Что вам было задано на дом? (Проверка домашнего задания. Несколько детей по очереди выходят к доске, выразительно читают стихотворение или рассказывают наизусть). | А.С.Пушкина Рассказывают наизусть стихотворение Анализ выступающих |
3.Подготовительная работа к восприятию нового произведения. ( 3мин.) | -организовать и направить обучающихся к формулировке темы урока | Предлагает задания, которые приближают обучающихся к восприятию новых знаний. (Отрывки из сказок А.С.Пушкина) «Свет мой, зеркальце, скажи, Да всю правду доложи…» («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…») «Приплыла к нему рыбка, Спросила: «Чего тебе надобно, старче?» («Сказка о золотой рыбке») «Белка песенки поёт Да орешки всё грызет…» («сказка о царе Салтане…» Организует работу по определению темы учебного занятия. - Кто написал эти произведения? Что вы знаете о А.С.Пушкине? | Читают «жужжащим» чтением отрывки из произведений. Называют автора этих произведений. Припоминают и называют сведения о поэте.
|
4. Организация познавательной деятельности. (3 мин.) | -изучить биографию писателя | - Сегодня мы будем говорить о творчестве детского поэта Даниила Хармса, который написал рассказ «Пушкин». Сообщает учащимся биографические сведения о писателе. - Сегодня у нас урок необычный. Я хотела бы узнать, а любите ли вы ходить в гости? Сегодня мы пойдем в гости к удивительному человеку, который очень любил принимать гостей. А звали его – Даниил Хармс. Вернее, не Хармс, это его псевдоним. - Что такое псевдоним? (Вымышленное имя) - А настоящее имя этого писателя Даниил Иванович Ювачев. - 30 декабря 1905 г. в Санкт-Петербурге родился Даниил Иванович Ювачев. Будущий писатель обладал абсолютным музыкальным слухом, неплохо рисовал, был смышлён и находчив. При нем всегда была маленькая записная книжка, и он что - то строчил в ней, даже сидя на дереве в городском парке. Это были его первые стихи. Его друзьями были детские поэты и писатели: Самуил Маршак, Корней Чуковский, Борис Житков. ). Они вместе печатали интересные рассказы и стихи в детских журналах, которые назывались “Чиж” и “Еж”. Даниил Хармс написал для нас рассказ «Пушкин», прочитав его, мы узнаем о Пушкине много нового и интересного. | Слушают, задают вопросы.
|
5.Получение новых знаний (15 мин)
| - добиться восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний. Формировать навык осознанного выразительного чтения | 1.Первичное чтение рассказа учителем.
Организует чтение отрывков. Отметьте галочкой в учебнике те строчки или абзацы в тексте, где говориться только об А.С. Пушкине. Первичное знакомство с текстом. Чтение отрывка рассказа «Пушкин» учителем. 1-ая часть (начало рассказа до слов « И маленький Пушкин засыпал.» Вопрос: Рассказ написан в форме беседы. Назовите участников беседы. - О чём беседовали Кирилл и автор рассказа? 2-ая часть (от слов « А кто такой Пушкин?» до слов «… и начал писать стихи по-русски». Вопрос: Найдите в тексте вопросы Кирилла. Зачитайте их. - Как характеризуют мальчика эти вопросы? 2) Вторичная текстовая деятельность. Глоссарий: поэт, лицей, лицеисты Беседа по восприятию текста. Заполнение кластера.
Дискретное чтение. (неспешное, вдумчивое чтение художественных и научно-художественных текстов с остановками).
3-я часть (от слов « В это время часы…» до слов « А Пушкин писал стихи всё лучше и лучше.» Задание: 1) ответьте на вопрос: где учился Пушкин и каким было это учебное заведение. Отметьте новую информацию о Пушкине на полях. 2)выразительно прочитайте эпизод о том, как Пушкин писал стихи. 4-я часть ( от слов « И вот однажды в Лицей…» до слов «…ещё более великий, чем он.» Задание: 1) ответьте на вопрос: кто такой Державин и как к нему относился Пушкин? 2)выразительно зачитайте эпизод, как читал свои стихи на экзамене. Отметьте новую информацию о Пушкине на полях. 5-я часть (от слов « Кирилл сидел на кресле…» до конца рассказа) Задание: подготовьте чтение по ролям, ответьте на вопрос, сколько сегодня прошло лет со смерти Пушкина. Отметьте новую информацию о Пушкине на полях. - Найдите в тексте вопросы Кирилла. Зачитайте их. - Как характеризуют мальчика эти вопросы? |
Слушают Отвечают на вопросы Делают записи в кластер
|
6.Закрепление новых знаний (6 мин) | - формировать навык анализа произведения |
3.Анализ содержания. Обобщающая беседа: - Что нового вы узнали о Пушкине из этого рассказа? О чем беседовали мальчик Кирилл и автор рассказа? Что узнал Кирилл о жизни маленького Пушкина? Выполнение 1 части тестового задания (если позволит время) |
Отвечают на вопросы по содержанию рассказа |
7.Информация о домашнем задании (1 мин) | -сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения | Комментирует домашнее задание. Дочитать рассказ и выполнить тестовое задание. | Повторяют домашнее задание |
8.Итог урока. Оценивание обучающихся. (1 мин) | - анализ и оценка успешности достижения цели |
Оценивание. |
Подводят итоги. Оценивают себя. |