Урок математики в 1 классе «Перестановка слагаемых» (УМК «Школа России»)
Тема урока: Перестановка слагаемых.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: познакомить с переместительным свойством сложения.
Задачи : создать условия для осознания учащимися переместительного свойства сложения;
совершенствовать вычислительные навыки: сложение и вычитание чисел первого десятка;
развивать у детей внимание, умение сравнивать , анализировать, делать выводы;
способствовать формированию коммуникативных умений, чувства взаимопомощи, стремление преодолевать трудности
развивать математическую речь учащихся;
формировать положительную мотивацию учения;
развивать интерес к предмету математики;
Планируемые результаты : учащиеся познакомятся с переместительным свойством сложения и научатся применять его при решении примеров;
Ход урока
Орг. момент, психологический настрой.
. Прежде, чем его начать, пожелаем друг другу хорошего настроение. Улыбнемся друг другу, улыбнитесь мне, а я - вам.
- Я желаю, чтобы у всех было весёлое, радостное настроение на протяжении всего урока.
- Сегодня на уроке у нас произойдёт открытие. А что такое открытие на уроке математики?
Да - это новое достижение, открытие новых знаний», правил
Актуализация опорных знаний.
- Но чтобы вы смогли сделать открытие на уроке, проведем математическую разминку, настроимся на рабочий лад.
- Посчитайте от 1 до 10, обратно от 10 до 1
- Посчитайте от 5 до 9,от 9 до 3
Назовите число, которое следует за числом 5? За числом 3?
- Назовите число, которое стоит перед числом 8? перед числом 4?
- Назовите число, которое стоит между числами 7 и 9? 5 и 7?
- Назовите соседей числа 4? 7?
- Поиграем в игру «Гол в свои ворота»
Нужно прочитать и решить правильно пример, если решил неверно, то гол забивают в ворота, будьте внимательны:
Класс проверяет, если верно- хлопок, нет- тишина
1+3= 9+5=
6-2= 8-3=
8+4= 7+4=
11-5= 10-3=
4+6= 13-6=
Вывод: (Нужно еще работать над сложением с переходом через десяток и табличным сложением и вычитанием)
Подготовительная работа к изучению нового материала.
- 6+2=8
- Прочитайте выражение, используя, название чисел при сложении и найдите его значение.
Как можно прочитать по-другому (сумма чисел 6 и 2=8)
- Знание этих компонентов поможет нам в игре.
- Мне нужна ваша помощь.
- Я кладу на пол 3 обруча.
- Сейчас выйдут 2 мальчика. Встаньте в 1 обруч. Это 1 слагаемое
- А теперь 3 девочки. Встаньте во 2 обруч. Это 2 слагаемое
-Найти надо сумму. Это 3 обруч
- Что нужно сделать ребятам, чтобы круг «сумма» заполнился? ( Сложить, перейти и мальчикам и девочкам в обруч сумма )
-Чему равна сумма? 5
- Как это записать с помощью числового выражения?
2+3=5
- Поменялись местами: девочки встали в первый обруч, мальчики – во второй.
- Ребята, заполните сумму.
- Как это записать с помощью числового выражения?
3+2=5
- Что заметили в примерах? Что скажите о слагаемых (одинаковые , поменяли местами)
Что скажите о сумме ? (одинаковая, не изменилась)
- Давайте попробуем сделать вывод,
Я начну, а вы продолжите предложение От перестановки слагаемых сумма ………. не изменяется.
- Вот вы и сделали открытие – открыли правило.
Это правило и будет темой урока «Перестановка слагаемых», мы познакомимся с правилом перестановки слагаемых, будем применять его при решении примеров
Работа по учебнику.
Открываем учебники с.14. – Рассмотрите первый рисунок.
– Сколько флажков в одной руке, сколько в другой? Как узнать, сколько всего флажков? Посчитайте. (3)
– Прочитайте пример, называя компоненты и результат. (Первое слагаемое 2, второе слагаемое 1, сумма 3)
– Посмотрите на второй рисунок. Что произошло? ( Мальчик поменял флажки местами)
– Как узнать, сколько всего флажков? Посчитайте.(3)
Прочитайте пример, называя компоненты и результат. (Первое слагаемое 1, второе слагаемое 2, сумма 3.)
– Сравните примеры, чем они похожи и чем отличаются. (Слагаемые поменялись местами, а сумма осталась та же.)
– Сравните полученные суммы, сделайте вывод. (От перестановки слагаемых сумма не меняется.) Прочитайте правило в красной рамке. Совпало это правило с нашим выводом? - Да.
Практическая работа.
- Возьмите конверт, приготовьте круги.
а) - Положите перед собой 1 красный круг. Доложите к нему по одному ещё 3 синих круга. Сколько всего кругов доложили? Сколько кругов стало?
б) - Теперь положите 3 синих круга, добавьте к ним 1 красный. Сколько кругов доложили? Сколько кругов стало?
- Когда вы быстрее нашли результат? Присчитывая 3 круга или 1 круг?
- Как легче: к 1+3 или к 3+1?
- Скажите, как удобнее и быстрее решать примеры – к меньшему числу прибавить большее или к большему числу прибавить меньшее?
- Каким правилом вы воспользовались?
- Попробуйте сделать вывод: зачем мы должны знать это правило?
(чтобы легче и быстрее решать примеры)
Работа по учебнику.
У.с.14 №1.Решить примеры парами , называя компоненты действия сложения
-Какое правило использовали при решении примеров
Работа в рабочей тетради на печатной основе.с.8 №1.Прочитать задание.
3+2=5 2+4=6 6+2=8
2+3=5 4+2=6 2+6=8
Вывод: от перестановки слагаемых сумма не меняется
Итог урока:
-С каким правилом познакомились на уроке?
Решить пример, используя перестановку слагаемых
2+8=10 так как 8+2=10
Рефлексия: