Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Герой в авторских сказках о волшебстве» (Александрова Т.И. «Кузька»)
Урок литературного чтения.
УМК: Система Д.Ю.Эльконина – В.В.Давыдова
Учебник «Литературное чтение 2 класс»,
Автор Е.И.Матвеева
Тип урока: урок в технологии РКМЧП
Тема: Герой в авторских сказках о волшебстве
Т.И.Александрова «Кузька» (отрывок)
Цель урока: Формирование грамотного, квалифицированного, интеллигентного читателя через включение в технологию РКМЧП (учебная стратегия: чтение с остановками, методические приемы: дерево предсказаний, корзина идей) учащихся 2 класса в предметной области литературное чтение по теме «Герой в авторских сказках о волшебстве».
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов в обучении:
Воспитание интереса к литературному творчеству и урокам литературного чтения;
Формирование умения оценивать поступки героев с позиции морально-этических норм;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свою работу.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Формирование умения работать в парах, группах в режиме интерактивного обучения, распределять роли и исполнять их в соответствии с инструкцией;
Развитие умения работать в подготовленной предметно-развивающей информационной среде;
Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, высказывать и аргументировать свою точку зрения;
Развитие умения оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат работы группы и свои собственные достижения;
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
Совершенствование навыков чтения (осознанного, выразительного, беглого);
Формирование глубокого понимания смысла художественного произведения, умения давать характеристику героям, оценку их поступкам;
Освоение учебных стратегий и методических приёмов в технологии РКМЧП: «Чтение с остановками», «Дерево предсказаний».
Сценарий урока литературного чтения по теме:
Герой в авторских сказках о волшебстве
Т.И.Александрова «Кузька» (отрывок)
1.Вызов
1) Организационно-мотивационный компонент
- Здравствуйте,
Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
-Здравствуйте!
Скажем мы новому дню!
Здоровья желаем всем и всему!
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Александровна. Сегодня на уроке мы будем работать вместе. Я хочу вас познакомить со своими учениками. Они прислали вам видеообращение.
«Здравствуйте, ребята! Привет! Привет! Мы – ученики Татьяны Александровны, учимся во 2 «А» классе в 4 школе. Мы знаем, что сейчас у вас будет урок литературного чтения, и мы подготовили для вас сюрприз! Надеемся, что он вам понравится! (показывают сундучок и веник) мы желаем вам удачи!»
2) Актуализация имеющегося опыта. Целеполагание.
-Работать на уроке вы будете в группах-командах.
- Обозначим правила работы в команде.
Будь добросовестным по отношению к товарищам
Один говорит, а остальные слушают,
Говорите коротко, ясно
Поддерживайте друг друга, несмотря на разногласия.
Каждая версия обсуждается в группе,
Группа вырабатывает общее решение
Выступать от имени группы почетно
-Давайте откроем этот сундучок и узнаем, что там внутри. (Достаю карточки с ребусом, раздаю)
Дети разгадывают ребус, на доске вывешивается карточка
Сказка
- Ой, как интересно! Как вы думаете, чтобы это значило?
-Молодцы! Сегодня на уроке мы будем знакомиться со сказкой
-Вспомните, чем сказка отличается от рассказа? (в сказках животные разговаривают, есть волшебные предметы, волшебные герои)
- Я с вами согласна. Давайте заглянем в наш сундучок. А здесь еще одно задание. (Раздаю конверты с картинками.)
- Рассмотрите картинки. Кто на них изображен, назовите одним словом.
- Задание будет таким: подумайте, по какому признаку можно объединить этих сказочных героев в группы.
Матроски – Шарик – Дядя Федор
Маша – Медведь
Малыш - Карлсон
- Объясните, по какому признаку вы объединили сказочных персонажей. Что их объединяет?
-Мы постараемся ответить на вопрос:
Как найти новых друзей?
- Какие же задачи поставим перед собой на этом уроке? Соберём «Корзину идей»
Узнавать
Учиться
Развивать
Читать текст осознанно
Искать ответы на вопросы;
Учиться анализировать художественное произведение;
Читать бегло, выразительно;
Учиться работать в группе, распределять роли
2.Осмысление (стратегия «Чтение с остановками»)
1)Личный опыт знакомства с книгой
С этой сказкой я впервые познакомилась, когда сама была маленькой девочкой, такой, как вы! И она мне очень понравилась! Сегодня мы прочитаем отрывок из сказочной повести Т.И.Александровой, под названием «Кузька»
2) Обсуждение названия произведения
- Как вы думаете, кто такой Кузька?
-Почему именно так называется сказка?
3) Этот герой, Кузька, очень интересно выражался. Я предлагаю вам пофантазировать и предположить, что означают эти слова
Жваркнешь-
Дряпать-
Свориться –
Обсудите в группе и запишите свои варианты на Древе предсказаний.
(проверка: вывешиваем на доске и зачитываем, я зачитываю свой вариант)
4) Чтение с остановкой
-Текст мы будем читать с остановкой, будем думать, рассуждать, отвечать на вопросы. Прочитывая сказку, подчеркивайте слова и выражения, которые помогают автору описывать главного героя
1 остановка
Кто главные герои сказки?
Вы догадались, кто такой Кузька?
Где увидела Наташа Кузьку?
Что почувствовала Наташа? а Кузька?
Какие слова подчеркнули?
На доске вывешиваю:
Кузька
Небольшой
Лохматый
В красной рубахе
Блестит глазами
Молчит
Кашляет, чихает
Боится
Как вы думаете, убежит Кузька или останется? Почему?
Вопросы после прочтения
Интересно было ли читать эту сказку?
Понравился ли вам Кузька? Чем?
Какие слова подчеркнули?
Засмеялся
Запрыгал
Обрадовался
Заплясал
Нос курносый
Рот до ушей
Потешный
Вернемся к древу предсказаний, что же обозначают эти слова?
Чем Кузька похож на героев русских народных сказок? А чем он отличается от них?
Составьте словесный портрет Кузьки.
3.Рефлексия
1) Работа в группах над осмыслением содержания сказки.
Чтобы глубже разобраться в сказке, в её содержание, поработаем в командах.
Команда - «Исследователи»
1. Прочитайте текст «Домовой»
2. Пользуясь текстом, ответьте на вопросы, вставляя пропущенные слова в предложения.
3. Выберите отвечающего.
4. Опираясь на составленные предложения, подготовьте рассказ о домовом.
1) Кто такой домовой?
Домовой - добрый________________, ____________ дома.
2) Где прячется домовой?
Он выбирает укромные места: за______, под______, на чердаке, за сундуком, в______, или даже в _________трубе
3) Какие обязанности у домового?
Домовой следит за своим_______ и ________, которая в нем живет, __________их от злых духов и напастей.
4) Что любит домовой?
Он очень любит_______.
5) Что не любит домовой?
Домовой не любит, когда обитатели дома_________. Но гораздо сильнее дух не любит, когда __________дома начинают _________друг с другом.
Команда - «Режиссёры»
Соедините начало пословиц с продолжением:
Доброе братство…… лучше богатства
Легко друзей найти,…….. да трудно сохранить.
Не имей сто рублей,…….. а имей сто друзей.
Человек без друзей - ……..что дерево без корней.
Дружба крепка не лестью, ………..а правдой и честью.
Доброе дело без…… награды не остаётся.
Обсудите с товарищами, какая пословица подходит к этой сказке.
Команда «Сценаристы»
На какие части можно поделить сказку?
Попробуйте это сделать. Озаглавьте каждую часть.
План
1) Странное существо под веником
2) Знакомство с девочкой Наташей
3) Странный разговор
4) Храбрый собеседник
Составьте картинку – пазл, к какому пункту плана она относится.
Команда «Актёры»
Выберите актера, который изобразит Кузьку и прочитает выразительно фрагмент из сказки. Нарядите актера, используя реквизит.
Кузя: - Ах, беда-беда-огорчение! Что ни скажешь - не по разуму, что ни молвишь - все попусту, что ни спросишь – все без толку! Охти мне, батюшки, охти мне, матушки! Вот тетеха, недотепа, невразумиха непонятливая! И в кого ты такая уродилась? Ну да ладно, а я-то на что!
2) Отчет групп о проделанной работе.
- Как оцените свою работу?
-Что получилось? С какими трудностями столкнулись?
3) Рефлексивно – оценочная деятельность.
- Наташа, как вы понимаете, подружилась с Кузькой. Почему это произошло?
- Как менялось поведение Кузьки?
Добрый, веселый, общительный, домовенок.
-Вспомните, какой вопрос мы поставили в начале урока?
- Какие же качества человека помогают иметь друзей?
- Кем стал для Наташи Кузька?
На доске появляется еще табличка
Друг
Оцените работу групп, наклейте стикер той команде, выступление которой было интересно, хорошо подготовлено.
У нас появилась диаграмма, по которой мы можем оценить, чьё выступление всех больше понравилось.
У нашего домовенка Кузьки есть друг, по имени Нафаня.
Я предлагаю вам побыть в их роли и подвести итог урока.
Что больше всего понравилось на уроке?
Что было трудно?
Какое задание было самое интересное?
-Как вы думаете, а у вас в классе живет домовой? А где он может прятаться? Кто был сегодня внимательным, я думаю, сразу догадается! ( Перед уроком учитель спрятал куклу Домовенка за веник)
4) Домашнее задание (По выбору)
1. Перечитать сказку «Кузька». Нарисовать Кузьку таким, каким ты его представляешь.
2.Перечитать сказку «Кузька». Подготовить пересказ по плану.
Я благодарю вас за работу!